Консультация "Возможности авторской технологии В.В.Воскобовича в реализации социально – коммуникативного развития детей с ограниченными возможностями здоровья"
консультация по логопедии (старшая группа)

В данной статье раскрываются широкие возможности игровых технологий В.В.Воскобовича для развития фонематического слуха, коррекции звукопроизношения, развития связной речи, грамматического строя речи у детей, имеющих речевые нарушения, которая позволяет снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребенка, в результате чего повышается эффективность логопедического воздействия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v.voskobovich.docx35.62 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности авторской технологии В.В.Воскобовича в реализации социально – коммуникативного развития детей с ограниченными возможностями здоровья

«Игра – это огромное светлое окно, 
через которое в духовный мир ребенка 
вливается живительный поток представлений, 
понятий об окружающем мире».
В.А. Сухомлинский

Федеральный государственный образовательный стандарт  выделяет 5 направлений развития и образования детей:

1.социально коммуникативное развитие;

2.познавательное развитие;

3.речевое развитие;

4.художественно эстетическое развитие;

5.физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие ребенка – это сложный процесс, в результате которого он научается устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми. Именно он лежит в основе формирования коммуникативной компетенции личности в будущем, которая представляет собой всю совокупность навыков, умений и знаний, позволяющих адекватно воспринимать и реагировать на окружающую действительность в процессе общения.

Социально-коммуникативное развитие происходит благодаря созданию специально организованной образовательной развивающей среды, в которой формируется механизм поведения каждого ребенка от наблюдения к переживанию – пониманию – оценке – выбору для себя установки и стратегии поведения.

Задачи социально – коммуникативного развития дошкольников по ФГОС:

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Дошкольное детство – период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, становление основ индивидуальности.

Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому полноценное развитие ребенка не возможно без опоры на полноценное восприятие.

У детей с ЗПР наблюдаются недостаточные, ограниченные, фрагментарные представления о сенсорных эталонах — системе геометрических форм, шкале величин, цветового спектра, нарушены пространственные и временные ориентировки, наблюдаются нарушения слухового восприятия как не речевых, так  и речевых звуков  и др. Дети затрудняются в построении целостного образа и выделении фигуры на фоне общего изображения. Наблюдается  слабая мотивация к познанию окружающего мира.

Воображение играет большую роль  в развитии творческих способностей и абстрактного мышления дошкольников и отвечает за умение моделировать и планировать. Интенсивно воображение проявляется в сюжетно – ролевых играх детей, где можно использовать предметы – заместители и придать им разные воображаемые функции: карандаш может быть,  и деревом и мечом, и человечком.

Становление познавательных процессов, и в том числе воображения, не происходит самостоятельно. Отечественные психологи А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин доказывают, что психические процессы необходимо развивать в деятельности, а ведущим видом деятельности для дошкольников является игра.

Существует большое количество игр, способствующих развитию воображения детей дошкольного возраста, но важно подобрать методику, которая могла бы не только решить данную задачу, но и заинтересовать, и такая задача может быть реализована путём включения в образовательный процесс игр В. В. Воскобовича.

 Технология «Сказочные лабиринты игры», соответствует требованиям, которое предъявляет нам современное образование, и направлена на организацию развивающего обучения, в котором формируются и тренируются виды умственной деятельности дошкольника.Технология  В. Воскобовича – это построение такой игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы: внимание, память, мышление, речь и воображение. Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности с опорой на зону ближайшего развития. Это не просто игра – это сказки, интриги, приключения, забавные персонажи, которые побуждают детей к мышлению и творчеству. Игры  В.В.Воскобовича  психологически комфортны. Ребёнок складывает, раскладывает, упражняется, экспериментирует, творит, не нанося ущерба ни себе ни, игрушке. Играя в них, дети становятся раскрепощёнными и уверенными в себе. В группе, где воспитываются дети с задержкой психического развития  можно использовать эти игры во время свободной деятельности детей или индивидуальной работы.

Все игры, включённые в данную технологию, занимают в ней определённое пространство, имеют сказочный сюжет и своего героя, который может создать свою сказку. Поэтому дети даже не замечают, как становятся участниками сказочных событий и путешествуют вместе с героями, где встречают других сказочных персонажей. Вместе они преодолевают разные препятствия, решают определённые задачи, отвечают на вопросы, выполняют творческие задания, при этом совершенствуют речь, развивают психические процессы. Дети пытаются сами придумывать различные сказочные ситуации. Через сказочные игры В. Воскобовича дошкольники уверенно познают мир, лучше воспринимают образы, которые им интересны, а вся информация усваивается непроизвольно.

