Организационно – методические условия по обеспечению социально –коммуникативного развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в ДОО
статья

Светлана Валерьевна Мошкова

Социально-коммуникативное развитие воспитанников с ОВЗ в ДОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_m.s._-_kopiya.docx30.93 КБ

Предварительный просмотр:

Организационно – методические условия по обеспечению социально –коммуникативного развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в ДОО

Мошкова С.В.

 старший воспитатель

МБДОУ г. Мурманска№109

Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ предполагает необходимость создания для них адекватного образовательного процесса именно в общеобразовательном учреждении, которому отводится центральное место в создании условий для социализации, введения в культуру, развития социального опыта ребенка с ОВЗ.

Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. (с изменениями и дополнениями на 02 мая 2015 г.) вступил в силу с 01 сентября 2013 года - содержит ряд статей (например, 34, 42, 44, 48, 55,58, 59, 60), закрепляющих право детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей с инвалидностью, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями.

Главная проблема ребенка с ОВЗ состоит в том, что нарушена его связь с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. 

В нашем детском саду (структурном подразделении) с 2014 года функционирует компенсирующая  группа для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Контингент этой группы – дети с ЗПР и дети со сложной сочетанной структурой дефекта , имеющих статус инвалида. Поэтому для реализации системного подхода  в по созданию условий для успешной социализации детей с ОВЗ и обеспечения социально –коммуникативного развития воспитанников с  ОВЗ были поставлены следующие задачи:

  • Вовлечение ребёнка с ОВЗ в образовательный и воспитательный процесс.
  • Выявление особенностей межличностных отношений ребёнка с особенностями в развитии с детьми группы
  • Повышение уровня социальной активности, активной жизненной позиции ребёнка  с ограниченными возможностями здоровья
  • Внедрение современных образовательных технологий по социально –коммуникативному развитию
  • Создание благоприятной социально-педагогической развивающей среды, включающая организованное предметно-игровое пространство, обеспечение условий для эмоционального, познавательного, социально - коммуникативного развития через различные виды  деятельности.

Одним из важных направлений деятельности нашего учреждения   обеспечение систематического, планомерного  сопровождения  и создание условий для позитивной  социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья через построение социально-педагогической развивающей среды. Работа ведется в следующих направлениях:

1.Организационно-педагогический блок коррекционно – развивающих условий: создание предметной социализирующей среды (материально –техническая база ,предметно-развивающая среда) ;

консультационный центр для родителей ДОО (нормативно-правовое информирование , привлечение родителей к коррекционно –развивающему процессу, повышение реабилитационной культуры семьи) 

2.Программно – методический блок коррекционно – развивающих условий: «Основная адаптированная программа для детей с ОВЗ МБДОУ №109», проект программы  МБДОУ  «Социализация детей с ОВЗ и детей инвалидов в МБДОУ №109»

3.Технолого – педагогический блок коррекционно – развивающих условий: система форм и методов индивидуальной коррекционно – педагогической работы  по социально –коммуникативному развитию; постепенное включение ребенка с ОВЗ в коллективные формы деятельности; профессиональное развитие педагогов ДОУ.

На современном этапе интеграция выступает как одна из альтернативных форм внутри системы образования. Это процесс и результат предоставления ребенку прав  и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах различных видах детской деятельности, наравне и вместе с остальными членами игровой группы в условиях , компенсирующих ему отклонения в развитии и ограничения возможностей (1)

Одним из важных направлений деятельности нашего учреждения   обеспечение систематического, планомерного  сопровождения  и создание условий для позитивной  социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья через построение социально-педагогической развивающей среды .

В практике нашего дошкольного учреждения присутствуют следующие модели (виды) интеграции детей с ОВЗ , детей –инвалидов: постоянная, временная (инклюзия)

В группе компенсирующей направленности дети разного возраста , поэтому начиная работу с детьми, мы исходим из того, что наши дети нуждаются в комплексной реабилитации , понимая  только она позволит обеспечить адаптацию и социализацию каждого ребёнка.

