«Монтессори-педагогика в психолого-педагогическом сопровождении детей с особыми образовательными способностями»
статья по теме

Харченко Марина Александровна

         Современное общество признает уникальность каждой личности и право индивидуума на сохранение и развитие своей уникальности. Новые идеи все решительнее влияют на формирование отношения общества к людям, которых раньше называли и считали инвалидами, и, которые в новой системе ценностей рассматриваются как люди с особенностями развития, в том числе это относится т к умственно отсталым людям. Все и вся в системе стимулирует ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию потенциала, заложенного в нем. Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам. В своих педагогических действиях мы идем не от программы, а от ситуации. Помощь в решении той или иной возникшей трудности оказывается лишь в тот момент, когда эта помощь действительно необходима, в случае, если ребенок или родитель не может самостоятельно найти выход из затруднительного положения. Возникающие во взаимодействии конфликты, проблемы не оцениваются, а фиксируются и воспринимаются нами как своего рода учебные ситуации, которые предоставляют детям и родителям возможность самим решить возникшую проблему, попробовать поискать пути преодоления противоречия.   Мария Монтессори считала, что ребенок  учится, прежде всего, играя с предметами. Игры Монтессори – это не обязательно  какие-то специальные игрушки. Предметом  игры может стать любая вещь: тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа, вода и т.д. Но есть и специальные классические Монтессори-материал – знаменитая Розовая башня, Коричневая лестница, формочки-вкладыши т.д.

    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_montessori_yagu.doc199 КБ

Предварительный просмотр:

 ГБУ РС (Я) Республиканский реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными      возможностями слуха и речи  «СУВАГ».

Учитель-дефектолог:

Харченко Марина Александровна                                                                   

 «Путь усиления слабых такой же,
как путь совершенствования сильных»
М. Монтессори

         Современное общество признает уникальность каждой личности и право индивидуума на сохранение и развитие своей уникальности. Новые идеи все решительнее влияют на формирование отношения общества к людям, которых раньше называли и считали инвалидами, и, которые в новой системе ценностей рассматриваются как люди с особенностями развития, в том числе это относится т к умственно отсталым людям

          Наш опыт интеграции показал, что программы, опирающиеся на образовательные концепции М. Монтессори,  ситуативно-ориентированную педагогическую модель, наиболее подготовлены к принятию «особенных» детей, поскольку ориентированы на раскрытие потенциальных возможностей любого ребенка. Не случайно, когда нами была проведена «ревизия» существующих программ на предмет их готовности к принятию детей с тяжелыми нарушениями в развитии, оказалось, что программы Монтессори  почти не нуждались в коррекции (за исключением адаптации некоторых развивающих материалов), так как она –  одна из самых востребованных методик  развития ребенка, в которой совмещено, казалось бы, несовместимое: свобода  и дисциплина, увлекательная игра и серьезная работа.

         Система основана на следующих положениях:

      - Ребенок активный. Роль взрослого непосредственно в акции обучения вторична. Он помощник, а не наставник.

     - Ребенок сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий.

    -  Дети учат детей. Поскольку в подгруппах занимаются дети разного возраста, старшие дети «становятся» учителями, при этом учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими.

     -   Дети принимают  самостоятельные решения.

     - Занятия проходят в специально подготовленной среде.

     -  Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.

     -     Полноценное саморазвитие, как следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах.

     -     Ребенок становится самим собой, когда мы следуем указаниям природы, а не идем против них.

     -    Уважение к детям — отсутствие запретов, критики и указаний.

        Таким образом, все и вся в системе стимулирует ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию потенциала, заложенного в нем. Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам

        Задача педагога -  помочь организовать ему свою деятельность для освоения собственного уникального пути, чтобы реализовать свой потенциал. Взрослый предлагает ровно столько помощи, сколько нужно ребенку для того чтобы вызвать заинтересованность.

 Графически  систему можно представить так, как представлено на рисунке:

Итак, основные составляющие системы позволяющей реализовать индивидуальный путь развития ребенка:

 -  взрослые,

 -  развивающая среда,

 -  дидактический материал.

       Основная  задача взрослого по отношению к  ребенку с особенностями в развитии  непосредственно в процессе занятий  – не мешать ему осваивать  окружающий мир, не передавать свои знания, а помогать  собирать, анализировать и систематизировать свои собственные. Взрослый наблюдает за действиями ребенка, определяет его склонности и предоставляет ребенку более простые или более сложные задания с выбранным дидактическим материалом.
   Без внимания не оставляется даже положение в пространстве. Чтобы быть на одном уровне с ребенком, взрослый должен сидеть на корточках или на корточках или на полу – достижение «встречи взглядов».

       Сначала  педагог внимательно наблюдает  за каждым ребенком, какой тот выбирает себе материал. Если малыш обратился выбранному пособию в первый раз, то взрослый старается заинтересовать им ребенка. Он показывает малышу, как правильно справиться с заданием. При этом взрослый не многословен и  говорит только по делу. Далее ребенок уже играет самостоятельно, но не только так, как ему показали, а методом проб и ошибок придумывает новые способы использования материала. В ходе такой творческой активности и совершается великое открытие! В этом случае самое главное, чтобы взрослый сумел предоставить ребенку возможность творить самому! Ведь даже маленькое замечание может сбить ребенка с толку, не дать ему сделать шаг в нужном направлении. 

         Отметим «особую» позицию педагога в пространстве Монтессори. На первый взгляд, его роль очень скромна, незаметна. На самом деле Монтессори-педагог очень активен, его активность проявляется в наблюдении за свободной работой детей в Монтессори-среде и способах взаимодействия родителя с ребенком. Данные наблюдения фиксируются им в Дневнике педагога, а после занятия интерпретируются. Записи, сделанные по каждому ребенку, помогают скорректировать педагогические предложения (индивидуальные и групповые уроки-презентации), подготовить и внести в среду необходимые развивающие материалы, которые отвечали бы актуальным интересам участников группы. Регулярное ведение Дневника позволяет увидеть тенденции в развитии детей и группы в течение года, собрать информацию для индивидуальных бесед с родителями во время консультаций и консилиумов.

         В своих педагогических действиях мы идем не от программы, а от ситуации. Помощь в решении той или иной возникшей трудности оказывается лишь в тот момент, когда эта помощь действительно необходима, в случае, если ребенок или родитель не может самостоятельно найти выход из затруднительного положения. Возникающие во взаимодействии конфликты, проблемы не оцениваются, а фиксируются и воспринимаются нами как своего рода учебные ситуации, которые предоставляют детям и родителям возможность самим решить возникшую проблему, попробовать поискать пути преодоления противоречия.

         На I этапе реабилитации  нами также  была тщательно проанализирована существующая развивающая среда на наличие адаптированных для занятий с «особенными» детьми Монтессори-материалов. Последующая корректировка была очень важна, чтобы насытить среду недостающими дидактическими материалами, удобными в применении (например, детьми с ДЦП, с нарушениями зрения) и доступными, пошагово продуманными пособиями, позволяющими детям с физическими и психическими патологиями познавать мир от простого к сложному.

         Немаловажным являлось и удобное расположение мебели и развивающих игр в помещении. Правильность их расстановки позволяла не допускать случаи, ограничивающие самостоятельные движения ребенка, избегать травматизма детей с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, детским аутизмом. Непродуманность в данном вопросе могла спровоцировать конфликт в группе и вызвать негативное отношение к ребенку, невольно нарушившему порядок (например, сломавшему чью-либо постройку из конструктора).    

           Развивающая среда — важнейший элемент педагогики Монтессори. Без нее она не может функционировать как система. Подготовленная среда дает ребенку возможность шаг за шагом развиваться без опеки взрослого и становиться независимым.

    В связи с этим среда должна соответствовать потребностям ребенка. Как отмечала сама Мария Монтессори не следует ускорять процесс развития детей, но важно и не упустить нужный момент, дабы ребенок не утратил интерес к «упущенному» занятию.
       
Среда имеет точную логику построения. Следует  отметить, что в специально подготовленной среде абсолютно все является учебным пособием. Среда разделена на 5 зон:

  1. Зона упражнений в повседневной жизни — материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами, т.е. то, что нужно в повседневной жизни
  2. Зона сенсорного воспитания — предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств, изучения величин, размеров, форм и т.п.
  3. Математическая зона — для понимания порядкового счета, цифр, состава чисел, сложения, вычитания, умножения, деления.
  4. Зона русского языка — для расширения словарного запаса, знакомства с буквами,  фонетикой, понимания составления слов и их написания.
  5. Зона космоса — для знакомства с окружающим миром и значением роли человека в нем, для усвоения основ ботаники, зоологии, анатомии, географии, физики, астрономии.

         Мария Монтессори считала, что ребенок  учится, прежде всего, играя с предметами. Игры Монтессори – это не обязательно  какие-то специальные игрушки. Предметом  игры может стать любая вещь: тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа, вода и т.д. Но есть и специальные классические Монтессори-материал – знаменитая Розовая башня, Коричневая лестница, формочки-вкладыши т.д.

          Любое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели - прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребенка (расстегивание и застегивание пуговиц, нахождение одинаково звучащих цилиндров и т.д.), а вторая нацелена на перспективу (развитие самостоятельности, координации движений, утончение слуха и т.д.).

          Чтобы минимизировать вмешательство взрослых в процесс развития ребенка, Монтессори-материал  выполнены так, что ребенок может сам увидеть свою ошибку и устранить  её, следуя логике и порядку выбранного материала. Таким образом, ребенок  учится не только устранять, но и предупреждать ошибки. Помимо  сказанного, сама обстановка и доступность  абсолютно всех пособий побуждает  детей искать ключ к окружающему  миру.

          Соблюдение 5 этапов при работе с материалом:

          - выбор материала

          - подготовка материала и рабочего места

          - выполнение действий

          - контроль ошибок

          - завершение работы, расположение материала на исходное место.

          Самостоятельная работа с развивающими игрушками позволяет ребенку  реализовать собственный образовательный интерес и получить первый социальный опыт в общении с другими детьми и взрослыми. Каждому ребенку предоставляется возможность делать то, что он хочет, но при этом он не должен ограничивать деятельность других детей.

          Если в Монтессори-среде находится группа детей из 2-3  человек, все дети - члены группы не связаны между собой ни правилами, ни условиями выполнения деятельности и контроля. Каждый ребенок должен добиться результатов ценой собственных усилий, собственных средств и возможностей.

              Включение детей с особенностями в развитии в занятия в Монтессори-среде проходило постепенно, по мере их адаптации. Вначале ребенок занимался на индивидуальных занятиях в присутствии мамы. Затем в  подгруппу, состоящую из 2-3  детей, мы могли включить детей с разного рода нарушениями (умственной отсталостью, синдромом Дауна, РДА). Такой количественный и качественный состав участников нашей подгруппы  оказался оптимальным для процесса их социализации и раскрытия собственных резервов. В одной из своих лекций, прочитанных в Московском Монтессори-Центре, проф. Т.Хелльбрюгге отмечал: «Нельзя в одном месте собираться детям с одним заболеванием, иначе они растеряют остатки здоровья».

          Внепрограммность Монтессори-занятий позволяет каждому ребенку двигаться по индивидуальному образовательному «маршруту». Это становится возможным в условиях предоставляемой ребенку свободы выбора вида и темпа деятельности, места занятия, способа деятельности, партнера (или его отсутствие). Развивающая среда включает то, что интересно и доступно ребенку в этом возрасте, множество дидактических игрушек для развития органов чувств, речи, математических представлений, навыков самостоятельности. При желании ребенок может погрузиться в художественную деятельность, освоить способы работы с различными материалами. В данной среде педагог не руководит действиями ребенка, а лишь помогает, советует, участвует с ним на равных в совместной деятельности.

           Дети, у которых нет отклонений в поведении, быстро включаются в работу интегрированной группы. Расторможенные, привлекающие своим поведением внимание (в основном, это дети с ранним детским аутизмом), также вначале занимаются индивидуально с педагогами, потом включаются в малую группу. Данный курс Монтессори-терапии прошли два мальчика с детским аутизмом, Вова Б.. и Влад Ч.. Через 6 месяцев подобных занятий (вначале индивидуальных, затем в малой группе, состоящей из 2 детей с РДА,  педагога, 2 мам), они легко вошли в интегрированную группу и были успешны в глазах других детей и взрослых

          Обязательным условием формирования Монтессори-группы является разновозрастность участников программы (например, в одной группе занимаются дети 1,6-3 лет, 3-6лет). Поскольку в этом возрасте подражание является формой усвоения и расширения способов деятельности и поведения, то нахождение ребенка в разновозрастной группе позволяет:

прожить разные социальные роли:

         - от младшего – подражающего до старшего – помогающего

         -  познать границы своих возможностей.

         - осуществить переход из зоны актуального в зону ближайшего развития.

        -  почувствовать себя успешным.

          Примером позитивного влияния подражания на развитие ребенка является случай с  Валерией Т. (6 лет). Первое время, приходя на занятия, Лера  почти не говорила, отдельные произносимые звуки были понятны только ее маме. Но постепенно, включаясь в деятельность разновозрастной группы, у ребенка стали появляться короткие слова, которые были понятны всем. В конце учебного года девочка заговорила связными короткими предложениями. Данный результат мама Леры  и педагоги связывают исключительно с включением ребенка в среду нормально говорящих детей, подражая которым он получал импульсы для своего развития.

          Совместное воспитание детей с разными ресурсными возможностями дает каждому шанс не только раскрыть собственный потенциал развития, но и является эффективным тренингом взаимодействия, позволяющим с раннего детства овладевать искусством быть вместе.

            Анализ результативности работы с детьми с особенностями в развитии в Монтессори-среде показал, что у наших детей, отмечаются успехи в продвижении. Значительно улучшается психический статус, дети становятся социально адаптированными к окружающей среде, быстрее овладевают навыками самообслуживания, значительно снизились отклонения в сенсорной, моторной и интеллектуальной сферах и речевом развитии, у детей  сформировался достаточный  уровень физического развития. 

                                                       2009 год      2010 год         2011 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа индивидуального сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, как части адаптированной образовательной программы.

Программа раскрывает общие стратегии деятельности педагога-психолога в ДОУ по психологическому сопровождению детей с недоразвитием познавательной сферы в рамках  деятельности Консилиума образоват...

Психолого педагогические аспекты сопровождения детей с ЗПР

В статье рассматривается актуальность проблемы организации обучения детей с ЗПР в условиях общеобразовательных учреждений. Затрагиваются основные вопросы организации психолого-педагогического сопровож...

Официальный сайт как условие психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями и их семей в условиях многофункционального центра

В системе дошкольного образования накоплен достаточно большой опыт по организации взаимодействия детского сада и семьи. Современные родители, прежде всего, требуют к себе уважения, они грамотны, инфор...

Сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в дошкольной образовательной организации

Содержание работы с дошкольниками с ОВЗ в условиях группы компенсирующей направленности...