Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста
статья (младшая группа)

Муратова Евгения Вадимовна

Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста

              

Стародубова Марина Николаевна воспитатель

Муратова Евгения Вадимовна, воспитатель

     МКДОУ «Д/с №5», Коркинский район,

                                                                                                                                         п. Первомайский

 

Вся наша педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста. Возраст детей в наших группах от 1,5 до 3 лет. Именно в период раннего детства происходит подготовка всех функций мозга, это отличное время для сенсорного развития, которое необходимо для формирования умственных способностей ребенка. Это самое благоприятное время для экспериментирования с органами чувств, для познания окружающего мира и развития своих индивидуальных творческих способностей.

В разное время в отечественной и зарубежной науке проблемами сенсорного воспитания детей раннего возраста занимались многие ученые. В работах Ш.А. Абдуллаевой [1], С.Л. Новоселовой [12], Э.Г. Пилюгиной [13], Э.Л. Фрухт [14] доказано, что именно в раннем возрасте происходит активное развитие процессов ощущения и восприятия, формирование познавательной деятельности детей. Исследователи А.В. Запорожец [19], Л.А. Венгер [7], А.П. Усова [15] сформировали положения, которые легли в основу системы сенсорного воспитания: ребенок рождается с относительно развитыми органами чувств, но не способен к восприятию окружающих его предметов в их целостности и постоянстве. Зарубежные ученые в области дошкольной педагогики такие, как Ф. Фребель [16], М. Монтессори [18], а также известные представители отечественной педагогики и психологии Е.И. Тихеева [17], А.П. Усова [15], считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. На основании этого признано приоритетное значение сенсорного развития на этапе первых трех лет жизни.

Основное содержание сенсорного воспитания в дошкольной образовательной организации заключается в знакомстве с главными свойствами предметов – формой, величиной и цветом, которые имеют определяющее значение в процессе формирования представлений о предметах и явлениях действительности. Четкое восприятие, является залогом успешного усвоения обучающего материала и формирования способностей ко многим видам творческой деятельности [7].

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. Сенсорное воспитание заключается в нескольких аспектах:  

  1. является важной частью интеллектуального развития;
  2.  помогает ребенку развивать наблюдательность;
  3.  становится главным элементом в развитии психических процессов;
  4. ребёнок пытается узнать и освоить новые способы познавательной деятельности;
  5.  помогает ребенку в усвоении сенсорных эталонов;
  6. словарный запас ребенка становится обширнее и богаче;
  7. обеспечивает полноценное развитие всех видов памяти.

В начале каждого учебного года нами проводится диагностика уровня развития у детей сенсорного воспитания в группе раннего возраста. Диагностика показывает на каком уровне сенсорного развития находится каждый отдельный ребенок. Например, только 8 детей из 20 умеют отличать и называть основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый), а также не могут различать предметы по величине (большой, маленький, средний), детям тяжело определить среднюю величину, поэтому только 5 детей из 20 могут справиться с такой задачей.

Очень сложной задачей является различение плоскостных геометрических фигур (только 4 детей из 20 могут различить круг и овал, квадрат и прямоугольник). Примерно 10 детей из 20 могут различить такие предметы как шар, куб, кирпичик, брусочек без помощи взрослого, не все могут сложить разрезанную картинку, другие не могут собрать пирамидку не в возрастающем не в убывающем порядке и даже не могут определить величину колец. А самой главной проблемой мы считаем, выступает очень слабо развитая моторика рук.

Все это говорит об актуальности проведения работы по сенсорному воспитанию детей.

Мы считаем, что для полноценного развития ребенка очень важны следующие факторы:

  1. необходимость сенсорного развития детей раннего возраста в условиях ДОУ;
  2.  необходимость повышения компетентности родителей по проблеме сенсорного развития детей раннего возраста в семье;
  3.  необходимость повышения компетентности педагогов по проблеме сенсорного развития детей раннего возраста.

