Организованная образовательная деятельность в рамках реализации программы духовно – нравственного воспитания «Социокультурные истоки» совместно с родителями Тема: «Радость послушания»
план-конспект занятия (старшая группа)

Семенюк Людмила Викторовна

Организованная  образовательная  деятельность

в рамках реализации программы

духовно – нравственного воспитания

«Социокультурные истоки» совместно с родителями

Тема: «Радость послушания» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gmo_radost_poslushaniya.docx33.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Золушка»

Организованная  образовательная  деятельность

в рамках реализации программы

духовно – нравственного воспитания

«Социокультурные истоки» совместно с родителями

Тема: «Радость послушания»

(старшая группа)

Подготовила

Воспитатель

Семенюк Л.В.

Когалым - 2019

Цель: Создание условий для освоения духовно – нравственной  категории «Вера» посредством сказок.

Задачи:

Образовательные 

Наполнять духовно – нравственной  категорию «Вера» - вера рождает доверие; доверие к опыту взрослых; уважение; послушание; душевный покой.

Подвести к пониманию того, что послушание приносит радость.

Побуждать уважать старших, заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее на примере сказок  «Гуси – лебеди», «Царевна – лягушка».

Формировать умения детей вести диалог с педагогом, отвечать на вопросы воспитателя по содержанию знакомого произведения, используя распространенные предложения.

Формировать  умение детей работать в микрогруппе совместно с взрослым.

Развивающие

Способствовать развитию у детей мотивации к послушанию взрослых.

Развивать интерес к русским народным сказкам.

Закрепить смысл пословиц ««Гни дерево пока гнется, учи дитяко, пока слушается», «Кого уважают, того и слушают».

Развивать интерес к игре – драматизации, путем активного вовлечения детей в игровые действия в ходе драматизации отрывка сказки «Гуси – лебеди».

Воспитательные

Воспитывать у детей послушание и почитание взрослых.

Воспитывать желание участвовать в совместной  деятельности с взрослыми.

Задачи, направленные на родителей:

Оказать родителям педагогическую поддержку в освоении темы «Радость послушания»

Способствовать осмыслению родителями духовно – нравственного контекста категории «Вера».

Развивать у родителей навык общения в микрогруппах по заданной теме.

Активизация словаря: батюшка, матушка, голубушка, послушание.

Методы и приемы:

Наглядные: рассматривание иллюстрации по содержанию сказок, просмотр отрывка мультфильма «Царевна-лягушка».

Словесные: беседа, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера, художественное слово, загадки, обсуждение смысла пословиц, правил поведения совместно с родителями.

Практические: игра – приветствие «Встаньте дети вместе в круг»,  игра – драматизация, народная игра «Как у дяди Трифона».

Предварительная работа: Чтение сказок: «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Аленький цветочек», «Волк и семеро козлят», «Крошечка – Ховрошечка»; просмотр и обсуждение мультфильмов по мотивам прочитанных сказок, обсуждение пословиц о послушании, беседы по прочитанным сказкам,  рассматривание иллюстраций к сказкам, игра «Собери сказку».

Материалы и оборудование: сундучок, книга, декорации (печка, речка, яблоня, избушка); маски (еж, гуси – лебеди), элементы костюмов (косынки, венок, кепка); иллюстрации к сказкам «Гуси – лебеди», «Царевна – Лягушка», «Аленький цветочек»; конверты с пословицами; телевизор, ноутбук, музыкальное сопровождение.

1. Игра – приветствие «Встаньте дети вместе в круг»  (совместно с родителями)

Встаньте дети вместе в круг, ты мой друг и я твой друг.

Крепко за руки возьмись, и друг другу улыбнись.

Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться.

Очень всех я вас люблю, и со всеми я дружу.

(В ходе игры внимание детей привлекает  сундучок)

- Ребята, а как вы думаете, что может храниться в сундучке? (предположения детей)

- Мне очень хочется узнать, что же там лежит на самом деле! А Вам?

- Предлагаю отгадать загадку и узнать.

«Не дерево, а с листочками

Не рубашка, а сшита

Не человек, а рассказывает...» (книга)

2. Беседа

- Ребята, глядя на книгу, как вы думаете, как она может называться? (предположения детей)

- Эта книга называется «Радость послушания».  А почему она так называется?

- Конечно, в этой книге живут сказки о послушании.

- А как вы думаете, что значит быть послушным?

- Что может случиться с непослушными детьми?

- Какие сказки о послушании, вы знаете?

