Проект как форма планирования образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста
проект (младшая группа) на тему

Петрова Светлана Сергеевна

На примере образовательного проекта по художественно-эстетическому развитию "Путешествие в мир сказки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektik.docx80.04 КБ

Предварительный просмотр:

 Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Красноярского края

КГБОУ СПО «Красноярский педагогический колледж № 2»

Отделение переподготовки и повышения квалификации

Петрова Светлана Сергеевна

Проект как форма планирования образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста

(на примере образовательного проекта по художественно-эстетическому развитию «Путешествие в мир сказки»)

Выпускная аттестационная работа

Руководитель:

           Мещерякова С.В.

Красноярск, 2015

 ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Стр.

3

§ 1.Теоретические и методические основы разработки образовательного проекта «Путешествие в мир сказки»

5

§ 2.Практическая часть работы. Описание содержания образовательного проекта и  анализ его реализации                          

2.1.Описание образовательного проекта «Путешествие в мир сказки»

2.2.Конспекты, сценарий итогового  мероприятия

2.3.Анализ результатов реализации проекта

9

12

21

Литература

Приложение

23

24


Введение

Современная тенденция развития образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования и социальным заказом родителей направлена на воспитание нравственно развитой личности, которая принимает активное участие в жизни общества.

Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для художественно-эстетического развития детей, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом творчества и фантазии.

Известно, что детское творчество-явление уникальное. Многие психологи и педагоги, как отечественные, так и зарубежные, придают большое значение творческому развитию во всестороннем развитии личности ребенка. К сожалению, на занятиях, в свободной деятельности ребенок не всегда создает действие, образ, а копирует педагога, так как мы излишне опекаем детей, сознательно ограничивая его действия и фантазию. Нельзя забывать нам, взрослым, какое влияние оказывают эмоции на развитие ребенка. Сформировать у дошкольников взаимосвязь понятий «труд», «результативность» и «чувства» и, самое главное, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать свое собственное поведение поможет игровая деятельность, которая определена целью социально-бытовых задач.

Одним из главных видов деятельности детей дошкольного возраста является игра. Играя, ребенок познает окружающее, а любознательность становится качеством личности ребенка. Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, - все это помогает осуществить театр. Поэтому, решая задачи художественно-эстетического развития детей в детском саду, в своей работе большое внимание уделяю специально организованной театрализованной деятельности.

Успешность организации и осуществления театрально-игровой деятельности во многом зависит от использования эффективных методов и приемов.

Цель выпускной аттестационной работы: разработать и реализовать образовательный проект с детьми младшего дошкольного возраста «Путешествие в мир сказки».

Задачи:

- теоретическое обоснование необходимости формирования у детей младшего дошкольного возраста первоначальных представлений о произведениях литературного, народного и декоративно-прикладного искусства;

- определение цели, задач, содержания и форм реализации образовательного проекта;

- разработка и апробация методического обеспечения проекта (конспекты НОД, сценарии мероприятий и т.д.)

Методы:

- изучение профессиональной литературы по теме исследования;

- библиографирование;

-анализ эффективности реализации цели и содержания образовательного проекта.

Образовательный проект реализовывался в младшей возрастной группе МБДОУ №325, г. Красноярск.


§ 1.Теоретические и методические основы разработки образовательного проекта «Путешествие в мир сказки»

В принятом Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из требований к обязательной части основной образовательной  программы  дошкольного образования определена образовательная область – художественно-эстетическое развитие.

Художественно-эстетическое развитие направлено на:

 развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру;

формирование элементарных представлений о видах искусства;

восприятие музыки; художественной литературы, фольклора;

стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной).

Одним из принципов содержания дошкольного образования является принцип интеграции детских видов деятельности.

Интеграция театрально-игровой деятельности состоит в следующем:

-участие детей в театрализованной деятельности, театральные игры обеспечивают необходимую двигательную активность и способствуют сохранению и укреплению здоровья дошкольников;

-развитие эстетического восприятия и суждений в процессе чтения сказок, накопление опыта участия в обыгрывании их, беседах о сказочных персонажах, составлении сказок с куклами-персонажами;

-рассматривание иллюстраций, альбомов с персонажами сказок, умение доброжелательно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в совместной театрализованной игре.

Цель образовательного проекта: воспитание основ жанра сказа, его особенностей, приобщение детей к истокам национальной культуры.

Для достижения поставленной цели проекта необходимо решение ряда задач.

Задачи проекта:

1.Систематизация и уточнение представлений детей о сказках: история их возникновения, приобщение детей к произведениям литературного, народного и декоративно-прикладного искусства.

2.Формирование художественно-эстетических умений детей: готовность принять общий замысел, стремление к согласованным действиям, умение поддерживать партнеров по совместной театрализованной деятельности.