А что же такое сенсорное развитие? По нашему мнению, сенсорные ощущения могут быть разными:

  1. осязательные ощущения – ребенок чувствует посредством прикосновений, он ощупывает, трогает, гладит, проводит руками по поверхности и таким образом различает вещи, предметы, форму, величину.
  2. слуховые ощущения – ребенок слышит огромное многообразие различных звуков – это могут быть, человеческая речь, звуки природы, пение птиц, ветер, шумы улиц, и учится их различать;
  3. зрительные ощущения – ребенок различает разницу между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве;
  4. вкусовые ощущения – ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда.
  5. обонятельные ощущения – ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира;

Все сенсорные ощущения имеют огромную значимость в жизни каждого человека, основными являются зрительные и слуховые ощущения [5].  Для более полного восприятия мира ребенку необходимо как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений. Необходимо научить ребенка перцептивным действиям – осматривать, прислушиваться, ощупывать, пробовать и др. Родитель или педагог может в полной мере помочь ребенку увидеть многообразие и красоту окружающего мира, а также научить воспринимать сенсорные впечатления более осознанно–дифференцировать, запоминать, называть. В дальнейшем ребенок сможет использовать полученные знания о самих предметах, о свойствах предметов и явлений в различных жизненных ситуациях. Но для этого ребенку нужны примеры, с которыми можно сравнить то, что он в данный момент воспринимает – сенсорные эталоны [2].

Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Формирование у детей сенсорных эталонов имеет большое значение в сенсорном воспитании [4]. Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, который может протекать не только в дошкольном возрасте.

На своих занятиях в детском саду мы даем ребенку описание и знакомим с основными свойствами, на пример:

  1. цвет – красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый, черный и белый;
  2. форма – круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;
  3. величина – большой, маленький, средний, одинаковый (такой же) по величине;
  4. звуки – звучание различных детских музыкальных инструментов, музыкальных произведений, человеческой речи различной громкости;
  5. элементарное количество (без счета) – много, мало, один, ни одного, столько же; и т.д.

Сенсорное воспитание детей осуществляется через разные формы работы. А именно, в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей, при взаимодействии с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования [1].

При развитии сенсорных ощущений в своей образовательной деятельности, мы применяем: развивающие игры, конструирование, рисование, лепку, различного рода наблюдения (в группе, на прогулке), рассматривание и обсуждение предметных картинок, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), слушаем музыку.  Успехом у детей пользуются самостоятельно сделанные игровые пособия. По нашему примеру вы можете сделать интересный тактильный коврик из лоскутков ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха. Туда можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную и гофрированную бумагу, фольгу, фантики, бусины, замочки, пуговки и многое другое.

           Образовательная деятельность вовремя проведении режимных моментов:

  1. назначения предметов одежды при одевании, закрепление цвета, формы, величины;
  2. при приеме пищи развивается тактильные и вкусовые ощущений;
  3. во время умывания ознакомление со свойствами воды;
  4. во время прогулок обогащение сенсорного опыта детей.

Самостоятельная деятельность детей:

  1. применение самостоятельно полученных знаний и умений в играх;
  2. при самостоятельной работе с изобразительным материалом развитие мелкой моторики рук и тактильных ощущений

Реализация по взаимодействию с семьями детей основной общеобразовательной программы дошкольного образования:

  1. формирование у родителей знаний о значении, целях и методах сенсорного развития детей данного возраста;
  2. оказание родителям консультативной помощи и профилактике, и поддержке по различным вопросам воспитания сенсорного ребенка;
  3. привлечение родителей к поисковой и творческой деятельности в сотрудничестве с педагогом.

В нашей группе создан уголок сенсомоторного развития детей.

