"Программа развития сил ребёнка в системе Монтессори"
материал
«Программа развития сил ребёнка в системе Монтессори».
Мария Монтессори - итальянский педагог, начинала работать с детьми, которые отставали в развитии. После непродолжительной работы ее ученики наравне с обычными ребятами принимали участие в школьной олимпиаде и занимали первые места. После такого настоящего педагогического прорыва об этой великой женщине и ее методике заговорили всерьез, а сама Мария продолжила совершенствовать свою программу уже абсолютно для всех детей.
Основные положения методики М. Монтессори.
Методика Монтессори основана на следующих положениях:
- ребенок активный, роль взрослого непосредственно в процессе обучения вторична, потому что взрослый - помощник, а не наставник;
- ребенок - сам себе учитель, потому что имеет полную свободу выбора и действий;
- дети учат детей, поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети становятся учителями, при этом они учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими;
- дети принимают самостоятельные решения;
- занятия проходят в специально подготовленной среде;
- ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам;
- полноценное саморазвитие - это следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах;
- ребенок становится самим собой, когда мы следуем указаниям природы, а не идем против них;
- уважение к детям - отсутствие запретов, критики и указаний;
- ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам.
Таким образом, всё и вся в системе Монтессори стимулирует ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию потенциала, заложенного в нем.
Роль взрослого в системе М. Монтессори.
Задача воспитателя, взрослого в данной системе - не мешать маленькому человеку осваивать окружающий мир, помогать собирать, анализировать и систематизировать свои собственные знания. Взрослый, используя собственные опыт, мудрость и природное чутьё, предлагает ровно столько помощи, сколько необходимо для того, чтобы у ребенка появилась заинтересованность, необходимо проникнуться методикой, провести подготовительную работу, создать для занятий интересную развивающую среду и подобрать эффективный дидактический материал.
Система Монтессори подразумевает, что взрослый наблюдает за действиями ребенка, определяет его склонности и предоставляет ребенку более простые или более сложные задания с выбранным самим ребенком дидактическим материалом.
Сначала педагог внимательно наблюдает за ребенком, какой тот выбирает себе материал. Если малыш обратился к выбранному пособию в первый раз, то взрослый старается заинтересовать им ребенка. Он показывает малышу, как правильно справиться с заданием. При этом взрослый немногословен и говорит только по делу. Далее ребенок уже играет самостоятельно, и не только так, как ему показали, а методом проб и ошибок придумывает новые способы использования материала. Развитие детей по системе Монтессори подразумевает, что в ходе такой творческой активности и совершается великое открытие. Взрослый должен суметь предоставить ребенку возможность творить самому. Ведь даже маленькое замечание может сбить ребенка с толку, не дать ему сделать шаг в нужном направлении.
Развивающая среда и дидактический материал.
Развивающая среда — важнейший элемент системы Монтессори. Без нее она не может функционировать как система. Подготовленная среда дает ребенку возможность шаг за шагом развиваться без опеки взрослого и становиться независимым. Каждый ребёнок обладает естественным стремлением всё пощупать, понюхать, попробовать на вкус, поскольку путь к его интеллекту ведет через органы чувств. Ощущать и познавать становится единым целым. В связи с этим среда должна соответствовать потребностям ребенка. По системе Монтессори не следует ускорять процесс развития детей, но важно и не упустить нужный момент, дабы ребенок не утратил интерес к данному занятию. Среда имеет точную логику построения и делается акцент на то, что в специально подготовленной среде абсолютно все является учебным пособием.
Расположением полок среда разделена на 5 зон:
1. Зона упражнений в повседневной жизни — материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами, то есть всё, что нужно в повседневной жизни.
2. Зона сенсорного воспитания предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств, изучения величин, размеров и форм.
3. Математическая зона - для понимания порядкового счета, цифр, состава чисел, сложения, вычитания, умножения, деления.
4. Зона родного языка предназначена для расширения словарного запаса, знакомства с буквами, фонетикой, понимания состава слов и их написания.
5. Зона Космоса предназначена для знакомства с окружающим миром и значением роли человека в нем, для усвоения основ ботаники, зоологии, анатомии, географии, физики, астрономии.
Особенность помещений, в которых проводятся занятия, является отсутствие парт, которые ограничивают детей. Есть только маленькие столики и стульчики, которые можно переставлять по своему усмотрению. И коврики, которые дети расстилают на полу, в удобных для себя местах.
Мария Монтессори очень тщательно разрабатывала пособия, которые несли бы в себе обучающую задачу и помогали развиваться детям в самых разных направлениях. Любое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели: прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребенка (расстегивание и застегивание пуговиц, нахождение одинаково звучащих цилиндров), а вторая работает на перспективу (развитие самостоятельности, координации движений, утончение слуха).