3.Создание  эмоционально – благоприятной  атмосферы в группе для развития творческих способностей и воображения детей.

4.Воспитание любви и уважения к сказкам, умение видеть в них прекрасное, гордиться ими.

 5.Вовлечение родителей в образовательный процесс для совместной работы в подготовке и проведении разнообразных мероприятий.

6.Пополнение материалами развивающей предметно – пространственной  среды группы. Создание  в группе театрализованного уголка.

Методы работы:

В младшем дошкольном возрасте у детей повышается потребность в общении не только со сверстниками, но и со взрослыми: им хочется поделиться своими впечатлениями об увиденном или услышанном. Успешность организации и осуществления театрально-игровой деятельности во многом зависит от использования эффективных методов и приемов. Поэтому в проекте используются словесные методы: например, прочитали с детьми сказку, обыграли ее, а что еще можно сделать со сказкой?

  1. Сказку можно нарисовать. Не в каждой книге есть иллюстрации, поэтому после чтения сказки рисуем, восстанавливая в памяти различные ее эпизоды (можно под музыку). Каждый ребенок нарисует сказку или сюжет по-разному и с удовольствием ее перескажет.
  2. Сказку можно сложить из ткани. С помощью отрезков тканей, разных по цвету, фактуре, форме, размеру, выкладываем на полу, изображаем место, где происходит действие сказки. Например, идет по лесу Красная Шапочка – тропинка, цветы, ручеек. Сказка «Заюшкина избушка» - два домика, разные по цвету (лубяная избушка и ледяная). Цветовая гамма тканей должна соответствовать реальным цветам предметов из сказки.
  3. Сказки имеют запахи. В небольшие баночки кладем разные предметы, имеющие ярко выраженный своеобразный запах (сушеные апельсиновые корки, шоколад, конфеты, орехи, косточки, пшено). Запах леса: пшено – дерево, косточки – кора дерева, орехи – белка, шоколад – медведь. Избушка Бабы Яги: орехи – дерево, шишки – кора, корки апельсина – печка, конфеты – гуси – лебеди.
  4. Сказка звучит. Чтобы дети лучше прочувствовали сказку, используем звуки (колокольчики, баночки с разными предметами внутри, бубны, трещотки и т.д.). Создать звуки можно также с помощью голоса. Например, изображаем шум леса: переливаем воду из стакана в стакан, трясем баночкой с крупой, шуршим бумагой, а один ребенок изображает голосом кукушку. Используем и другой, более интересный прием: одни дети издают шум, а другие слушают, закрыв глаза. Затем делятся впечатлениями.
  5. В героев сказки можно переодеться и потанцевать. Костюмы специально не шьем, а дети их составляют из тканей. Вначале ребятам предлагается одеться как сказочные герои, при этом им не говорится, в какую сказку мы будем играть. Дети с большим удовольствием наматывают на себя разные ткани, любуются собой, помогают друг другу. Затем придумываем танцы для каждого персонажа, подбираем музыку и танцуем.

Такая совместная деятельность детей и педагога благотворно сказывается на развитии детского творчества и формировании их картины мира.

Наглядные методы: наблюдение, рассматривание фотографий и иллюстраций, просмотр презентаций.

В младшем дошкольном возрасте основным видом деятельности по-прежнему остается игра. В игре происходит развитие личности дошкольника и всех психических процессов: воображения, мышления, творчества, социальных навыков и т.д.

В образовательном проекте использовались разнообразные игры: сюжетно – ролевые, дидактические, подвижные, которые помогают не только усвоению и закреплению полученных ранее знаний, но и учат детей общаться друг с другом, выполнять роль ведущего.

 В младшем возрасте у детей формируются навыки на примерах взрослых, поэтому следует обратить внимание на труд для других – в семье, в детском саду, на территории детского сада.

Формы работы: занятия, мероприятия, оформление страничек книги, выставки, занятие - викторина.


§ 2. Практическая часть работы. Описание содержания образовательного проекта и анализ его реализации

2.1.Описание образовательного проекта «Путешествие в мир сказки»

Проект реализовывался на базе МБДОУ № 325 города Красноярска в младшей группе «Ромашка». Детский сад реализует

«Программу обучения и  воспитания в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Проект направлен на решение вопросов нравственного воспитания детей в соответствии с образовательной программой.

Содержание проекта расширено за счет  включения задач педагогического просвещения родителей, вовлечения родителей в образовательный процесс.

Вид проекта: образовательный проект

Продолжительность: 1 неделя.

Участники проекта: дети, родители, педагоги.

Этапы реализации проекта:

1этап: Подготовительный. Вводно-мотивационный.