Исходя из этого, мы разработали проект модель психолого – педагогического сопровождения детей с ОВЗ   по развитию и формированию  социально -коммуникативных  навыков, которая состоит из следующих  этапов :

1этап – адаптационный

Цель этапа :адаптация детей с ОВЗ к образовательной ,  досуговой среде ДОО

Содержание и формы :

Сбор информации, опрос родителей ,учет рекомендаций комиссии ТПМПК

развивающие тренинги с детьми и воспитанниками ,

мероприятия на создание отношений между детьми с ОВЗ их родителями;  

психологический тренинг «Родительская школа»

педагогическая диагностика на основе комплекса методик по выявлению уровня социализации дошкольников с ОВЗ на разных этапах

2 этап обучающий

Цель этапа :интеграция детей с ОВЗ в образовательный процесс ДОО

Содержание и формы :

коррекционно – развивающие занятия с детьми с ОВЗ

формирование игровой деятельности: коммуникативные игры, сюжетно –ролевые игры ,познавательные игры

мастер – классы с родителями с привлечением с специалистов ДОО

 проект ДОУ  «Мы вместе!»

3этап интеграционный

Цель этапа: интеграция детей с ОВЗ в группы сверстников (с нормой развития )

Содержание и формы:

Проекты «Уроки добра», «Школа волонтеров»,  «По сказкам АС.Пушкина», «Спорт – это здорово!»

совместные  общеразвивающие занятия «Экскурсия в саамский музей», «Уроки дружбы», «Кто на Севере живет?»

  досуговые  мероприятия « Шире руг!», «Играем вместе»

театрализованные постановки  «Рождественский спектакль», «Саамские сказки», «Сказки из ларца»

фольклорные праздники «Масленица», «Колядки»

тематические утренники «Осенины» , «Поздравим мамочку»,

« Новый год к нам мчится»

 Экскурсии  «По знакомым дорожкам», «Наш любимый детский сад»

 спортивные праздники «Белый медвежонок» , «Праздник Севера»

акции:  «Покорми птиц», «Экологические акции»,

«Экологические десанты»,  «Поздравь ветерана»

совместные мероприятия с родителями: детско-родительских гостинные, мини – семинары практикумы «Игры для общения», «Развиваем ручки», «Здоровьесберегающие технологии», выставки , конкурсы

проведение диагностики уровня интеграции детей с ОВЗ в группы сверстников (с нормой развития)

  Показателями результативности и эффективности работы по социально –коммуникативному развитию детей с ОВЗ в ДОО свидетельствуют следующие показатели:

Создание  социально-педагогической  развивающей среды, включающей организованное предметно-игровое пространство

  • Активность участников взаимодействия - родителей, педагогов и ребёнка, предполагающая интерес, желание участвовать в совместной деятельности, способность ее инициировать, поддерживать и развивать.
  • Участие ребенка с ОВЗ  в различных мероприятиях, конкурсах.
  •  Повышение показателей качества обученности ребёнка.
  • Познавательная активность ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
  • Привитие толерантного отношения детей группы к ребёнку с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом , осуществляя комплексный подход в дошкольной организации по созданию условий по  обеспечению  социально – коммуникативного развития воспитанников с  ОВЗ с участием специалистов, родителей, и с использованием интегративной среды позволяет более полно раскрыть потенциал ребенка с ОВЗ, приобрести необходимые знания и социальные навыки, успешно включиться в среду обычных сверстников, получить равные стартовые возможности и подготовится к самостоятельной жизни в будущем.

 Литература:

1.«Специальная педагогика» под ред. Н.М. Назаровой, М. «Академия», 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации индивидуальной работы с воспитанником с ограниченными возможностями здоровья (с синдромом Дауна), фрагмент

В материале подобраны и адаптированы дидактические игры и упражнения для индивидуальной работы с воспитанником с ОВЗ (с синдромом Дауна, психологический возраст 3 года).В представленном фрагменте план...

Проект социально-коммуникативного развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья «Семья».

В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание. Реализация  данного проекта способствует гармонизации детско...

СОЦИАЛЬНО- КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СВЕТЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Отклонения в развитии ребёнка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Грубо нарушается связь ребёнка с социумом, культурой,  как источником...

Проект социально-коммуникативного развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья «Семья».

Проект социально - коммуникативного развития для детей с нарушением интеллекта дошкольного возраста...

"Социально - коммуникативное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья.(детей с нарушением зрения" Проект "Вместе весело шагать"

Цели-:Повысить качество социально - коммуникативного развития детей с ограниченными возможностями здоровья.- Развить целостные и системные представления о социальных нормах и правилах поведения в обще...

Консультация "Возможности авторской технологии В.В.Воскобовича в реализации социально – коммуникативного развития детей с ограниченными возможностями здоровья"

В данной статье раскрываются широкие возможности игровых технологий В.В.Воскобовича для развития фонематического слуха, коррекции звукопроизношения, развития связной речи, грамматического строя речи у...