Чтобы минимизировать вмешательство взрослых в процесс развития детей, Монтессори-материалы выполнены так, что ребенок может сам увидеть свою ошибку и устранить её. Таким образом ребенок учится не только устранять, но и предупреждать ошибки. Кроме этого, сама обстановка и доступность абсолютно всех пособий побуждает детей искать ключи к окружающему миру. Материал расположен в свободном доступе, на уровне глаз ребенка (не выше 1 метра от пола). Это призыв ребенка к действию. Аккуратное отношение к материалам и работа с ними только после того, как понято их использование.
Недостатки системы М. Монтессори и основные заповеди. Как и у всякой системы здесь тоже есть свои минусы. Во-первых, методика Монтессори концентрируется лишь на развитии интеллекта и практических навыков. Во-вторых, системе нет ролевых и подвижных игр. В-третьих, отрицание творчества, как препятствия для умственного развития детей. В-четвёртых, после демократичной системы Монтессори детям трудно привыкнуть к соблюдению дисциплины в обычных садах и школах.
Также Мария Монтессори в работе с детьми придерживалась двенадцати заповедей, которые полезно будет узнать каждому: Детей учит то, что их окружает. Если ребенка часто критикуют - он учится осуждать. Если ребенка часто хвалят - он учится оценивать. Если ребенку часто демонстрируют враждебность - он учится драться. Если с ребенком честны - он учится справедливости. Если ребенка часто высмеивают - он учится быть робким. Если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить. Если ребенка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым. Если ребенка часто одобряют - он учится хорошо к себе относиться. Если к ребенку часто бывают снисходительны - он учится быть терпеливым. Если ребенка часто подбадривают - он учится уверенности в себе. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.
Список использованной литературы.
1. Левитес Д.Г. Педагогические технологии. / Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 402с.
2. Монтессори М. Мой метод. Руководство по воспитанию детей от з до 6 лет. – М.: Центрполиграф, 2016, - 415с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
referat.docx | 24.15 КБ |
Предварительный просмотр:
«Программа развития сил ребёнка в системе Монтессори».
Мария Монтессори - итальянский педагог, начинала работать с детьми, которые отставали в развитии. После непродолжительной работы ее ученики наравне с обычными ребятами принимали участие в школьной олимпиаде и занимали первые места. После такого настоящего педагогического прорыва об этой великой женщине и ее методике заговорили всерьез, а сама Мария продолжила совершенствовать свою программу уже абсолютно для всех детей.
Основные положения методики М. Монтессори.
Методика Монтессори основана на следующих положениях:
- ребенок активный, роль взрослого непосредственно в процессе обучения вторична, потому что взрослый - помощник, а не наставник;
- ребенок - сам себе учитель, потому что имеет полную свободу выбора и действий;
- дети учат детей, поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети становятся учителями, при этом они учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими;
- дети принимают самостоятельные решения;
- занятия проходят в специально подготовленной среде;
- ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам;
- полноценное саморазвитие - это следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах;
- ребенок становится самим собой, когда мы следуем указаниям природы, а не идем против них;
- уважение к детям - отсутствие запретов, критики и указаний;
- ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам.
Таким образом, всё и вся в системе Монтессори стимулирует ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию потенциала, заложенного в нем.
Роль взрослого в системе М. Монтессори.
Задача воспитателя, взрослого в данной системе - не мешать маленькому человеку осваивать окружающий мир, помогать собирать, анализировать и систематизировать свои собственные знания. Взрослый, используя собственные опыт, мудрость и природное чутьё, предлагает ровно столько помощи, сколько необходимо для того, чтобы у ребенка появилась заинтересованность, необходимо проникнуться методикой, провести подготовительную работу, создать для занятий интересную развивающую среду и подобрать эффективный дидактический материал.
Система Монтессори подразумевает, что взрослый наблюдает за действиями ребенка, определяет его склонности и предоставляет ребенку более простые или более сложные задания с выбранным самим ребенком дидактическим материалом.
Сначала педагог внимательно наблюдает за ребенком, какой тот выбирает себе материал. Если малыш обратился к выбранному пособию в первый раз, то взрослый старается заинтересовать им ребенка. Он показывает малышу, как правильно справиться с заданием. При этом взрослый немногословен и говорит только по делу. Далее ребенок уже играет самостоятельно, и не только так, как ему показали, а методом проб и ошибок придумывает новые способы использования материала. Развитие детей по системе Монтессори подразумевает, что в ходе такой творческой активности и совершается великое открытие. Взрослый должен суметь предоставить ребенку возможность творить самому. Ведь даже маленькое замечание может сбить ребенка с толку, не дать ему сделать шаг в нужном направлении.
Развивающая среда и дидактический материал.