Проект начался с того, что в группе появилась рукавичка, когда мы в нее заглянули, то узнали, что это письмо от лесных зверушек. Они написали, что хотели бы попасть в кукольный театр. «Лесные жители» появились из рукавички, поэтому мы создали «Варежкин театр», где герои сделаны из бумажной «варежки» - кулька. Конечно, бумажная кукла недолговечна, она может порваться, но дети легко могут ее починить, переделать, преобразовать, то есть превратить злого героя в доброго, а трусливого – в смелого. А в этом весь тайный смысл, главная задача такой деятельности.

На данном этапе использовалась модель трех вопросов: Что мы знаем о кукольном театре, сделанном на основе варежек? Что мы хотим узнать? Как мы узнаем, как найдем информацию?

В итоге была определена проблема: Как помочь лесным зверушкам познакомиться с бумажными куклами-рукавичками?

В процессе беседы дети высказывали свои идеи реализации проекта .Затем детям было предложено зарисовать свои предложения, а потом рассказать, как их можно реализовать.

2.Изучение методической литературы по проектной деятельности. Была изучена литература по проектной деятельности.

3.Разработка комплексно – тематического плана, конспектов занятий, итогового мероприятия по теме проекта.

2 этап: «Практико - деятельностный».

1.Реализация проекта. Проведение запланированных мероприятий.

2.Создание развивающей  предметно – пространственной среды:   пополнение уголка нравственного воспитания «Волшебный мир театра» (бибабо, теневой, пальчиковый, настольный, фланелеграф и  др).

3 этап: «Заключительный».

1.Итоговое мероприятие: конкурс - викторина "Знатоки сказок"

2.Анализ полученных результатов.

Продукты реализации проекта:

 выставка  кукол-рукавичек «Моя сказка»;

книжки - малышки;

 макет «Улица сказок».

Ожидаемые результаты проекта:

В ходе реализации проекта дети:

-уточнят и обогатят свои представления о сказках, об истории возникновения сказок, о театре;

- будут ассоциировать название сказки с ее персонажами, историей возникновения;

- будут проявлять заботу о чистоте, порядке в своем театре, бережно относиться к куклам, сделанным своими руками;

-будут с уважением относиться к взрослым;

-будут  осознанно применять знания о своем театре в разных видах деятельности;

-будут проявлять положительный эмоциональный отклик на общение с культурой театра;

-будут проявлять интерес и желание к совместной творческой деятельности.


2.2. Комплексно-тематический план образовательной деятельности

Дни  недели

Совместная деятельность взрослых и детей

Самостоятельная     деятельность детей

Взаимодействие с родителями

НОД

Режимные моменты

Понедельник

Познавательное развитие. ФЦКМ. Занятие - путешествие "История возникновения варежкина театра"

Физическое развитие

Утро: Беседа "Что мы знаем о сказках?"

 Игра на сплочение «Здравствуйте, я пришел»

Утренняя гимнастика

Словесная игра «Расскажи, где гуляли в выходные»

Игры по инициативе детей

Дежурство в уголке природы  

Пальчиковая игра «Люблю по сказочному городу гулять»

Прогулка:

Наблюдение за уборочной техникой

Труд на участке «Сделаем участок сказочным»

Подвижная игра: «Встречные перебежки»

Рассматривание сказочных персонажей, иллюстраций, фотографий театра, открыток «В мире сказок», книг и журналов о театральной деятельности в книжном уголке

Дидактическая игра «Собери картинку-сказку из кубиков»

Раскрашивание раскрасок

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по сказкам»

Информирование родителей о начале проекта

Анкетирование родителей

Поиск фотографий, иллюстраций, пословиц о сказках в условиях семьи

Вторник

Речевое развитие."Волшебный мир сказок"

Музыкальная деятельность

Утро:Беседа "Наши любимые сказки"

 Словесная игра «Скажи со словом сказочный»

Пальчиковая игра «Дружные пальчики»

Утренняя гимнастика

Игры по инициативе детей

Прогулка:

Наблюдение за изменениями в природе

Труд на участке: окапывание снегом стволов деревьев

Подвижная игра: «Салки на одной ноге»

Вечер: чтение и заучивание стихотворений о сказке

Рассматривание фотоальбомов: «По страницам сказок», «Театр-творчество-дети», иллюстрации «Варежкин театр».

Дидактическая игра  «Собери сказку », «Найди сходства и отличия»

Изготовление совместно с родителями макета "Дом, в котором живет сказка"

Среда

Познавательное развитие. ФЭМП. "Круг, квадрат, треугольник"

Физическое развитие

Утро:Беседа "Грусть, радость" Пальчиковая игра: « С добрым утром»

Утренняя гимнастика

Трудовое поручение: уход за комнатными растениями

Физкультминутка «Сначала буду маленьким»

Прогулка:

Наблюдение за птицами, подкормка птиц

Подвижная игра: «Друга удалось догнать?»

