Главные вкладки

    Методические рекомендации по организации индивидуальной работы с воспитанником с ограниченными возможностями здоровья (с синдромом Дауна), фрагмент
    методическая разработка по математике (младшая группа) по теме

    Кузеванова Любовь Николаевна

    В материале подобраны и адаптированы дидактические игры и упражнения для индивидуальной работы с воспитанником с ОВЗ (с синдромом Дауна, психологический возраст 3 года).

    В представленном фрагменте плана на октябрь месяц дидактические игры и упражнения представлены по разделам:

            1.   Познавательное развитие.

                 1.1.   Ознакомление с окружающим и развитие речи.

                 1.2.   Сенсорное воспитание. Формирование элементарных математических представлений.

            2.  Мелкая моторика.

            3.  Социально-эмоциональное развитие.

                 3.1.   Театрализованные игры по сказкам.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ovz_fragment.docx24.06 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методические рекомендации по организации индивидуальной работы
    с воспитанником с ограниченными возможностями здоровья
    (синдромом Дауна, психологический возраст 3 года), фрагмент

    Месяц

    Раздел

    Тема

    Игра

    Примечание

    Октябрь

    Познавательное развитие

    Ознакомление с окружающим и развитие речи

    «Знакомство с окружающей обстановкой»

    «Посмотри, назови и запомни»

    Цели: познакомить с названием и назначением предметов окружающей обстановки.

    Оборудование: флажки.

    Воспитатель знакомя ребенка с группой, отмечает цветными флажками названные предметы. После того, как расставлены все флажки, просит ребенка рассказать о том, что каждый флажок обозначает

    «Части тела и лица»

    «Назови ласково»

    Цели: Закрепить названия частей тела и лица, учить уменьшительно –ласкательной формы слов.

    Оборудование: большая и маленькая куклы. Воспитатель показывает кукол, называет их (кукла, куколка), предлагает рассмотреть их и называет, стимулируя ребенка к повторению: «У куклы – нос, а у куколки – носик, у куклы – рот, ау куколки – ротик…»

    «Игрушки»

    (кукла, мяч)

    «Подбери одежду куклам»

    Цели: учить играть с куклой, закрепить знания о величине как свойстве предметов.

    Оборудование: Куклы двух размеров, одежда для них.

    Воспитатель показывает кукол, называет их (кукла, куколка), сравнивает по величине, предлагает собрать кукол на прогулку. Обращает внимание ребенка на то, что маленькие вещи не подходят большой кукле, и наоборот

    «Игрушки»

    (машина, мишка)

    «Уложи мишку спать»

    Цели: закрепить умение укачивать игрушку, петь колыбельную песенку тихим, спокойным голосом (по возможностям ребенка).

    Оборудование: кукольная постель, игрушечный медведь.

    Воспитатель читает ребенку стихотворение А. Барто «Мишка», показывает игрушечного медведя и просит уложить его спать.

    «Время года осень»

    «Дождик»

    Цели: развивать внимание, умение согласовывать действия со звуковым сигналом.

    Оборудование: бубен, зонтик.

    Ребенок ходит по группе, называет знакомые ему предметы обстановки. При звуках бубна и словах «кап-кап»  садится на стульчик под зонтик, который держит над ним воспитатель.

    «Овощи»

    «Узнай на вкус»

    Цели: закрепить знания об овощах, умение определять овощи на вкус.

    Оборудование: натуральные овощи, ножик и деревянные шпажки для овощей, тарелка для овощей.

    Воспитатель показывает ребенку овощи, называет, дает попробовать, обратив внимание на вкус. Затем предлагает узнать овощ на вкус закрытыми глазами.

    «Нанизывание колец, убывающих по величине (складывание пирамидки). Один — много — ни одною»

    «Кто быстрей»

    Цели: закрепить умение складывать пирамидку, определять количество колец.

    Оборудование: две одинаковые пирамидки. Вначале дефектолог показывает способ складывания пирамидки, комментируя свои действия. Затем предлагает ребенку сложить пирамидку самостоятельно. После этого ребенок и взрослый соревнуются

    «Складывание матрешки. Один — много — ни одного»

    «Подружки»

    Цели: развивать умение выполнять простые действия с матрешкой: открывать и закрывать, вкладывать и вынимать, сравнивать по величине, считать и соотносить с количеством пальцев.

    Оборудование:  матрешка 5-составная. Взрослый обучает ребенка элементарным действиям с матрешкой. Матрешкам можно дать имена

    Познавательное развитие

    Сенсорное воспитание. Формирование элементарных математических представлений.

    «Складывание матрешки»

    «Спрячь матрешку»

    Цели: познакомить с принципом складывания матрешки, вызвать положительное отношение к игрушке.

    Оборудование: 2-3 – составная матрешка.

    Воспитатель показывает ребенку матрешку, предлагает потрогать ее. Вои действия, просит собрать, при необходимости помогает.

    «Шар. Формирование понятий большой - маленький»

    «Покатай шарик»

    Цели: познакомить со свойствами шара.

    Оборудование: шарики различной величины и цвета.

