Развитие лексики дошкольников в системе Монтессори-педагогики
статья

Андрусенко Светлана Сергеевна

В статье ракссматривается методика развития лексики дошкольников по системе Монтнссори-педагогики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Андрусенко Светлана Сергеевна

                                                                  Коровина Елена Владимировна

Развитие лексики дошкольников в системе Монтессори-педагогики

Развитие речи, в частности словаря детей дошкольного возраста, – актуальная проблема современной логопедии во многих странах. Проблема трансдисциплинарна, она с разной направленностью и с вариативной эффективностью обсуждается специалистами по общей и специальной психологии, общей и специальной педагогике, лингвистике, психолингвистике, специальным методикам русского языка и иноязычного говорения. Изучением данной проблемы давно и глубоко занимаются также представители Монтессорипедагогики. Языковая компетентность неотделима от других интеллектуальных способностей человека. Понимание лексического значения слова, его противопоставление с другими словами по разным основаниям, введение слова в систему семантических полей (группировка слов, объединенных одним родовым значением, например: дерево, ветка, ствол, лист), умение строить из слов предложения отражают уровень языковой способности ребенка и степень сформированности его логического мышления. Преобладающей в созданной Марией Монтессори системе является опора на анализаторы и чувственное познание детей: зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое и др.[1]. Использование различных модальностей для уточнения сенсорного профиля (канал, через который поступающая извне информация усваивается ребенком значительно эффективнее: слух, зрение, тактильные ощущения, визуальное восприятие) рассматривается как инструмент коррекционного воздействия в работе с дошкольниками, страдающими речевым недоразвитием.

Помещение детского Монтессори центра – просторное светлое пространство с множеством шкафов, полок, соответствующих росту детей. На полках расположены Монтессориматериалы, соответствующие по содержанию четырем зонам. Первая зона – пособия для упражнений в практической жизни, вторая – сенсорная зона, третья – зона математики, четвертая – языковая зона [2].  При этом развитие речи, лексическое насыщение происходит во всех зонах. Погружение в воспитательнообразовательную работу начинается с первой зоны – упражнений практической жизни. Постепенно совершенствуя свои навыки, дети переходят в сенсорную, математическую и, наконец, в зону языка. В рамках каждой зоны материалы представлены от простого к сложному. При этом ребенок не может произвольно начать изучение того или иного материала. Первым и обязательным шагом является презентация педагога, дающая представление о том, как именно нужно работать. После усвоения полученной информации ребенок неоднократно повторяет увиденное, отрабатывая приобретенный навык. Самостоятельная деятельность дошкольника протекает с использованием дозированной помощи педагога: стимулирующей, активизирующей, эмоциональнорегулирующей, направляющей. Педагог выступает в роли наставника, старшего помощника и проводника ребенка в насыщенной материалами среде. Упражнения практической жизни не только помогают овладеть навыками самообслуживания, стать более самостоятельным, но и улучшают мелкую моторику рук. Дети учатся планировать работу, анализировать поступающие данные, оттачивать каждое действие необходимое количество раз для автоматизации полученного знания. Группа материалов представляет собой то, с чем сталкивается человек в повседневной жизни, но в удобных для ребенка размере и форме. Например, в этой зоне расположен набор для мытья рук, состоящий из кувшина с водой, миски, кусочка мыла, мягкого полотенца; материал для тренировки навыков пересыпания и переливания; все необходимое для сортировки предметов; рамки с различными видами застежек одежды; материал для тренировки навыков чистки одежды и обуви; предметы для сервировки стола и многое другое. Работая с представленными материалами, дети учат их названия, знакомятся со свойствами и характеристиками предметов, узнавая и запоминая все больше новых лексических понятий. Вторая зона – сенсорного воспитания. Изучив упражнения практической жизни, ребенок усвоил основные принципы взаимодействия с материалами и готов к следующему этапу – совершенствованию органов чувств и новым открытиям. При этом работа по насыщению словарного запаса продолжается на всех этапах. Зона сенсорного воспитания позволяет детям перейти к совершенствованию всех органов чувств: слуха, зрения, тактильного восприятия, обоняния, вкусовых ощущений, барического, температурного чувств и др. Этому служат специально подобранные материалы: шумовые цилиндры, шершавые и барические таблички, различные геометрические фигуры, колокольчики, вкусовые бутылочки и т.д.  Занимаясь с материалами данной группы, ребенок тренируется в узнавании, различении и назывании цветов, форм, величин, запахов, и не только. Дети тренируют высшие психические функции, расширяют знания о предметах, их качествах и свойствах [4]. Увеличивается лексический запас, уточняется связь слова со зрительным образом предмета, лексема вводится в определенное семантическое поле, закрепляется ее значение в контексте. Помимо основной презентации, преподаватель показывает дошкольникам дополнительные упражнения, позволяющие узнать о новых свойствах уже исследованных предметов. Например, ребенку, изучившему различные цвета, педагог может показать презентацию по построению градации в рамках одного цвета, перечислить названия всех оттенков, что способствует расширению словарного запаса. Постепенное совершенствование восприятия детей позволяет выделять все более тонкие различия между предметами, их качествами, дополняя ранее сформированные представления о них. Работа в сенсорной зоне позволяет ребенку усвоить сравнительную степень прилагательных и наречий, научиться различать и называть оттенки цветов, формы, величины, дает представления об уменьшительных и увеличительных суффиксах. Так как работа носит наглядный характер, знания усваиваются значительно легче и быстрее входят в активную речь детей. В третьей зоне – математики – расположен комплекс пособий для обучения детей математическим операциям, а также для совершенствования зрительнопространственных, временных представлений, утончения слухового, зрительного, кинестетического восприятия, крупной и мелкой моторики, зрительномоторной и слухомоторной координации. У детей продолжают развиваться такие высшие психические функции, как память, внимание, мышление, речь, повышается уровень концентрации внимания и увеличивается время продуктивной работоспособности. Увеличивается словарный запас. Предусматривается также коррекция нарушения симультанного (одновременного), сукцессивного (последовательного) анализа и синтеза, мыслительных операций сравнения, общения [3]. Проводится работа по формированию способности к символизации, развитию логических операций сериации, классификации, способности к умозаключениям. Формируются речевые предпосылки овладения математическими знаниями, умениями, навыками, интеграция неречевых и речевых функций в процессе выполнения математических операций, психологические и психолингвистические предпосылки овладения счетными операциями. Как и в двух предыдущих зонах, вопрос о готовности дошкольника переходить к работе со следующей группой материалов решается в ходе наблюдения педагога за поведением ребенка в среде, манипуляциями с пособиями. И наконец, четвертая – языковая зона способствует овладению ребенком русским языком. Она наполнена такими материалами, как: подвижный алфавит – прописной и печатный, шершавые буквы, материал для изучения грамматических конструкций, металлические рамки вкладыши, письменные принадлежности, разные виды бумаги, мел, доска, ферма, книги различного уровня сложности и пр. Рассмотрим подробнее работу, направленную на развитие русского языка дошкольников. Развитие словарного запаса неотделимо от работы над другими лингвистическими модальностями: фонологией, морфологией, синтаксисом. Подготовленная, насыщенная дидактическими материалами среда позволяет развивать речь в целом, по всем языковым компонентам. Пособия языковой зоны не только стимулируют чтение и письмо детей, но и обучают правильному использованию устной и письменной речи. Отбор слов для усвоения осуществляется по тематическому принципу. Знакомясь с новыми словами, ребенок одновременно упражняется в построении словосочетаний, предложений и связных высказываний с ними. В процессе работы основное внимание уделяется развитию операций порождения речевого высказывания, формированию языковых обобщений и противопоставлений, отрабатывается программа высказывания, формируются операции контроля. Формирование лексики неотделимо от других компонентов языковой системы, оно обеспечивает развитие познавательной деятельности в целом. Работа со специально подобранными материалами пополняет словарный запас дошкольников как с нормальным, так и с недостаточным речевым развитием [5]. Материалы различных зон служат для активного насыщения речи детей новыми лексическими единицами и установления прочных связей слово – предмет, объект, явление. Также посредством Монтессориматериалов дошкольники утончают свои чувства: слух, зрение, осязание, барическое и температурное чувства, обоняние, вкус и усваивают соответствующие лексемы, пополняя словарный запас. Система Монтессорипедагогики позволяет детям осознанно относиться к собственной речевой деятельности и продукции. Созданные М. Монтессори материалы позволяют не только познакомить ребенка с окружающей средой, утончить его чувства, но и дают значительное количество необходимых академических знаний из разных научных областей – биологии, русского языка, литературы, географии, математики, музыки, искусства, иностранного языка и др. Разумеется, элементы Монтессорипедагогики давно и широко используются отечественными методистами, практикующими психологами, логопедами, однако применение данной воспитательнообразовательной методики при коррекционном воздействии в литературе представлено недостаточно. Система Монтессорипедагогики содержит в себе множество инструментов, позволяющих насытить речь дошкольника необходимым количеством лексем, украсить и разнообразить ее. Работа по расширению лексического запаса детей с опорой на материалы, расположенные во всех четырех зонах, позволит расширить как пассивный, так и активный словарный запас. Усвоение новых понятий, укрепление связей слово–предмет, явление, обозначаемое им, несомненные преимущества развития лексического запаса дошкольников, осуществляемого в условиях среды, насыщенной Монтессориматериалами.

