Чем поможет Монтессори-педагогика детям с ограниченными возможностями здоровья?
статья по теме

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами Монтессори-педагогики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chem_pomozhet_montessori-pedagogika.doc296 КБ

Предварительный просмотр:

Чем поможет Монтессори-педагогика детям

с ограниченными возможностями здоровья?

Мария Монтессори – выдающийся педагог, психиатр, психолог и философ. Она стала первой женщиной в Италии, получившей высшее медицинское образование. М. Монтессори создала специ альную школу, а затем и медико-педагогиче ский институт для умственно отсталых де тей из бедных семей и сирот, где разрабаты вала и применяла свою систему работы и дидактиче ский материал, вошедший в историю как "золотой материал" Монтессори. Достигнув высочайших результатов в работе с умственно отсталыми детьми, Мария Монтессори начала внедрять свою систему в работу с детьми с нормальным развитием.

Педагогика Марии Монтессори – это направление гуманистической педагогики, педагогики направленной на свободный выбор и учет индивидуально-личностных интересов, это педагогика следования за ребенком.

Основная идея метода Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, поместив его в подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую психологическим потребностям ребенка. Т.е. педагог воздействует на ребенка через специально организованную среду, а не на прямую.

Мария Монтессори полагала, что главная задача педагога – это создать активную развивающую среду, в которой нет случайных предметов и деталей. Каждый элемент такой среды должен выполнять строго определенную функцию.

Среда имеет точную логику построения и до мелочей продуманное содержание, она рассчитана на разновозрастную группу детей от 3 до 6 лет. Все материалы абсолютно доступны для детей, расположены на открытых полках на уровне роста ребенка. Каждый материал представлен в одном экземпляре.

Среда разделена на несколько зон:
Зона упражнений в практической жизни. 
Здесь расположены материалы, с помощью которых ребенок учится ухаживать за собой, своими вещами и окружающей обстановкой.
Зона сенсорного развития. 
Эта зона предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств.

Математическая зона.
Зона математического развития содержит все необходимые материалы для усвоения детьми основ математических знаний.

Зона русского языка.
В этой зоне располагаются материалы для расширения словарного запаса, знакомства с буквами, обучения чтению и письму.
Космическая зона. 
Материалы этой зоны помогают ребенку создать для себя целостную картину мира.

Зона двигательного развития.
Двигательные упражнения развивают ребенка физически и помогают ему почувствовать свое тело и осознать свои возможности.

Каждый материал, находящийся в Монтессори-среде имеет чёткие цели. При этом цели можно разделить на 2 категории:

Прямая цель – это то, что хочет сделать ребенок, работая с данным материалом;

Косвенная цель – это то, чему ребенок научится, какое знание он усвоит, достигнув прямой цели.

Все монтессори-материалы автодидактичны, т.е. для работы с материалом ребенку не нужен постоянно сидящий рядом взрослый. Педагог организует работу детей, проводит презентации работы с материалами и, в случае необходимости, помогает детям.

Монтессори-педагогика и социализация

Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Термин социализация не имеет однозначного определения и в разных словарях и публикациях можно встретить разнообразные определения. Однако, обобщив, имеющиеся определения можно сказать, что социализация – это не только овладение социальным опытом, но и формирование цельной, успешной личности.

Как же Монтессори-педагогика помогает социализировать ребенка, в т.ч. и ребенка с ограниченными возможностями здоровья?

Это заложено в самих принципах и материалах Монтессори-педагогики:

Свобода.

Выбора материала для работы, места для работы, времени работы с материалом. Свободная деятельность стимулирует осознанный выбор ребенком того или иного действия. По мнению Марии Монтессори, в результате свободной деятельности ребенок сам строит себя как личность. Ребенок постоянно сталкивается с различными проблемными ситуациями и это доставляет им огромное удовольствие и задача взрослого, не лишать детей этого удовольствия преодоления трудностей самостоятельно, не бросаться тут же делать за ребенка, а помогать ему лишь при необходимости.  

Но – свобода каждого человека заканчивается там, где начинается свобода другого.

«Свободе ребенка должна полагаться гра ница в коллективном интересе, а форма ее – то, что мы называем воспитанностью. Следо вательно, мы должны подавлять в ребенке все, что оскорбляет или неприятно действует на других или, что носит характер грубого или невежливого поступка».

Свобода и дисциплина были для Марии Монтессори взаимосвязанными понятиями. Она формулировала эту связку так - "свобода-в-дисциплине". «Мы называем человека дисциплиниро ванным, когда он владеет собою и умеет со образовать свое поведение с необходимостью следовать тому или иному житейскому пра вилу».

Т.е. у ребенка вырабатывается самостоятельность, инициативность и в то же время учет интересов и потребностей окружающих.

Соблюдение правил

«Общество зиждется не на личных желаниях, а на сочетании различных видов деятельности, которые должны быть приведены в состояние гармонии». «Педагог не учит ребенка правилам и не заставляет соблюдать их под страхом наказания, а помогает понять, почему то или иное правило существует и что плохого в том, что оно нарушается». Например, правило ждать, если материал с которым хочется работать сейчас - занят. Правило – вести себя тихо и не мешать другим. Правило, убирать материал на место после работы. Осознавая необходимость соблюдения правил, ребенок  постепенно приходит к пониманию того, что нужно уважать работу других.

Внешний порядок приводит к внутреннему порядку.

Материалы Монтессори автодидактичны, что помогает ребенку самому оценивать результат своей работы и исправлять ошибки, т.е. ребенок учится быть самостоятельным. Помоги мне сделать это самому – вот основной девиз педагогики Монтессори.

Обучение навыкам практической жизни.

Упражнения практической жизни не только обеспечивают бытовую и социальную адаптацию, но и дают ребенку алгоритм действий, представление о структуре человеческой деятельности. Например, как чистить овощи, как мыть руки т.д.

Сенсорное развитие.

«Воспитание чувств делает людей наблюдательными и не только довершает общее дело приспособления человека к современной цивилизации, но и непосредственно готовит к практической жизни». Действительно, у людей со скудным сенсорным опытом ориентировка в практической жизни затруднена.

«Недобросовестная фальсификация возможна лишь благодаря недостаточной развитости чувственного восприятия, как и вообще всякий вид мошенничества возможен благодаря невежеству жертвы». Не правда ли, эти слова актуальны и в наши дни, хотя и написаны почти столетие назад.

Разновозрастные группы.

В классическом монтессори-классе вместе находятся дети разных возрастов от 3 до 6 лет. Дети учатся работать по одному или вместе с другими детьми. И кроме этого это помогает избегать конфликтов, связанных с тем, что одновременно многих детей одного возраста интересует один и тот же материал, а во-вторых, старшие дети выступают в роли наставников, учителей, а младшие могут научиться у тех, кто еще не так далеко «ушел» от них в своём развитии.

Стабильная обстановка, постоянство правил, принятие ребенка, отсутствие отрицательных оценок со стороны педагога повышают уверенность ребенка в своих возможностях и делают его более самостоятельным, Ребенок учится быть включенным в деятельность и достигать цели. Т.е. развивается как цельная личность и социализируется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство социальной адаптации и реализации индивидульных возможностей каждого ребенка

В статье рассматривается вопрос о необходимости использования театрализованной деятельности в процессе воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и влиянии этой деятельности на...

Создание специальной корекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.Предметно...

Форум "От возможностей к перспективам. Образование и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях"

07.12.2015 года на базе территориального отделения "Южное Бутово"  ГБУ ГППЦ ДОгМ состоялся мастер-класс и выступление для сотрудников центра по теме:    " Использование наглядности и ди...

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация  инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...

В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Научить ребенка с ОВЗ всему не возможно (мнения педагогов и родителей всегда расходятся), поэтому, прежде чем начать работу, н

В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.Научить ребенка с ОВЗ всему не возможно (мнения педагогов и родителе...