Сенсомоторный уголок предназначен:

  1. для развития сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.);
  2. стимуляция мелкой моторики, повышения двигательной активности;
  3. снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
  4. создания положительного эмоционального фона;
  5. активизации познавательных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);

Сенсомоторный уголок так же используется в педагогическом процессе, и как в образовательной деятельности, так же и в самостоятельной игровой деятельности детей. В сенсомоторном уголке нашей группе находятся: бизиборды, пазлы, мозаики, змейки, кубики, лабиринты, блоки Дьеныша, пирамидки, тактильные мешочки, шнуровка, матрешки, вкладыши, конструктор, лото, прищепки, счеты, а также пособия, изготовленные собственными руками.  В своих группах мы используем сделанные своими руками сенсорную ширму, осьминога, бизиборды, тактильный коврик, изготовленные из фетра, различных бусин, липучек, пуговиц, молнии, резиночек, разноцветных ленточек. Так же использовали шнурки, пластиковые трубы, капсулы, маски, шпингалеты, геометрические фигуры, крючки.

Анализируя нашу деятельность можно увидеть, что систематическая и плановая работа по данной проблеме, находит решение в использование дидактических, подвижных, развивающих игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность детей.  

С учетом проделанной работы уровень развития наших детей вырос до 90 % в определении цвета, формы, величины, фактуры и других признаках предметов и явлений при выполнении ряда практических действий. В результате нашей работы, мы видим, что 18 детей из 20 могут различить круг и овал, квадрат и прямоугольник. Так же, увеличилось количество детей, научившихся различать такие предметы как шар, куб, кирпичик, брусочек без помощи взрослого (15 детей из 20), увеличилось количество детей, понимающих как сложить разрезанную картинку (16 из 20), и заметно улучшились результаты у тех, кто не мог собрать пирамидку не в возрастающем не в убывающем порядке, примерно: 17 из 20 детей. На основании всего выше сказанного, мы можем прийти к выводу, что у дошкольников на основе использования игр по сенсомоторике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, при взаимодействии с внешним миром упорядочиваются впечатления, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.

Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста, это очень интересная, многогранная и увлекательная тема, которая требует тщательного изучения, поэтому мы с большим удовольствием продолжим работать дальше в данном направлении, получая новый опыт и совершенствуя свой педагогический опыт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. - 3-е изд., испр. и доп.- М. : Мозайка-Синтез, 64 2016. - 368 с.

2. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Под ред. Венгера Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1988.

3. Выготский Л.С. Психология. М.:ЭКСМОПресс, 2012. 445с.

4. Урунтаева, Г. А. Специфика дидактической игры дошкольника [Текст] / Г. А. Урунтаева // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 2. - С. 8-15.

5. Литвинова О.Э. Познавательное развитие ребёнка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности. СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2015. 256 с.

6. На крыльях детства: примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Часть 1 / Под. Ред. Н.В. Микляевой. М.: ТЦ Сфера, 2015. 128 с.

7. Программа воспитания и обучения «Радуга» [Текст] / Под ред. Т.Н. Дороновой. – М.: Просвещение, 2016. - 345 с.

8. Островский, Э. В. Психология и педагогика [Текст]: учебное пособие / Э. В. Островский, Л. И. Чернышова. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 381 с.

9. Кобель, Г. Н. Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста [Текст] / Г. Н. Кобель // Молодой ученый. - 2016. - № 6. - С. 779-783.

10. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста: Методическое пособие / Под ред. И.В. Петровой. М.: ТЦ Сфера, 2012. 64 с.

11. Усова А.П., Запорожец А.В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М.: 1965.

12. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда. М.: Центр инноваций в педагогике, 2001.

13. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. М.: Мозаика - Синтез, 2003. 150 с.

14. Фрухт Э.Л., Пантюхина Г.В., Печора К.Л. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста. М, 2000.

15. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М: Просвещение, 1976

16. Фребель Ф. Воспитание человека. Москва: Академия, 2000.

17. Тихеева Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности // Дошкольное воспитание. 2002. № 10. С.90-93.

18. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. М.: АСТ, 2009.

19. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: 2 том / А.В. Запорожец. М.: Просвещение, 2006. 458 с.