Вечер: заучивание пословиц о сказке

Рассматривание альбома «Виды кукольного театра»

Дидактическая игра «Что вы знаете о сказках?»

Сюжетно-ролевая  игра «Театр»

Изготовление книжек - малышек

Оказание помощи при изготовлении театральной ширмы

Четверг

Художественно - эстетическое развитие. Лепка.

"Украсим рукавичку"

Музыкальная деятельность

Утро:Беседа "Как мы сочиняли сказку" Словесная игра «Закончи предложение»

Утренняя гимнастика

Пальчиковая игра «Дом на горе»

Игры по инициативе детей

Прогулка:

Наблюдение за небом

Подвижная игра: «Сани»

Вечер: прослушивание и заучивание песен о сказочных героях

Рассматривание иллюстраций к сказкам

Просмотр слайдов о сказках

Дидактическая игра «Прогулка по сказочному городу»

Сюжетно-ролевая игра «Актеры театра»

Составление  с детьми  рассказов о сказочных персонажах, оформление страничек книги «Рассказы о сказочных персонажах»

Пополнение материалами нравственного уголка «Волшебный мир театра»

Пятница

Художественно - эстетическое развитие. Рисование."Мордочки сказочных зверей"

Физическое развитие

Утро: Беседа "Мой любимый сказочный герой"

Утренняя гимнастика

 Физкультминутка «Мы по сказочным улицам пройдемся»

Прогулка:

Наблюдение за трудом повара

Подвижная игра: «Дружные ребята»

Просмотр презентации о сказках

Приглашение родителей  на викторину


2.2. Конспекты, сценарий итогового  мероприятия

Конспект занятия – путешествия «История возникновения «Варежкина театра»

Задачи: познакомить с историей возникновения «Варежкина театра», его названия, именем основателя. Развивать интерес к истории театра.

Материал и оборудование: сделанные из бумаги куклы-рукавички, иллюстрации, фотографии.

Ход занятия:

1.Организационный момент «Круг друзей».

Собрались все дети в круг

Я - твой друг, и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся

2. Путешествие в прошлое.

Воспитатель: Если любишь свой театр и гордишься им, надо знать его историю. Ребята, а вы хотите узнать, как возник наш театр? Вы любите путешествовать? Давайте закроем глаза и представим, что мы с вами переносимся в те времена, когда нашего театра еще не было. А на этом месте, откройте глаза и посмотрите, стоит лес, а в нем лесные звери живут. А каких лесных зверушек вы знаете?

Чтение стихотворения «Сказочный лес»

Рассматривание кукол-рукавичек

Что такое «Варежкин театр»? (куклы-рукавички, сделанные из бумаги)

А сейчас ребята, нам пора возвращаться обратно в детский сад. Закроем глаза, вот мы и в группе.

Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что вам запомнилось? (ответы детей) Что такое «Варежкин театр»?

3. Игра «Театр какой?»

Занятие «Волшебный мир сказок»

Задачи: познакомить детей со сказками, персонажами сказок, объяснить предназначение сказок. Формировать сознание своей вымышленной сказки, уважение к народным традициям. Обогащать и активизировать словарь.

Материал: изображения сказочных персонажей, изображения разного вида театров, DVD проигрыватель, аудиозапись сказок.

Ход занятия:

1.Беседа о сказках.

Воспитатель: Ребята, кто знает, что такое «сказка»? (выставляет изображения персонажей сказок, которые могут быть знакомы детям.) Видели ли вы такие изображения и где? (Дети делятся своими знаниями.)

Вы совершенно правы – это герои сказок. Что же такое театр, откуда он появился и для чего нужен?

История театра, так же как и сказок, начинается в те времена, когда наши предки были очень воинственны и большую часть времени проводили в боях. С тех времен сложились сказания, легенды, а актеры их воплощали на сцене. Появились и чудесные сказки. Какие сказки вы знаете?(Ответы детей.) Передавали их своим детям, внукам. Сказками гордились и старались не опозорить их дурными поступками. Актеры старались сыграть роли очень точно, например, мудр, как сова, или бесстрашен, как волк, или хитер, как лиса.

2.Игра «Поменяйтесь местами»

Прошло много лет, но сказки живут в сердцах людей и каждый ими славится, гордится, дорожит.

Воспитатель: наши куклы-рукавички перемешались, персонажи сказок поменялись местами. Помогите героям вернуться в свою сказку.

3.Слушание песенок из сказок.

