Отчет по самообразованию "Развитие речи детей методами Монтессори-педагогики"
материал по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Семикова Елена Алексеевна

В отчете представлена работа педагога по самообразованию по теме "Развтие речи детей методами Монтессори-педагогики": описаны актуальность, цель, методическая литература, направления работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu.docx27.74 КБ

Предварительный просмотр:

 «Помоги  мне сделать это самому!».

Главный принцип системы М. Монтессори

Ранний возраст обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности, особенно ее интеллектуального развития. В это время происходит такое интенсивное развитие мозга, которого не будет ни в один из последующих периодов жизни.

Основной вид деятельности ребенка раннего возраста - предметная. Именно в ней складываются основные достижения этого периода - произвольное поведение, мышление, самосознание, сенсорика, память и речь.

Главное и важнейшее приобретение раннего возраста - это речь. Речь не является функцией органов артикуляции это, прежде всего результат согласованной деятельности как речевых, так и неречевых областей головного мозга. Она не может формироваться изолированно от мышления, памяти, внимания и восприятия и зависит от уровня их развития. За каждым словом обязательно должно стоять то, что оно обозначает. Потребность в предмете и действиях с ним побуждают ребенка назвать предмет словом.

В процессе предметной деятельности у ребенка также развивается крупная и мелкая моторика рук.

Приобщение к предметному миру в раннем возрасте происходит только при активном участии взрослых и в непосредственном сотрудничестве с ними.

Сотрудничество, как утверждают психологи, становится одним из основных видов деятельности на протяжении всего раннего возраста. Таким образом, чтобы ребенок полноценно развивался, был активным и самостоятельным, ему необходимы правильно организованная предметно-пространственная среда и присутствие взрослого, который будет не только рядом, но и вместе с ним.

В этом плане большую актуальность приобрела методика, которая была разработана еще в ХIХ в. врачом-психиатром, педагогом, первой в истории человечества женщиной — доктором наук Марией Монтессори.

Под воспитанием в Монтессори-педагогике понимается помощь психическому развитию ребенка с самого рождения.

Смысл метода, разработанного Монтессори, заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, заложенных в нем природой. А задача воспитателя - помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу.

Другое условие — это правильно организованная предметно-пространственная среда.

Работа с Мантессори-материалом является одним из направлений развития предметной деятельности детей раннего возраста. В работе можно использовать как классический Монтессори-материал, так и его элементы и вариации, адаптируя их к условиям группы.

Актуальность работы по выбранной теме обусловлена возросшим количеством детей с речевыми нарушениями, дефекты часто носят стойкий характер и с трудом поддаются коррекции. В связи с этим специалистам ДОУ общеразвивающего вида приходится пересматривать подходы к организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, искать новые формы и методы работы по развитию речи детей.

Целью моей работы явилось повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности, а так же поиск новых форм и методов, создание условий для развития речи детей дошкольного возраста.

И как следствие, перед собой я ставила задачи:

  • Повысить собственный уровень знаний путем изучения теоретической и научно-практической литературы;
  • Создать картотеку игр для развития речи по системе М. Монтессори
  • Совершенствовать предметно – развивающую среду группы и логопедического кабинета для развития и коррекции речи, используя игры и упражнения Монтессори-педагогики.
  • Развивать речевую активность детей, используя методы Монтессори педагогики
  • Привлечь родителей к формированию и развитию речи детей, к созданию условий для развития речи дома и в группе, познакомить родителей с Монтессори педагогикой и её философскими принципами.

Для успешного решения поставленных задач подобрала и изучила методическую литературу по теме:

1. Монтессори-материал. Школа для малышей. Часть 1 –М. : Издательство Мастер, 1992.- 80 с.

2. Павлова, Л. Н. Развивающие игры и занятия с детьми от рождения до трёх лет [Текст]: Пособие для воспитателей и родителей / Л. Н. Павлова. – М. : «Мозаика-Синтез», ТЦ Сфера, 2010. – 224с.

3. "Практическая Монтессори-педагогика: книга для педагогов и родителей". Хилтунен Е.А.

В поисках интересного и познавательного материала обращалась также к интернет - ресурсам.

Результатом изучения литературы и интернет-ресурсов стало накопление материала для работы с детьми и родителями.

На основе данной литературы:

  • дополнила предметно – развивающую среду нестандартным дидактическим материалом, основанным на материалах Монтессори педагогики (игры с прищепками; шумящие коробочки, игры «Начало  – середина –  конец», «Открыто-закрыто», «Найди пару», разрезные картинки, материалы для интуитивного чтения («Картинка-слово»)) (Приложение №3)
  • оформила картотеку игр и упражнений  для развития речи с использованием методов М. Монтессори  (Приложение №1)
  • оформила папки-передвижки для родителей: «Педагогика М. Монтессори», «Игры для развития речи по системе М. Монтессори»

В процессе использования игр пыталась действовать в соответствии с принципами Монтессори-педагогики:  если малыш обратился выбранному пособию в первый раз, то взрослый старается заинтересовать им ребенка. Он показывает малышу, как правильно справиться с заданием. При этом взрослый не многословен и  говорит только по делу. Далее ребенок уже играет самостоятельно, но не только так, как ему показали, а методом проб и ошибок придумывает новые способы использования материала.

 Упражнения  включались в план совместной образовательной деятельности, способствовали развитию мелкой моторики, расширению словарного запаса и умения им пользоваться, развитию слухового внимания, развитию умения классифицировать предметы и слова, сопоставлять предметы с их названием, расширению кругозора.

Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей, поэтому для родителей подготовила и оформила ряд папок-передвижек, знакомящих родителей с философией Монтессори педагогики, некоторыми играми и упражнениями по развитию речи, сенсорики, мелкой моторики, со списком литературы, в которой подробно представлена и описана методика проведения подобных игр. (Приложение №2).

Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию речи, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, считаю, что смогла добиться поставленной цели.

 Таким образом, в результате проделанной работы усовершенствована предметно-развивающая среда в группе, наблюдается положительная динамика развития речи и мелкой моторики у каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чем поможет Монтессори-педагогика детям с ограниченными возможностями здоровья?

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами Монтессори-педагогики....

«Монтессори-педагогика в психолого-педагогическом сопровождении детей с особыми образовательными способностями»

Современное общество признает уникальность каждой личности и право индивидуума на сохранение и развитие своей уникальности. Новые идеи все решительнее ...

Основа Монтессори педагогики. Монтессори среда.

Введение в Монтессори педагогику....

Творческий отчет "Играя, развиваем речь детей"

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям. Неуклонно  растет объем знаний, которые нужно им передать.  Для того чтобы помочь...

Использование методов Монтессори-педагогики в применении сенсорного материала для детей дошкольного возраста с нарушением слуха

В данной работе раскрывается применение сенсорного материала, который служит развитию чувственного восприятия ребенка, который может быть и применен, в свою очередь, и в работе со слабослышащими дошко...

консультация "Инновационные развивающие технологии, методы и приемы, направленные на развитие речи детей. Метод «Интеллект-карт»"

Интеллект-карты "представляют собой внешнюю "фотографию" сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени". Она отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-с...

Творческий отчет по развитию речи детей раннего возраста

Речевое развитие детей - одна из центральных задач дошкольного образования. Речь как важнейшее новообразование дошкольников открывает им доступ к культурно-историческому опыту народа. Благодаря речи п...