20. Кобель, Г. Н. Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста [Текст] / Г. Н. Кобель // Молодой ученый. - 2016. - № 6. - С. 779-783.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie_detey_rannego_doshkolnogo_vozrasta.docx32.01 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста

               

Стародубова Марина Николаевна воспитатель

Муратова Евгения Вадимовна, воспитатель

     МКДОУ «Д/с №5», Коркинский район,

                                                                                                                                         п. Первомайский

Вся наша педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста. Возраст детей в наших группах от 1,5 до 3 лет. Именно в период раннего детства происходит подготовка всех функций мозга, это отличное время для сенсорного развития, которое необходимо для формирования умственных способностей ребенка. Это самое благоприятное время для экспериментирования с органами чувств, для познания окружающего мира и развития своих индивидуальных творческих способностей.

В разное время в отечественной и зарубежной науке проблемами сенсорного воспитания детей раннего возраста занимались многие ученые. В работах Ш.А. Абдуллаевой [1], С.Л. Новоселовой [12], Э.Г. Пилюгиной [13], Э.Л. Фрухт [14] доказано, что именно в раннем возрасте происходит активное развитие процессов ощущения и восприятия, формирование познавательной деятельности детей. Исследователи А.В. Запорожец [19], Л.А. Венгер [7], А.П. Усова [15] сформировали положения, которые легли в основу системы сенсорного воспитания: ребенок рождается с относительно развитыми органами чувств, но не способен к восприятию окружающих его предметов в их целостности и постоянстве. Зарубежные ученые в области дошкольной педагогики такие, как Ф. Фребель [16], М. Монтессори [18], а также известные представители отечественной педагогики и психологии Е.И. Тихеева [17], А.П. Усова [15], считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. На основании этого признано приоритетное значение сенсорного развития на этапе первых трех лет жизни.

Основное содержание сенсорного воспитания в дошкольной образовательной организации заключается в знакомстве с главными свойствами предметов – формой, величиной и цветом, которые имеют определяющее значение в процессе формирования представлений о предметах и явлениях действительности. Четкое восприятие, является залогом успешного усвоения обучающего материала и формирования способностей ко многим видам творческой деятельности [7].

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. Сенсорное воспитание заключается в нескольких аспектах:  

  1. является важной частью интеллектуального развития;
  2.  помогает ребенку развивать наблюдательность;
  3.  становится главным элементом в развитии психических процессов;
  4. ребёнок пытается узнать и освоить новые способы познавательной деятельности;
  5.  помогает ребенку в усвоении сенсорных эталонов;
  6. словарный запас ребенка становится обширнее и богаче;
  7. обеспечивает полноценное развитие всех видов памяти.

В начале каждого учебного года нами проводится диагностика уровня развития у детей сенсорного воспитания в группе раннего возраста. Диагностика показывает на каком уровне сенсорного развития находится каждый отдельный ребенок. Например, только 8 детей из 20 умеют отличать и называть основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый), а также не могут различать предметы по величине (большой, маленький, средний), детям тяжело определить среднюю величину, поэтому только 5 детей из 20 могут справиться с такой задачей.

Очень сложной задачей является различение плоскостных геометрических фигур (только 4 детей из 20 могут различить круг и овал, квадрат и прямоугольник). Примерно 10 детей из 20 могут различить такие предметы как шар, куб, кирпичик, брусочек без помощи взрослого, не все могут сложить разрезанную картинку, другие не могут собрать пирамидку не в возрастающем не в убывающем порядке и даже не могут определить величину колец. А самой главной проблемой мы считаем, выступает очень слабо развитая моторика рук.

Все это говорит об актуальности проведения работы по сенсорному воспитанию детей.

Мы считаем, что для полноценного развития ребенка очень важны следующие факторы:

  1. необходимость сенсорного развития детей раннего возраста в условиях ДОУ;
  2.  необходимость повышения компетентности родителей по проблеме сенсорного развития детей раннего возраста в семье;
  3.  необходимость повышения компетентности педагогов по проблеме сенсорного развития детей раннего возраста.

