Главные вкладки

    Консультация для молодых педагогов. Планирование образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста.
    консультация на тему

    Ольга Владимировна Кулакова

    Консультация для молодых педагогов. Планирование образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konsultatsiya_po_planirovaniyu.doc193.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Планирование — основа содержания

    воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

    Планирование позволяет устранить отрицательный эффект неопределенности, сосредоточить внимание на главных задачах, добиться экономичного функционирования и облегчить контроль. Планирование связано с предупреждением ошибок — с одной стороны, и с необходимостью использования всех возможностей — с другой.

    План — это условие целеустремленности и организованности труда воспитателя, защита от самотека, от плена мелких текущих дел, однобокости и пропуска каких-то существенных задач развития.

    План — это прежде всего целеполагание. Планирование помогает воспитателю равномерно распределить программный материал в течение года, своевременно закрепить его, избежать перегрузки, спешки. План помогает заранее предусмотреть и обдумать методы, приемы, цель воспитания и обучения. Благодаря наличию плана воспитатель знает, что он сегодня будет делать и как, какие пособия и атрибуты будут использованы.

    Правильно составленный план работы вносит ясность, предсказывает трудности, экономит время, повышает ответственность, облегчает работу. План — не просто отчетный документ, главное в нем — рабочая ценность, заблаговременный преднамеренный подбор содержания и форм предстоящей работы с детьми, четкие ориентиры в использовании служебного времени.

    Совершенствование планирования образовательного процесса необходимо в современном детском саду.

    План — это не формальность, а необходимое условие успешной работы с детьми, в плане главное не схема, форма, а содержание. Необходимым условием успешного планирования является твердое знание программы. Но знание программы не является единственным условием успешного планирования. Воспитатель должен хорошо знать детей своей группы, изучать каждого ребенка в динамике его развития.

    Успешно спланировать работу воспитателю помогут также методические пособия, рекомендации, полученные на педсовете, методическом объединении, курсах и прочее.

    Следующим условием является совместное составление плана двумя воспитателями, работающими в одной возрастной группе. Выполнение этого условия обеспечит единый подход к детям, единые требования к ним, повысит ответственность каждого воспитателя за выполнение плана и программы. У сменных воспитателей должен быть повседневный контакт в работе, постоянный обмен мнениями по результатам наблюдения за детьми: как они усваивают программный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культурного поведения, черты характера, кто, как и с кем играет и прочее.

    Календарный план составляется на основе годового и перспективного и дорабатывается с учетом наблюдений за детьми в группе и их оценки, а также обсуждений с другими воспитателями и бесед с родителями. Он пишется на каждый день или на неделю и включает различные виды деятельности на этапах ознакомления, освоения и закрепления, практического применения знаний. Планирование ведется на основе программы и, хотя не отрицает ведущей роли взрослого, во многом определяется интересами и потребностями детей, вытекает из ежедневных наблюдений всего персонала, текущего контроля, рождается в диалоге с родителями. Благодаря такому характеру планирования реализуется дифференцированный и индивидуальный подход к каждому ребенку.

    В основе любого планирования лежат следующие принципы:

    • учет конкретных педагогических условий, возрастного состава группы, уровня развития детей;
    • взаимосвязь процесса воспитания и обучения;
    • регулярность, последовательность, цикличность воспитательных воздействий.

    Технология разработки календарных планов

    • Общий алгоритм — канва.
    • Начинать написание плана с режимных моментов: утро; день; вечер; минимум на две недели.
    • Оформление плана должно соответствовать эстетическим требованиям, так как это визитная карточка ДОУ.
    • Учитывать соотношение нагрузки детей: эмоциональной; интеллектуальной; физической.
    • Учитывать степень усложнения материала (нельзя математику сочетать с занятиями физической культуры — очень высокий расход белка в организме при высокой интеллектуальной и физической деятельности).
    • Соответствие программно-методическому обеспечению.
    • Включать все виды деятельности.
    • Прослеживать усложнение приемов, не только наглядных и словесных, но и таких, как коллективный поиск, беседа, развивающие игры.

