Перспективный план индивидуальной работы с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья (ДЦП)
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Перспективный план индивидуальной работы с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья (ДЦП)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Перспективный план индивидуальной работы с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья (ДЦП)
Шаталова Валентина Анатольевна
I полугодие
сентябрь | Упражнение «Надуй шарик» Упражнение «Резиночка» Для упражнения используется резинка для волос диаметром 4-5см. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360 сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой. Самомассаж рук Сжав руку ладонью противоположной руки массировать её, проводя ладонью от запястья и обратно, затем – от плеча до локтя и обратно. То же другой рукой. Упражнение «Лодочка» Ребёнок ложится на спину, вытягивая руки над головой. По команде одновременно прямые ноги, руки и голову. Поза держится максимально долго. Затем выполняется аналогичное упражнение, лёжа на животе | -нормализация дыхательной функции -развитие умения правильно дышать -развитие тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук. -повышение потенциального энергетического уровня ребёнка -обогащение знаний о собственном теле -развитие тактильной чувствительности -регуляция мышечного тонуса -тренировать ребёнка в умении сильно напрягать мышцы с последующим расслаблением |
октябрь | Упражнение на моторику Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочерёдно каждой рукой. Упражнение «Брёвнышко» Из положения лёжа на спине (ноги вместе, руки вытянуты над головой) перекатываться по несколько раз в одну, затем в другую сторону. Общий массаж ног Поглаживание и растирание бедер, икр, пальцев ног, ступней. | -развитие тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук. -развитие крупной моторики -формирование одновременных и реципрокных сенсомоторных взаимодействий, ощущения границ своего тела и его положения в пространстве -повышение потенциального энергетического уровня ребёнка - обогащение знаний о собственном теле -развитие тактильной чувствительности |
ноябрь | Упражнение «Письмо в воздухе» И.п. – лёжа на спине, руки вытянуты вперёд перед грудью. Одновременно (в одну сторону) руки в воздухе «прописывают» буквы. При этом вначале педагог может вместе с ребёнком может выполнять необходимые упражнения, взяв его ладони в свои. Упражнение «Зеркало» Упражнение выполняется в паре с воспитателем. На первом этапе упражнение выполняется в положении сидя на коленях и пятках. Сначала воспитатель совершает медленные движения одной рукой, затем другой, затем, двумя. Ребёнок зеркально повторяет движения ведущего. Когда упражнение освоено, можно переходить в положении стоя и подключать движения всего тела. Упражнение «Узнай фигуру» На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребёнка достать из мешочка такую же. | -развитие мелкой и общей моторики -закрепление пространственных представлений -развитие крупной моторики -формирование одновременных и реципрокных сенсомоторных взаимодействий, ощущения границ своего тела и его положения в пространстве -развитие пространственных представлений -развитие осязания (тактильного восприятия) |
декабрь | Упражнение «Найди клад» В комнате прячется игрушка. Ребёнок должен найти, ориентируясь на команды воспитателя. Воспитатель говорит: «Сделай два шага вперёд, один влево …» и т.п. Найденная игрушка дарится ребёнку. Упражнение «Догадайся, что за предмет» На столе лежат различные объёмные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расчёска, зубная щётка и т.д.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной тканью. Ребёнку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их. Конструирование из различного материала Учимся дежурить | -развитие пространственных представлений. -развитие осязания (тактильного восприятия) -развитие мелкой и общей моторики -развитие тактильного восприятия -совершенствование культурно-гигиенических навыков -развитие общей и мелкой моторики -воспитывать аккуратность |
II полугодие | ||
январь | Дыхательные упражнения В исходном положении лёжа на спине (сидя, стоя) выполнять удлинённый, углублённый выдох с одновременным произнесением звуков: х-х-хо (как согревают руки), ф-ф-фу (как студят чай), чу-чу-чу (паровоз), ш-ш-ш (вагоны), у-у-у (самолёт), жук (жук). Упражнение «Угадай на ощупь, из чего сделан предмет» Ребёнку предлагают на ощупь определить, из какого материала изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, кожаные перчатки, резиновый мяч и др. Складывание бумаги по чертежу Изолированные движения головы, рук, ног, туловища И.п.: лёжа, сидя, стоя. - Движения головой в разных направлениях. - Одновременные движения руками вперёд, назад, в стороны, вверх, вниз. - Сгибание и разгибание предплечий и кистей рук. - Поочерёдное и одновременное сгибание пальцев в кулак и разгибание с изменением темпа движения. - Противопоставление первого пальца остальным с контролем зрения, а также без него. - Выделение пальцев рук. - В исходных положениях лёжа на спине, на животе, на боку поочерёдное поднимание и отведение прямых или согнутых ног, сгибание. Разгибание, а также круговые движения ими. - Приседание на всей ступне, стоя у опоры. - Наклоны туловища вперёд, назад, в стороны. - Простейшие сочетания изученных движений | -развитие диафрагмального дыхания с акцентом на выдох -развитие осязания (тактильного восприятия) -развитие мелкой моторики - формирование пространственных представлений -развитие общей моторики -повышение двигательной активности |
февраль | Упражнение «Угадай, что внутри» У ребёнка непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, орехами и др. Педагог называет предмет, ребёнок должен быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Работа с различными трафаретами Ходьба под музыку Упражнение «Гимнаст» В и.п.: сидя (стоя у опоры) - сгибание и разгибание пальцев ног; - тыльное и подошвенное сгибание стопы с поочерёдным касанием пола пяткой, носком; - смыкание и размыкание стоп; - прокатывание стопами каната; - захватывание стопами мяча; - захватывание ногами мешочка с песком; - ходьба по ребристой доске, массажному коврику, рейкам гимнастической стенки. Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. | -развитие осязания (тактильного восприятия) -развитие мелкой моторики -формирование умения ориентироваться на листе бумаги - формируется равномерность длины шага - координация движений - формирование свода стоп, их подвижности и опороспособности - развитие общей моторики - развитие тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук |
март | Упражнение «Узелки» Берём верёвку (толщиной с мизинец ребёнка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребёнок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и называть дни недели, части суток, времена года и т.д. Упражнение с малыми мячами Метание мяча сбоку одной рукой, Бросок двумя руками снизу через шнур или стеночку (высота 2м). Метание теннисного мяча на дальность. Попадание мяча в корзину. Упражнение «Сделай так» Движения головой, сидя, стоя на коленях, стоя у опоры. Наклоны вперёд-назад, вправо-влево. Кружение на месте с переступанием. Ходьба по начерченному коридору, по доске, лежащей на полу, по доске с приподнятым краем (вверх и вниз), по гимнастической скамейке (25-30 см. высотой). Перешагивание через канат, лежащий на полу, через бруски, гимнастические палки, лежащие на полу на расстоянии 1 м. Шагать с предмета на предмет. Упражнение «Звёздное плетение» Необходимо сделать заготовку – деревянный крест с равными лучами. Взрослый привязывает нить к середине креста, и далее необходимо оплетать нитью лучи последовательно. Для красоты берутся недлинные нити разного цвета. Когда одна нить заканчивается, взрослый привязывает следующую нить другого цвета. В результате получается квадратный коврик, который так и остаётся на крестовине. Желательно подбирать нити разной фактуры и толщины с учётом развития мелкой моторики ребёнка, привлекать к выбору цвета нитей. | - моторное и сенсорное развитие - активизация речи -развитие общей моторики - формирование двигательной активности - формирование равновесия - развитие общей моторики -разрабатывается ручная моторика, зрительно-моторная координация, восприятие фактуры, цвета и формы, художественный вкус |
апрель | Упражнение «Обведи и раскрась» Упражнение «Звёздное плетение» В качестве заготовки используется шестигранник, можно сделать из плотного картона. Упражнение «Что внутри?» Ребёнку предлагают воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, рис, гречку и др. Можно использовать воронку для наполнения шариков. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребёнок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями. Дополнительно можно небольшое количество наполнителя положить на тарелочках. В этом случае надо будет соотнести каждую пару с соответствующим наполнителем, т.е. определить, что находится внутри шариков. Упражнение «Выполняй» Выполнение различных движений под музыку. | - развитие мелкой моторики - тренировать в умении раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур рисунка. - развитие тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук - развитие осязания (тактильной чувстуительности) - развитие мелкой моторики -0 уменьшение насильственных движений - тренировка функции активного внимания - повышение эмоционального тонуса |
май | Упражнение «Звёздное плетение» В качестве заготовки используется картонный круг, на который радиально натягиваются нити, заменяющие деревянные лучи. На такой основе изготавливаются коврики круглой формы. Упражнение «Составь целое» Написание палочек в строке, очерченной сверху и снизу В тетради в крупную клетку. Упражнения с гимнастическими палками. Подбрасывание и ловля палки, изменяя хват. Балансирование палки, стоя на одном месте. Удерживая палку перед собой (на лопатках, за спиной), изменять и.п., например: встать на одно колено, на оба колена. Сесть и подняться в основную стойку, не выпуская палку из рук не меняя хвата | - формирование правильной осанки - развитие тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук - развивать умения составлять целое из частей - активизация внимания - формирование навыков пространственной ориентировки в тетради - подготовка к письму - развитие мелкой моторики -формирование основных двигательных навыков и умений, способствующих развитию физических качеств - учить правил но захватывать различные по форме, объёму и весу предметы, манипулируя ими. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации индивидуальной работы с воспитанником с ограниченными возможностями здоровья (с синдромом Дауна), фрагмент
В материале подобраны и адаптированы дидактические игры и упражнения для индивидуальной работы с воспитанником с ОВЗ (с синдромом Дауна, психологический возраст 3 года).В представленном фрагменте план...
Коррекционное индивидуальное занятие с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья
Тема: "Животные"...
Индивидуальная программа коррекционно-развивающей работы с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья
примерное содержание программы коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ...
Перспективный план индивидуальной работы с ребёнком с ограниченными возможностями
Перспективный план индивидуальной работы с ребёнком с ограниченными возможностями...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С РЕБЁНКОМ ТИПОЛОГИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
Перспективный план работы на месяц с гиперактивным ребенком...
Перспективный план индивидуальной работы с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья. Средний дошкольный возраст.
Перспективный план индивидуальной работы с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья.Средняя группа...