Главные вкладки

    Перспективный план индивидуальной работы с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья (ДЦП)
    календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

    Перспективный план индивидуальной работы с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья (ДЦП) 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Перспективный план индивидуальной работы с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья (ДЦП)

    Шаталова Валентина Анатольевна

    I полугодие

    сентябрь

    Упражнение «Надуй шарик»

    Упражнение «Резиночка»

     Для упражнения используется резинка для волос диаметром 4-5см. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360  сначала в одну, а затем в другую сторону.  Выполняется сначала одной, потом другой рукой.

    Самомассаж рук

      Сжав руку ладонью противоположной руки массировать её, проводя ладонью от запястья и обратно, затем – от плеча до локтя и обратно. То же другой рукой.

    Упражнение «Лодочка»

    Ребёнок ложится на спину, вытягивая руки над головой. По команде одновременно прямые ноги, руки и голову. Поза держится максимально долго. Затем выполняется аналогичное упражнение, лёжа на животе

    -нормализация дыхательной функции

    -развитие умения правильно дышать

    -развитие тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.

    -повышение потенциального энергетического уровня ребёнка

    -обогащение знаний о собственном теле

    -развитие тактильной чувствительности

    -регуляция мышечного тонуса

    -тренировать ребёнка в умении сильно напрягать мышцы с последующим расслаблением

    октябрь

    Упражнение на моторику

      Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочерёдно каждой рукой.

    Упражнение «Брёвнышко»

      Из положения лёжа на спине (ноги вместе, руки вытянуты над головой) перекатываться по несколько раз  в одну, затем в другую сторону.

    Общий массаж ног

     Поглаживание и растирание бедер, икр, пальцев ног, ступней.

    -развитие тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.

    -развитие крупной моторики

    -формирование одновременных и реципрокных сенсомоторных взаимодействий, ощущения границ своего тела и его положения в пространстве

    -повышение потенциального энергетического уровня ребёнка

    - обогащение знаний о собственном теле

    -развитие тактильной чувствительности

    ноябрь

    Упражнение «Письмо в воздухе»

    И.п. – лёжа на спине, руки вытянуты вперёд перед грудью. Одновременно (в одну сторону) руки в воздухе «прописывают» буквы. При этом вначале педагог может вместе с ребёнком может выполнять необходимые упражнения, взяв его ладони в свои.

    Упражнение «Зеркало»

     Упражнение выполняется в паре с воспитателем. На первом этапе  упражнение выполняется в положении сидя на коленях и пятках. Сначала воспитатель совершает медленные движения одной рукой, затем другой, затем, двумя. Ребёнок зеркально повторяет движения ведущего. Когда упражнение освоено, можно переходить в положении стоя и подключать движения всего тела.

    Упражнение «Узнай фигуру»

        На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит  ребёнка достать из мешочка такую же.

    -развитие мелкой и общей моторики

    -закрепление пространственных представлений

    -развитие крупной моторики

    -формирование одновременных и реципрокных сенсомоторных взаимодействий, ощущения границ своего тела и его положения в пространстве

    -развитие пространственных представлений

    -развитие осязания (тактильного восприятия)

    декабрь

    Упражнение «Найди клад»

    В комнате прячется игрушка. Ребёнок должен найти, ориентируясь на команды воспитателя. Воспитатель говорит: «Сделай два шага вперёд, один влево …» и т.п. Найденная игрушка дарится ребёнку.

    Упражнение «Догадайся, что за предмет»

    На столе лежат различные объёмные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расчёска, зубная щётка и т.д.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной  тканью. Ребёнку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

    Конструирование из различного материала

    Учимся дежурить

    -развитие пространственных представлений.

    -развитие осязания (тактильного восприятия)

    -развитие мелкой и общей моторики

    -развитие тактильного восприятия

    -совершенствование культурно-гигиенических навыков

    -развитие  общей и мелкой моторики

    -воспитывать аккуратность

     

    II полугодие

    январь

    Дыхательные упражнения

    В исходном положении лёжа на спине (сидя, стоя) выполнять удлинённый, углублённый выдох с одновременным произнесением звуков: х-х-хо (как согревают руки), ф-ф-фу (как студят чай), чу-чу-чу (паровоз), ш-ш-ш (вагоны), у-у-у (самолёт), жук (жук).

    Упражнение «Угадай на ощупь, из чего сделан предмет»

    Ребёнку предлагают на ощупь определить, из  какого материала изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, кожаные перчатки, резиновый мяч и др.

    Складывание бумаги по чертежу

    Изолированные движения головы, рук, ног, туловища

    И.п.: лёжа, сидя, стоя.

    - Движения головой в разных направлениях.

    - Одновременные движения руками вперёд, назад, в стороны, вверх, вниз.

    - Сгибание и разгибание предплечий и кистей рук.

    - Поочерёдное и одновременное сгибание пальцев в кулак и разгибание с изменением темпа движения.

    - Противопоставление первого пальца остальным с контролем зрения, а также без него.

    - Выделение пальцев рук.

    - В исходных положениях лёжа на спине, на животе,  на боку поочерёдное  поднимание и отведение прямых или согнутых ног, сгибание. Разгибание, а также круговые движения ими.

    - Приседание на всей ступне, стоя у опоры.

    - Наклоны туловища вперёд, назад, в стороны.

    - Простейшие сочетания изученных движений

    -развитие диафрагмального дыхания с акцентом на выдох

    -развитие осязания (тактильного восприятия)

    -развитие мелкой моторики

    - формирование пространственных представлений

    -развитие общей моторики

    -повышение двигательной активности

    февраль

    Упражнение «Угадай, что внутри»

    У ребёнка непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, орехами и др. Педагог называет предмет, ребёнок должен быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек.