    Существует алгоритм составления календарного плана воспитателя дошкольного образовательного учреждения

    1. Титульный лист
    2. Список детей группы, по подгруппам
    3. Оснащение образовательного процесса
    4. План работы с родителями
    5. Расписание НОД на неделю (согласно количеству занятий по программе и требованию санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам 2.4.1.1249-03)
    6. Планирование специально организованных занятий (с указанием дня и даты)
    7. Планирование совместной деятельности воспитателя с детьми
    8. Планирование самостоятельной деятельности детей
    9. Планирование гимнастик. Закаливающих мероприятий
    10. Режим двигательной и интеллектуальной нагрузки + мероприятия по безопасности

    Еженедельное планирование  (пример)            

    №, день недели, дата

    ТЕМА НЕДЕЛИ: «Как по снегу, по метели трое саночек летели»

    Образовательная область

    НОД

    утро

    Гигиенические процедуры

    Завтрак, обед, полдник, ужин

    Прогулка № 1

    Вечер

    Прогулка

    № 2

    Создание  предметно- развивающей среды для самостоятельной деятельности

    Образовательная деятельность по теме в семье

    Планирование должно отражать три стороны педагогической работы:

    1. Организованное обучение (система фронтальных или подгрупповых занятий в соответствии с программой и расписанием НОД).
    2. Совместная деятельность взрослых и детей.
    3. Планирование самостоятельной деятельности детей.

    План работы с родителями

    Содержание работы с родителями планируется на месяц или неделю. Следует указать, в какие дни и что будет сделано каждым воспитателем группы, и какие общесадовские мероприятия будут проведены. Причем писать надо не только те мероприятия, которые проводятся воспитателем, но и специалистами, работающими на этой группе. Вне зависимости от того, кто проводит занятия, организатором его будет в любом случае воспитатель.

    Работа может быть расписана в различных формах проведения:

    • родительские собрания,
    • консультации (индивидуальные, групповые),
    • семинары-практикумы,
    • тематические выставки,
    • эпизодические беседы с родителями,
    • клубы по интересам,
    • совместные праздники,
    • развлечения и досуги,
    • анкетирование,
    • родительские посиделки,
    • экскурсии,
    • туристические походы,
    • участие родителей в общественной жизни группы и прочее.

    Сколько мероприятий планировать, это каждый сам определит. Работа в детском саду с родителями должна планироваться в соответствии с годовыми задачами учреждения.

    Расписание НОД на неделю (согласно кол-ву занятий по программе и требованиям СанПин (2.4.1.1249-03)

    В младшей группе проводится 11 занятий в неделю по 15 минут

    Планирование совместной деятельности воспитателя с детьми

    • Утренний отрезок времени. 
    • Прогулка.
    • Вечерняя прогулка.

    Совместная деятельность взрослых и детей предусматривает обязательную взаимосвязь с организованным обучением: именно в процессе данной деятельности взрослый готовит ребят к последующему усвоению ими знаний на занятиях. Кроме того, воспитатель наполняет эту деятельность тем содержанием, которое не удалось «отработать» на занятиях. Именно в процессе совместной деятельности взрослый работает над закреплением, уточнением, углублением представлений, понятий, умений.

    Этот блок самый насыщенный разнообразной деятельностью.

    Для оптимизации планирования целесообразно иметь в группе ритуалы (на каждый день или на неделю, месяц).

    Перечислим основные «необходимости» каждого дня:

    • индивидуальный диалог с каждым ребенком;
    • совместная двигательная деятельность (на улице, в группе);
    • чтение или рассказывание;
    • дидактические упражнения, развивающие игры;
    • творческие игры;
    • наблюдения (в группе, на воздухе);
    • психогимнастика, упражнения на релаксацию, театр;
    • труд (различные виды);
    • художественно-продуктивная деятельность;
    • музыка;
    • познавательная пятиминутка.

    Дополнительно в группе могут возникнуть еще другие ритуалы.

    Зная их перечень, педагог,

    • во-первых, не упустит основных доминант в работе с ребятами,
    • во-вторых, сможет планировать совместную деятельность достаточно кратко, указывая основное содержание.

    При этом педагог находится в партнерской позиции с ребенком.

    Совместную деятельность взрослых и детей целесообразно (обязательно) расписывать согласно режимным отрезкам: утро, прогулка, вторая половина дня.

    Планирование утреннего отрезка времени

    Необходимо запомнить, что утро — это спокойный режимный момент. Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий ритм жизни детского сада, создать у них бодрое, жизнерадостное настроение. Здесь очень важно провести эмоционально-стимулирующую гимнастику. Работа проводится по подгруппам и индивидуально. Если говорить о фронтальной работе, это могут быть хороводы и спокойные виды деятельности.

