Коррекционное индивидуальное занятие с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья
план-конспект занятия по логопедии на тему

Никишина Ольга Николаевна

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnoe_zanyatie_s_rebyonkom_s_ovz_0.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционное индивидуальное  занятие

с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья

(Ребёнок 4,5 года:  ДЦП атонико-астатической формы – выраженное нарушение двигательной функции, лёгкая умственная отсталость, общее недоразвитие речи 1 уровня,

сходящееся содружественное  косоглазие.)

Тема:  Животные.

Цели:  развитие импрессивной и активной экспрессивной речи;

активизация словаря по теме «Животные»;

актуализация обобщающего понятия «животные»;

формирование представлений о разделении животных на диких и домашних;

развитие артикуляционной моторики, мимики;

развитие физиологического и речевого дыхания, силы голоса;

развитие произносительной стороны речи: позвукового, послогового отражённого

произношения слов, звукоподражаний;

развитие прослеживающей функции глаз, снятие зрительной усталости;

развитие моторной функции рук в процессе пальчиковой гимнастики, действия

с предметами;

развитие зрительного, слухового, тактильного восприятия, памяти, мышления;

воспитание интереса к собственной речи, познавательной деятельности, мотивации

к обучению.

Ход занятия:

1. Логопед и ребёнок здороваются.  

 «Кошка на коврике» - проводится пассивно-активное упражнение на развитие ручной моторики с использованием массажного коврика и речевой инструкции. Ребёнок по показу логопеда имитирует движения кошки:

Кулачок, ладошка, я иду, как кошка.        ( Повторить несколько раз.)

Кулачок, ладошка, я бегу, как кошка.       ( Повторить несколько раз.)

У нашей кошки лапки-царапки.                ( Поцарапать коврик.)

Мимическая и артикуляционная гимнастика с элементами лицевого массажа.

По показу логопеда ребёнок подражает кошке: кошка зевает, облизывается, показывает и прячет язык, жмурится, закрывает и открывает глаза. 

Логопед, накладывая большие пальцы рук на веки, на щёки ребёнка, производит круговые движения, приговаривая:

- Нарисуем мы очочки, а потом погладим щёчки.        ( Повторить несколько раз.)

2. «Говорящая книга». Логопед открывает перед ребёнком электронную игрушку «Говорящая книга», поясняет, что «в ней живут» разные животные, и просит найти среди них кота. Затем ребёнку предлагаются следующие задания:

Покажи кота. Покажи, как кот мяукает (громко, тихо). Нажми на кнопку рядом с картинкой. Послушай и повтори слово.

Покажи пчелу. Нажми на кнопку рядом с картинкой. Послушай и повтори за мной: «З-з-з-з». Покажи, как пчела поёт тихо (громко).

3. «Бабочка и цветы». 1. Логопед просит ребёнка закрыть и открыть глаза  (ребёнок может помочь себе руками).  Когда ребенок закрывает глаза, логопед кладёт перед ним цветок. Упражнение повторяется 10 раз. 

Педагог предлагает рассмотреть цветы на поляне и говорит, что на поляну прилетела бабочка. (Используется бабочка-игрушка на палочке.)  Логопед выполняет действия с бабочкой, а ребёнок наблюдает, как бабочка перелетает с цветка на цветок (влево – вправо по 4 раза), взлетает и опускается (по 4 раза), летает в воздухе по вогнутой, выгнутой линии, по восьмёрке, как по волнам (по 4 раза), садится ребёнку на нос и улетает от него. 

2. Ребёнок выполняет упражнение с бабочкой по заданию логопеда:

Посади бабочку на красный  (жёлтый, синий,...) цветок.  Покажи, как бабочка летает над цветком, садится на ладошку, улетает, т.д.

4. «Позовем животных».  Логопед предлагает вспомнить, какие животные живут в «Говорящей книге», дает ребенку дудочку и предлагает позвать их. ( Отрабатывается сила и продолжительность диафрагмального выдоха.)  На каждый громкий продолжительный звук музыкальной игрушки по очереди появляются животные: кот, собака, конь, утка, петух. Ребёнок по подражанию манипулирует игрушкой, выполняя голосовые и артикуляционные упражнения:

Кот мяукает: « Мя-а-а-у-у !»  Кот ходит  (топ-топ-топ), умывается  (облизывание

губ),  пьет молоко (имитация лакания: движения языка вверх – вниз ).

Собака лает: « Га-а-в-в!»        Собака держит в зубах косточку (удерживание в зубах

трубочки для коктейля, губы в улыбке).

Конь цокает копытами (цокание языком) и кричит: « И-и-го-го!»

Утка, петух поймали червячка (удержание трубочки губами).

5. «Найди папу».  Логопед обращает внимание ребёнка на то, что у детей есть родители

(папы и мамы), и спрашивает ребёнка, есть ли у животных (кота, собаки, коня, утки, петуха)  детки. Ребёнок должен ответить, используя любые речевые средства (слово, жест, мимику).

Педагог предлагает подуть в дудочку и позвать детёнышей животных. После того, как они появляются, ребёнок должен помочь им найти своих родителей.

6. «Кто где живет?»   Логопед строит из конструктора  забор с домом, а из бумажных ёлочек делает лес и предлагает подуть ещё раз в дудочку. Перед ребёнком появляются игрушки (ёжик и медвежонок). Логопед говорит, что ёжик и медвежонок тоже ищут своих родителей, и предлагает подумать, где живут животные, которые пришли к нам в гости (кот, собака, конь, утка, петух, детёныши этих животных; ёжик, медвежонок).

С помощью педагога ребенок «расселяет» животных по «домам».

Пояснения логопеда:  Коты живут в доме, они домашние животные. У них есть хозяин, он их кормит. Утки, петухи гуляют во дворе, они домашние. Хозяин их кормит. Кони

ходят во дворе, они домашние животные. У них есть хозяин, он кормит их травой. Ежик живёт в лесу. Он боится людей, собаку, кота, коня и прячется в нору. Он дикое животное. Медвежонок ищет своих родителей (медведя и медведицу). Медвежонок вырастет и станет медведем.  Медведя все боятся. Медведь живет в лесу, он дикое животное. Собака охраняет дом. Это домашнее животное.

7. Итог занятия.  Логопед просит ребёнка показать домашних, а затем диких животных, хвалит за хорошую работу на занятии.

Педагог и ребёнок прощаются. 

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа коррекционно-развивающей работы с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья

примерное содержание программы коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ САВИНОВА АЛЕКСАНДРА ( Срок реализации программы 2 года )

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯСАВИНОВА АЛЕКСАНДРА ( Срок реализации программы 2 года )...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (образец)...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ САВИНОВА АЛЕКСАНДРА ( Срок реализации программы 2 года )

1.1Пояснительная записка     Рабочая программа составлена для организации коррекционно-развивающей деятельности  учителя-логопеда с ребенком 4– летнего возраста, имеющег...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В программе по коррекции ринолалии открытой мы попытаемся отразить основные этапы коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими ринолалией в послеоперационный период, опираясь на резул...

Применение технологий интерактивного комплекса с коррекционно-логопедической направленностью «MAG-02» и интерактивного педагогического портала Мерсибо в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В статье рассмотрен опыт применения домашних заданий на платформе интерактивного педагогического портала Мерсибо для детей с ОВЗ, находящихся на дистанционномс обучении....