    Работа с различными трафаретами

    Ходьба под музыку

    Упражнение «Гимнаст»

    В и.п.: сидя (стоя у опоры)

    - сгибание и разгибание пальцев ног;

    - тыльное и подошвенное сгибание стопы с поочерёдным касанием пола пяткой, носком;

    - смыкание и размыкание стоп;

    - прокатывание стопами каната;

    - захватывание стопами мяча;

    - захватывание ногами мешочка с песком;

    - ходьба по ребристой доске, массажному коврику, рейкам гимнастической стенки.

    Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр.

    -развитие осязания

    (тактильного восприятия)

    -развитие мелкой моторики

    -формирование  умения ориентироваться на листе бумаги

    - формируется равномерность длины шага

    - координация движений

    - формирование свода стоп, их подвижности и опороспособности

    - развитие общей моторики

    - развитие тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук

    март

    Упражнение «Узелки»

    Берём верёвку (толщиной с мизинец ребёнка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребёнок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц  и называть дни недели, части суток, времена года и т.д.

    Упражнение с малыми мячами

    Метание мяча сбоку  одной рукой, Бросок двумя руками снизу через шнур или стеночку (высота 2м). Метание теннисного мяча  на дальность. Попадание мяча в корзину.

    Упражнение «Сделай так»

     Движения головой, сидя, стоя на коленях, стоя у опоры. Наклоны вперёд-назад, вправо-влево.

     Кружение на месте с переступанием.

    Ходьба по начерченному коридору, по доске, лежащей на полу, по доске с приподнятым краем (вверх и вниз), по гимнастической скамейке (25-30 см. высотой). Перешагивание через канат, лежащий на полу, через бруски, гимнастические палки, лежащие на полу на расстоянии 1 м. Шагать  с предмета на предмет.

    Упражнение «Звёздное плетение»

    Необходимо сделать заготовку – деревянный крест с равными лучами. Взрослый привязывает нить к середине креста, и далее необходимо оплетать нитью лучи последовательно. Для красоты берутся недлинные нити разного цвета. Когда одна нить заканчивается, взрослый привязывает следующую нить другого цвета. В результате получается квадратный коврик, который так и остаётся на крестовине. Желательно подбирать нити разной фактуры и толщины с учётом развития  мелкой моторики ребёнка, привлекать к выбору цвета нитей.

    - моторное и сенсорное развитие

    - активизация речи

    -развитие общей моторики

    - формирование двигательной активности

    - формирование равновесия

    - развитие общей моторики

    -разрабатывается ручная моторика, зрительно-моторная координация, восприятие фактуры, цвета и формы, художественный вкус

    апрель

    Упражнение «Обведи и раскрась»

    Упражнение «Звёздное плетение»

    В качестве заготовки используется шестигранник, можно сделать из плотного картона.

    Упражнение «Что внутри?»

    Ребёнку предлагают воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, рис, гречку и др. Можно использовать воронку для наполнения шариков. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребёнок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.

      Дополнительно можно небольшое количество наполнителя положить на тарелочках. В этом случае надо будет соотнести каждую пару с соответствующим наполнителем, т.е. определить, что находится внутри шариков.

    Упражнение «Выполняй»

    Выполнение различных движений под музыку.

    - развитие мелкой моторики

    - тренировать в умении раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур рисунка.

    - развитие тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук

    - развитие осязания (тактильной чувстуительности)

    - развитие мелкой моторики

    -0 уменьшение насильственных движений

    - тренировка  функции активного внимания

    - повышение эмоционального тонуса

    май

    Упражнение «Звёздное плетение»

    В качестве заготовки используется  картонный круг,  на который радиально натягиваются нити, заменяющие деревянные лучи. На такой основе изготавливаются коврики круглой формы.

    Упражнение «Составь целое»

    Написание палочек в строке, очерченной сверху и снизу

     В тетради в крупную клетку.

    Упражнения с гимнастическими палками.

     Подбрасывание и ловля палки, изменяя хват. Балансирование палки, стоя на одном месте. Удерживая палку перед собой (на лопатках, за спиной), изменять и.п., например: встать на одно колено, на оба колена.

    Сесть и подняться в основную стойку, не выпуская палку из рук не меняя хвата

    - формирование правильной осанки

    - развитие тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук

    - развивать умения составлять целое из частей

    - активизация внимания

    - формирование навыков пространственной ориентировки в тетради

    - подготовка к письму

    - развитие мелкой моторики

    -формирование основных двигательных навыков и умений, способствующих развитию физических качеств

    - учить правил но захватывать различные по форме, объёму и весу предметы, манипулируя ими.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации по организации индивидуальной работы с воспитанником с ограниченными возможностями здоровья (с синдромом Дауна), фрагмент

    В материале подобраны и адаптированы дидактические игры и упражнения для индивидуальной работы с воспитанником с ОВЗ (с синдромом Дауна, психологический возраст 3 года).В представленном фрагменте план...

    Индивидуальная программа коррекционно-развивающей работы с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья

    примерное содержание программы коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ...

    Перспективный план индивидуальной работы с ребёнком с ограниченными возможностями

    Перспективный план индивидуальной работы с ребёнком с ограниченными возможностями...

    Технология индивидуальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

    Данный материал раскрывает основные направления коррекционно - развивающей психолого - педагогической работы с детьми с бронхолегочной патологией....

    Перспективный план индивидуальной работы с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья. Средний дошкольный возраст.

    Перспективный план индивидуальной работы с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья.Средняя группа...