А что же такое сенсорное развитие? По нашему мнению, сенсорные ощущения могут быть разными:

  1. осязательные ощущения – ребенок чувствует посредством прикосновений, он ощупывает, трогает, гладит, проводит руками по поверхности и таким образом различает вещи, предметы, форму, величину.
  2. слуховые ощущения – ребенок слышит огромное многообразие различных звуков – это могут быть, человеческая речь, звуки природы, пение птиц, ветер, шумы улиц, и учится их различать;
  3. зрительные ощущения – ребенок различает разницу между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве;
  4. вкусовые ощущения – ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда.
  5. обонятельные ощущения – ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира;

Все сенсорные ощущения имеют огромную значимость в жизни каждого человека, основными являются зрительные и слуховые ощущения [5].  Для более полного восприятия мира ребенку необходимо как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений. Необходимо научить ребенка перцептивным действиям – осматривать, прислушиваться, ощупывать, пробовать и др. Родитель или педагог может в полной мере помочь ребенку увидеть многообразие и красоту окружающего мира, а также научить воспринимать сенсорные впечатления более осознанно–дифференцировать, запоминать, называть. В дальнейшем ребенок сможет использовать полученные знания о самих предметах, о свойствах предметов и явлений в различных жизненных ситуациях. Но для этого ребенку нужны примеры, с которыми можно сравнить то, что он в данный момент воспринимает – сенсорные эталоны [2].

Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Формирование у детей сенсорных эталонов имеет большое значение в сенсорном воспитании [4]. Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, который может протекать не только в дошкольном возрасте.

На своих занятиях в детском саду мы даем ребенку описание и знакомим с основными свойствами, на пример:

  1. цвет – красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый, черный и белый;
  2. форма – круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;
  3. величина – большой, маленький, средний, одинаковый (такой же) по величине;
  4. звуки – звучание различных детских музыкальных инструментов, музыкальных произведений, человеческой речи различной громкости;
  5. элементарное количество (без счета) – много, мало, один, ни одного, столько же; и т.д.

Сенсорное воспитание детей осуществляется через разные формы работы. А именно, в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей, при взаимодействии с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования [1].

При развитии сенсорных ощущений в своей образовательной деятельности, мы применяем: развивающие игры, конструирование, рисование, лепку, различного рода наблюдения (в группе, на прогулке), рассматривание и обсуждение предметных картинок, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), слушаем музыку.  Успехом у детей пользуются самостоятельно сделанные игровые пособия. По нашему примеру вы можете сделать интересный тактильный коврик из лоскутков ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха. Туда можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную и гофрированную бумагу, фольгу, фантики, бусины, замочки, пуговки и многое другое.

           Образовательная деятельность вовремя проведении режимных моментов:

  1. назначения предметов одежды при одевании, закрепление цвета, формы, величины;
  2. при приеме пищи развивается тактильные и вкусовые ощущений;
  3. во время умывания ознакомление со свойствами воды;
  4. во время прогулок обогащение сенсорного опыта детей.

Самостоятельная деятельность детей:

  1. применение самостоятельно полученных знаний и умений в играх;
  2. при самостоятельной работе с изобразительным материалом развитие мелкой моторики рук и тактильных ощущений

Реализация по взаимодействию с семьями детей основной общеобразовательной программы дошкольного образования:

  1. формирование у родителей знаний о значении, целях и методах сенсорного развития детей данного возраста;
  2. оказание родителям консультативной помощи и профилактике, и поддержке по различным вопросам воспитания сенсорного ребенка;
  3. привлечение родителей к поисковой и творческой деятельности в сотрудничестве с педагогом.

В нашей группе создан уголок сенсомоторного развития детей.

Сенсомоторный уголок предназначен:

  1. для развития сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.);
  2. стимуляция мелкой моторики, повышения двигательной активности;
  3. снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
  4. создания положительного эмоционального фона;
  5. активизации познавательных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);

Сенсомоторный уголок так же используется в педагогическом процессе, и как в образовательной деятельности, так же и в самостоятельной игровой деятельности детей. В сенсомоторном уголке нашей группе находятся: бизиборды, пазлы, мозаики, змейки, кубики, лабиринты, блоки Дьеныша, пирамидки, тактильные мешочки, шнуровка, матрешки, вкладыши, конструктор, лото, прищепки, счеты, а также пособия, изготовленные собственными руками.  В своих группах мы используем сделанные своими руками сенсорную ширму, осьминога, бизиборды, тактильный коврик, изготовленные из фетра, различных бусин, липучек, пуговиц, молнии, резиночек, разноцветных ленточек. Так же использовали шнурки, пластиковые трубы, капсулы, маски, шпингалеты, геометрические фигуры, крючки.

