Проект "Развитие сенсорных способностей детей через дидактические игры"
проект (средняя группа) на тему

Левкина Наталья Васильевна

Данный проект позволит создать систему работы, направленную на развитие сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста посредствам дидактической игры. Благодаря предлагаемому проекту, у дошкольников сформируются сенсорные эталоны, разовьются познавательные способности, аналитическое восприятие, что поспособствует интеллектуальному развитию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_sensorike_na_konkurs.docx88.77 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Нарышкинский детский сад «Солнышко»                

Проект

«Развитие сенсорных способностей через дидактические игры»

http://heliograph.ru/images/629609_sensorika.jpg

                                                                     

                                                                    Составила воспитатель  

                                                                                       1 квалификационной

                                                                                        категории Левкина Н.В.

                                                   

                                                                2015г.  

Тип проекта.

Проект  познавательно-игровой, срок-сентябрь 2015-май 2016г.

Участники проекта. 

Дети средней группы, родители, педагоги.

Практическая значимость проекта.

Данный проект позволит создать систему работы, направленную на развитие сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста посредствам дидактической игры. Благодаря предлагаемому проекту, у дошкольников сформируются сенсорные эталоны, разовьются познавательные способности, аналитическое восприятие, что поспособствует интеллектуальному развитию детей.

          Проект будет полезен родителям воспитанников ДОУ, поскольку поспособствует  повышению компетенции родителей в сфере сенсорного воспитания дошкольников. 

                                                Актуальность:

        Одним из приоритетных направлений   дошкольного возраста является воспитание сенсорной культуры детей.  Актуальность сенсорного развития  в дошкольном детстве трудно переоценить, именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств. Без обогащения сенсорного опыта, без  сформированности системы сенсорно –

перцептивных действий и системы сенсорных  эталонов у детей, не может происходить полноценное восприятие окружающего мира, которое необходимо для умственного развития.

Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребёнка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: исследование предметов, их свойств и качеств. 

Наблюдая и анализируя сенсомоторную игровую деятельность детей моей группы в процессе совместной образовательной  деятельности, сделала вывод, что у многих воспитанников наблюдается недостаточность освоения сенсорных эталонов, сформированности познавательной мотивации, способов обследования предметов, развития  сенсорных способностей.

      Для решения этих проблем необходимы новые эффективные подходы,  которые бы способствовали развитию сенсорных способностей  дошкольников, соответствовали современным требованиям, представляли собой комплексное решение вопросов, создавали основу для формирования благоприятного микроклимата в детском  коллективе.

Новизна проекта.

     Новизна проекта заключается в том, что формирование сенсорной культуры должно осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно. Работа поможет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения.

Цель проекта.

Создание системы работы по сенсорному воспитанию детей  среднего дошкольного возраста посредством дидактической игры.  

Задачи:

  • Создать развивающую предметно-пространственную среду в группе, способствующую обогащению и накоплению сенсорного опыта дошкольников.
  • Сформировать сенсорные эталоны, обучая детей способам обследования предметов.
  • Развивать познавательные способности, аналитическое восприятие у детей  дошкольного возраста.
  •  Воспитывать познавательный интерес, любознательность;
  • Повышать компетентность родителей в  организации работы по  сенсорному воспитанию дошкольников посредством дидактической игры.

Формы и методы реализации проекта:

Методы: игровой, словесный, наглядный, практический.

Формы:

совместная предметная деятельность воспитателя и детей;

игровые занятия, дидактические игры ,наблюдение, рассматривание;

выполнение самостоятельных предметных действий.

                         

                      Предполагаемый результат.

Овладение детьми сенсорными эталонами и развитие мелкой моторики.

Родители расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, подготавливают материал для обучения своих детей.

Педагоги продолжают  освоение метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников. 

Этапы реализации проекта.

  1. Этап -подготовительный.

На первом подготовительном этапе будет подобрана и изучена методическая и справочная литература по сенсорному развитию детей. Проведена  диагностика детей и анкетирование родителей.

 В конце данного этапа будет разработан план работы с детьми и родителями, а так же создана предметно-развивающая среда в группе. При создании предметно-развивающей среды будут соблюдены санитарно-гигиенические, педагогические, эстетические требования: достаточная освещённость, целесообразность размещения материала и доступность, соответствие возрастным особенностям детей, эстетичность.