    Ребенок катает шарики по столу, по полу, по ковру. Взрослый комментирует действия ребенка, называет величину и цвет шариков, просит ребенка повторить.

    «Куб. Формирование понятий один – много»

    «Строим башни»

    Цели: закрепить знания о геометрической форме куб, развивать умение выполнять инструкцию взрослого, развивать мелкую моторику руки.

    Оборудование: объемные фигуры (кубики и шарики).

    Совместные действия с комментариями. После построения башни из кубиков следует предложить ребенку построить башню из шариков, сравнить свойства кубика и шарика.

    «Дифференциация: куб, шар. Один – много»

    «Чудесный мешочек»

    Цели: развивать тактильные ощущения, закреплять названия изученных форм.

    Оборудование: «чудесный мешочек», шарики, кубики.

    Ребенок узнает фигуру на ощупь, называет , достает из мешочка, считает названные фигуры (один – много»).

    «Знакомство с формой крыша. Деление предметов по величине на две группы»

    «Строим домики»

    Цели: развивать конструктивные навыки.

    Оборудование: объемные геометрические формы.

    Ребенок обследует фигуры различными способами, выполняет действия с ними (пробует катать, двигать), затем строит домики, ставя крышу на кубик.

    «Знакомство с формой кирпичик. Проталкивание предметов разной формы в соответствующие отверстии.  Один – много»

    «Найди окошко»

    Цели: учить соотносить форму в практическом действии с предметами с помощью проб, определять количество предметов (один – много)

    Оборудование: ящик Сегена.

    Взрослый показывает ребенку способ действия, просит повторить его и найти окошко для каждой фигуры.

    Мелкая моторика

    «Овощи, фрукты»

    «Собираем урожай»

    Лепка разноцветных шариков из пластилина. Называние похожих на шарики по цвету овощей и фруктов.

    «Сложи картинку»

    Складывание картинки из 4-х частей.

    «Строим забор»

    Выстроить забор из счетных палочек.

    «Найди вторую половинку»

    Разрезные картинки.

    «Птицы осенью»

    «Посмотри, кто спрятался в комочке?»

    Разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображением на них контурами птиц.

    «Сухой бассейн»

    Найти фигурки птиц на ощупь в коробке с фасолью.

    «Разрезные картинки»

    Собрать картинку птицы из трех частей (голова, туловище, лапки).

    «Заготовка корма для зимующих птиц»

    Рассортировать фасоль и горох.

    «Труд людей в природе»

    «Собери инструменты»

    Из двух частей-деталей, вырезанных из картона (лопата, молоток).

    «Покатай, покатай»

    Катание гладкого и ребристого карандашей между ладошками.

    «Разложи по своим местам»

    В окошки, вырезанные по форме инструментов, вложить соответственно: лопату, топор, молоток.

    «Почини инструменты»

    Найти и добавить недостающую деталь картонного трафарета: ручку пилы, зубец граблей и т.д.

    «Одежда и обувь»

    «Что это?»

    Разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображением на них контурами одежды и обуви.

    «Застегни одежду»

    Застегнуть одежду на пуговицы, липучки, молнии.

    «Подбери пуговицы по цвету»

    «Шнуровки»

    Учить вкладывать шнурок в дырочку.

    В течение года

    Социально - эмоциональное развитие

    Театрализованные игры по сказкам

    «Курочка ряба»

    Формировать общение «взрослый-ребенок», их сотрудничество.

    «Репка»

    Формировать у ребенка потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым.

    «Колобок»

    Учить привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям героя сказки, учить подражать выражению лица взрослого и его действиям.

    «Теремок»

    Учить подражать выражению лица взрослого и его действиям.

     «Петушок и бобовое зернышко»

    Учить подражать выражению лица взрослого и его действиям.

    В. Сутеев «Цыпленок и утенок»

    Формировать у детей потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым.

    В. Сутеев «Три котенка»

    Формировать общение «взрослый-ребенок», их сотрудничество,  потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым.

    А. Востром «Кошка и котята»

    Учить подражать выражению лица взрослого и его действиям, передавать характер поведения животного.

    Н. Павлова «На машине»

    Формировать у ребенка потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации по изобразительной деятельности для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Данная методическая рекомендация поможет в работе с детьми с ограниченными возможностями....

    ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ВОСПИТАННИКАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

    Принятие ФГОС дошкольного образования окажет значительное влияние на существование и развитие деятельности ДОУ....

    ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ВОСПИТАННИКАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

    Принятие ФГОС дошкольного образования оказывает  значительное влияние на существование и развитие деятельности ДОУ....

    Технология индивидуальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

    Данный материал раскрывает основные направления коррекционно - развивающей психолого - педагогической работы с детьми с бронхолегочной патологией....

    Организация индивидуального маршрута для детей с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ) специалистами ДОУ.

    Одна из задач стандарта направлена на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творче...

    Перспективный план индивидуальной работы с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья (ДЦП)

    Перспективный план индивидуальной работы с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья (ДЦП)...

    Перспективный план индивидуальной работы с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья. Средний дошкольный возраст.

    Перспективный план индивидуальной работы с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья.Средняя группа...