Развитие интеллектуального потенциала детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность
статья (подготовительная группа)
Данная статья посвящена развитию интеллектуального потенциала детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность. В статье представлен опыт работы учреждения по данной проблемы, прописаны формы и методы работы с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.29 КБ |
Предварительный просмотр:
«РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 26 «Колосок», г. Мичуринск
Богданова Оксана Александровна, старший воспитатель
Полякова надежда Юрьевна, воспитатель
Одной из актуальных социально-педагогических задач является создание условий для формирования и развития в ребенке творческого потенциала, для перехода потенциальных способностей к интеллектуальному творчеству, для самоопределения, самореализации и самостоятельной деятельности личности.
Об актуальности данной проблемы говорит и тот факт, что в последнее время государство стало больше внимания уделять развитию личности. Задача педагога состоит в выявлении одарённых детей, поддержке их стремления к познанию, содействии наиболее полному раскрытию способностей.
Одаренный ребенок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренных детей, как правило, отмечает высокая познавательная потребность. Особенность познавательной потребности состоит и в том, что она не насыщаема, это обусловливает постоянное проявление широкой любознательности ко всему новому для ребёнка. Постепенно к 3-5 годам элементарная, первичная исследовательская активность преобразуется в более высокие ее формы и проявляется уже в самостоятельной постановке вопросов и проблем по отношению к новому, неизвестному. Выявлению и развитию одарённых детей служит любая исследовательская работа [3, с. 132.]. В ряде инновационных образовательных программ акцент делается на развитие отдельных познавательных способностей, однако при этом дети получают очень незначительное представление о мире и окружающей их действительности. Появилась проблема – систематизация и обобщение представлений детей об окружающем мире как необходимого компонента интеллектуальной готовности к обучению в школе.
Необходимость решения данной проблемы обусловлена тем, что в настоящее время дети испытывают потребность в общении с природой и бесконфликтное общение друг с другом. Природа должна стать для детей знакомой, родной и понятной. Поэтому в группе была создана развивающая среда, благодаря которой дети имели возможность наблюдать за явлениями и событиями, происходящими в природе, задавали вопросы и получали на них ответы.
Для решения этой проблемы, а также для поддержки и выявления детей, имеющих повышенный уровень интеллектуальных способностей разработана и внедряется программа «Юный исследователь» по формированию естественно – научных способностей, рассчитанная на детей 5-7 лет. Дополнительное образование дошкольного учреждения в рамках познавательно – исследовательской деятельности представлено разнообразными формами. Одной из таких форм является кружок «Юный исследователь», главной целью которого является формирование экологического мировоззрения, исследовательской и поисковой активности старших дошкольников. Данный кружок посещают воспитанники, обладающие повышенным уровнем базисных знаний по экологии, высокой мотивацией к освоению новых знаний, умений, навыков и стремлением к самореализации. Для полноценного развития естественно-научных способностей, повышению интеллектуального потенциала одаренного ребёнка в рамках работы кружка применяются следующие формы: исследовательская деятельность, проектная деятельность, полевой экологический практикум, экотеатр, самостоятельная исследовательская деятельность, экологические экскурсии и др. Созданная предметно-развивающая среда соответствует как общевозрастным, так и их специальным способностям, представлена рядом специфических особенностей: материалы для экспериментирования, большое разнообразие игр повышенной сложности, книг для чтения познавательного характера [1, с. 45].