Развивающая среда — важнейший элемент системы Монтессори. Без нее она не может функционировать как система. Подготовленная среда дает ребенку возможность шаг за шагом развиваться без опеки взрослого и становиться независимым. Каждый ребёнок обладает естественным стремлением всё пощупать, понюхать, попробовать на вкус, поскольку путь к его интеллекту ведет через органы чувств. Ощущать и познавать становится единым целым. В связи с этим среда должна соответствовать потребностям ребенка. По системе Монтессори не следует ускорять процесс развития детей, но важно и не упустить нужный момент, дабы ребенок не утратил интерес к данному занятию. Среда имеет точную логику построения и делается акцент на то, что в специально подготовленной среде абсолютно все является учебным пособием.
Расположением полок среда разделена на 5 зон:
1. Зона упражнений в повседневной жизни — материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами, то есть всё, что нужно в повседневной жизни.
2. Зона сенсорного воспитания предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств, изучения величин, размеров и форм.
3. Математическая зона - для понимания порядкового счета, цифр, состава чисел, сложения, вычитания, умножения, деления.
4. Зона родного языка предназначена для расширения словарного запаса, знакомства с буквами, фонетикой, понимания состава слов и их написания.
5. Зона Космоса предназначена для знакомства с окружающим миром и значением роли человека в нем, для усвоения основ ботаники, зоологии, анатомии, географии, физики, астрономии.
Особенность помещений, в которых проводятся занятия, является отсутствие парт, которые ограничивают детей. Есть только маленькие столики и стульчики, которые можно переставлять по своему усмотрению. И коврики, которые дети расстилают на полу, в удобных для себя местах.
Мария Монтессори очень тщательно разрабатывала пособия, которые несли бы в себе обучающую задачу и помогали развиваться детям в самых разных направлениях. Любое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели: прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребенка (расстегивание и застегивание пуговиц, нахождение одинаково звучащих цилиндров), а вторая работает на перспективу (развитие самостоятельности, координации движений, утончение слуха).
Чтобы минимизировать вмешательство взрослых в процесс развития детей, Монтессори-материалы выполнены так, что ребенок может сам увидеть свою ошибку и устранить её. Таким образом ребенок учится не только устранять, но и предупреждать ошибки. Кроме этого, сама обстановка и доступность абсолютно всех пособий побуждает детей искать ключи к окружающему миру. Материал расположен в свободном доступе, на уровне глаз ребенка (не выше 1 метра от пола). Это призыв ребенка к действию. Аккуратное отношение к материалам и работа с ними только после того, как понято их использование.
Недостатки системы М. Монтессори и основные заповеди. Как и у всякой системы здесь тоже есть свои минусы. Во-первых, методика Монтессори концентрируется лишь на развитии интеллекта и практических навыков. Во-вторых, системе нет ролевых и подвижных игр. В-третьих, отрицание творчества, как препятствия для умственного развития детей. В-четвёртых, после демократичной системы Монтессори детям трудно привыкнуть к соблюдению дисциплины в обычных садах и школах.
Также Мария Монтессори в работе с детьми придерживалась двенадцати заповедей, которые полезно будет узнать каждому: Детей учит то, что их окружает. Если ребенка часто критикуют - он учится осуждать. Если ребенка часто хвалят - он учится оценивать. Если ребенку часто демонстрируют враждебность - он учится драться. Если с ребенком честны - он учится справедливости. Если ребенка часто высмеивают - он учится быть робким. Если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить. Если ребенка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым. Если ребенка часто одобряют - он учится хорошо к себе относиться. Если к ребенку часто бывают снисходительны - он учится быть терпеливым. Если ребенка часто подбадривают - он учится уверенности в себе. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.
Список использованной литературы.
1. Левитес Д.Г. Педагогические технологии. / Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 402с.
2. Монтессори М. Мой метод. Руководство по воспитанию детей от з до 6 лет. – М.: Центрполиграф, 2016, - 415с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гармоничное развитие личности ребёнка в системе духовно – нравственного воспитания.
Дошкольный возраст – яркая, непревзойдённо благодатная пора, когда под влиянием окружающего мира ребёнок активно формируется как личность с проявлением собственной воли, мировоззрения, способнос...
Гармоничное развитие личности ребёнка в системе духовно – нравственного воспитания.
Дошкольный возраст – яркая, непревзойдённо благодатная пора, когда под влиянием окружающего мира ребёнок активно формируется как личность с проявлением собственной воли, мировоззрения, способнос...
Программа развития личности ребёнка через овладение языком искусства
Цель программы: развитие личности ребенка, его личностной свободы («Я все могу»), через овладение языком искусства.Задачи программы:Формирование всесторонне развитой личности:- развитие коммуникативны...
Индивидуальная программа развития одарённого ребёнка
Программа развития...
Развитие лексики дошкольников в системе Монтессори-педагогики
В статье ракссматривается методика развития лексики дошкольников по системе Монтнссори-педагогики....