    Утренний прием — наиболее благоприятное время для индивидуального общения воспитателя с каждым ребенком. В эти часы успешно ведется индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности. Отличительной особенностью ее является непринужденность, опора на интерес и любознательность ребенка, на занимательность формы и содержания проводимых мероприятий. Это работа по исправлению и воспитанию у детей правильного звукопроизношения, по развитию устной речи и выработке правильной интонации, по физическому воспитанию (стимулирование двигательной активности). При планировании индивидуальной работы с детьми, воспитатель указывает конкретно имена тех воспитанников, с кем будет производиться работа, и прописывает какая работа.

    По содержанию утренний отрезок времени включает:

    • игровую деятельность,
    • беседы с детьми,
    • рассматривание предметов и иллюстраций,
    • короткие наблюдения в природе и явлений общественной жизни.

    Хорошо планировать на утро короткие беседы с группой ребят или отдельными детьми на заранее намеченные темы и темы, возникшие по инициативе детей. Так, в календарных планах младшей и средней групп воспитатель намечает коротенькие беседы с детьми о близких людях и доступных предметах и явлениях окружающего мира: о маме, папе и бабушке, о младших братьях и сестрах, об игрушках, книгах, объектах природы и многом другом. Часто такие беседы сопровождаются рассматриванием иллюстраций. В календарных планах старшей группы намечаются, кроме указанных выше, беседы с рассматриванием иллюстраций и без них по более сложной тематике: о временах года, о домашних и диких животных, о жизни родного города.

    Намечая конкретные мероприятия, важно учитывать характер предстоящих занятий.

    Если занятия будут спокойного характера, требующие умственной активности и усидчивости детей, как, например, занятия по формированию элементарных математических представлений, разучивание стихотворения, пересказ, на утро планируется деятельность детей, вызывающая их физическую активность, и, наоборот, если занятия предполагают большую подвижность, детей (физкультурные, музыкальные), то утренняя деятельность должна быть более спокойной.

    Количество видов деятельности в утренние часы:

    • в младшей группе— 3-4 вида,

    Воспитатель сам определяет, сколько должно быть видов деятельности оперяясь на примерные каноны

    Планирование прогулки

    В режиме дня каждой возрастной группы предусмотрено проведение двух прогулок: утренней и вечерней (не считая утреннего приема детей на воздухе).

    Задача прогулки в первую половину дня — восстановить силы после занятий, получить максимальный положительный заряд.

    Прогулка должна дать разрядку ребенку, снять напряжение после занятий и создать у него жизнерадостное настроение, что в свою очередь обеспечивает соответствующий тонус для успешного физического и психического развития ребенка в иных условиях и видах деятельности.

    Говоря о планировании прогулки нужно помнить о том, что есть общепринятая структура прогулки.

    • Если перед прогулкой было физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начнется с наблюдения.
    • Если же были спокойные виды деятельности, то прогулка начнется с подвижной деятельности.

    Наблюдения. Следует обратить внимание на планирование наблюдений, учитывая огромное значение ознакомления дошкольников именно с натуральными предметами в процессе непосредственного их восприятия. Этот вид детской деятельности на прогулках в первой половине дня планируется ежедневно. В старших группах, где особенно широкая программа ознакомления с общественно-бытовыми явлениями, можно планировать и по два наблюдения, одно из которых будет частью комплексного занятия и займет 10—15 минут (например, рассматривание почтовых, школьных принадлежностей и прочее).

    Наблюдения должны планироваться в соответствии с погодными условиями и временными отрезками: зима, весна, лето, осень. Наблюдения могут планироваться как кратковременные, так и длительные. В процессе наблюдений, проводимых как по инициативе взрослых, так и по желанию детей, развиваются: эстетическое восприятие, умственная активность, формируется интерес к окружающему, к познавательной деятельности. Таким образом в процессе наблюдений ребенок развивается всесторонне.

