Конспект родительского собрания «Театрализованная деятельность, как средство развития речи. Сенсорное развитие детей через дидактические игры»
учебно-методическое пособие (младшая группа)

Махиня Наталья Николаевна

Цели:  раскрытие значения театрализованная деятельность  как средство развития речи детей. Ознакомление родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей, направленных на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы, величины предметов.); активизировать педагогический опыт родителей по сенсорике.

 

Форма проведения -  беседа за круглым столом.

 

Задачи:

1.Создать условия для организации совместной театральной деятельности детей и взрослых, направленные на сближение детей, родителей и педагогов ДОУ;

2. Способствовать  повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по театрализованной деятельности ребенка в семье и в детском саду;

3. Осуществлять комплексный  подход к психическому и физическому  развитию детей через взаимодействие с родителями посредством театрализованной деятельности.

    4.  Ознакомить родителей с особенностями сенсорного развития детей 3 — 4 лет; активизировать педагогический опыт родителей по теме собрания.

    5.Познакомить с играми и упражнениями, направленными на формирование сенсорных эталонов и развитие мелкой моторики руки.

    6.Содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению родителей в жизнедеятельность детского сада.

 

 

 

План проведения:

1. Театрализованная деятельность как средство развития речи детей.

2. Показать наличие театров в нашей группе.

3. Знакомство родителей с особенностями сенсорного развития 3 лет.

4. Содержание и методы сенсорного развития.

5. Вручения благодарностей родителям, принимавшим участие в группе.

6.О разном. Подведение итогов.

 

Подготовительный этап:

1.Подготовить памятки, анкеты.

2. Напечатать благодарности.

3. Подготовить разные виды театров.

4. Подготовить игры и упражнения по сенсорному развитию.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod_.sobranie.docx39.29 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ детский сад общеразвивающего вида «Лучик»

Конспект родительского собрания

«Театрализованная деятельность, как средство развития речи. Сенсорное развитие детей через дидактические игры»

                                                                                      Подготовил воспитатель

                                                                                                            Махиня Н.Н.

Вихоревка

2021г.

Цели:  раскрытие значения театрализованная деятельность  как средство развития речи детей. Ознакомление родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей, направленных на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы, величины предметов.); активизировать педагогический опыт родителей по сенсорике.

Форма проведения -  беседа за круглым столом.

Задачи:

1.Создать условия для организации совместной театральной деятельности детей и взрослых, направленные на сближение детей, родителей и педагогов ДОУ;

2. Способствовать  повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по театрализованной деятельности ребенка в семье и в детском саду;

3. Осуществлять комплексный  подход к психическому и физическому  развитию детей через взаимодействие с родителями посредством театрализованной деятельности.

    4.  Ознакомить родителей с особенностями сенсорного развития детей 3 — 4 лет; активизировать педагогический опыт родителей по теме собрания.

    5.Познакомить с играми и упражнениями, направленными на формирование сенсорных эталонов и развитие мелкой моторики руки.

    6.Содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению родителей в жизнедеятельность детского сада.

План проведения:

1. Театрализованная деятельность как средство развития речи детей.

2. Показать наличие театров в нашей группе.

3. Знакомство родителей с особенностями сенсорного развития 3 лет.

4. Содержание и методы сенсорного развития.

5. Вручения благодарностей родителям, принимавшим участие в группе.

6.О разном. Подведение итогов.

Подготовительный этап:

1.Подготовить памятки, анкеты.

2. Напечатать благодарности.

3. Подготовить разные виды театров.

4. Подготовить игры и упражнения по сенсорному развитию.

Ход встречи:

1.Добрый вечер, уважаемые родители! «Ребенку исполнилось три года. Он поднимается на новую ступень своего развития. Уже можно задуматься над его дальнейшей судьбой и над тем, что можно сделать для того, чтобы он вырос умным, честным и счастливым человеком.

Давно уже кануло в прошлое представление о дошкольном возрасте как о «пустом» времени, когда дитя только растет и забавляется. Советские и зарубежные ученые пришли к единодушному выводу: именно в этот период закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, нравственного и умственного развития ребенка».(Л. Венгер)

Наша встреча сегодня посвящена теме: «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей» и «Особенности сенсорного развития».

Испокон веков театр всегда завораживал зрителей. Театральная игра – это исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид  деятельности, свойственный человеку.

Речь – это основное средство человеческого общения, а в нашем случае правильная, грамотная речь – основной элемент фундамента будущего успешного обучения в школе. Речь не передается по наследству, в формировании речи ребёнка большую роль играет его окружение.

Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной - у малышей, к интонационной речевой - у детей средней группы и к языковой выразительности речи - у детей старшего дошкольного возраста. Для развития речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучать ещё в раннем детстве. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа.Таким образом, театрализованные игры помогают развитию речи ребёнка.

Велико значение театрализованной игры для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

- формированием эстетического вкуса;

- нравственным воспитанием;

- воспитанием воли, памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;

- развитием коммуникативных качеств личности;

- художественным образованием и воспитанием детей.

Театрализованная игра:

Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса;

Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства (динамику, темп, интонацию и др.);

Совершенствует артикуляционный аппарат;

Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная, выразительная речь.

Волшебные средства понимания – диалог с родителями. Уважаемые родители! ответьте на вопросы:

Если бы все люди не могли говорить, но знали слова, как бы они понимали друг друга? (С помощью жестов, мимики, позы туловища).

Меняется ли голос человека в зависимости от его настроения? Как?

Можем ли мы узнать о настроении человека, не видя его лица?

Как? (По позе, жестам.)

Можем ли мы назвать интонацию, мимику, пантомимику (жесты, поза человека) «волшебными» средствами понимания?

Вспомните, какие жесты вы знаете и используете при общении? (Приветствие, прощание и др.)

2. Виды театра:

1. Конусный, настольный театр

Помогает учить детей координировать движения рук и глаз; Сопровождать движения пальцев речью; Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

2.  Театр кукол Би-ба-бо.

Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой.

4. Пальчиковый театр.

Способствует развитию речи, внимания, памяти; формирует пространственные представления;

Развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений; повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.

6. Театр магнитный и театр на фланелеграфе.

Действуя с различными картинками, у ребенка развивается мелкая моторика рук, что способствует более успешному и эффективному развитию речи.

Игра-драматизация.  Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и речи, как игра-драматизация.

Таким образом, можно сделать вывод, что театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развитию речи, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.

Но не стоит забывать, что ведущая роль в развитии и воспитании ребенка все-таки отдана не ДОУ, а семье. Ведь родители для детей являются образцом для подражания.

Однако, в современном мире, из-за постоянной занятости взрослых дети очень много времени проводят за компьютером либо у телевизора. В результате чего мы видим, как трудно бывает ребенку сформулировать и озвучить порой даже самую простую мысль. Соответственно у него возникают сложности и при общении. Решить проблему можно очень просто – завести дома кукольный театр. Именно о театрализованных играх я расскажу подробнее.

Создать дома театральный уголок очень просто:

• Можно использовать любые обыкновенные игрушки, одинаковые по материалу, у вас получится театр игрушек.

• Можно вырезать фигуры персонажей из раскрасок.

• А театр теней. Самый простой вид театра, с помощью рук можно создать силуэты птиц, животных, людей. А затем оживить тени и создать настоящий театр.

Не забывайте, что изготавливать куклы желательно совместно с ребенком, ведь это развивает мелкую моторику. Ну а дальше, ваша с ребенком фантазия, и занимательный вечер вам гарантирован. Вооружайтесь хорошим настроением и играйте!

Театральная деятельность в детском саду имеет свои особенности. Это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. На первых порах главную роль в театрализованной деятельности берем на себя мы - педагоги, рассказывая и показывая различные сказки и потешки. Но, уже начиная с 3 летнего возраста дети, подражая взрослым, самостоятельно обыгрывают фрагменты литературных произведений в свободной деятельности. Во время зрелища воображение позволяет ребенку наделять героев пьесы человеческим свойствами, воспринимать происходящее как реальность, сочувствовать, переживать и радоваться за героев пьесы. Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Театр создаёт условия для социализации ребенка в обществе, усиливает адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности. Работа по развитию у дошкольников творческих способностей в процессе театрализованных игр приносит свои плоды: у ребят активизируется и обогащается словарь, они становятся свободнее, раскрепощённые в общении, а главное, они испытывают эмоциональный подъём.

2. Анкета для родителей.

Уважаемые родители Мы очень заинтересованы в успешном развитии Вашего ребенка и создании необходимых условий для развития его творческих способностей в детском саду и в семье.

Просим Вас ответить на вопросы анкеты.

1. Как часто Вы читаете сказки своему ребенку?

2. Какие сказки Вы читаете?

3. Есть ли у Вашего ребенка творческие способности? Какие?

4. Делится ли он своими впечатлениями о театрализованных представлениях, проводимых в детском саду.

5. Играете ли Вы с Вашим ребенком дома в театрализованные игры?

6. Были ли вы со своим ребенком в театре?

7. Какие впечатления у ребенка от увиденного в театре?

8. Как вы относитесь к тому, что в детский сад приезжают выступать артисты, театра?

9. Когда по телевидению показывают детский фильм, спектакль, мультфильм, вы:

10. Ваши пожелание и предложения по театрализованной деятельности в нашей группе.

Большое спасибо за участие!

3. Психологи XX в. доказали, что сенсомоторное (двигательное и сенсорное) развитие составляет фундамент умственного развития. Поэтому не случайно тема нашей встречи звучит так: «Сенсорное воспитание — фундамент умственного развития ребенка».

По мнению доктора психологических наук Л. Венгера, «руководить умственным развитием ребенка — это значит учить его чему-то, ставить перед ним определенные задачи и показывать способы их решения».

— Можно ли учить трехлетнего ребенка? Захочет ли он учиться и будет ли усваивать то, что мы хотим?

К 3 годам у ребенка развито умение и желание общаться со взрослым, это позволяет взрослому руководить его деятельностью, направлять ее в определенное русло.

Трехлетний ребенок может учиться, и научить его можно очень многому. Но вместе с тем родителям надо знать, чему учить и как учить, какими методами пользоваться.

Конечно, разнообразная деятельность малыша и без нашей помощи приводит к необходимым сдвигам в умственном развитии. Задача взрослых — не научить ребенка чему-то необычайному, а, наоборот, расширить и углубить естественные для его возраста стороны развития. И сделать это можно, умело руководя обычными для трехлетки видами деятельности, подчеркивая в них те моменты, которые особенно важны с точки зрения формирования умственных способностей.

В образовательной программе младших групп основным является сенсорное развитие, которое составляет фундамент общего умственного развития ребенка. Возраст от 2 до 4 лет — наиболее благоприятный (сензитивный) период для развития восприятия, совершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Правильное восприятие формы, величины, цвета и других свойств и качеств предметов и явлений необходимо для успешного усвоения многих учебных дисциплин в школе, от этого зависит формирование способностей ко многим видам творческой деятельности.

Создание проблемной ситуации

(Звучит таинственная музыка, перед родителями появляется «Чудесный мешочек».)

Перед нами возникла проблемная ситуация — узнать на ощупь, что находится в чудесном мешочке.

(Воспитатель предлагает родителям определить на ощупь содержимое ящика. Родители запускают руки через рукава в ящик и ощупывают предмет, рассказывают что это. В ящик можно положить фрукты, овощи, геометрические фигуры. Сейчас вы попали в затруднительную ситуацию. Такое бывает часто, когда человек утомлен, возбужден, напуган или встречается с неизвестным объектом.

Дидактическая игра «Разложи по размеру». Цель: соотнесение предметов по величине. Ход: ребёнку предлагается разложить в порядке увеличения размера, предлагаемые предметы.

Дидактическая игра «Спрячь бабочку». Цель: формирований умений различать и называть цвета, группировать объекты по цвету. Ход: детям предлагается рассмотреть силуэты бабочек, а затем спрятать их на разноцветных деревьях.

Ребенка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Для того чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо обучать ребенка основным умственным действиям и правилам восприятия.

Вы можете возразить, что каждый ребенок даже без целенаправленного обучения так или иначе воспринимает новые объекты. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного руководства взрослых, то оно нередко оказывается поверхностным и неполноценным.

Сегодня мы предлагаем вам пройти тот путь, который проводит ребенок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими сенсорному развитию детей младшего возраста, и в итоге узнать, что же находится в этом ящике.

Каждый родитель знает своего ребенка, видит, как он играет, рисует, строит из кубиков. Но не все родители представляют себе, что должен знать и уметь ребенок на пороге дошкольного детства, в 3 года. Чаще всего родители оценивают развитие своего ребенка по сравнению с детьми родственников, приятелей, соседей: «Машин Алеша уже все буквы помнит, стихи читает наизусть, а мой возится и возится с кубиками... Не знаю уж, что мне с ним и делать».

Как правило, родители отмечают только бросающиеся в глаза знания и умения ребенка и не обращают внимание на наиболее важные вещи, которые характеризуют действительный уровень его развития.

Все дети разные, и развиваются они по-разному. Но вместе с тем существует некоторый минимум достижений в развитии, соответствующий возрастной норме ребенка трех лет.

• Умение играть, использовать игрушки, строить элементарную цепочку игровых действий.

Что значит уметь играть? Играет ли малыш, когда он тянет за веревочку игрушечную машину? А когда кладет куклу в кроватку и накрывает ее лоскутом? Может быть, да, а может быть, и нет.