А сейчас, ребята, мы послушаем песенки из сказок. Из какой сказки эта песенка?

4.Продуктивная деятельность. Рисование «Любимый персонаж сказки»

Дети делятся на команды и получают задание: нарисовать любимого сказочного персонажа.

О чем мы сегодня говорили?

– Что вам понравилось?

Оформление выставки детских работ.

Конспект конкурса – викторины «Знатоки сказок»

Цель: закрепление знаний детей о сказках.

Задачи: Систематизировать знания детей о сказках, учить детей работать в команде, учить отвечать на вопросы полным ответом.              

Развивать логическое внимание, память, речевую активность детей.

Воспитывать любовь к традициям, народному наследию.

Материал и оборудование: магнитная доска, фишки, рисунки детей, фотографии персонажей из сказок, изображения театров, куклы-рукавички по количеству детей, аудиозапись песен из сказок, презентация о театре.

Ход викторины:

Зал украшен рисунками детей.

Под торжественную музыку входят участники (две команды).

Воспитатель: Сегодня у нас с вами необычное занятие, занятие – викторина. Где каждый из вас должен показать свои знания, помочь своей команде одержать победу. Мы с вами будем играть, соревноваться, показывать свои знания, и определим, кто будет знатоком сказок. Ведущий представляет членов жюри, предлагая им оценивать участников следующим образом: за каждое правильное задание командам выставлять по одному баллу (на магнитной доске).

В зал вбегает Зайка.

Зайка:

-Здравствуйте, ребятишки,

Девчонки и мальчишки!

Ну- ка,  кто я? Угадай-ка!

Как меня зовут?

Дети: Зайка!

-Ух, ты! Верно, угадали!

Сказку про меня читали?

Дети: Да!

Зайка:

Я тут рядом пробегал,

Ваши голоса услыхал

Раз смеетесь вы, поете,

Значит весело живете!

Ведущая: Большой Театр начинается с малого.

Зайка: А что такое малый театр?

Конкурс 1:Представление команд.

Конкурс 2: Вопросы.

Вопросы 1 команде:

- Как называется эта сказка?

- Какие персонажи в ней?

-Как называется наш детский сад?

Вопросы 2 команде:

- Как называется эта сказка?

-Какие персонажи в ней?

- На какой улице находится наш детский сад?

Вопросы обеим командам:

- Назовите виды театра (команды называют по очереди по одному виду)

Вопрос 1 команде:

« Что это за чудо дом

Музыку услышишь в нем,

Песни, танцы, плач и смех

Удовольствие для всех?» (театр)

- Назовите из чего делают «Варежкин театр»?

Вопрос 2 команде:

« Где происходят чудеса?» (в сказке)

-Какие сказки вы знаете?

Вопрос 1 команде:

- Найдите среди кукол-рукавичек, из какой они сказки? Как называется эта сказка?  

Вопрос  2 команде:

- Найдите среди кукол-рукавичек, из какой они сказки? Как называется эта сказка?  

Конкурс 3: Актерское мастерство

Ребята, в нашем театре есть много интересных ролей и сказок.

Задание: назвать из какой сказки персонаж, за каждый правильный ответ команда получает фишку. Команды по очереди называют сказки (одновременно воспитатель вывешивает фотографии персонажей)

Воспитатель: Молодцы ребята! Очень много вы знаете сказок.

Конкурс 4: Конкурс чтецов.

В нем примут участие капитаны команды, которые подготовили стихотворения о театре.

Конкурс 5: Пятый конкурс называется «Экскурсовод»

- Сегодня у нас в гостях Зайка. Куда бы вы его повели, какие сказки ему показали? Что бы вы рассказали  о своем театре?

(заслушать 2-3 экскурсовода от каждой команды).Экскурсоводы сопровождают свои рассказы фотографиями персонажей сказок)

Ведущая: жюри сейчас огласит результаты викторины.

Мне сегодня хочется поздравить всех участников и пожелать им расти добрыми, совершать добрые поступки для людей, чтобы люди сказали о вас, что вы хоть и маленькие, но настоящие актеры!

Звучит песня из сказки (исполняют дети).

Ведущая:

« Вы сегодня отвечали

Сказки славили родные.

Наш театр!

Он прекрасный, славный самый,

Хоть и малый, не большой!»

Подведение итогов викторины.(Вручение памятных дипломов и медалей)

2.3. Анализ результатов реализации проекта

Цель и задачи образовательного проекта реализованы в полном объеме.

Был разработан проектный комплексно-тематический план по формированию нравственных чувств у детей младшего дошкольного возраста к сказкам.

Проведенная работа показала актуальность выбранной темы.

Цель проекта достигнута за счет интеграции содержания разных образовательных областей и комплекса различных видов детской деятельности.