- Послушайте,  из какой сказки эти строки: «Жили - были старик со старухой, была у них дочка да сынок маленький. Собрался старик в город и говорит дочке...

- Давайте с вами поразмышляем.

- В чем девочка ослушалась  родителей?

- Почему  сначала не помогли девочке и печка в поле, и яблонька, и молочная речка – кисельные берега?

- Что помогло девочке спасти братца?

- Ребята, как вы думаете, старшие дети должны заботиться  о младших?

- Как вы думаете - девочка еще раз оставит братца одного?

- Я тоже думаю, что она будет слушаться родителей.

- А вы бы хотели, отправится в эту  сказку?

- Давайте вспомним главных героев сказки (распределение ролей, подбор атрибутов, элементов костюмов)

3. Игра – драматизация   «Гуси – лебеди» (в роли старичка со старушкой – родители)

Вед: Жили батюшка и матушка.

Были у них дочка и сынок маленький.

Собрались старики в город и говорят дочке:

Старик-старуха: Мы поедем дочка, в город, привезем тебе булочку, и платочек; а ты будь умницей, братца береги, со двора не ходи.

Вед: Ушли батюшка и матушка; девочка посадила братца на травку под окно, а сама побежала на улицу и заигралась.

Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика и унесли на крыльях.

Прибежала девочка, глядь - нет братца!

Кликала братца - не откликается.

Девочка: Ау - Ау - братец где ты!

Вед: Выбежала в чистое поле - вдали метнулись гуси-лебеди.

Девочка: Верно, гуси-лебеди унесли братца.

Вед: Бежала девочка, видит - стоит печка.

Девочка: Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Печка: Съешь моего ржаного пирожка - скажу!

Девочка: У моего батюшки,  и пшеничные не едятся!

Вед: Бежит девочка дальше и видит, стоит яблоня.

Девочка: Яблоня, яблоня! Куда гуси-лебеди полетели?

Яблоня: Съешь моего лесного яблочка - тогда скажу!

Девочка: У моего батюшки,  и садовые не едятся!

Вед: и побежала. Видит: льется молочная речка - кисельные берега:

Девочка: Молочная речка - кисельные берега! Скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Речка: Съешь моего простого киселька с молочком, тогда скажу!

Девочка: У моего батюшки и сливочки не едятся!

Вед: Бежит девочка, а на встречу, ей еж. Хотела девочка ежа толкнуть, да побоялась наколоться и спрашивает: - Ежик, ежик, куда гуси-лебеди полетели? Ежик и показал дорогу девочке. Побежала девочка по дороге и видит - стоит избушка Бабы-яги. А возле нее, сидит и братец, золотыми яблочками играет. Подкралась девочка, схватила братца и побежала домой.  А Баба-яга  кликнула гусей-лебедей и послала их за девочкой в погоню. Бежит девочка, а гуси-лебеди совсем ее нагоняют. Куда деваться? Вдруг видит речка.

Девочка: Реченька, голубушка, укрой меня!

Речка: Съешь моего простого киселька с молочком?

Вед: Похлебала девочка киселька, речка спрятала их под крутой бережок, а гуси-лебеди мимо пролетели. Выбежала девочка с братцем и дальше побежала, а гуси-лебеди ее увидели и опять пустились в погоню. Что делать? Прибежала она к яблоне:

Девочка: Яблонька, голубушка, спрячь меня!

Яблоня: Съешь моего лесного яблочка, тогда спрячу.

Вед: Нечего делать - съела она лесного яблочка. Яблонька накрыла листьями, ветками; гуси-лебеди мимо пролетели. Вышла девочка из - под яблоньки и пустилась бежать домой. Бежит, а гуси-лебеди опять ее увидели - и ну за ней! Крыльями над головой машут.

Добежала девочка до печки.

Девочка: Печка, матушка, спрячь меня?

Печка: Съешь моего ржаного пирожка, тогда спрячу.

Вед: Съела девочка пирожок и печь ее спрятала. Гуси-лебеди пролетели мимо. Вышла девочка из-за печки и пустилась домой. Гуси-лебеди увидели и опять в погоню. Вот-вот налетят и братца вырвут. Вбежала девочка в избу. Покружились лебеди над избой, так ни с чем и улетели. Пришли старичок со старухой, видят - мальчик дома, жив и здоров. Подарили девочке булочку и платочек.

(по окончании игры – драматизации дети убирают элементы костюмов, присаживаются на стулья)

В-ль: Послушайте еще одну загадку:

«Стрела молодца угадила в болото.

Ну, где же невеста? Женится охота!