Приобщаясь к играм, дети учатся сами действовать в предлагаемых  и иллюзорных обстоятельствах, развивая своё воображение.

Реализация технологии «Сказочные лабиринты игры» позволяет педагогам решать ряд задач в работе с детьми с задержкой психического развития:

  • Способствовать стимулированию у детей желания и готовности познавать свойства, отношения, зависимость через сенсомоторные действия с предметами;
  • Совершенствовать процессы анализа и синтеза и сравнения, воображения и памяти;
  • Способствовать накоплению детского познавательно – творческого опыта через практическую деятельность;
  • Способствовать проявлению самостоятельности, инициативы, стремления к самоорганизации в игровой и творческой видах деятельности;
  • Развивать гибкость мышления, способность находить выход из нестандартной ситуации, видеть противоположные свойства в предметах и явлениях;
  • Создавать ситуации, стимулирующие развитие коммуникативной культуры, умение слушать и договариваться в процессе игры.

Использование «Коврографа Ларчик» В.В. Воскобовича

в коррекционно-развивающей работе с детьми.

Практика показывает, что у детей, имеющих речевые нарушения, часто наблюдаются отклонения в развитии психомоторной сферы, незрелость эмоционально-волевой сферы, слабое произвольное внимание, быстрая утомляемость, что в конечном итоге ведет к снижению результата логопедического воздействия. И вот здесь на первый план выходит «её величество игра» Использование современных игровых технологий в системе логопедической практики позволяет снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребенка, в результате чего повышается эффективность логопедического воздействия. Игровые технологии предоставляют широкие возможности для развития фонематического слуха, коррекции звукопроизношения, развития связной речи, грамматического строя речи у детей, имеющих речевые нарушения. 

Игровые технологии предоставляют широкие возможности для развития фонематического слуха, коррекции звукопроизношения, развития связной речи, грамматического строя речи у детей, имеющих речевые нарушения.

 С помощью развивающего пособия ребёнок сможет:

-научиться читать,

-различать цвета, формы и размеры,

-освоить навыки математического счёта,

- развить логику,

-развить мелкую моторику,

- научиться писать графические диктанты,

- освоить конструирование, развить пространственное мышление,

-развить фантазию и творческое мышление,

-развить слуховое и зрительное внимание, память,

- усвоить правила взаимоотношения детей и взрослых,

- разнообразить физические упражнения.

Интересны игровые упражнения с шутами-акробатами, обозначающими гласные буквы:        

 «Найди шута». На «коврографе» размещаются карточки с шутами-акробатами, обозначающими гласные буквы. Задание – послушать звук, который произносит логопед, и найти нужного шута.

«Измени слово». Задание –  например, заменить первый звук [П] на звук [Б]. Палка-балка, почка-бочка и т.п.   

    Наиболее сложной по разнообразию упражнений является работа над слогами. Дело в том, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребенка конкретного образа, не осознается им как структурный компонент речевого высказывания. И если звук порой может вызвать слуховую ассоциацию (С - насос качает, Ш - ветер шумит), то слог для дошкольника - весьма абстрактное понятие. При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей  практикуется использование:

Игры «Пианино», «Собери бусы». Ребёнок вместе со взрослым шагает пальцами руки по кружкам разного цвета и одновременно произносит (пропевает) ряд слогов (например: СА-са-са, Ся-ся-ся и т.д.). Звуки можно обозначать цветом, как в произвольной форме, так и традиционно: согласные твёрдые - синий цвет, согласные мягкие - зелёный, гласные - красный. Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить занятия, используя другой наглядный материал.

При автоматизации звука в словах детям очень нравятся игры:

«Твердый-мягкий». Ребёнок с помощью стрелки на «Коврографе» «рисуют» по два круга, синего и зеленого цвета. Детям предлагается - взяв картинку (подобраны на заданный звук Л, Ль) из стопки, лежащей на столе, определить твёрдый или мягкий звук и положить карточку — слово в тот круг, которому соответствует звук из его слова. Карточки, в которых звук мягкий в зеленый круг, а те, в которых звук твердый – в синий.

«Назови слово». Ребёнок выкладывает картинки с названием слов с заданным звуком на букву, вырезанную  из фетра, и называет, тем самым автоматизируя произношение звука в словах.

«Кто где живёт?» На игровом панно находятся два домика, вырезанных из фетра, в которых живут разные звуки (буквы). Ребёнок раскладывает по домикам картинки с названием слов с заданным звуком, дифференцируя смешиваемые звуки (например: в левом зелёном домике «живут» слова со звуком С, а в правом красном домике – слова со звуком Ш).

 «Посчитай 1-5». Ребёнок выкладывает на игровом панно полоски из фетра или геометрические фигуры, одновременно проговаривая числительные от 1 до 5 в сочетании с существительными. Тем самым ребёнок  закрепляет не только автоматизируемый звук во фразовой речи, но и счёт 1-5, знание цвета, формы, а также грамматические категории (например: 1 жёлтый овал, ...5 жёлтых овалов. 1 красный квадрат, 5 красных квадратов).

И вот, наконец, дети хорошо произносят звук в словах и в предложениях, и наступает последний этап автоматизации (дифференциации) – в связной и самостоятельной речи. На этом этапе работы используется заучивание стихов, скороговорок по мнемотаблицам, составление рассказов с выкладыванием серии картинок на «коврографе».

  • Таким образом, использование игровых методов и приёмов на «коврографе» вызывает интерес к логопедическим занятиям,
  •  позволяет активизировать познавательные процессы, тем самым ускорить процесс автоматизации звуков,
  •  повышает уровень самоконтроля и речевого развития детей.
  • Совершенствует интеллектуальные способности у детей (развивает логическое и творческое мышление у детей, развивает внимание, воображение, память и речь)
  • Развивает творческие способности дошкольников;
  • Развивает координацию движений, общей и мелкой моторики, ориентацию в пространстве и в собственном теле
  • Развивает зрительное, тактильное и слуховое восприятие (цвета, формы, размеры и т. п.)
  • Формирует мотивационную сферу к учебному процессу
  • Сплачивает группу, развивает симпатию, умение взаимодействовать со сверстниками.
  • Создаёт положительный эмоциональный настрой в группе
  • Развивает умение действовать соответственно правилам игры.

Методика быстрого реагирования от диагностики до решения коррекционных задач

К сожалению, в настоящее время количество детей, чьи возможности полноценно общаться со сверстниками и взрослых  ограничены, заметно увеличилось.  В связи с этим одной из важнейших задач учителя – логопеда является улучшение качества жизни таких детей, подбор средств и способов коммуникации, в идеале способствующих развитию устной речи как способа общения. Речь является приоритетным средством коммуникации, но если у ребёнка присутствуют только звукоподражания, вокализации, необходим поиск альтернативных и дополнительных средств коммуникаций, вызова и в дальнейшем развития речи.

Одной из главных задач взрослых является попытка понять сигналы маленького человечка и найти для него оптимальный способ общения. Для возникновения коммуникации, полноценного общения необходимы следующие условия:

-наличие партнёра,

-ответная реакция на взаимодействие,

-наличие средств, при помощи которых возможно выразить свои мысли, желания, внутренние потребности.

 Л. С. Выготский пишет: «Собственная деятельность ребёнка направлена на определённую цель…», «исследуя, что ребёнок способен выполнять в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня». Какой же вид деятельности ребёнка будет не просто интересен ему, но и нести развитие недостаточно сформированных на данном этапе функций и навыков? Конечно, это игра. Именно игра соответствует сути коррекционной педагогики: созданию условий для запуска изменений в статусе человека, испытывающего затруднения в той или иной сфере жизни  и деятельности.

Какая связь между играми В.Воскобовича  коммуникацией и коррекционным воздействием? Это свобода, в том числе свобода выбора. Настоящий выбор возможен только при наличии взаимодействия между ребёнком и взрослым. Возможностью умения выбирать нельзя пренебрегать. Именно в игровой ситуации можно проанализировать, умеет ли ребёнок выбирать. Неговорящий ребёнок тоже имеет потребности, и не только физиологические, а что гораздо важнее – потребности во взаимодействии  со взрослым как с партнёром.  И если ребёнок видит, что его сигналы игнорируют, выбор не представляется, появляются негативные реакции, вплоть до фрустрации и истерики. Выбор и инициатива – это основные составляющие взаимодействия с неговорящим ребёнком. Именно эти категории естественным способом преобладают на игровом пространстве технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича.

Игра невозможна без коммуникации, так же как коммуникация вне игры.

В процессе игры происходит обмен сообщениями, возможность выразить свои чувства, эмоции, состояния. Взрослому важно искренне разделять то, в чём участвует ребёнок, иначе он не будет чувствовать себя успешным.

Свобода в коммуникации, инициатива в коммуникации – это основа инициативы в других видах активности.

Игра – это та деятельность, которую нельзя пропустить. Если ребёнок был лишён игры в различных вариантах её проявления – он лишён огромного пласта своей жизни и развития. Это можно сравнить с починкой чего – то сломанного.

