Активное занятие "Ласковое имя"
план-конспект занятия (младшая группа)
Освоение социокультурной категории "Имя"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivnoe_zanyatie_laskovoe_imya.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Активное занятие в младшей группе по теме
«Ласковое имя»
Цель: Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Имя»
Задачи:
1. Развивать умение слушать друг друга, называть ласковыми именами.
2. Формировать речевую активность детей через рассказывание о своем имени, исполнение потешек, песен, общение друг с другом и взрослым.
3. Мотивировать родителей на совместную деятельность с ребенком и воспитателем.
4. Формировать у детей и родителей отношение к семье, как одной из главных социокультурных ценностей.
Предварительная работа:
- Чтение потешек с именами детей
- Игры: «Угадай, кто позвал», «Кто у нас хороший».
- Общение: «Как ты ласково называешь игрушку»,
«Как ты ласково обращаешься к маме, папе и другим»,
«Как ты ласково называешь своих друзей»
Материал к занятию
1. Кукла Катя
2. Выставка фотографий детей.
3. Первая книга для развития детей 3-4 лет «Доброе слово».
Ход занятия:
1. Беседа воспитателя с родителями «Традиции отечественного имянаречения»
2. Работа воспитателя с детьми и родителями.
1. Беседа с родителями «Традиции и обычаи имянаречения в России».
Родители собираются в музыкальном зале и рассаживаются на стульях полукругом.
Называние ребенка – важное символическое действие, которое касается всей семьи и всего рода.
С древности имя человека служило оберегом, было олицетворённым, значимым и обладало большой силой.
Наши предки имели часто по два имени, например, Владимир при крещении Василий; Ярослав – Дмитрий; Ольга - Елена. Многие князья, приняв христианское имя после крещения, скрывали его от окружающих, опасаясь сглаза и различных бед. Таким образом люди стремились оградить себя от таинственных и магических сил природы, а имя было олицетворённым.
Такая традиция двойных имен существует и в наши дни.
Существовал и такой ритуал: в присутствии младенца называли различные имена и смотрели за его реакцией. Если названо верное имя, то ребенок откликался. Естественно эту процедуру повторяли трижды, чтобы удостоверится в том, что реакция ребенка была не случайной.
Некоторые семьи после рождения ребенка высылали кого-либо из домашних на улицу, чтобы спросить имя у первого встречного, и давали его имя новорожденному.
В России существовал целый ряд традиций называть ребенка по святцам. Таким образом, человек получал имя от Церкви, при Крещении. Период жизни ребенка между рождением и крещением считался особенно опасным. Как раньше, так и сейчас люди верят, что святые, обитающие на небесах, принимают участие в судьбе братьев своих, живущих на земле. Святых, имена которых носят люди, называют ангелами, а день имени- Днем Ангела.
Часто имя придумывается задолго до рождения ребенка. Как правило, ребенка называют мать или отец, нередко между ними возникают споры. Матери мотивируют свое право тем, что именно они произвели ребенка на свет, именно они «мучились», и теперь эти страдания необходимо компенсировать правом выбора имени ребенку. В некоторых случаях называние детей – разделяется по половому признаку: отец должен дать имя мальчику, а мать – девочке.
В наши дни стойко сохраняется традиция давать рождающимся детям имена членов семьи, представителей их рода. Такая традиция является не просто знаком единства, но и крепости семьи.
Дети приходят на смену старикам, заменяют их, являются воплощением старших родственников. В некоторых семьях существует традиция из поколения в поколение давать ребенку одно и то же имя. Иногда ребенка называли в честь отца.
Называние ребенка в честь отца может мотивироваться желанием магически перенести на него отцовские качества. Вместе с тем, получение такого родового имени обзывает поддерживать честь рода личными поступками и заслугами. Если же потомки запятнали себя недостойными поведением, то о них говорят, что они недостойны носить свое имя.
С другой стороны, в наши дни родителям часто хочется назвать ребенка «отдельным», «только его» именем, считая, что у человека должно быть индивидуальное имя, такое, какого в семье еще не было.
Перенесение имени одного человека на другого способно перенести вместе с собой внешние качества, характер и даже судьбу. Соответственно родители избегают давать ребенку имя какого-либо неприятного им человека, обладающего отрицательными с их точки зрения качествами, и по отношению, к которому они испытывают нежелательные эмоции.
Большое значение в имянаречении детей имела мода. Моду на имена создавали: политика, литература, музыка и фильмы.
Начиная с двадцатого века появилась мода на западноевропейские имена. В немалых количествах появились у нас Артуры, Марки, Марианна.
В последние годы, наблюдается стремление к возвращению старых традиций, детей называют старинными именами, непопулярными в годы советской власти. Так, много стало у нас Даниилов, Варвар, Матвеев и Евдокий.