А вот и невеста, глаза на макушке

Невесту зовут...» (Царевна-лягушка)   (из сундучка появляется лягушка)

4. Беседа по сказке «Царевна – лягушка»

- А в этой сказке, кто послушался своего (отца-государя)?

- Почему мы говорили, что Ивану Царевичу, всех труднее было послушаться отца?

- А он все-таки выполнил  наказ батюшки?

- Хотел ли он жениться на лягушке?

- Что он сказал?

- А батюшка сказал, все равно бери, знать судьба твоя такая!

- А кто же достался ему в жены?   (Просмотр эпизода сказки «Царевна – лягушка»)

- Ребята я знаю, что вы слушаетесь старших: маму, папу, дедушек, бабушек.

- А сейчас я прошу вас послушать меня и вместе со своими мамами поиграть в народную игру "Как  у дяди Трифона" (дети и родители  становятся в круг)

5. Народная игра «Как у дяди Трифона» (совместно с родителями)

А у дядюшки Трифона

Было семеро детей

Семеро сыновей

Они не пили, не ели

Друг на друга смотрели

Разом делали, как я!

6. Размышление о смысле пословиц

- Сейчас я вам предлагаю разделиться на две подгруппы и пройти за столы. А родители присоединятся к вам.

- Посмотрите, в сундучке еще что - то есть.  А лежат там конверты с пословицами. (дети достают конверты из сундучка)

- Давайте поразмышляем над значением пословиц (дети совместно с родителями получают конверт с пословицей, обсуждают и высказывают свое мнение)

1) «Гни дерево пока гнется, учи дитяко, пока слушается»

2) «Кого уважают, того и слушают»

8. Ресурсный круг «Радость послушания»

- А сейчас я предлагаю ответить на вопрос: «Какими жизненными правилами вы хотели бы следовать?»

Общение в микрогруппе: дети совместно с родителями обсуждают данный вопрос.

Например: быть честными, слушаться старших, помогать им, дружить и т.д.

Групповое решение: один из родителей обобщает высказывания группы, подводит итоги.

Выступления групп:

- Сейчас прошу всех встать в круг.  Вы готовы назвать - жизненные правила? (родители высказываются)

Рефлексия:

- Ребята, а какое жизненное правило вы считаете для себя самым важным?

- Я уверена, что если мы с вами будем выполнять все правила жизни в нашей группе, то жизнь наша станет радостной и счастливой.

- С какими чувствами и мыслями вы остались после нашей встречи?

- Ваши пожелания на следующую встречу?

- Предлагаю дома совместно с детьми заполнить страничку альбома «Радость послушания» и записать все жизненные правила, которым вы хотели бы следовать и сохранить свой семейный архив.

«Гни дерево пока гнется,

учи дитяко, пока слушается»

«Кого уважают, того и слушают»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДУШЕПОЛЕЗНОГО СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ (В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ПО ДУХОВНО—НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ»)

·        Считаем, что совместные размышления по прочитанному– одна из сильных позиций книг для развития детей дошкольного возраста. Родители и дети осмысливая жизнен...

Использование книг для развития детей дошкольного возраста по программе духовно-нравственного воспитания "Социокультурные истоки"

Программа духовно-нравственного воспитания "Социокультурные истоки" в дошкольном образовании направлена на присоединение детей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России....

Методический комплекс программы духовно-нравственного воспитания "Социокультурные истоки"

Программа духовно-нравственного воспитания "Социокультурные истоки" в дошкольном образовании направлена на присоединение детей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России....

Советы родителям по духовно-нравственному воспитанию «Социокультурные истоки»

Советы родителям   в рамках программы по духовно-нравственному воспитанию  «Социокультурные  истоки»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в соответствии с содержанием реализации программы духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки» во второй младшей группе на тему: «Самый любимый образ – мама»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в соответствии с содержанием реализации программы духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки» во второй младшей группе на тему...

Презентация опыта работы по реализации программы духовно-нравственного воспитания Социокультурные истоки: «Утренний вкус со вкусом сказки».

Главная  цель программы "Социокультуные истоки" - заложить формирование духовно-нравственной основы личности, а также присоединить ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственн...

Карта НОД. Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие" реализация программы духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки» в младшей группе (3 – 4 года) Тема: «Путешествие в сказку" с использованием технологии ОТСМ - ТРИЗ.

Цель:закрепление знаний детей о русской народной сказке, приобщение к художественной литературе и произведениям русского народа.   Задачи:Образовательные: Учить, правильно, называть произведен...