 В наших силах не доводить до поломки, вовремя заметить сигналы ребёнка, проблемы, возможные нарушения той или функции. Сделать это возможно в том числе в игре, применяя методику быстрого реагирования.

Методика – это, как правило, некий готовый «рецепт», алгоритм, процедура для проведения каких – либо нацеленных действий.

Быстрого – не значит в спешке, это значит своевременного!

Коммуникативного – реагирование во взаимодействии с ребёнком, всеми участниками педагогического процесса, родителями.

Методика быстрого коммуникативного реагирования предполагает рассматривать игру с учётом тесного взаимодействия, в том числе как поле для наблюдения, где она является диагностическим инструментарием и в дальнейшем возможностью для целенаправленного коррекционного воздействия.

Рассмотрим применение методики быстрого коммуникативного  реагирования на примере игры «Чудо – крестики»

Воспитатель, наблюдая за ребёнком, играющего с игрой «Чудо – крестики», обратила внимание, что ему сложно достать деталь в серии упражнений и игровых заданий. На следующем этапе нужно конкретизировать, выявить трудность. В нашем примере воспитатель выявила, что ребёнок не привлекает к захвату деталей большой палец и не помогает себе второй рукой. Проблема конкретизирована, воспитатель, помня о своевременном (быстром) реагировании, делится своими наблюдениями со специалистом. Тот в свою очередь, проводит глубокое обследование для подтверждения или опровержения версии о том, что у ребёнка не сформирован щипковый или пинцетный захват. Для этой цели  специалист может выбрать игру «Шнур – Малыш», где явно можно отследить уровень сформированности захвата. Вовлекаем в решение проблемы родителей – наших главных союзников. Специалист изучает анамнез, интересуется как ребёнок владеет мелкой моторикой в пространстве семьи, насколько ему доступны гигиенические и бытовые навыки, каким способом захвата он владеет. Допустим, в нашем примере во всех видах деятельности и игровом взаимодействии ребёнок не использует при захвате большой палец – основу совершенных видов захвата.    Следующий шаг методики – отступить на шаг назад, до точки успешности, Предложить ребёнку в игровой, непосредственной деятельности такие манипуляции, где он сможет действовать доступным ему способом, но с постепенным вовлечением второй руки и большого пальца. На этом этапе наши помощниками станут игры и пособия В.В.Воскобовича: «Разноцветные верёвочки», «Кружки», элементы предметно – развивающей среды «Фиолетовый лес», «Черепашки Пирамидки», «Фонарики с держателями, « Шнур – Малыш». Во время проведения всех этапов методики помним о главном – Взаимодействие, игровая ситуация и коммуникация. Только при выполнении этих условий ребёнок проявит себя  максимально естественно, а значит, будут получены наиболее точные результаты.

Этому помогают развивающие игры В. В. Воскобовича одной из особенностей которых является сказочность. Игры Воскобовича сопровождаются специальными методическими пособиями с иллюстрированными сказками, в которых необходимо выполнить интересные задания или ответить на поставленные вопросы. Добрые герои сказок помогают ребенку в игровой форме освоить не только азы чтения или математики, но и учат малыша общению и взаимопониманию.

Игровая технология «Коврограф Ларчик» с недавнего времени внедряется в образовательный процесс нашего детского сада. Внедрение данной технологии в образовательный процесс мы рассматриваем как развивающий стимул для обновления в соответствии с требованиями ФГОС ДО содержания основной образовательной программы. Именно поэтому для полноценной реализации задач технологии, важно, чтобы весь педагогический коллектив был знаком с её содержанием.

При применении данного пособия в образовательной деятельности ребёнок образно попадает в ситуацию, последовательно анализирует свои действия, поставленные задания, осознает цели и находит варианты решения, а красочный раздаточный наглядный материал тому в помощь, ведь он тем самым привлекает внимание детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект социально-коммуникативного развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья «Семья».

В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание. Реализация  данного проекта способствует гармонизации детско...

СОЦИАЛЬНО- КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СВЕТЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Отклонения в развитии ребёнка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Грубо нарушается связь ребёнка с социумом, культурой,  как источником...

Проект социально-коммуникативного развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья «Семья».

Проект социально - коммуникативного развития для детей с нарушением интеллекта дошкольного возраста...

"Социально - коммуникативное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья.(детей с нарушением зрения" Проект "Вместе весело шагать"

Цели-:Повысить качество социально - коммуникативного развития детей с ограниченными возможностями здоровья.- Развить целостные и системные представления о социальных нормах и правилах поведения в обще...