Но сколько бы раз не менялась мода, Россия верна именам своих святых мучеников и героев. Такие имена как Владимир, Сергей, Александр, Екатерина, Ольга.
Говорят, что имя определяет судьбу человека. Возможно, хотя так много людей с одинаковыми именами и очень разными характерами и судьбами, что трудно в это поверить. В современном мире возможность выбора имени может быть реализована в полной мере, но при всем этом, не ослабевает и вера в существования таинственной связи судьбы человека и его имени.
А сейчас я предлагаю вам, уважаемые родители, рассказать нам о том, кто в вашей семье выбрал имя для ребенка, почему вы так назвали ребенка, и о характере своих детей. Выполнять это упражнение нужно с одним условием - называть качество характера с той же буквы, что и имя вашего ребёнка; например, Моя дочь - Даша, так назвала ее я, в честь бабушки. Даша- добрая». (Высказывания родителей - передавая друг другу мяч.
Первое слово, которое вы, уважаемые родители, подарили своему ребенку на всю жизнь – это его имя. В имени выражена ваша любовь и представление о судьбе ребенка. Имя человека можно произносить по - разному – уважительно и строго, нежно и ласково. Для ребёнка очень важно слышать из уст близких людей ласковое и нежное звучание его имени. Через нежное звучание имени передаётся родительская любовь и забота. Очень важно, чтобы наши дети не только слышали своё ласковое имя, но и сами умели его произносить. Ведь ласковое имя вызывает у детей самые добрые и нежные чувства, которые ребёнок со временем будет дарить всем окружающим.
А теперь я предлагаю пригласить наших деток и узнать, как же ласково вы их называете.
2. Работа воспитателя с детьми и родителями
Приглашается второй воспитатель вместе с детьми. Входят дети- садятся на стульчики. Обратить внимание детей на то, что к нам в гости пришли гости- мамы и папы.
Воспитатель: Давайте улыбнемся своим мама и папам и подарим им свое хорошее настроение.
Вносится кукла Катя
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришла кукла. Это я ее пригласила, когда шла утром в детский сад. Она стояла на улице одна и ей было очень одиноко. Ее зовут Катя. Катя- это имя. У всех взрослых и детей есть имя. Катя хочет познакомиться с вами, ребята. Давайте скажем Кате как нас ласково называют наши мамы и папы.
Первой берет куклу воспитатель и говорить ласково свое имя. Затем детям по кругу передают. Родители помогают.
Воспитатель: Ну вот, кукла Катя с вами познакомилась. Ребята, а вам нравится, когда вас называют ласково? А как можно ласково назвать нашу куклу? ) Катенька, Катюша)
Воспитатель: Ребята, давайте споем про Катю песенку.
Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька.
Пройди, Катя, по дорожке,
Топни, Катя, ножкой.
А еще кукла Катя любит играть. Давайте присядем на колени к своим родителям и поиграем в такую игру «Разбуди ласково». (Ребенок берет куклу и «засыпает», а мама/папа будят ребенка ласковым именем.)
Вот как ласково и красиво называют вас ваши мамы и папы.
А теперь давайте все вместе споем песенку «Кто у нас хороший».
В конце занятия педагог благодарит за интересную совместную работу.
Список использованной литературы
1. Истоковедение. Том 11.- .: Издательский дом «Истоки», 2015.
- Каруновская, Л.Э. Из алтайских верований и обрядов, связанных с ребенком. Л.Э., Каруновская - Сб. МАЭ, т. VI. Л., 1927, с. 19
- Костомаров, Н.И. О Жизни, быте и нравах русского народа [Текст]/ Н.И. Костомаров- М., 1996 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активность как фактор развития личности. Признаки и виды детской активности.
Данное сообщение представляет собой обобщенную информацию о понятии активности, которое является важным при рассмотрении всего процесса детского развития. Информация имеет ценность как для работников ...
Основной побудитель эстетической активности – стремление ребенка к деятельному познанию окружающего и его активному творческому отображению.
Консультация для родителей и воспитателей....
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
Консультация «Развитие активности и творчества детей раннего возраста в процессе двигательной активности»
Консультация для воспитателей младших групп...
Программа социальной активности детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности "Социальная активность"
Программа социальной активности детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности "Социальная активность"...
активные методы обучения в методической работе ДОУ как средство повышения интереса, творческой активности педагогов и важное условие повышения качества педагогического процесса
В статье представлен опыт работы с педагогами по применению активных методов методичесой работы...
Презентация "Роль двигательной активности в формировании активного словаря у детей подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи"
презентация "Роль двигательной активности в формировании активного словаря у детей подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи"...