Анализируя нашу деятельность можно увидеть, что систематическая и плановая работа по данной проблеме, находит решение в использование дидактических, подвижных, развивающих игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность детей.  

С учетом проделанной работы уровень развития наших детей вырос до 90 % в определении цвета, формы, величины, фактуры и других признаках предметов и явлений при выполнении ряда практических действий. В результате нашей работы, мы видим, что 18 детей из 20 могут различить круг и овал, квадрат и прямоугольник. Так же, увеличилось количество детей, научившихся различать такие предметы как шар, куб, кирпичик, брусочек без помощи взрослого (15 детей из 20), увеличилось количество детей, понимающих как сложить разрезанную картинку (16 из 20), и заметно улучшились результаты у тех, кто не мог собрать пирамидку не в возрастающем не в убывающем порядке, примерно: 17 из 20 детей. На основании всего выше сказанного, мы можем прийти к выводу, что у дошкольников на основе использования игр по сенсомоторике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, при взаимодействии с внешним миром упорядочиваются впечатления, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.

Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста, это очень интересная, многогранная и увлекательная тема, которая требует тщательного изучения, поэтому мы с большим удовольствием продолжим работать дальше в данном направлении, получая новый опыт и совершенствуя свой педагогический опыт.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. - 3-е изд., испр. и доп.- М. : Мозайка-Синтез, 64 2016. - 368 с.

2. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Под ред. Венгера Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1988.

3. Выготский Л.С. Психология. М.:ЭКСМОПресс, 2012. 445с.

4. Урунтаева, Г. А. Специфика дидактической игры дошкольника [Текст] / Г. А. Урунтаева // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 2. - С. 8-15.

5. Литвинова О.Э. Познавательное развитие ребёнка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности. СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2015. 256 с.

6. На крыльях детства: примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Часть 1 / Под. Ред. Н.В. Микляевой. М.: ТЦ Сфера, 2015. 128 с.

7. Программа воспитания и обучения «Радуга» [Текст] / Под ред. Т.Н. Дороновой. – М.: Просвещение, 2016. - 345 с.

8. Островский, Э. В. Психология и педагогика [Текст]: учебное пособие / Э. В. Островский, Л. И. Чернышова. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 381 с.

9. Кобель, Г. Н. Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста [Текст] / Г. Н. Кобель // Молодой ученый. - 2016. - № 6. - С. 779-783.

10. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста: Методическое пособие / Под ред. И.В. Петровой. М.: ТЦ Сфера, 2012. 64 с.

11. Усова А.П., Запорожец А.В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М.: 1965.

12. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда. М.: Центр инноваций в педагогике, 2001.

13. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. М.: Мозаика - Синтез, 2003. 150 с.

14. Фрухт Э.Л., Пантюхина Г.В., Печора К.Л. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста. М, 2000.

15. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М: Просвещение, 1976

16. Фребель Ф. Воспитание человека. Москва: Академия, 2000.

17. Тихеева Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности // Дошкольное воспитание. 2002. № 10. С.90-93.

18. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. М.: АСТ, 2009.

19. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: 2 том / А.В. Запорожец. М.: Просвещение, 2006. 458 с.

20. Кобель, Г. Н. Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста [Текст] / Г. Н. Кобель // Молодой ученый. - 2016. - № 6. - С. 779-783.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста

Под гармоничным развитием понимается такое единство развития различных качеств личности, при котором происходит их взаимосодействие, в результате чего, развитие каждого из этих качеств, способствует э...

Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста

Педагогический проект по сенсорное развитию детей раннего дошкольного возраста....

Картотека игр по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста

Картотека игр по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста...

Проект как форма планирования образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по познавательному развитию "Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста"

Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей), а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание....