Главные вкладки

    Проект как форма планирования образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по познавательному развитию "Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста"
    проект (младшая группа) по теме

    Бавуу Чодураа Викторовна

    Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей), а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    Министерство образования и науки Красноярского края

    Краевое государственное образовательное учреждение среднего

    профессионального образования (среднее специальное учебное заведение)

    «Красноярский педагогический колледж № 2»

    Отделение переподготовки и повышения квалификации

    Бавуу Чодураа Викторовна

    Проект как форма планирования образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по познавательному развитию «Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста»

    Выпускная аттестационная работа

          Руководитель:

                                                                                 Мещерякова С. В.

    Красноярск, 2015


    СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                       Стр.

    Введение

    3

    1. Теоретические основы сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста
    1. Особенности сенсорного развития детей раннего        

    дошкольного возраста

    1. Формирование у дошкольников знаний о сенсорных        

    эталонах в раннем возрасте 

    5

    8

    1.   Практическая часть
    1. Описание образовательного проекта
    2. Конспекты занятий  
    3. Анализ

    11

    Заключение

     

    Список литературы

    Приложение

       


        Введение

    Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод и т.п. Восприятие людьми окружающего всегда определяется теми или иными интересами, потребностями, замыслами. Разнообразную направленность восприятия следует развивать и у детей, используя и совершенствуя их интересы и потребности.                                                                                              

    Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей), а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание.  

    Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию и т.п. Но обследовать предмет, увидеть, ощупать его недостаточно. Необходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнить то, что он в настоящий момент воспринимает. Общепринятыми мерками, так называемыми «эталонами», которые сложились исторически, сравнивают, сопоставляют результаты восприятия. Существует мнение, что восприятие детей развивается постепенно, в результате чего они оказываются способными воспринимать все более сложные предметы. Может показаться, что развивать восприятие не нужно. Однако это не так: умение воспринимать само не образуется, значит, действиям восприятия детей нужно учить. Ф. Фребель советовал родителям подвешивать над колыбелью ребенка предметы разной геометрической формы, меняя их цвет, величину, высоту над колыбелью. Он менял расстояние так, чтобы ребенок начинал тянуть к предметам руки, доставать их, схватывать, ощупывать.

    Организовывать сенсорное воспитание и руководить им необходимо на протяжении всего дошкольного детства. Для этого следует учить детей рассматриванию предметов, обхватыванию их обеими руками, поглаживанию, обведению пальцем то одной, то другой руки, чтобы полученные в процессе этого впечатления использовать в определенном виде деятельности. В процессе рассматривания- обследования детей учат выделять свойства и качества предметов (форма, величина, строение, пропорции, расположение в пространстве), постепенно расширяя умение детей видеть большее количество свойств предметов. Однако делать это нужно не сразу, а постепенно расширяя круг познаваемых объектов и их качеств. Тогда образцы восприятия, формирующиеся на основе перцетивных действий (действий восприятия), станут полнее и глубже.  

    Окружающий мир многообразен, его познание требует включения в процесс восприятия разных анализаторов – зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса – и сенсомоторных действий. Это позволит ребенку выделить широкий спектр свойств предметов и объектов окружающего мира, познать их с разных сторон, так как сенсорное воспитание способствует развитию всех органов чувств.


    1. Теоретические основы сенсорного развития детей раннего    

              дошкольного возраста

    1.     Особенности сенсорного развития детей раннего        

                  дошкольного возраста

         Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

        Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

        В истории дошкольной  психологии и педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видные представители дошкольной  психологии и педагогики (Я. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е.И. Тихеева, А.В.Запорожец, А.П. Усова, Н.П.Сакулина, Л.А. Венгер  и др.)  справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон, дошкольного воспитания. Ими были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. 

       Первый принцип: обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания, предполагающего формирование у детей начиная с раннего возраста широкой ориентировки в предметном окружении, т.е. не только традиционное ознакомление с цветом, формой и величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и т.д., с учетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций и т.д.

       Второй принцип  предполагает сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей, что обеспечивает углубление и конкретизацию педагогической работы, позволяет избежать формальных дидактических упражнений.

       Третий принцип  предопределяется сообщение детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов.

       Четвертый принцип предполагает формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются основой – эталонами обследования любого предмета, т.е. ребенок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом. Очень рано ребенок начинает использовать свои знания как средство восприятия и осознания нового предмета.  

        Работа по развитию восприятия должна осуществляться систематически, последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей: режимные моменты, игры, разнообразные занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии. Для того чтобы сенсорный опыт накапливался и обогащался планомерно и постоянно, необходимо научить детей действовать в определенной последовательности, то есть организовывать перцептивное восприятие предметов и объектов по заранее продуманному плану. Только тогда у них будут складываться отчетливые образы-представления о предметах и явлениях, что способствует лучшему усвоению сенсорного опыта и овладению умением самостоятельно воспринимать предметы и объекты окружающего мира, расширять и уточнять ранее сформированные представления и опыт.

       Особое значение имеет сенсомоторное развитие ребенка, заключающееся в развитии мелкой моторики. Это достигается разными путями: включением движений рук по предмету в процессе его восприятия и обследования; движениями рук в воздухе, имитирующими создание формы предмета в рисунке, лепке; постукиванием пальцами по столу, ладони, передающим ритм прослушанного отрывка музыкального произведения; поглаживанием пальцами и ладонями поверхности предмета и др. Полезно проводить пальчиковые игры («Пальчик – мальчик, где ты был», «Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка…»).  

        Постепенно в результате воспитательно–образовательной работе у детей накапливается сенсорный опыт в разных областях, который становится основой развития всех способностей. Сенсорное воспитание имеет большое значение для всестороннего развития детей. Если этого не происходит, то возможна задержка в накоплении жизненного опыта, в развитии восприятия, что неблагоприятно отражается на умственном развитии ребенка в целом, формировании разнообразных видов детской деятельности. Н.П. Сакулина, подчеркивая роль сенсорного воспитания в успешном осуществлении разнообразных видов деятельности, писала, что включение сенсорных процессов в разные виды деятельности должно быть подчинено общим задачам умственного воспитания детей. Однако было бы неправильно понимать эту мысль ученого как стремление ограничить значение сенсорного воспитания, представив его лишь как основу умственного воспитания. Сенсорное воспитание должно широко использоваться в эстетическом, нравственном, трудовом и физическом воспитании.

    1. Формирование у дошкольников знаний о сенсорных      

              эталонах в раннем возрасте  

      Основные свойства предметов выступают в роли эталонов, общественно выработанных и закрепленных в понятиях. Дети постепенно запоминают эти эталоны – сначала на сенсорном уровне, а затем на уровне понятий. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступает семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии, свои – во вкусовом, обонятельном восприятии.

       Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно назвать то или иное свойство. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях. Правильное восприятие формы, величины, цвета необходимо для успешного усвоения многих учебных предметов в школе, от него зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности. Что касается сенсорного воспитания в области слухового восприятия, то оно в настоящее время не выделено в особую область, являясь составной частью работы по развитию речи, обучению грамоте и музыкальному воспитанию дошкольников.

       В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

       Если на первом году жизни задача состоялась в представлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов, то на раннем возрасте задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств – шестью цветами спектра, белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник.  Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий.

       При ознакомлении детей с оттенками цветовых тонов нецелесообразно рассматривать отдельно их светлоту и насыщенность. В окраске реальных предметов светлота и насыщенность изменяются обычно одновременно, создавая различную яркость цвета.

       Эталонами формы служит геометрические фигуры. Ознакомление с ними в рамках воспитания сенсорной культуры отличается от изучения этих фигур в процессе формирования элементарных математических представлений. Усвоение эталонов формы предполагает знакомство с квадратом, прямоугольником, кругом, овалом, треугольником.

        Особый характер носят эталоны величины. Поскольку величина – относительное свойство, ее точное определение производится при помощи условных мер. Отличие этих мер от геометрических форм состоит именно в их условности. Величина предмета обычно устанавливается в зависимости от места, занимаемого им в ряду однородных предметов. Так, большая собака – это собака, которая больше большинство других собак. Но при этом она намного меньше маленького слона. Таким образом, в качестве эталонов величины выступают представления об отношениях по величине между предметами, обозначаемые словами, указывающими на место предмета в ряду других. Сенсорное воспитание тесно переплетается здесь с развитием мышления ребенка.

       Знакомство с каждым видом эталонов имеет свои особенности, поскольку с разными свойствами предметов могут быть организованы разные действия. Дети лучше запоминают цвета и особенно их оттенки, если получали их самостоятельно. Знакомя детей с геометрическими формами и их разновидностями, педагог обучает их приему обведения контура с одновременным зрительным контролем за движением руки, а также сопоставлению фигур, воспринимаемых зрительно и осязательно. Формированию представлений о величине способствует выстраивание предметов в ряды убывающей или нарастающей величины. При этом сначала ребенок ориентируется на общую форму образца, а потом начинает осознавать отношения между элементами.

        Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном воспитании детей раннего дошкольного возраста. Дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

        В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины. На основе этих задач разработана система дидактических игр и упражнений.

         


    1.   Практическая часть
    1. Описание образовательного проекта

        Работа по осуществлению задач сенсорного воспитания ведется в нашем дошкольном учреждении по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, реализуется в непосредственно образовательной деятельности, в повседневной жизни, в труде.

    Группа: первая младшая

    Тема проекта. Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста.

    Цель проекта. Создание условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей.

    Задачи проекта:

    • Образовательные: формирование навыков и умений ориентироваться в различных свойствах предметов: цвете, форме, величине, количестве.
    • Воспитательные:  умение проявлять волевые усилия в процессе решения задач, воспитание аккуратности и самостоятельности.
    • Развивающие: развитие познавательного интереса, логического мышления, внимания, памяти; развитие мелкой моторики.    

    Ожидаемые результаты:

    • умеют группировать предметы по цвету, размеру, форме;
    • правильно определяют количественное соотношение двух групп предметов; понимают конкретный смысл слов «больше», «меньше», «столько же»;
    • различают круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму.

    Сроки проекта: ноябрь 2014 г – февраль 2015 г.

    Необходимые материалы: дидактические игры по данной теме 


    Календарный план воспитательно-образовательной работы первой младшей группы

    Тема недели: Ознакомление детей с внешними свойствами предметов

    Цель: развивать восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине.  

    Форма итогового мероприятия:  Выставка детских работ

    Дни недели

    Совместная деятельность детей и взрослых с учетом интеграции образовательных областей

    Организация предметно- пространственной среды для самостоятельной деятельности детей

    Взаимодействие с родителями, социальными партнерами: школа, театры и т.д.

    НОД

    (групповая, подгрупповая, индивидуальная)

    Образовательная деятельность детей в режимных процессах

    Понедельник

    Познавательное развитие.

    Тема: Игра с матрешками. Матрешки танцуют.

    Цель: вызвать интерес к новой игрушке; учить сравнивать составляющие матрешки и правильно ее складывать; закрепить название основных цветов: желтый, красный; развивать внимание.

    Игра «Матрешки танцуют»

    Физическое развитие (по плану физ. инструктора)

    Утро. Прием детей. Индив. беседы об окружающем мире: сезонные, погодные изменения.

    Утренняя гимнастика «Мишка»

    Пальчиковая гимнастика «Ути-ути»

    Прогулка. Наблюдение за птицами у кормушек. Труд: учить помогать в уборке от снега. П/И «По тропинке». Самостоятельная деятельность

    Вечер. Гимнастика «Ветерок». Чтение худ. лит. сказка «Три медведя». Д/И «Собери пирамидку». П/И «Кто  попадет»

    Рассматривание картины «Девочка на диване».

    Настольно – печатная игра «Назови предмет»

    Игры с конструкторами «Строим стулья для мишек»

    Консультация с родителями о сенсорном развитии детей

    Вторник

    Речевое развитие.

    Тема: Сказка Л.Н. Толстого «Три медведя»

    Цель: познакомить с содержанием сказки Л.Н. Толстого «Три медведя»; дать возможность убедиться, что рассматривать рисунки в книгах очень интересно; развивать память, активизировать речь, помогать детям играть в сказку.

     

    Музыкальная деятельность (по плану муз. руководителя)

    Утро. Прием детей. Утренняя гимнастика «Мишка». Пальчиковая гимнастика «Улитка». Д/И «Угадай, какой цвет?»

    Прогулка. Наблюдение «Чьи следы?». Труд: побуждать сметать снег в кучу. П/И «Поезд» Самостоятельная деятельность

    Вечер. Гимнастика «Веселые ручки, резвые ножки». Чтение худ. лит. сказка «Лиса и Заяц» Хоз.-бытов. труд: уборка в книжном уголке. Д.И. «Башня из пяти колец» П/И «Покати мяч ко мне». Самостоят. деятельность

    Побуждать собирать игрушки перед уходом. Воспитывать желание трудиться. Строительные игры «Стол и стул»

    Игра «Угадай, чего не стало?»

    Беседа с родителями на тему «Как ребенок воспринимает цвет и величину?»

    Среда

    Физическое развитие (по плану физ. инструктора)

    Познавательное развитие.

    Тема: Ознакомление детей с качествами и свойствами предметов.

    Цель: учить различать и называть качества предметов: твердый, мягкий, тяжелый, легкий; свойства: тонет, плывет; учить четко и правильно произносить звук «у»; упражнять в различении громких и тихих звуков; развивать внимание.

    Игра «Пароход»

    Утро. Прием детей.

    Беседа о том, что делали вчера

    Утрен. гимнаст. «Мишка». Пальчик. гимнаст. «Ути – ути» Д/И «Собери пирамидку»

    Прогулка. Наблюдение за солнцем. Цель: продолжить знакомство с природными явлениями. П/И «По тропинке». Конструирование из снега: домики для  зверят.

    Вечер. Гимнастика пробуждения «Спал цветок и вдруг проснулся…». Чтение худ. лит. сказка «Как коза избушку построила» Д/И «Большие и маленькие мячики»

    Уборка игрушек, переключение внимания на другой вид деятельности.

    Н/П игра: домино «Мебель» (для закреплению названий мебели)

    Консультация на тему «Моя любимая игрушка»

    Четверг

    Художественно-эстетическое развитие.

    Лепка

    Тема: Миски для медведей.

    Цель: упражнять в скатывании из пластилина шаров круговыми движениями рук, в сплющивании в ладонях комка; учить пальцами делать углубление, развивать интерес  к лепке.

    Музыкальное развитие (по плану муз. руководителя)

    Утро. Прием и осмотр детей. Индив. беседы об окружающем мире: погодные изменения и как люди одеты. Утрен. гимн. «Мишка». Паль. гимн. «Улитка» Д/И «Большие и маленькие мячики».

    Прогулка. Наблюдение за птицами. Труд: лепим комочки из снега. П/И «Птички летают». Самостоятельная деятельность.

    Вечер. Гимнастика после сна «Лягушки», «Вот как солнышко встает». Чтение худ. лит. поэзия «Баиньки». Д/И «Собери пирамидку». П/И «Пляшут малыши».

    Игры н/п «Фрукты», «Репка», игры – вкладыши «Одень куклу Катю», «В гостях у Кроша».

    Пятница

    Художественно-эстетическое развитие.

    Рисование

    Тема: Снежная улица. Стихотворение М. Познанской «Снег идет»

    Цель: познакомить содержанием стихотв. «Снег идет»; развивать у детей способность создавать сюжетно-игровой замысел, ритмичными мазками располагать снежинки в определенных местах листа.

    Физическое развитие (по плану физ. инструктора)

    Утро. Прием детей. Утрен. гимн. «Мишка». Пальчик. гимн. «Ути –ути». Д/И для развитие речи «Тихо –громко».

    Прогулка. Тема: После метели. Наблюдение за изменениями на улице после метели: снега стало больше, ветер стих, стало красиво. Труд: чистим снег после метели. П/И «Снег кружится».

    Вечер. Гимнастика пробуждения «Где наши ручки?». Чтение худ. лит. «Три поросенка». Д/И «Башня из пяти колец».

    П/И«Раз-два–три-лови». Самостоятельная деятельность.

    Игры с конструкторами «Строим домик для зайчика», «Кто построить самую высокую башню?»  

    Беседа с родителями о правилах поведения на улице

       


    1. Конспекты занятий

       

       По программе обучения  занятие  по сенсорному развитию в раннем возрасте планируется не менее 2 раза в неделю, длительностью 15 – 20 мин.

    «Ознакомление детей с качествами и свойствами предметов»

    Цель: учить различать и называть качества предметов: твердый, мягкий, тяжелый, легкий; свойства: тонет, плывет; учить четко и правильно произносить звук «у»; упражнять в различении громких и тихих звуков; развивать внимание.

    Оборудование: пластмассовый пароход, бумажные кораблики, морских камушек, иллюстрации с изображением больших и маленьких пароходов, таз с водой.

    Ход занятия

    Организационный момент.  (Показываю  детям пластмассовый пароход и спрашиваю). Что это? Если опустить пароход в воду, он поплывет? Давайте подуем.

    Основная часть. Определение качеств предметов.

    - Потрогайте пароход. Он какой: твердый или мягкий? Тяжелый или легкий? Наш пароход твердый, легкий. Сейчас мы посмотрим, сможет ли он поплыть по воде (опускает игрушку в таз с водой). Плывет? Пароход плывет по воде. А это что? (Показываю морские камешки среднего размера.)  Камни какие: твердые или мягкие? Тяжелые или легкие? Камни твердые, тяжелые. Интересно, поплывут они по воде или нет? Опустите  камешки в воду. Утонули? Еще у меня есть маленькие лодочки. (Показываю бумажные лодочки, раздаю каждому ребенку по лодочке.) Какие они: твердые или мягкие, тяжелые или легкие? Эти лодочки из бумаги, они легкие, мягкие, смогут ли они поплыть по воде? Опустите лодочки на воду. Поплыли? Пока лодочки и кораблик плывут, мы с вами отдохнем.

    Музыкально-ритмические движения (под муз. «Ай-да» В.Верховинца).

       Затем предлагаю детям представить себя рыбками, читаю стихотворение, а затем выполняем  движения:

    Рыбки плавали, ныряли                Имитируют движения пловца.

    В чистой свеженькой воде.          

    То сожмутся, разожмутся,            Обхватывают себя руками, затем                      

                                                                     разводят руки в стороны. 

    То зароются в песке.                      Садятся на корточки

    Игра «Пароход». Рассматривали картинки с изображением больших и маленьких кораблей и дети отвечали на вопросы: «Какой пароход большой, а какой маленький? Как гудят пароходы? Большой пароход гудит громко: ту-ту-ту, а маленький тихо: ту-ту-ту. Сейчас девочки будут маленькими пароходами, а мальчики – большими. Большие пароходы, погудите громко: «Ту-ту-ту!», а теперь маленькие пароходы прогудите тихо: «Ту-ту-ту».


    «Игрушки по местам»

    Цель: соотносить предметы с реальными предметами разной формы, уточнять действия, совершаемые с этими предметами; развивать количественные отношения, овладеть понятием «большой - маленький»; воспитывать самостоятельность.

    Материал: две игрушечные грузовые машины: большая и маленькая, деревянные кирпичики разного цвета, мячики резиновые разного цвета, резко контрастные по размеру, собачка, кошечка.

    Ход занятия

        Сигнал машины. В комнату въезжают две машины – большая с кубиками и маленькая с мячами.

       Дети рассматривают машины, сравнивают по величине, называют кубики и мячи, цвет и величину.

       Приглашаю детей построить две дорожки: узкую и широкую, в конце дорожки усадить котика и собачку и возить в машинах игрушки для них:

      -  В маленькую машину мы погрузим маленькие мячики и повезем по узкой дорожке котику.

      -   В большую машину погрузим большие мячики и повезем по широкой дорожке собачке.

       Дети выполняют задания, а собачка и кошечка благодарят детей (ав-ав; мяу-мяу)

       Далее дети играют в игру:

    Серенькая кошечка

                                                    Села на окошечко,

    Хвостиком виляла,

                                                    Деток поджидала.

    Где ж мои котятки,

                                                    Серые ребятки?

        Спать пора котяткам,

        Сереньким ребяткам!

    (ищет ребяток и догоняет их)

       В конце занятия предлагаю детям расставить игрушки по своим местам.


    Дидактическая игра

    «Угадай, какой цвет?»

    Программное содержание: формировать цветовое восприятие: красный, желтый, синий; развивать внимание на цветовые свойства предметов, совершенствовать навык выполнять задания с однородными предметами, ориентируясь на одно свойство.

    Материал: куклы, одетые в наряды трех цветов: красный, желтый, синий.

    Ход занятия

       Педагог вносит в группу куклу в красном костюмчике:

    - Ребята, это кукла Катя, у нее вся одежда красного цвета: шапочка красная, кофточка красная, штанишки красные, носочки красные. Но она пришла не одна, с ней ее подружки – Маша и Таня. Посмотрите, у всех кукол есть шапочка, кофточка, штанишки, носочки. Но одежда у них разного цвета. Кукла Маша одета в синюю одежду. Какого цвета шапочка у Маши?

    - Синяя.

    - У куклы Тани желтая шапочка, желтая кофточка, желтые штанишки и желтые носочки. Какого цвета у Тани штанишки?

    - Желтые.

    - Посмотрите, дети, куклы принесли с собой корзинку с мячиками разного цвета. Кукла Катя в красной шапочке любит играть красным мячиком. Кукла Маша в синей шапочке играет синим мячиком. Кукла Таня, в желтой шапочке любит играть желтым мячиком. – Говоря это, воспитатель дает по одному мячику соответствующего цвета каждой кукле.

    - Посмотрите, дети, остальные мячики в корзинке перемешались. Давайте поможем куклам найти еще по одному мячику. Марина (имя ребенка), у куклы Кати какого цвета шапочка?

    - Красная.

    - Найди такого же цвета мячик. Скажи: «На, Катя, красный мячик.» (ребенок повторяет фразу)

       Аналогично проводится работа с мячиками другого цвета. В конце занятия можно провести игру.

                                                            Мой

                                                            Веселый,

                                                            Звонкий

                                                            Мяч,

                                                            Ты куда

    Помчался

                                                            Вскачь?

                                                            Желтый,

    Красный,

    Голубой,

        Не угнаться

    За тобой!

     


    1. Анализ

       Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие. В раннем детстве еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые понятия и группировку свойств. В это время путем проб и ошибок дети размещают вкладыши разной величины или различной формы в соответствующие гнезда. Ребенок подолгу манипулирует предметами, пытается втиснуть большой круглый вкладыш в маленькое отверстие и т. д. Постепенно от многократных хаотических действий он переходит к предварительному промериванию вкладышей. Малыш сравнивает величину и форму вкладыша с разными гнездами, отыскивая идентичное.  Предварительное промеривание свидетельствует о новом этапе сенсорного развития малыша. В конечном счете дети начинают сопоставлять предметы зрительно, многократно переводят взгляд с одного предмета на другой, старательно подбирая фигурку необходимой величины.    

        На протяжении нескольких месяцев работы с детьми раннего возраста я вела наблюдения и пришла к выводу, что дети обычно испытывают некоторые затруднения при освоении сенсорных эталонов, но основная группа детей справляется с задачами. И только единицы нуждаются в дополнительных занятиях.

       Большое значение в решение поставленных задач имеют подготовка воспитателя к занятиям. Заранее уточнялось, какой материал нужно внести в группу, как его расположить, предварительно проиграли все действия с предметами. На всех занятиях использовались игровые моменты: куклы, мишка, лошадка, машины и т.д. Это вызывало у детей интерес, повышала их активность. Во второй половине дня детям давала цветные пирамидки, трехместные матрешки, деревянные бусы, мозаику, сборные цилиндры и др. Игры способствуют развитию мелких мышц рук, помогает знакомить детей с качествами материала. Работу построила с учётом интересов детей. Потому что, когда ребёнку интересно, обучение проходит более успешно и результативно.

        Сенсорное воспитание осуществляется в условиях повседневной жизни, в процессе игр, труда, где, по мнению Н. Н. Поддъякова, происходит целостное восприятие ребенком различных явлений и предметов окружающего мира, где некоторые свойства и стороны явлений могут восприниматься недостаточно четко, либо не восприниматься совсем. Практика работы показала, что сенсорный процесс лишь постепенно становится восприятием, а не является им изначально. На это указывали многие педагоги и психологи, такие как А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер. И эти особенности восприятия детьми окружающего мира находят свое отражение в действительности.

       Создавать условия для переноса знаний и представлений детей в самостоятельные сенсорные игры. Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающем мире, когда имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать. Здесь особую роль играют дидактические игры, в которых формируется организованность, целенаправленность поведения, достижение результата вызывает чувство радости. На этой ступени развития детей формируется первое отношение к окружающему, интерес к трудовым действиям взрослых, желание участвовать в их деятельности. Дидактическая игра не только закрепляет знания, полученные детьми, но и развивает самостоятельность мышления, сенсорные способности, активизирует речевое развитие, стимулирует развитие любознательности.   


       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Ранний возраст – особый период детства, когда каждый день имеет уникальное значение в развитии ребенка. Развитие и становление личности в этот период происходит очень стремительно, и зависят от социальных условий, в каких растет ребенок. На третьем году жизни происходит дальнейшее сенсорное развитие ребенка. Он подолгу сосредоточивается на действиях с предметами. Совершенствуются его основные движения: ходьба, бег, лазанье, бросание. Движения становятся целенаправленными, разнообразными, действия — целевыми. Одновременно развивается активный словарь ребенка, возрастает понимание речи взрослых. Малыш употребляет почти все части речи, говорит распространенными предложениями, задает много вопросов, может говорить и слушать, понимает короткие рассказы, сказки, стремится расширить свой круг общения со взрослыми и сверстниками.

        Координированными становятся движения руки и глаза, ребенок учится не только видеть, но смотреть и слышать. Теперь уже он способен различать предметы по форме, величине, цвету. Выполняя целевые действия, ребенок пытается установить причинно-следственные связи, решает конкретные, простые задачи. Он свободно ориентируется в пространстве (в группе, на участке детского сада), знает, что такое далеко, близко, потом, наверху. Личные успехи в практической деятельности, овладение разговорной речью приводят к интенсивному развитию навыков: бытовых, гигиенических, культуры поведения, общения. Играя, ребенок все время пытается что-то делать: строить, копать,  перекладывать предметы.

        В этом же возрасте дети начинают рисовать, лепить, конструировать, оценивать свои действия и действия сверстников по игре. Таким образом, благодаря достигнутым умственным возможностям у детей третьего года жизни совершенствуются речь, мышление, память, воображение, развиваются волевые процессы, возникает потребность в содержательной деятельности, все это следует учитывать в процессе организации воспитания и обучения детей на занятиях.

        Семья для ребенка это источник общественного опыта, пример для подражания. Для того чтобы вырастить нравственно здоровую личность необходимо соединить усилия родителей, знания и опыт воспитателей, ожидание и представления общественности. Главной целью дошкольного учреждения помочь семье воспитать ребенка, обеспечить благоприятную социализацию.


    Список литературы

    1. Смирнова Е.О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология»/ Е.О. Смирнова. – М.: Владос, 2008. – 366с.
    2. Гордиенко Е.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие. – Красноярск, 2003. – 232с.
    3. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста:   Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1983. – 000с., ил.
    4. Генезис сенсорных способностей. Под ред. Л.А. Венгера. М., «Педагогика», 1976. -256с.
    5. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада. Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.
    6. Сенсорное воспитание в детском саду. Под ред. Н.П. Сакулиной и Н.Н. Поддьякова. М., «Просвещение», 1969.
    7. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада / Т.Л. Богина, Т.Г. Казакова, Е.А. Тимофеева и др.; Под ред. Г.Н. Годиной, Э.Г. Пилюгиной. – М.: Просвещение, 1987. – 160 с.
    8. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трех лет.- М.: Мозаика – Синтез, 2005.-120с.

    Приложение 1

    Занятие 1

    Тема: Игра с матрешками. Матрешки танцуют.

    Цель: вызвать интерес к новой игрушке; учить сравнивать составляющие матрешки и правильно ее складывать; закрепить название основных цветов: желтый, красный; развивать внимание.

    Оборудование: плоскостные фигурки и объемные матрешки из трех элементов.

    Ход занятия.

    Организационный момент. Воспитатель ставит на стол собранную матрешку и предлагает детям рассмотреть интересную игрушку.

    Основная часть. Воспитатель слегка встряхивает матрешку, детей заинтересовывает, что находится в матрешке. Педагог открывает матрешку и достает другую, ставит рядом обе матрешки и сравнивает вместе с детьми: «Эта матрешка большая, а эта?» (Маленькая.)

       Затем воспитатель встряхивает маленькую матрешку, открывает ее, выставляет все три предмета в соответствии с размером (большая, поменьше, самая маленькая) и вместе с детьми сравнивает их.

       Воспитатель. Эта матрешка большая, эта поменьше, а это маленькая. Была у нас матрешка одна, какая? (Большая.) А теперь их много.

       Воспитатель начинает складывать матрешку в обратном порядке: маленькую прячет в среднюю и оставшиеся два предмета сравнивает по величине, затем прячет среднюю в большую.

    Физкультминутка. Воспитатель предлагает детям научиться танцевать как матрешки. Дети выполняют музыкально-ритмические движения и подпевают («Пляска с платочком», муз. Е.Тиличеевой).

    Игра «Матрешки танцуют».

       Воспитатель проводит игру: раздает детям плоскостные фигуры матрешек 2 цветов: красного и желтого, затем предлагает показать, как матрешки танцуют: поднять фигурку вверх и покрутить ею. Потом дети поднимают только красных матрешек или только желтых.

       Воспитатель. Танцуют желтые матрешки. Какие матрешки танцуют? Танцуют красные матрешки. Какие матрешки танцуют? Танцуют желтые и красные матрешки. Какие матрешки танцуют?   

       

     


    Приложение 2

    Занятие 2

    Тема: Сказка Л.Н. Толстого «Три медведя». Миски для медведей

    Цель: познакомить с содержанием сказки Л.Н. Толстого «Три медведя»; дать возможность убедиться, что рассматривать рисунки в книгах очень интересно; развивать память, активизировать речь, помогать детям играть в сказку; упражнять в скатывании из пластилина шаров круговыми движениями рук, в сплющивании в ладонях комка; учить пальцами делать углубление, развивать интерес к лепке.

    Оборудование: оборудование для театрализованного показа сказки: игрушки, декорации; миски разного цвета, пластилин, салфетка, дощечка.

    Ход занятия.

    Организационный момент. На столе стоят игрушечные медведи разной величины.

       Воспитатель. Посмотрите, сегодня к нам на занятие пришла медвежья семья. Скажите, кто из них папа, кто мама и кто их сынок-медвежонок? Медведи не просто пришли к нам в гости, они принесли книгу со сказкой. Сказка так и называется «Три медведя». Мы сегодня прочтем ее.

    Основная часть. Воспитатель читает сказку «Три медведя» Л.Н. Толстого, затем показывает детям иллюстрации, просит рассказать, что нарисовано на картинку, и ответить на вопросы:

    • Как звали девочку, которая пошла в лес?
    • Куда пришла Маша в лесу?
    • Кто жил в домике?
    • Как звали медвежонка?
    • Куда ушли медведи?
    • У кого была самая большая чашка?
    • В чьей чашке похлебка была самой вкусной?
    • Чей стул сломала Маша?
    • В чьей кроватке уснула Маша?
    • Как заревел папа-медведь, когда увидел свою чашку?
    • Как закричал Мишутка, когда увидел девочку в своей кровати?
    • Что сделала девочка?

       Воспитатель (детям). Маша поступила неправильно. Нельзя трогать чужие вещи. Мишутка очень расстроился из-за того, что Маша съела его похлебку, сломала его стул. Маме-медведице пришлось спеть ему колыбельную, чтобы медвежонок успокоился и уснул. А пока он спит, мы сделаем для них миски.

    Физкультминутка. Зарядка для рук

    Плечиками мы покрутим,

                                              И про ручки не забудем,

                                              Пальчиками потрясем,

                                              И немножко отдохнем.

    Лепка мисок для медведей.

    Воспитатель. Из чего ели похлебку медведи? Из мисочек. У каждого медведя была своя миска. У папы – большая, у мамы - поменьше, а у Мишутки – совсем маленькая. Давайте подарим им много красивых разноцветных мисочек. Как же их сделать? Сначала нужно превратить вот такой комочек пластилина в шар. Какие движения необходимо делать руками для этого? Но шарик совсем не похож на мисочку. Вдавим пальчиком пластилин внутрь шара. Вот так наш комочек пластилина превратился в мисочку.

       Воспитатель предлагает детям выбрать пластилин желаемого цвета, дети начинают лепить. В процессе лепки педагог контролирует приемы работы, помогает детям, затрудняющимся в выполнении задания.

    Итог занятия. Работы детей раскладываются на дощечке.

       Воспитатель. Какие красивые мисочки! Оля сделала мисочку для папы-медведя. Видите, какая она большая. А вот Дима сделал маленькую мисочку для Мишутки. А кто сделал миску для Настасьи Петровны?

    Приложение 3

    Дидактические игры

        Дидактическая игра – сложное явление, это и игровой метод обучения и форма развитие и самостоятельная деятельность и средство всестороннего развития личности. В одних случаях они выступают своеобразной игровой формой образовательной деятельности и проводятся со всеми детьми, в других широко используются в повседневной жизни, в совместной деятельности, в режиме дня в самостоятельной игровой деятельности.

    «Башня из пяти колец»

    Программное содержание: Развивать у детей умение сосредоточенно играть одной игрушкой, развивать координацию мелких движений кисти руки, знакомить с формой кольца, воспитывать интерес к занятиям.

    Материал: пирамидки с 5 кольцами, мишка.

    Ход занятия

       Воспитатель вносит большого медведя, на его шею в виде бус надеты разноцветные кольца, одинакового размера (6 см). «Дети, посмотрите, какой наш мишка сегодня нарядный, бусы из колец надел. Ты, Миша, бусы, видно, детям принес? Тогда снимай их, я раздам кольца детям. (Воспитатель снимает связку колец и высыпает их на середину стола, а затем распределяет каждому ребенку по 5 колец). Сейчас красные колечки подарим Леночке, ты согласен, Миша? Синие – Маше, желтенькие – Илье и т.д. Дети изучают кольца, играют с ними. Затем воспитатель раздает стержни на устойчивой основе каждому ребенку. «Теперь, ребята, вы будете надевать свои колечки на стержни, вот так, как я. Сначала одно надену, потом еще колечко надену, еще одно и т.д. до 5 колец. Все колечки надела. Вот как красиво! Теперь буду снимать колечки. Одно сняла, другое, еще одно и т.д. Все сняла»

        Воспитатель повторяет слова вместе с детьми: надеть, снять. «Теперь все дети будут надевать колечки, а затем снимать».

    «Большие  и маленькие мячики»

    Цель: учить различать цвет и величину (большой - маленький); развивать чувство ритма; ритмично проговаривать слова.

    Материал: игрушки: мячи разных цветов и разной величины; две куклы (большая и маленькая).

    Ход занятия

       Воспитатель дает детям рассмотреть мячики разных цветов: синие, зеленые, красные, желтые и разной величины: большие и маленькие. Показывает, как они подпрыгивают, и ритмично приговаривает:

                                                     Прыг да прыг,

    Все прыг да прыг,

                                                     Спать наш мячик

                                                     Не привык.

       

        Воспитатель выносит две куклы – большую и маленькую – и говорит: «Большая кукла Оля ищет для себя мячик. Маленькая кукла Ира тоже хочет поиграть с мячом». Предлагает детям подобрать куклам мячи. Дети отбирают мячи нужной величины (большой кукле – большой мяч, маленькой кукле – маленький мяч). Кукла Оля капризничает: ей нужен мяч желтого цвета, такой, как ее юбочка. Кукла Ира тоже сердится: ей нужен мяч красного цвета, такой, как ее бантик. Воспитатель предлагает ребятам успокоить кукол: подобрать им нужные мячи.


    «Собери пирамидку»

    Цель: побуждать детей к результативным действиям, совершенствовать координацию движений рук под зрительным контролем, воспитывать положительное отношение к занятиям.

    Материал: пирамидки из трех колец по количеству детей.

    Ход занятия

    Воспитатель показывает детям мешочек и достает из него пирамидки, раздает ребятам, они рассматривают их.

      Затем воспитатель снимает с пирамидки кольца, сопровождая свои действия словами: «Была пирамидка, кольца сняли – нет пирамидки. Сейчас опять соберем пирамидку – будем кольца на стержень надевать!» Далее педагог снова разбирает и собирает пирамидку. После этого предлагает детям самостоятельно проделать все необходимые действия. Если ребенок затрудняется, помогает ему.


    Утренняя гимнастика

    Комплекс 1

    Неваляшки!

    1. «Неваляшки»

    Мы милашки,

    Куклы-неваляшки,

    Куклы-неваляшки,

    Яркие рубашки.

    Мы не спим и не сидим,

    И ложиться не хотим.

    (Движения согласно тексту)

    1. Ходьба 30 секунд
    2. Подвижная игра «Кот и мышки»



    Предварительный просмотр:

    Календарный план воспитательно-образовательной работы первой младшей группы

    Тема недели: В гостях у сказки.

    Цель: познакомить с содержанием; помочь запомнить сказку; развивать память, речь.  

    Форма итогового мероприятия:  Выставка детских работ

    Дни недели

    Совместная деятельность детей и взрослых с учетом интеграции образовательных областей

    Организация предметно- пространственной среды для самостоятельной деятельности детей

    Взаимодействие с родителями, социальными партнерами: школа, театры и т.д.

    ООД

    (групповая, подгрупповая, индивидуальная)

    Образовательная деятельность детей в режимных процессах

    Понедельник

    Познавательно-исследовательская деятельность.

    Тема: Дружная семья. "Вышла курочка гулять..."

    Цель: знакомить детей с понятием "семья"; развивать навыки общения; учить внимательно слушать художественное произведение.

    Игра «Цыплятки»

    Двигательная деятельность (по плану физ. инструктора)

    Утро. Прием детей. Индив. беседы об окружающем мире: сезонные, погодные изменения.

    Утренняя гимнастика «Мишка»

    Пальчиковая гимнастика «Ути-ути»

    Прогулка. Наблюдение за птицами у кормушек. Труд: учить помогать в уборке от снега. П/И «По тропинке». Самостоятельная деятельность

    Вечер. Гимнастика «Ветерок». Чтение худ. лит. сказка «Три медведя». Д/И «Собери пирамидку». П/И «Кто  попадет»

    Рассматривание картины «Курочка с цыплятками».