Список используемой литературы:

 1. Монтессори М. Дети – другие / Пер. с нем. М.: Карапуз, 2012.

 2. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. М.: АСТ, 2005.

 3. Монтессори М. Мой метод: начальное обучение / Пер. с ит. М.: АСТ, 2010.

4. Монтессори М. Помоги мне это сделать самому / Пер. с англ. М.: Карапуз, 2014.

5. Хилтунен Е. Упражнения с Монтессориматериалом. Рига: Эксперимент, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи дошкольника по системе Марии Монтессори

Для успешного обучения ребенка в школе важна последовательная, систематичная работа над всеми психическими функциями задолго до его поступления в школу. Некоторые методики раннего развития предполагаю...

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ И ЧТЕНИЮ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ МОНТЕССОРИ - ПЕДАГОГИКИ.

Одна из  особенностей Монтессори-метода меня привлекает, как специалиста коррекционной педагогики:  по наблюдению Ю. И. Фаусек, почти все нормализованные дети, получив возможность пользовать...

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА В СИСТЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СОЦИУМА

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА В СИСТЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СОЦИУМАСоциализация — понятие, широко использующееся в современ­ной психолого-педагогической науке, содержание которого далеко не...

Основа Монтессори педагогики. Монтессори среда.

Введение в Монтессори педагогику....

Отчет по самообразованию "Развитие речи детей методами Монтессори-педагогики"

В отчете представлена работа педагога по самообразованию по теме "Развтие речи детей методами Монтессори-педагогики": описаны актуальность, цель, методическая литература, направления работы...

Развитие лексики дошкольников при помощи педагогической песочницы.

Аннотация. В статье рассматриваются нетрадиционные методы развития лексики дошкольников при помощи педагогической песочницы....

Развитие лексики дошкольников при помощи педагогической песочницы.

Аннотация.В статье рассматриваются нетрадиционные методы развития лексики дошкольников при помощи педагогической песочницы. Ключевые слова. Речевая компетентность, развивающее обучение, педагогическая...