Теоретическая значимость проекта заключается в том, что были проанализированы и систематизированы в теоретической части работы психолого-педагогические аспекты, касающиеся особенностей процесса развития нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста на основе ознакомления с театром.

Практическая значимость проекта состоит в том, что мной  разработаны и апробированы конспекты занятий, бесед, подобраны игры, которые могут использовать педагоги образовательных учреждений в процессе организации работы с детьми на занятиях и в повседневной жизни по данному направлению работы.  Также работой могут пользоваться родители при организации нравственного воспитания детей в семье.

В ходе реализации проекта удалось достичь ожидаемого результата: расширился и систематизировался объем знаний детей о сказках, о театре.

У детей и родителей появился интерес к историческому прошлому возникновения театра, сказок.

Появилось чувство гордости за свой театр, любовь к сказкам. Эти чувства проявляются в желании детей сделать что-то полезное: выступить на празднике, показать кукольный театр, поздравить ветеранов с праздником и т.д.

Результаты показали, что проект познавателен и необходим для формирования у детей нравственного, ценностно-смыслового отношения к театру, сказкам.

Литература:

1.Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с театральной деятельностью. Младшая группа. – М.: ЦГЛ, 2005.

2. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольных учреждений.- Под ред. Ветохиной А. Я. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.

3.Нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Под ред. Ветохиной А. Я. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.

4.www.Ped-kopilka.ru. Дидактическая игра для младшей группы детского сада.

5.www.Maam.ru. Нравственное воспитание детей посредством дидактических игр.

6.СочевановаЕ.А.Подвижные игры с бегом для детей 3 –5 лет: СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.

7. Сомкова О. Н., Солнцева О. В., Вербенец А. М. Проект как форма планирования образовательного процесса в дошкольном учреждении.// Детский сад: теория и практика, №9, 2012, стр. 40 - 49.

8. Солнцева О.В.Ребенок знакомится с театром //Детский сад: теория и практика. № 1, 2014.

10. Солнцева О.В., Коренева-Леонтьева Е.В. Инновационные методы театрализованной деятельности детей младшего дошкольного возраста. //Детский сад от А до Я. Тема номера: театрализованная деятельность дошкольника. №4, 2010,стр. 24-36.

Приложение

Дидактические игры

«Путешествие по сказкам»

Цель: воспитывать чувство привязанности к своему родному наследию и восхищения сказкой, развивать речевую культуру, коммуникативные и интеллектуальные способности, развивать способность наблюдать, исследовать, делать выводы, обобщать, развивать  интерес к театральной деятельности.

Материал и оборудование: игровое поле, кубик, пуговицы.

Ход игры :в игре принимают участие от 1 до 4 человек. 

Для ходов используются пуговицы разного цвета и кубик с точками от 1-4, две грани кубика окрашены в зелёный цвет (отгадай загадку) и синий (кот в мешке: назвать виды театра, назвать сказку, найти персонаж из сказки и т.д.).Воспитатель предлагает детям выбрать фишку и разыграть очерёдность ходов.

1 вариант.«Путешествие» начинается с верхнего ряда картинок «История театра». По цифре, выпавшей на кубике, определяется картинка, по которой будет складываться рассказ и отмечается фишкой (у каждого игрока свой цвет). Следующий ход кубика определяет выбор картинки следующего ряда, со словами «Театры» и таким образом, отдельно по каждому этапу, определяется «маршрут путешествия» ключевых картинок сюжета, которые используются для составления рассказа о театре (фото игрового поля с фишками на двух рядах).Если выпадает картинка, уже занятая фишкой другого игрока, следует выбрать следующую картинку по ходу игры. Игра продолжается.

После короткой подготовки участники начинают свой рассказ о театре. Например: «Меня зовут…. Мой театр большой и красивый. И сейчас я расскажу вам о нём. История театра началась когда…….»

Можно рассказывать по очереди от начала и до конца рассказа, можно друг за другом на каждом этапе рассказа.

2 вариант. Любой этап можно усложнить, заменив отдельные картинки карточками с заданиями:

·«Что ты знаешь о истории создания сказок?»

·«Какие ещё сказки ты знаешь?»

·«Назови своего любимого персонажа»

·«Какую роль ты бы сыграл в театре?

·«Расскажи сказку»

·«Правила поведения в театре»

·«Как называется театр из бумажных кукол-рукавичек?»

Карточки выкладываются заранее заданием вниз. При выпадении такой карточки читает задание воспитатель

«Что вы знаете о сказках?»

Цель: закрепить представления о сказках, активизировать мышление и воображение.

Материал и оборудование: фотографии с персонажами сказок, фишки.