    Настольно – печатная игра «Назови предмет»

    Игры с конструкторами «Строим стулья для мишек»

    Беседа с родителями на тему: "Любимые сказки детей"

    Вторник

    Коммуникативная, речевая  деятельность.

    Тема: Сказка Л.Н. Толстого «Три медведя»

    Цель: познакомить с содержанием сказки Л.Н. Толстого «Три медведя»; дать возможность убедиться, что рассматривать рисунки в книгах очень интересно; развивать память, активизировать речь, помогать детям играть в сказку.

     

    Музыкальная деятельность (по плану муз. руководителя)

    Утро. Прием детей. Утренняя гимнастика «Мишка». Пальчиковая гимнастика «Улитка». Д/И «Угадай, какой цвет?»

    Прогулка. Наблюдение «Чьи следы?». Труд: побуждать сметать снег в кучу. П/И «Поезд» Самостоятельная деятельность

    Вечер. Гимнастика «Веселые ручки, резвые ножки». Чтение худ. лит. сказка «Лиса и Заяц» Хоз.-бытов. труд: уборка в книжном уголке. Д.И. «Башня из пяти колец» П/И «Покати мяч ко мне». Самостоят. деятельность

    Побуждать собирать игрушки перед уходом. Воспитывать желание трудиться. Строительные игры «Стол и стул»

    Игра «Угадай, чего не стало?»

    Среда

    Двигательная деятельность (по плану физ. инструктора)

    Коммуникативная, речевая деятельность.

    Тема: У бабушки в гостях.

    Цель: формировать доброе и бережное отношение, эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, развивать речь, мышление.

    Игра «Волшебный мешочек»

    Утро. Прием детей.

    Беседа о том, что делали вчера

    Утрен. гимнаст. «Мишка». Пальчик. гимнаст. «Ути – ути» Д/И «Найди домик для мишки»

    Прогулка. Наблюдение за солнцем. Цель: продолжить знакомство с природными явлениями. П/И «По тропинке». Конструирование из снега: домики для  зверят.

    Вечер. Гимнастика пробуждения «Спал цветок и вдруг проснулся…». Чтение худ. лит. сказка «Как коза избушку построила» Д/И «Большие и маленькие мячики»

    Уборка игрушек, переключение внимания на другой вид деятельности.

    Н/П игра: домино «Большие и маленькие»  

    Консультация на тему «Моя любимая игрушка»

    Четверг

    Продуктивная деятельность.

    Лепка

    Тема: Миски для медведей.

    Цель: упражнять в скатывании из пластилина шаров круговыми движениями рук, в сплющивании в ладонях комка; учить пальцами делать углубление, развивать интерес  к лепке.

    Музыкальная деятельность (по плану муз. руководителя)

    Утро. Прием и осмотр детей. Индив. беседы об окружающем мире: погодные изменения и как люди одеты. Утрен. гимн. «Мишка». Паль. гимн. «Улитка» Д/И «Большие и маленькие мячики».

    Прогулка. Наблюдение за птицами. Труд: лепим комочки из снега. П/И «Птички летают». Самостоятельная деятельность.

    Вечер. Гимнастика после сна «Лягушки», «Вот как солнышко встает». Чтение худ. лит. поэзия «Баиньки». Д/И «Собери пирамидку». П/И «Пляшут малыши».

    Игры н/п «Фрукты», «Репка», игры – вкладыши «Одень куклу Катю», «В гостях у Кроша».

    Пятница

    Изобразительная  деятельность.

    Рисование

    Тема: «Раскрасим репку»

    Цель: учить правильно держать кисточку, обмакивать ее в краску, раскрашивать внутри контура; узнавать и правильно называть желтый цвет.

    Двигательная деятельность (по плану физ. инструктора)

    Утро. Прием детей. Утрен. гимн. «Мишка». Пальчик. гимн. «Ути –ути». Д/И для развитие речи «Тихо –громко».

    Прогулка. Тема: После метели. Наблюдение за изменениями на улице после метели: снега стало больше, ветер стих, стало красиво. Труд: чистим снег после метели. П/И «Снег кружится».

    Вечер. Гимнастика пробуждения «Где наши ручки?». Чтение худ. лит. «Три поросенка». Д/И «Башня из пяти кол».

    П/И«Раз-два–три-лови». Самостоятельная деятельность.

    Игры с конструкторами «Строим домик для зайчика», «Кто построить самую высокую башню для медведя?»  

    Выставка рисунков "Репка"


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект как форма планирования образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста

    На примере образовательного проекта по художественно-эстетическому развитию "Путешествие в мир сказки"...

    Формы организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, обеспечивающие интеграцию образовательных областей.

    Материал полезен педагогам организующим деятельность на основе модульного построения образовательного процесса....

    ПРОЕКТ КАК ФОРМА ПЛАНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ «ЗДОРОВЫЕ НОГИ ИДУТ ПО ДОРОГЕ»

    ВВЕДЕНИЕПроблема профилактики и коррекции функциональных отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата у детей приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, негативной тенденцией...

    Статья: "Квест – как одна из форм организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста".

    В данной статье представлен опыт работы по использованию элементов квест - технологии в дошкольном образовании. Адаптированная к условиям детского сада квест - технология, может стаь одной из форм орг...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей с ЗПР по художественно – эстетическому развитию в раннем дошкольном возрасте «Снег - снежок».

    Представлена методическая разработка для педагогов по ознакомлению  детей с нетрадиционной техникой рисования в  раннем  дошкольном возрасте.         ...