Играет, если видит в игрушечной машине настоящую, в кукле — девочку, в лоскуте — одеяло. Не играет, если, выполняя эти действия, просто повторяет то, что показали взрослые, или то, что видел у других детей.

Цепочка игровых действий имеется там, где ребенок не просто повторяет в игре одно и то же действие, а выполняет два или больше действий, по смыслу следующих друг за другом (например, раздевает куклу, потом укладывает в постель и накрывает одеялом).

• Умение строить простейшие предметы из двух деталей строительного материала (диванчик, стул).

Не просто прикладывает друг к другу два кирпичика, как показали воспитатель или мама, а узнает в том, что получилось, например, настоящий диван, на который можно сажать куклу, мишку.

• Умение рисовать.

Хорошо, если ребенок начал рисовать, если из-под его карандаша выходит изображение, хотя бы отдаленно напоминающее мячик, машину, елку, а главное, узнаваемое для него самого. Но если этого нет, тоже не стоит беспокоиться. Многие дети в 3 года еще удовлетворяются неразборчивыми каракулями.

Данные умения без труда могут выявить родители в ходе повседневных наблюдений за ребенком. Но для того чтобы выяснить, как ребенок воспринимает цвет, форму, величину предметов, нужна специальная проверка, которую мы, педагоги, проводим по методике Л. Венгера.

4.Содержание и методы сенсорного развития

(Открывается схема, на которой изображены все пять органов чувств (глаз — зрение, ухо — слух, язык — вкус, нос — обоняние, рука - осязание).)

Познание неизвестного объекта мы проведем с помощью всех анализаторов и одновременно познакомимся с содержанием приемами сенсорного развития детей младшего возраста: зрения цвет, форма, величина); осязания (вес, фактура, температура); обоняния (запахи); слуха (звуки); вкуса.

Мы познакомим вас с некоторыми развивающими заданиями. Используя их в семейной практике, вы сможете сами придумать новые.

Просим не забывать: советы и рекомендации нельзя принимать как готовые рецепты, каждый ребенок своеобразен, не похож на других, к нему нужно уметь найти подход; в зависимости от интересов и склонностей ребенка, его индивидуальных особенностей следует отбирать те или другие задания; ни в коем случае не заставляйте ребенка заниматься тем, что ему неинтересно.

 «Самая лучшая игрушка для ребенка та, которую можно заставить постоянно меняться: для маленьких детей самая лучшая игрушка — кучка песка» (К. Ушинский).

Действительно, песок, вода, глина, бумага, крупные пуговицы — любимые материалы для игр и занятий детей младшего возраста. Не нужно покупать дорогостоящие пособия, потому что герои и объекты наших первых игр — обыкновенные кастрюли, крышки, банки, ложки, тарелки, крупные пуговицы, прочая домашняя утварь и природный материал. Именно игры с хорошо знакомыми в быту предметами дают возможность расширить сферу ориентирования ребенка в окружающем мире.

Сегодня мы с вами подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного проходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получает только тогда, когда задействованы все группы анализаторов.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что умственное развитие — очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребенок должен развиваться гармонически, т. е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.

Ведущий вид деятельности – игра. Обыгрывайте с ребенком разные ситуации, предлагайте выполнить то или иное задание от лица игрушки, для игрушки, например, пусть свое недовольство поведением ребенка высказывает любимый медвежонок.

1.Ребенок стремится к самостоятельности – удовлетворяйте эту потребность. Все, что ребенок может делать – пусть делает сам.

2.Помните! Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящие, он не может их контролировать и сдерживать, ограничивают их только наказания и поощрения взрослых.

3.Будьте последовательны в требованиях, не бойтесь сказать «Нет».

4.. Хвалите ребенка за хорошее поведение.

5. Ребенка можно отвлечь, берегите его нервную систему.

Любви и терпения!

5.Вручение благодарностей.

6. О разном. Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Развитие сенсорных способностей детей через дидактические игры"

Данный проект позволит создать систему работы, направленную на развитие сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста посредствам дидактической игры. Благодаря предлагаемому проекту, у до...

Родительское собрание во второй младшей группе «Первые шаги ребёнка в математику через дидактические игры»

Цель: Расширить знания родителей о роли дидактических игр в жизни дошкольника....

«Развитие речи младшего дошкольного возраста через дидактические игры»

Актуальность темы:   в  раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достоянием человечества - речью. На втором году он понимает обращённую к нему речь, сам начинает говорить и к трём г...

Проект «Развитие речи дошкольников средней группы через дидактические игры, театрализацию и использование мнемотаблиц»

При систематической работе по данному проекту значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью....