25.03.2023 г. Игра- как средство социально- коммуникативного развития детей с ограниченными возможностями здоровья
консультация (подготовительная группа)

Веккер Светлана Федоровна
Игра- это одно из ведущих средств всестороннего развития личности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx_1.docx18.61 КБ

Предварительный просмотр:

Игра – как средство социально-коммуникативного развития детей  с ограниченными возможностями здоровья

 «Игра — это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка вливается живительный

поток представлений, понятий об окружающем мире».

Сухомлинский В. А.

 

Игра - это одно из ведущих средств всестороннего восприятия и развития личности ребенка. Игры с детьми должны быть одним из ведущих методов воспитания, особенно в семье. Серьезные и веселые, шумные и тихие, математические и литературные, спортивные и музыкальные – самые разнообразные, они удовлетворяют потребность детей в творчестве, движении, развивают их кругозор, пытливость, учат быть сдержанными, внимательными, ловкими, меткими, смелыми, взаимодействовать с коллективом, уступать товарищам.

 Ребенок с ОВЗ отличается определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности. Данное состояние бывает хроническим или временным, частичным или общим. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах, о детях которые не могут исполнять те или иные функции или обязанности. Естественно, физические ограничения накладывают значительный отпечаток на психологию. Обычно такие дети стремятся к изоляции, отличаются заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и неуверенностью в своих силах.

 Наиболее успешной формой воздействия на ребенка с ОВЗ являются организованные игровые занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. Для того, чтобы дети с ограниченными возможностями почувствовали себя полноценными членами общества и не ощущали ограничений в будущем, необходимо создать все условия для их гармоничного и полноценного развития.

Учитывая специфику развития детей с ОВЗ, важно подумать об образовательном пространстве для них, где они могли бы расти, развиваться и самосовершенствоваться с учетом своих особенностей, становиться личностями, ведь становление человека как личности происходит постепенно, а основы закладываются в детстве.

Игра это один из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков детей. Через игру ребенок получает положительные эмоциональные впечатления. Чем полнее и разнообразнее игровая деятельность, тем успешнее идет развитие всех психических процессов, игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует воспитатель, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. В игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей с ОВЗ, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен. Такому ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся ребенку. Игровая деятельность позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию. Таким образом, особая роль игр в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.

Большое внимание должно быть уделено психолого-педагогической поддержке таких детей. Необходимо создать условия для гармоничного развития, так как от взаимодействия ребенка с воспитателем зависит успех его обучения и психическое состояние, а также формировании умений и навыков для его дальнейшей жизни.

Чувственное познание у детей с ОВЗ, без специального коррекционного воздействия, развивается, медленно. Оно не достигает того уровня, когда может стать основой деятельности. Выполняя то, или иное задание, ребенок не может ориентироваться в его условиях, не знает, на какие свойства и отношения предметов нужно опереться, а потому не в состоянии достичь положительного результата. Развитию восприятия и представлений препятствует то, что такие дети не овладевают поисковыми способами ориентировки, они действуют либо хаотически, совсем не учитывая свойств предметов, пытаясь достигнуть результата силой, либо привычным, усвоенным в обучении способом, который они относят только к данной, знакомой игрушке или привычной бытовой ситуации, и не переносят знания на новую игрушку и даже на сходную ситуацию.

У детей необходимо развивать умение соотносить предметы с определенным местом в пространстве, а также составлять часть с целым. Учить таким действиям, как разъединения и соединения, выкладывания и вкладывания. Учить выполнять задания вместе со взрослым. Расширять чувственный опыт при действии с предметами разной формы. Учить простейшим видам соотнесений, в частности части с целым предметом, учить действиям раскладывания и складывания предметов. Учить выполнять ряд последовательных действий, используя принцип заложенный в конструкции самой игрушки.

Основная задача воспитателя состоит в том, чтобы сформировать у детей поисковые способы ориентировки при выполнении задания, а на этой основе создать интерес к свойствам и отношениям предметов, к их использованию в деятельности и таким образом подвести детей к подлинной зрительной ориентировке.

В этой связи одной из актуальных проблем становится поиск путей качественной индивидуализации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их образовательными потребностями.

Прежде всего для более полноценного развития ребенок должен обладать определенными умениями и навыками. Наиболее важными для детей с нарушениями интеллекта являются навыки самообслуживания. Формирование навыков самообслуживания решает задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного восприятия, развитии речи, тонкой моторики и зрительно - моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.

Навыки самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его социализации, как фактор успешной социальной адаптации детей.

 Здесь немаловажная роль отводится воспитателю, его умению ладить с детьми, создавать атмосферу доброжелательности, доверия, чтобы каждый ребенок мог раскрыть свои возможности. При работе с детьми следует учитывать их специфичность и неординарность. Поэтому необходимы такие методические приемы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка. Дети с ОВЗ пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Воспитателю необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности.

Таким образом, можно говорить, что для каждого ребенка необходимо организовывать образовательное пространство, оказывать педагогическую поддержку с учетом особенностей здоровья. Но каждому ребенку при этом важна психологическая поддержка, направленность деятельности на личностное развитие. Успех психолого-педагогической деятельности с детьми с ОВЗ зависит от мастерства воспитателя, целей и задач, которые он ставит перед собой. Итогами такой работы может выступать обогащение эмоционального опыта детей с ОВЗ, нивелирование или частичное устранение недостатков в их личностном развитии.

 

 

       Список литературы:

  1. Алёшина А. В. Педагогическая поддержка социализации детей с ограниченными возможностями здоровья / А. В. Алёшина, О. А. Поворознюк // Молодой учёный. 2016. № 9. С. 1063-1066.
  2. Дементьева Н. Ф. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. М.: Академкнига, 2005. 247 с.
  3. Егорова Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями. Балашов: Николаев, 2002. 80 с.
  4. Лебединский В. В. Нарушение психического развития. М.: Педагогика. 2004. 306 с.
  5. Маллер А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. М.: Издательский центр «Академии», 2010. 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект социально-коммуникативного развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья «Семья».

В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание. Реализация  данного проекта способствует гармонизации детско...

СОЦИАЛЬНО- КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СВЕТЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Отклонения в развитии ребёнка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Грубо нарушается связь ребёнка с социумом, культурой,  как источником...

Проект социально-коммуникативного развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья «Семья».

Проект социально - коммуникативного развития для детей с нарушением интеллекта дошкольного возраста...

"Социально - коммуникативное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья.(детей с нарушением зрения" Проект "Вместе весело шагать"

Цели-:Повысить качество социально - коммуникативного развития детей с ограниченными возможностями здоровья.- Развить целостные и системные представления о социальных нормах и правилах поведения в обще...

Коммуникативные танцы - игры как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.

В статье описывается значимость коммуникативных танцев-игр в работе с детьми дошкольного возраста, направления, компоненты коммуникативных танцев-игр при построении танцевальных композиций.  В пр...

Консультация "Возможности авторской технологии В.В.Воскобовича в реализации социально – коммуникативного развития детей с ограниченными возможностями здоровья"

В данной статье раскрываются широкие возможности игровых технологий В.В.Воскобовича для развития фонематического слуха, коррекции звукопроизношения, развития связной речи, грамматического строя речи у...