    Виды наблюдений:

    1. Наблюдения за окружающим (неживыми предметами). Хотелось бы обратить внимание на инструкцию по охране жизни и здоровья детей. С детьми до трех лет, например, за небом не наблюдают, так как у детей еще не сформировано окончательно чувство равновесия.
    2. Наблюдения за живой природой (цветы, деревья, кустарники).
    3. Наблюдения за транспортом. В младшей и до середины средней группы наблюдают за транспортом на территории детского сада, который приезжает. Дети подходят к забору, не выходя за пределы учреждения. В старшей и подготовительной группе детей выводят на прогулку наблюдать за транспортом. Здесь в данном виде наблюдений обязательно нужно помнить о том, что идет глубокая работа по ознакомлению детей с правилами дорожного движения и поведению на улице.
    4. Наблюдения за живым объектом. Необходимо обращать внимание на основы безопасности.
    5. Наблюдения за трудом взрослых. В младшем и среднем возрасте наблюдают за трудом взрослых, находящихся в дошкольном учреждении. Сначала наблюдают за тем трудовой деятельностью взрослого и результатом этой деятельности. Следующий этап заключается в том, чтобы показать, насколько взрослый старается трудиться на своей работе. С конца средней группы дети ходят на экскурсии (фабрики, заводы).

    При организации любых видов наблюдений должно быть использовано художественное слово: стихи, пословицы, поговорки, загадки, потешки, приметы. С приметами начинают знакомить со средней группы.

    При планировании содержания воспитательной работы на прогулке воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки, придерживаясь следующей примерной структуры:

    • спокойная, самостоятельная деятельность детей (игры, наблюдения);
    • затем подвижные игры с элементами спорта, спортивными развлечениями;
    • трудовая деятельность детей.

    Особое внимание воспитателю следует обратить на обеспечение активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдений, в процессе которых формируется детский коллектив, усваиваются и воспитываются положительные навыки поведения, накапливаются представления детей об окружающей природе и общественной жизни. Планирование работы по развитию движений на прогулке должно способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей. При этом важно правильно выбирать время для проведения игр и упражнений.

    Подвижные игры. Важное место в прогулке занимает подвижная игра, в которой принимают участие все дети группы. С этой целью воспитатель вызывает у детей интерес к игре, делает ее увлекательной. Только непринужденное активное участие детей в игре создает у них радостное настроение и обеспечивает ее педагогический эффект.

    Количество подвижных игр — от одной до четырех. При подборе подвижных игры необходимо обращать внимание на вид основных движений. В теплое время года должно даваться больше подвижных игр с метанием, ползанием, лазанием. В холодное время – с бегом, метанием, прыжками.

    Организует и проводит игру воспитатель, который не только руководит, но и участвует в игре, беря на себя наиболее ответственную роль. Продолжительность одной игры составляет 7-15 минут (в зависимости от возраста детей и состояния здоровья).

    Важно, чтобы в подвижных играх принимали участие все воспитанники группы. С этой целью на прогулке планируются только знакомые детям игры. С новыми играми дети знакомятся на физкультурных занятиях.

    Игры помогают решать важные задачи воспитания, обучения детей, умения слушать, быть внимательным, правильно управлять своими движениями, привыкать к дисциплине и сознательному отношению к занятиям.

    Индивидуальная работа по физвоспитанию. Оздоровительный эффект прогулки во многом зависит от правильно организованной двигательной деятельности дошкольников. Планируя прогулку, воспитатель предусматривает индивидуальную работу с детьми по физическому воспитанию. Индивидуальная работа по физвоспитанию должна планироваться ежедневно и с теми детьми, у которых есть проблемы в освоении основных движений. Обратите внимание на то, что есть дети с разной степенью подвижности. Индивидуальная работа может проходить в занимательной игровой форме, спортивные игры и развлечения.

    Сюжетно-ролевые игры. Сюжетно-ролевые игры должны соответствовать возрасту, интересам, уровню развития детей и учитывать полоролевую дифференциацию. Они идут на основе тех знаний, которые у детей есть. Тематика должна быть самой разнообразной. Проводятся игры на бытовые, производственные темы; игры на закрепление правил дорожного движения и правил поведения на улицах города; строительные, театрализованные; игры, тематика которых связана с современной жизнью.

    Для организации сюжетно-ролевой игры должен быть минимум готовых пособий. Когда у ребенка есть полный арсенал пособий, то ребенок повторяет производственные действия. Если у ребенка есть предметы-заместители, ребенок начинает развивать игру и его действия переходят в ролевой план. Это очень важно при подготовке детей к школе.

    Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук. Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшает деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

    Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость. Не допускайте скуки и переутомления.