Одним из направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения по работе с одаренными детьми является внедрение ИКТ в воспитательно – образовательный процесс. В рамках работы по данному направлению воспитанники совместно с педагогами создают собственные мультимедийные продукты, используя при этом интернет – ресурсы, компьютерные игры, проводят виртуальные экскурсии. Самостоятельная исследовательская деятельность формирует у детей умение работать с литературой, вести поиск необходимой информации, овладеть методикой проведения экологических наблюдений, приемами и навыками анализа и синтеза процесса и продукта исследований. Экологические экскурсии проводятся с целью привития детям практических навыков исследовательской работы. Экскурсии проводятся в разные периоды времени. В осенний период времени целью экскурсий является расширение компетенций дошкольников об осенних явлениях в природе, о последовательности изменений в неживой и живой природе и их взаимосвязях [2, с.7]. В зимний период уделяется внимание расширению компетенций дошкольников о зимних явлениях в природе, развитию умений сравнивать и обобщать на материале собственных наблюдений за зимними явлениями, совершенствованию навыков поисковой деятельности. В весенний и летний периоды делается акцент на расширение знаний о растениях, насекомых и животных, их развитии, на формирование познавательного интереса к лекарственным растениям и их роли в жизни человека, на развитие способностей предвидеть положительные учреждения разрабатывается методическое пособие по теме «Приобщение дошкольников среднего и старшего возраста к природе родного края через организацию сезонных прогулок». В основе пособия лежит концепция формирования экологической культуры дошкольника, способного проявлять гуманно – ценностное отношение к природе. Данное пособие позволит систематизировать организацию прогулок, повысить уровень знаний дошкольников по экологии, сформировать активную жизненную позицию и приобщить к природе родного края. Отдельно хотелось бы отметить такую форму работы как полевой экологический практикум.
Полевая экология – это обучение и воспитание детей в природной обстановке, познание и исследование природы через непосредственное общение. Природа выступает не только как объект познания и труда, но и как условие учебной, исследовательской деятельности, как дидактический материал, учебная лаборатория. В ходе данной работы детям прививаются практические навыки научно – исследовательской работы путём изучения, например, природных биоценозов, оценки степени антропогенного влияния на них и т.д., развиваются такие качества как сила воли, настойчивость, целеустремленность.
Проектная деятельность активно реализуется в рамках кружковой деятельности. Она помогает воспитанникам расширить общее и экологическое мировоззрение, позволяет раскрыть, развить и реализовать свой творческий потенциал. Как правило, проектная деятельность включает в себя исследовательскую, природоохранную, просветительскую и организационную деятельность.
Задача педагогов, конечно, состоит в выявлении и поддержке одаренных детей, но и не менее важной задачей является развитие у воспитанников личностных качеств, приобретение навыков исследования [4, с.26]. Приобретенные умения и навыки исследовательского поиска ещё в дошкольном возрасте, потребуются каждому человеку в самых разных сферах жизни. Тенденция развития современного общества такова, что творческий исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии.
Литература
1. Белоусова А.К. Развивающая образовательная среда для одарённых
детей. Учебно-методическое пособие. Ростов- на-Дону, 2009.
2. Кобзева Т.Г., Холодова И.А., Александрова Г.С. Организация детей на
прогулке. Волгоград: Учитель, 2011.
3. Недобежкина М.И. Развитие одаренности через исследовательскую
деятельность// Актуальные задачи педагогики: материалы V Международной
научно – практической конференции. Чита, 2014.
4. Юркевич B.C. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: кн. для
учителей и родителей. М.: Просвещение, 1996.__
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»
Развитие позновательной активности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/09/picture-1080059-1541765462.jpg)
Проект "Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность"
Цель данного проекта: создание системы работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности посредством детского экспериментрирования....
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/06/picture-1286785-1604675703.jpg)
Доклад по теме: «Развитие интеллектуально потенциала детей дошкольного возраста»
Доклад по теме: «Развитие интеллектуально потенциала детей дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/09/picture-399134-1391955277.jpg)
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность. Вестник научных конференций Наука и образование в XXI веке По материалам международной научно-практической конференции 29 января 2021 г. часть 3
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность...
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность.
Представляю вашему вниманию доклад и презентацию на тему Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность.Развитие интеллектуальных способностей дете...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/27/picture-1101870-1664246949.jpg)
Презентация "Развитие читательской грамотности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность"
Презентация "Развитие читательской грамотности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность"...
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Чтобы избежать развития у детей интеллектуальной пассивности необходимо развивать у ...