Ход игры: дети поочередно выходят к столу, на котором разложены фотографии с персонажами сказок. Ребенку необходимо рассказать об одной из них. Ребенок, отгадавший о какой фотографии идет речь, подходит к столу, показывает ее всем детям и получает фишку. Побеждает тот, у кого окажется больше фишек.

Игра с мячом « Что вы знаете о театре?»

Цель :развивать умение  отвечать на вопросы, закреплять знания о театре.

Материал и оборудование: мяч.

Ход игры: воспитатель (бросает мяч ребенку)

- Кто играет роли в театре?

Ребенок (возвращает мяч)-актеры.

 Далее, бросая мяч, дети отвечают на вопросы:

- Как называется театр, сделанный из бумаги?

- Какие виды театра вы знаете? и т.д.

«Собери картинку из кубиков»

Цель: упражнять составлять картинку из частей, закреплять знания о сказках.

Материал: кубики, картинки сказок.

Ход игры: необходимо собрать картинку по образцу и рассказать, что на ней изображено.

«В театре»

Цель: уточнять, закреплять знания о театре, воспитывать любовь к сказкам, желание больше узнать о театре.

Материал: игровое поле с пронумерованными картинками, открытки с видами театра, кубик, билетики с номерами.

Ход игры: дети считалкой выбирают билетик с номером. Сколько ходов сделать покажет стрелка. К какому месту идти вам поможет кубик. Остановившись, надо рассказать, что это за место в театре, какую сказку можно увидеть. Остальные внимательно слушают. Кто первым отгадал это место, находит такую картинку у себя на столе и показывает ее. Если ответ правильный, он становится рассказчиком, так же с помощью кубика определяет, куда идти, что показать, о чем рассказать.

«Найди сходства и отличия»

Цель: учить сравнивать персонажей сказок, находить сходства и отличия, развивать мышление и речь.

Материал и оборудование: картинки с изображением героев сказок.

Ход игры: воспитатель предлагает рассмотреть героев сказок и найти в них сходства и отличия. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Побеждает тот, у кого фишек больше.

«Поменяйтесь местами»

Цель: развитие внимания, наблюдательности и быстроты реакции.

Материал: Маленькие карточки с изображениями героев из сказок для каждого ребенка.

Ход игры :дети сидят на стульчиках по кругу. В руках у каждого своя карточка с изображением героя какой-нибудь сказки. Роль ведущего выполняет воспитатель, который предлагает детям внимательно рассмотреть своих героев, а затем говорит:

–Поменяйтесь местами те, у кого на карточке есть изображение какого-нибудь зверя. (Дети, на чьих карточках есть изображение зверя, встают и меняются местами.)

Предложения могут быть разными:

–Поменяйтесь местами те, у кого есть изображение дерева (воды, гор, солнца, снега, птицы, рыбы).

«Театр какой?»

Цель: развивать умение подбирать подходящие по смыслу слова в конце предложения, закреплять знания о сказках.

Ход игры: воспитатель проговаривает предложения, дети заканчивают их по смыслу.

– Если в театре вечер, он (какой?)... (вечерний).

– Если в театре наступила зима, он (какой?)…(зимний, заснеженный).

– В театре праздник, он (какой?)….(праздничный, нарядный)

–Я люблю театр, он (какой?)…(любимый)

– Я показываю в театре сказку, он (какой?)…(сказочный)

Пальчиковые игры

«Дом на горе»

На горе мы видим дом. (Кисти рук сложить «домик».)

Много зелени кругом. (Волнообразные движения кистями рук.)

Вот – деревья, вот – кусты. (Руками сделать «деревья»,  «кусты».)

Вот – душистые цветы. (Пальцами показать «бутон».)

Окружает все забор. (Пальцами показать забор.)

За забором чистый двор. (Погладить ладонями стол.)

Мы ворота открываем. (Кистями рук показать «ворота».)

К дому быстро подбегаем. (Пальцами «пробежаться по столу».)

В дверь стучимся: «Тук-тук-тук!» (Постучать кулаками по столу».)

Кто-то к нам идет на стук… (Ладонь приставить к правому уху, «прислушиваться»)

В гости к другу мы пришли. (Вытянуть руки вперед, как будто преподнося что-то.)

И гостинцы принесли.

«С добрым утром»

С добрым утром глазки? (Поглаживаем веки.)

Вы проснулись? (Смотрим в бинокль.)

С добрым утром ушки? (Поглаживаем ушки.)

Вы проснулись? (Прикладываем ладони к рукам.)

С добрым утром ручки?( Поглаживаем кисти рук.)

Вы проснулись? (Хлопки.)

С добрым утром ножки? (Поглаживаем ноги.)

Вы проснулись? (Притопываем.)

С добрым утром солнце! (Показываем.)