Содержание работы

Сроки

1

Подбор и изучение методической и справочной литературы

Сентябрь

2

Диагностирование детей в рамках проекта

Сентябрь

3

Анкетирование родителей

Сентябрь

4

Разработка поэтапного плана работы с детьми и родителями

Октябрь

5

 Создание предметно-развивающей среды

Октябрь– апрель

  1.   Этап –основной.

На втором основном этапе проекта будет осуществляться деятельность по реализации плана работы с детьми и родителями.

На третьем заключительном этапе будут подведены итоги реализации проекта, выявлены достижения и недостатки, определены перспективы, обобщён опыт работы и представлен на конкурсах различного уровня.

МЕРОПРИЯТИЯ

ЦЕЛЬ

СРОКИ

Д/и «Красивый букет»

Д/и  «Цвета»

Д/и «Найди на ощупь»

Д/и«Сложи бочонки»

Д/и «Волшебный мешочек».

Д/и «Дырявый коврик»

Д/и«Шнуровка»

Познакомить детей с цветами спектра и их названиями.

Учить детей подбирать карточки с нужным цветом карандашей к другой карточке. Развивать наблюдательность, внимание, память.

Учить детей сопоставлять результаты зрительного и осязательного обследования формы предметов.
Формирование умения детей устанавливать отношение предметов по величине.

Учить определять название запаха предмета, устанавливать отношения между предметом и его запахом.

Учить находить среди геометрических фигур недостающие элемента коврика.

 Развивать мелкую моторику рук, точность глазомера, тренировать усидчивость.

Октябрь

Д/и «Волшебный лес»

Д/и «Найди одинаковые»

Д/и «В какую коробку?»

Игровое занятие «Моем посуду»

Д/и «Собери игрушку»

Д/и«Разложи фигуры по местам!»



Практиковать детей в сравнении предметов по высоте и толщине.

Учить  различных осязательные ощущения, опираясь на тактильные ощущения.
Учить распределить разные  виды игрушек разных размеров по пяти коробкам .

Учить определять различные тепловые ощущения.

Работать над умением дифференцировать различные геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения.

Закреплять знания   плоских геометрических  форм – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником.  Формирование умения подбирать нужные формы разными методами.

Ноябрь

Д/и «Тактильные крышечки».

Д/и«Самая длинная, самая короткая»

Д/ игра «Запомни свой цвет»

Д/и «Картинка из фигур»

Д/и «Где солнышко»

Д/и«Квадратики с секретом».

Д/и «Шумовые яички»

Игровое занятие «Сказка о том, как радуга в воде купалась»

Учить находить ткани разных фактур на ощупь.

Учить раскладывать разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Называть ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет.

Формирование умения детей группировать объекты по цвету.

Работать над умением дифференцировать различные по форме и размеру геометрические фигуры.

Развивать умение определять положение предмета в пространстве.

Учить ощупывать предметы и находить к ним пару.

Учить дифференцировать неречевые шумы, находить одинаковые по звучанию «яички».

Познакомить с получением промежуточных цветов при смешивании красной и жёлтой, синей и зелёной.

Декабрь

Д/и «Определи на ощупь»

Д/и  «Почини одежду зайчатам»

Д/игра «Чередование флажков»

Д/игра «Подбери к шарикам круги»  

Д/и «Какого цвета не стало?» 

Д/и «Один - много» 

Учить детей находить определенный предмет на ощупь и называть его.

Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их.

Совершенствование умений детей сравнивать предметы по цвету (оттенки цветов).

Формирование умений соотносить объемные предметы с их плоским изображением (круг, шар).

Определить, какого цвета не стало.

Развивать активное внимание, умение быстро сосредотачиваться; стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

Январь

Д/и «Найди такой же вкус».

Д/и «Какой музыкальный инструмент»

Д/игра «Кому какой?»

 Д/игра «Выкладывание орнамента».

Д/и «Какого цвета предмет?»

Д/и«Гвоздики-резиночки»

Д/и«Собери гирлянду»


Учить находить кислый, сладкий , соленый и горький вкус.

Учить различать на слух музыкальный инструмент.

Совершенствование умений детей сравнивать предметы по цвету и  величине.

Вырабатывание у детей умения воспринимать взаимное расположение фигур.

Учить детей под карточку с изображением контура предмета подбирать  карточку необходимого цвета.

