Мастер - класс "Ограничения или возможности. Использование современных подходов и технологий в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья".
методическая разработка на тему

Портнова Елена Федоровна

Ограничения или возможности использования современных технологий в работе с детьми с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_logopediya.docx29.05 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА  - ДЕТСКИЙ САД №22»                                            ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

                                           

Ограничения или возможности.

Использование современных подходов и технологий в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

Подготовила

учитель – логопед

Портнова Е.Ф.

        

с. Левокумское

2018 г.

Детский сад – одно из мест, в котором дети проводят много времени. Нередко отношения, формирующиеся в дошкольной организации, а в дальнейшем и в начальной школе влияют на отношения, ценности и убеждения взрослого человека. В настоящее время дети с особыми образовательными потребностями  ощущают себя полноценными членами общества, между ними и здоровыми детьми создается дружеская атмосфера, и появляется возможность  адаптации системы образования к потребностям ребенка с особым развитием. Каждый педагог, работающий с такими  детьми, старается использовать в своей работе  специфические коррекционные средства, современные подходы и новые технологии, в зависимости от тяжести заболевания ребенка.

 Мы используем в практике обучения и воспитания, следующие эффективные психолого-педагогические технологии,  необходимые  для активизации учебно-познавательной деятельности детей с ОВЗ и позволяющие не только не ограничивать ребенка, но и дать ему новые возможности для полноценного обучения.

Все чаще  в коррекционной работе с детьми с ОВЗ используются нетрадиционные методы. Они принадлежат к числу эффективных средств коррекции, что позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья дать более высокие  показатели в их развитии.

Наблюдая за ребенком, имеющим трудности в обучении, мы замечаем, что иногда  он становится беспокойным,  чрезмерно возбужден, не может усидеть на месте, постоянно вскакивает и пытается куда – то бежать и у него наблюдаются эмоциональные взрывы, и здесь нам приходят на помощь рассмотренные ранее приемы и технологии.

Системное использование нетрадиционных приемов позволяет детям с особыми нуждами в коррекционно - логопедической и воспитательно -образовательной деятельности позволяет не только оказывать положительное влияние на настроение и психоэмоциональное состояние ребенка, но и способствует повышению эффективности исправления речевых нарушений, усвоению речевого материала и оказывает неоценимое воздействие на формирование личности ребенка в целом.

Дети, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы физического и психического здоровья, в первую очередь, нуждаются в помощи по социализации и адаптации к окружающему миру. Одним из методов, способствующих успешной адаптации, развитию, коррекции, личностному росту детей с ОВЗ в социуме,  в работе логопеда – являются логосказки, которые бывают нескольких видов.

Я бы хотела, сейчас вам продемонстрировать некоторые элементы работы со сказкой на основе сказки репка, и прошу вас принять в этом участие. Мне для этого нужны шесть человек. Все мы хорошо знакомы со сказкой «Репка». Первым этапом работы со сказкой является ее прослушивание, или совместное рассказывание, и только потом приступаем к работе по ней.

1.Я предлагаю вашему вниманию первое задание «Ах, какая репка!». Данное задание  младшие дети выполняют с опорой на картинку, а старшие – без наглядной опоры. Обратите внимание на вот этот жёлтый шар, который мы сейчас передадим по кругу. Вам нужно ответить на вопрос «Репка какая?...». В случае затруднений у детей мы задаем наводящие вопросы (большая, жёлтая, спелая, круглая, крупная, огромная, сладкая, крепкая, сказочная, гладкая…).

Вывод: Данное задание направлено на формирование у детей дошкольного возраста качественных прилагательных, т.е. при ответе на вопрос «Какая она?» дети должны сказать как можно больше слов про репку.

2. Второе задание «Такие разные репки!». Посмотрите, сколько много разных репок! (демонстрируются шары различного размера, цвета, фактуры и тяжести).

- Найдите, пожалуйста, самую большую…

- Найдите, пожалуйста, самую маленькую…

- Жёлтую… Красную… Зелёную… Синюю… Разноцветную…

- Твёрдую… Мягкую…

- Пушистую… Гладкую… Шершавую

- Тяжёлую… Лёгкую…

- А теперь каждый расскажет о своей репке, какая она (детям я предлагаю опираться на схему описания предмета)…

- Давайте соберём наш урожай в корзинку (педагог проходит и собирает шары в корзинку)

Вывод: Данное задание направлено на формирование у детей сенсорных эталонов. Ребята учатся создавать рассказ - описание. В случае затруднений необходимо подсказывать признаки (цвет, форма, размер, на ощупь…)

  1. Давайте с вами проведем «Разминку» (артикуляционная гимнастика).