    Эти упражнения должны проводиться в соответствии с временем года, погодными условиями. Эти упражнения проводятся во всех возрастных группах, начиная с младшего возраста индивидуально, с подгруппой детей и фронтально. Комплекс проводится в любое удобное время дня, ежедневно. В комплекс упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, входят:

    • Пальчиковая гимнастика — рекомендуется проводить с детьми, которые имеют проблемы в речевом развитии.
    • Выкладывание на асфальте, песке, снегу из природного материала (палочки, камешки, пластиковые пробки, осенние листья, плоды и другие материалы).
    • Постройки из природного материала (муравейник, метла из травинок).
    • Игры с песком (просеивание, куличики, формочки).
    • «Угадай на ощупь».
    • Различные виды застежек, шнуровок — их подбор должен соответствовать возрастным интересам дошкольников.
    • Скрепление деталей разнообразными способами.
    • Мозаики из различных материалов, пазлы.
    • Игры с водой, с песком.
    • Работа с «печатками» разнообразных форм.
    • Рисование под проговаривание текста.
    • Рисование палочкой, мелками на асфальте, песке, снегу.
    • Игры с веревочкой.
    • Игры с шипованными мячиками пластилином, соленым тестом.

    Элементарная трудовая деятельность. Она может быть двух видов:

    1. Хозяйственно-бытовой труд: дети вместе с педагогом, друзьями наводят порядок на участке, в игровых уголках и шкафчиках.
    2. Труд на природе: дети работают в цветнике, на клумбе, в огороде.

    Формы организации трудовой деятельности могут быть как фронтальные, так и подгрупповые.

    Планируя объем и содержание трудовой деятельности, воспитатель наряду с обучением детей некоторым практическим навыкам работы в природе должен предусмотреть знакомство их с растениями, животными, правилами ухода за ними, продумать способы организации детей в этой деятельности, последовательность работы, приемы, способствующие воспитанию у них чувства удовлетворения от выполненной работы, ответственности за общее дело.

    Экспериментальная деятельность. Эксперименты проводятся с самыми разнообразными материалами, при этом обязательно учитывается время года. Следует обратить внимание на обеспечение безопасности.

    Индивидуальная работа должна планироваться по разделам программы.

    Планирование второй половины дня

    Содержание вечерних прогулок должно планироваться с учетом всей предшествующей деятельности детей.

    Планируются наблюдения, игры, труд, физические упражнения и подвижные игры. Однако необходимо иметь в виду, что вечером не следует проводить игры большой подвижности, возбуждающие нервную систему детей.

    Основное место в этом отрезке времени занимает разнообразная игровая деятельность детей.

    После дневного сна хорошо планировать и трудовую деятельность детей:

    • уборку групповой комнаты;
    • ремонт книг, пособий, настольно-печатных игр;
    • стирку кукольного белья, носовых платков, лент;
    • изготовление игрушек-самоделок для своих игр и для игр малышей.

    Рекомендуется также устраивать и различные зрелищные мероприятия, развлечения:

    • кукольный, настольный, теневой театры;
    • концерты;
    • спортивные, музыкальные и литературные досуги;
    • слушание аудиокассет и многое другое.

    В этот период времени может планироваться работа музыкально-эстетического цикла, работа по изобразительной деятельности, вечера развлечения. Для расширения кругозора детей можно планировать художественное чтение с продолжением, рассказывание сказок, просмотр репродукций картин классиков и современных художников.

    Во вторую половину дня ежедневно проводится прогулка, в содержание которой входит подвижная игра, сюжетно-ролевые игры детей, трудовая деятельность.

    Воспитатель создает условия для организации индивидуальной избирательной деятельности детей в соответствии с их интересами и запросами.

    Ознакомление детей с художественной литературой

    Чтение художественной литературы является одной из форм совместной партнерской деятельности взрослого с детьми, и эта форма не может быть продолжена детьми самостоятельно, перейти в их свободную деятельность, так как дети в большинстве своем не умеют свободно читать и зависят от партнера-взрослого. Это налагает особую ответственность на воспитателя в плане подбора художественных текстов для чтения.

    Чтение художественных текстов должно быть ежедневным, чтобы войти в привычку, создать ритуал жизни группы. Время для чтения должно быть определено в распорядке дня. Продолжительность чтения составляет примерно 15-20 минут в старшей группе и 20-25 минут в подготовительной группе.