Я проснулась. (Голову слегка запрокинуть, широко улыбнуться.)

Физкультминутки

По театру мы пройдёмся,(дети шагают)

Влево, вправо оглянёмся.(руки на пояс, повороты)

По сцене туда – сюда (бег по кругу влево, вправо)

Пробежимся как всегда.

В сказку окунёмся (имитация плавания)

И быстрее разотрёмся.(растирающие движения друг другу)

До сосны бы дотянуться,(встают на носочки и тянутся)

И высоких гор коснуться.

В садик наш скорей вернуться (дети шагают)

И друг другу улыбнуться! (улыбаются друг другу)

Сначала буду маленьким, (присесть)

К коленочкам прижмусь.(обнять колени руками)

Потом я вырасту большим (встать)

До неба дотянусь(поднять руки вверх, встать на носочки)

Подвижные игры

«Дружные ребята»

Выбирают ребенка, который в игре будет детей пятнать. Он встает в середине зала (площадки). Остальные ребята образуют пары (лучше мальчик — девочка), берутся за руки. По сигналу взрослого дети начинают ходьбу по периметру площадки с произнесением слов:

Мы, девчонки, мы, мальчишки,

–дружные ребята.

Любим очень мы играть

– мы же дошколята.

Чтоб в игре не выбывать,

Надо друга выручать.

После этих слов взрослый показывает детям карточку, на которой изображены две рядом стоящие девочки и (или) два рядом стоящих мальчика. Это значит, что в игре девочки будут выручать только девочек, а мальчики – только мальчиков. Если на карточке изображены стоящие рядом девочка и мальчик, то в данном случае девочки выручают только мальчиков, а мальчики — только девочек. Затем начинается бег с ловлей и увертыванием.

Правила игры. 1. После того как «пятнашка» коснулся игрока рукой, тот останавливается и принимает положение «ноги шире плеч, руки на пояс» и ждет, когда кто-то из детей его выручит — проползет под ним. После этого он может продолжать бегать. 2. Нельзя пятнать «выручающего» Примечания. При проведении игры на открытом воздухе выручать можно следующим образом: ребенок, которого запятнали, ставит руки перед собой ладонями вверх, а выручающий должен три раза ласково погладить его по ладоням.

«Друга удалось догнать?»

Дети образуют пары и договариваются между собой о том, кто в данной игре будет догоняющим, а кто — убегающим. Взрослый вызывает любую пару. Догоняющий встает на одной стороне зала (площадки), а убегающий    – на противоположной стороне. Остальные дети врассыпную распределяются по всему пространству, где проводится игра, и по команде взрослого начинают ходьбу на месте (можно с хлопками) с произнесением слов:

Кто шагает?

Мы шагаем.

Ира Ваню догоняет.

Раз, два, три, четыре, пять.

Друга удалось догнать?

Выбранная пара в это время выполняет бег с ловлей и увертыванием между детьми. После слова «догнать» игра останавливается — все дети перестают шагать, а пара детей — бегать.

Если ребенку удалось догнать партнера раньше окончания текста, то ходьба всеми детьми все равно продолжается, только последняя строка произносится не в вопросительной форме, а в утвердительной. Ребята стараются запомнить момент (слово), когда догоняющий ребенок коснулся рукой убегающего.Затем приглашается другая пара. Когда все пары поучаствовали в игре, подводится итог, кто из догоняющих ребят был самым ловким, кому удалось быстрее догнать товарища. Все ему (им) аплодируют.

«Переправа»

Дети делятся на две команды, которые "отдыхают на речке". У каждой команды по обручу - это "лодка". Команды должны переплыть в "лодке" с одного берега на другой. Определяются линии старта и финиша. За сигналом ведущего первые игроки садятся в "лодку", берут с собой одного игрока и помогает ему переплыть на другой берег. Затем возвращаются за следующим. Можно брать с собой только одного пассажира. Команда, которая быстрее оказалась на другом берегу, выигрывает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста

Планирование-это "изучение будущего и набросок плана действия", центральное звено любой деятельности. Оно помогает равномерно распределить программный материал в течение учебного года, заранее обдумат...

Консультация для молодых педагогов. Планирование образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста.

Консультация для молодых педагогов. Планирование образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста....

Проект как форма планирования образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по познавательному развитию "Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста"

Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей), а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание....

ПРОЕКТ КАК ФОРМА ПЛАНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ «ЗДОРОВЫЕ НОГИ ИДУТ ПО ДОРОГЕ»

ВВЕДЕНИЕПроблема профилактики и коррекции функциональных отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата у детей приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, негативной тенденцией...

Развернутое перспективное планирование образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015...

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года)

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года)...