- Когда дед решил репку посадить, он стал огород вскапывать. Чем? Лопатой. («лопатка»)

- Потом он семена в землю сажал («футбол»)

- Сначала репка была маленькой (втянуть щёки)

- Потом выросла большая - пребольшая (надуть щёки, удержать)

- Маленькая – большая – маленькая – большая…. (чередование)

- Когда дед не смог репку вытянуть, он нахмурился (нахмурить брови)

- Потом по сторонам смотреть стал, кого бы позвать на помощь? («часики»)

- Дед вместе со всей семьёй репку из земли тянул, а мы потянем язычок.
Высоко-высоко, к самому носику! (4-5 раз)

- Когда репку из земли вытянули, все обрадовались и стали улыбаться («улыбочка»)

- А потом репку ели и облизывались (4-5 раз)

4. «Очередь». Перед каждым из вас репка и персонажи сказки. Расставьте, пожалуйста, их по порядку.

  • Скажите, кто стоит в очереди первый?
    последний?
    третий?
    пятый?
    второй?
  • Кто стоит перед Жучкой? после бабки? за кошкой? между мышкой и Жучкой?
  • А теперь постройте такую очередь, в которой:
    - первая – бабка, последняя – кошка, внучка – третья;
    - вторая – внучка, перед ней – Жучка, дед – последний, перед ним – мышка;
    Вывод: это задание помогает сформировать у детей предложные конструкции и пространственные представления.

5.  Следующее задание «Новые сказки». Давайте с вами вспомним, как начиналась сказка? (Посадил дед репку). А теперь слушайте: в сказку попало хитрое слово НЕ и вот что вышло…
НЕ посадил дед репку… А что с ней сделал? (нашёл, купил, нарисовал…)
посадил НЕ дед репку… А кто? (внучка, Баба-Яга, три медведя…)
посадил деде НЕ репку… А что? (морковку, берёзку, ромашку…)

Давайте придумаем, что было дальше.

Вывод: данное задание направлено на обогащение словарного запаса, формирование грамматически правильной речи, а также на развитие мышления и воображения детей.

Использование логосказки позволяет устранить неловкие ситуации между педагогом и ребенком, а также наладить эмоциональный контакт. Все это дает ребенку с ограниченными возможностями здоровья возможность чувствовать себя успешным членом большого коллектива.

Но если все-таки ребенок не может до конца раскрыться, тут нам помогают несколько эффективных психологических приемов, из которых особенно хотелось бы обратить внимание на прием «снятия страха» (очень важно говорить такие нужные и важные слова «Ничего страшного»), «авансирования» (« У тебя получится…», « Ты сможешь…»), и на отмечание успехов ребенка.

Таким образом, применение современных подходов, инновационных технологий в педагогическом процессе позволяет добиться решения основных задач при работе с детьми с особыми образовательными потребностями: развития познавательных, навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, применять их в практической жизнедеятельности, ориентироваться в информационном пространстве, становления полноценной, конкурентно-способной личности, более полной социальной адаптации будущих выпускников, что особенно важно в условиях модернизации. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе «Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации»

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно- технического прогресса во все ее сферы диктует, нам, педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспи...

Выступление на конференции 2015 г: "Повышение уровня интеллектуального развития детей с ограниченными возможностями здоровья посредством использования ряда техник декоративно-прикладного творчества".

Повышение уровня интеллектуального развития детей с ограниченными возможностями здоровья посредством использования ряда техник декоративно-прикладного творчества...

Курсы повышения квалификации "Современные подходы к организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ДО" 2022-2023

quot;Современные подходы к организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ДО" (108ч)...

Консультация "Возможности авторской технологии В.В.Воскобовича в реализации социально – коммуникативного развития детей с ограниченными возможностями здоровья"

В данной статье раскрываются широкие возможности игровых технологий В.В.Воскобовича для развития фонематического слуха, коррекции звукопроизношения, развития связной речи, грамматического строя речи у...

Возможности использования степ - аэробики для развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Детский сад - первая ступень общей системы образования, главной целью которой является разностороннее развитие ребенка.Одно из требований ФГОС дошкольного образования - создание максимально благоприят...