    Воспитатель сам подбирает для детей художественные тексты, сам определяет последовательность их чтения, руководствуясь принципом чередования: большие и малые литературные формы. Большие художественные произведения следует читать несколько дней подряд (от 2 до 10-12 дней), так как дети должны иметь возможность «удержать» последовательность сюжетных событий. Ежемесячно воспитатель прочитывает детям 1-2 больших произведения.

    В период между чтениями двух больших произведений используются короткие произведения (фольклорные и авторские сказки, стихи, реалистические рассказы).

    • Художественные тексты для длительного чтения и их последовательность воспитатель может наметить на 2-3 месяца вперед с учетом интересов детей группы.
    • Короткие художественные произведения для непродолжительного чтения подбираются на неделю — месяц.

    При подборе и планировании последовательности текстов воспитатель руководствуется происходящими событиями (сезон, праздники, памятные даты), тематическими циклами и направленностью актуальных интересов детей группы. Список корректируется педагогом с учетом возникающих в группе конфликтов и коллизий, решение которых может быть подсказано книгой.

    В младшей группе воспитатель знакомит детей с народными песенками, стихами, народными сказками, сказками зарубежных и отечественных авторов.

    Организация работы по театрализованной деятельности:

    • Театрализованная деятельность планируется в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время.
    • Театрализованная деятельность, может быть представлена частью занятия по разным видам деятельности
    • Театрализованная деятельность, может быть запланирована как специальное занятие.

    Виды театрализованной деятельности:

    • Просмотр кукольных спектаклей и беседа по ним.
    • Игры-драматизации: с пальчиками, с куклами бибабо, импровизации.
    • Подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
    • Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной).
    • Отдельные упражнения по этике.
    • Упражнения в целях социально-эмоционального развития детей.

    Эти виды театрализованных игр с успехом используется в разновозрастной группе. Объединение детей на художественном материале, на совместных положительных эмоциях и общих переживаниях помогает решать, помимо общих задач, еще и такие, как умение старших детей занять малыша, развлечь его, доставить ему радость и удовольствие.

    В условиях разновозрастной группы, объединяющей детей с различным опытом развития, важно умело подобрать произведения, которые могут служить материалом для совместных игр-драматизаций и которые будут использованы только в подгруппах.

    Познавательно-речевое развитие

    Работа по познавательно-речевому развитию направлена на активизацию речи, речевого общения, речевого творчества, а также на закрепление, повторение речевого программного материала, и должна строиться на интересных формах и способах работы.

    Виды совместной деятельности детей и воспитателя:

    • Целевые прогулки, передвижные выставки, экскурсии.
    • Подвижные игры, сопровождаемые литературным текстом или песней.
    • Подвижные игры со звукоподражаниями.
    • Подвижные игры, способствующие развитию фонематического и слогового восприятия («Мяч в воздухе», «Ловишка из круга», Найди себе пару», «Мяч в кругу»).
    • Подвижные игры, направленные на формирование лексико-грамматической стороны речи («Земля, вода, огонь, воздух», «Прятки» и другие).
    • Беседы.
    • Викторины, конкурсы с речевым материалом.
    • Игры с природным материалом.
    • Продуктивные виды деятельности: рисунки, аппликации и другое.
    • Игры-эксперименты (Например: тонет — не тонет, бьется — не бьется, катится — не катится).

    Средства и формы обучения языку, направленные на развитие коммуникативной компетенции ребенка, включают в себя:

    • Специальные речевые занятия.
    • Дидактические игры и упражнения с парным взаимодействием.
    • Игры с передачей по кругу мяча, картинок.
    • Игры «Живые слова», «Телефон».
    • Игры-драматизации.
    • Беседы с детьми.
    • Народные игры.
    • Сюжетно-ролевые игры.
    • Этюды, импровизации.
    • Наблюдения, прогулки, экскурсии.
    • Рассматривание рисунков и фотографий.
    • Свободное и тематическое рисование, лепку.
    • Чтение художественных произведений.
    • Рассказы педагога и рассказы детей.
    • Сочинение историй.
    • Мини-конкурсы, игры-соревнования.

    Планирование гимнастик

    календарный план

    Утренняя гимнастика проводится ежедневно.

    Планируя утреннюю гимнастику необходимо обратить внимание на правильное написание планирования. Его можно написать на карточке, а можно внести в план. Вне зависимости от этого, в планировании гимнастики должна быть выдержана структура:

    • 1 часть – вводная, в которой выполняются разнообразные виды ходьбы и бега,
    • 2 часть – средняя, включает в себя комплекс общеразвивающих упражнений с указанием И. п.,
    • 3 часть – заключительная.

    Обязательно должна быть указана дозировка выполнения всех движений и упражнений.

    Дыхательная гимнастика проводится 3 раза в день. Лучше всего проводить перед приемом пищи, перед сном, после сна.

    Пальчиковая гимнастика проводится 2 раза в день. Лучше проводить во время занятий или в перерывах между ними.

    Зрительная гимнастика занимает 3-5 минут и проводится в свободное время от занятий, минимум — 2 раза в день.

    Артикуляционную гимнастику лучше проводить индивидуально или с подгруппой детей во второй половине дня. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно, начиная с младшей группы.

    Гимнастика после сна проводится ежедневно во второй половине дня в течение 5-7 минут с применением дыхательных упражнений, которые способствуют нормализации деятельности сердечно-сосудистой системы, тренировке навыков правильного дыхания.

    Существует также сопряженная гимнастика — театр пальчика и языка. Такая гимнастика может проводиться начиная со средней группы со второго полугодия, когда у ребенка сформировались навыки артикуляционной и пальчиковой гимнастик. Эти упражнения выполняются в достаточно быстром темпе, в веселом настроении и со сменой поз.

    Гимнастика мозга направлена на координацию движений по мелкой и общей моторики, левого и правого полушария. Проводятся перекрестные движения, выполняются обеими руками сразу. Гимнастику мозга проводят начиная со старшего дошкольного возраста. Длительность комплекса составляет 5-7 минут.

    Главный критерий, по которому определяется качество хорошего плана, — это обеспечение каждого ребенка содержательной и интересной деятельностью. Жизнерадостное настроение, занятость детей делом или интересной игрой, когда среди ребят нет скучающих и грустных — вот педагогическое кредо настоящего воспитателя.

    С целью оптимизации планирования рекомендуем продолжать использовать картотеку. Оформление должно быть современным и иметь эстетический вид.

    Преимущества картотеки:

    • Идет накопление содержания педагогического процесса, вариантов форм, методов работы с детьми, в том числе и со взрослыми. В нужный момент педагог использует из своего «банка» то, что лучше всего позволит ему решить воспитательно-образовательные задачи.
    • Картотека позволяет многократно использовать накопленный материал, по необходимости корректируя его. Это дает возможность педагогу экономить силы и время для общения с ребятами.
    • Хранение информации в форме картотеки позволяет понять систему, логику, зависимость между различным материалом.
    • Педагог учится моделировать педагогический процесс с детьми, ведь вариантов объединения готовых карточек бессчетное множество.
    • Педагог имеет возможность накапливать материалы «впрок» без большого напряжения.

    При наличии блочного календарного планирования на неделю в сочетании с карточным на день у педагога имеется целостное представление о педагогическом процессе, возможность динамично и с наименьшими затратами реагировать на изменяющуюся обстановку в группе.

    ВЫВОД:

    Календарное планирование пишется на день неделю или на месяц. В планировании обязательно указывается дата, совместная деятельность согласно режимным отрезкам, учтены гендерные, возрастные и индивидуальные особенности детей. В плане должно быть отражено разнообразие и содержательность видов детской деятельности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста

    Планирование-это "изучение будущего и набросок плана действия", центральное звено любой деятельности. Оно помогает равномерно распределить программный материал в течение учебного года, заранее обдумат...

    Проект как форма планирования образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста

    На примере образовательного проекта по художественно-эстетическому развитию "Путешествие в мир сказки"...

    Конспект совместной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по реализации образовательной области физического развития с использованием технологии Триз в первой младшей группе. Тем

    Конспект совместной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по реализации образовательной области физического развития с использованием технологии Триз в первой младш...

    Непосредственно образовательная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста в образовательной области «Познавательное развитие» «Как цыпленок маму искал» II младшая группа (3-4 года)

    Непосредственно образовательная деятельность с детьми 3-4 лет в образовательной области "Познавательное развитие". Материал будет полезен для воспитателей детского сада....

    Развернутое перспективное планирование образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста

    Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015...

    Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года)

    Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года)...