 Закреплять знания разнообразных видов геометрических фигур, линий, изображать их с помощью резиночек.

Учить детей по памяти собирать гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом.

Февраль

Д/и «Шумовые яички».

Д/и  «Из каких фигур состоит машина?». 

Д/и « Из чего сделано?»

Д/и «Разноцветные комнаты".

Д/и«Геометрическое лото»

Д/и«Найди пару»

Д/игра «Окраска воды».  

Закреплять умение дифференцировать неречевые шумы, находить одинаковые по звучанию «яички», развивать логическое мышление, внимательность, память.
Учить определять по   рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней фигур.

 Учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (резина, металл, дерево, стекло, пластмасса).

Продолжать развивать представление детей об основных цветах спектра.

Освоение умений выделять различные формы.

Закреплять умение находить одинаковые по цвету и рисунку картинки, закреплять знания геометрических фигур.

Ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте.

Март

Д/игра «Картинка из фигур»  

Д/игра «Кто высокий?»

Д/и «Большой – маленький»

Д/и «Кто чем питается»

Д/игра «Мозаика»

Д/ игра  «Что нужно кукле?»

Игровое занятие «Домашний лимонад»

Работать над умением дифференцировать различные по форме и размеру  геометрические фигуры.

Формирование умения понимать относительность высоты предмета. 

Закреплять умение детей подбирать предметы по величине.

Развивать мелкую моторику рук, закреплять знания о домашних и диких животных.

Формирование умения воспринимать и воспроизводить взаимное расположение мозаики на плоскости с учетом их цвета.

Формирование умений у детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет, группировать оттенки  цветового тона, форму.

Совершенствовать знания детей о значении воды, ее свойствах и вкусовых качествах.

Апрель

                                       Работа с родителями.

Мероприятия

Сроки

1.

Анкетирование родителей.

 

                    Сентябрь

2.

Создание предметно-развивающей среды

Октябрь  - апрель

      3.

Консультации «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»

Привлечение родителей к изготовлению дидактических игр по сенсомоторике.

Октябрь

4.

 Выставка  игр, пособий, способствующих обогащению и накоплению сенсорного опыта дошкольников.  

Методические рекомендации для родителей

 « Сенсорное воспитание ребенка в семье». 

Ноябрь

5.

Беседа «Дидактическая игра в жизни ребёнка».

Памятка «Чему обучается ребенок в игре?»

Декабрь

6.

Консультация  «Предметно-развивающая среда дома».

Январь

7.

Консультация «Роль дидактических игр по сенсорному воспитанию и мелкой моторике».

Март

      8.

Индивидуальные беседы.

Октябрь-апрель

9.

Презентация по овладению  сенсорными умениями детей в детском саду.

Апрель

                          3 этап –заключительный.

На третьем заключительном этапе будут подведены итоги реализации проекта, выявлены достижения и недостатки, определены перспективы.

Итоговое занятие «Домашний лимонад».

Литература

1.О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» средняя группа.

2. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников». Под редакцией Л.А.Венгера

3.Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. « От рождения до школы.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования».

4. «Сенсорное воспитание в детском саду» Под редакцией В.Н.Аванесовой, Н.Н.Поддьякова.

5. «Развитие игровой деятельности».Средняя группа. Москва 2014г.

6.«Сборник дидактических игр для детей 4-7 лет» . Л.Ю.Павлова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План профессионального образования воспитателя. Тема: Сенсорное воспитание детей через дидактические игры.

Тема:Сенсорное воспитание детей через дидактические игры.В этом документе дана цель, перспективный план работы работы по данной теме, используемая литература....

План профессионального самообразования воспитателя на тему: «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи.Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:- научить детей различать ос...

Развитие сенсорных способностей дошкольников через дидактические игры

В данной работе представлены материалы из педагогического опыта по развитию сенсорных способностей у детей дошкольного возраста через дидактические игры с использованием разнообразных методов и приемо...

Буклет по самообразованию "Сенсорное воспитание детей через дидактические игры"

Буклет по моей теме самообразования "Сенсорное воспитание детей через дидактические игры" в первой младшей группе "Мотылек"...

"Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактической игры"

Сенсорное развитие - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств. Это лишь предпосылки для...

Проект «Развитие сенсорных способностей детей через дидактические игры»

Данный проект позволит создать систему работы, направленную на развитие сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста посредствам дидактической игры. Благодаря предлагаемому проекту, у до...