Главные вкладки

    Статья на тему:
    ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ

    Савинкина Елена Петровна

    работа с родителями

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ

    Татарникова Н.Н., Савинкина Е.П.

    МБДОУ «ДСОВ № 76», г.Братск

    Создание положительных психолого-педагогических условий в период адаптации – это первое и, пожалуй, одно из самых важнейших направлений работы педагога-психолога в дошкольном учреждении. От того как ребенок «проживет» эти первые дни в детском саду, как его встретят в его первом социальном коллективе во многом зависит не только его отношение к детскому саду, а иногда и даже его будущее развитие.

    В нашем дошкольном учреждении работа по созданию таких условий для детей раннего и дошкольного возраста  начинается  до того как ребенок пойдет в детский сад.

    Основная цель  занятий в Клубе «Кроха» – помощь детям  в  адаптации  к  условиям  дошкольного  образовательного  учреждения, раннее развитие детей, не посещающих детский сад, выстраивание партнерских отношений с родителями микрорайона.  В основу работы положена  программа «Кроха» ― пособие  по  воспитанию, обучению и развитию  детей  до  трех  лет (авторы Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочеткова).

    В ходе комплексного  развития  детей в Клубе «Кроха» решаются такие важные  задачи, как:

    1.Преодоление  стрессовых  состояний  у  детей  раннего  возраста  в  период  адаптации  к  детскому  саду;

    2.Формирование  активной  позиции  родителей  по  отношению  к  процессу  адаптации  детей.

    3.Снятие  эмоционального  и  мышечного  напряжения;

    4.Развитие  навыков  взаимодействия  детей  друг  с  другом и другие.

    С учетом психофизических особенностей детей раннего возраста количество времени пребывания в группе определили 2 раза в неделю по 1,5-2 часа после дневного сна. Обязательным условием является присутствие на занятиях и ребенка и одного из родителей (мамы, папы или бабушки, дедушки).

    Режим пребывания в Клубе в течении занятия – гибкий, родитель ребенка  может сам (или по рекомендации руководителя Клуба) по самочувствию малыша прекратить занятие раньше. Особенно впервые дни для малышей много впечатлений – мы постепенно увеличиваем время пребывания и нагрузку в физкультурном зале.

    В своей работе мы используем разнообразные наглядные материалы и пособия для разностороннего развития детей :

    • Для познавательно-речевого развития детей,
    • Для физического развития детей,
    • Для художественно – эстетического развития детей,
    • Для социально – личностного развития детей.  

    Большинство детей посещающих занятия в Клубе «Кроха» стали нашими постоянными воспитанниками, а их родители нашими большими друзьями. В дальнейшем наблюдая за адаптацией наших детей в условиях ДОУ, мы видим, что она проходит легко, ведь дети уже успели полюбить детский сад.

    Но не только дети раннего возраста нуждаются в создании условий по адаптации, как показывает практика, из-за существующей очередности дети впервые попадают в детский сад в возрасте от 4 до 6 лет. Многим из них еще труднее адаптироваться в условиях ДОУ, чем малышам.

    Разработанная нами программа поэтапного социального и личностного развития ребенка-дошкольника, его движение по пути познания и самопознания направлена помочь ребенку дошкольнику адаптироваться в коллективе сверстников. Основа построения работы по программе это её ориентация на природную любознательность дошкольника, в том числе на его интерес к себе, восприятие ребенка сверстниками и взрослыми, поиск своего места в системе социальных отношений, окружающем мире, что способствует

    Свою работу мы ведем в следующих направлениях: «Я среди других», «Что Я могу?», «Я и другие». В первом разделе программы: «Я среди других» решается задача познания ребенком себя через отношения с окружающими. Дошкольнику важно понять, насколько он похож на тех, кто его окружает, в чем проявляется это сходство и хорошо ли быть похожим на них. Однако, вступая в игры со сверстниками, общаясь со взрослыми, дошкольник делает для себя новое открытие: он не такой, как все. Эти различия он видит не только в половой принадлежности, но и в особенностях своей внешности, отношении к окружающему миру. Надежным союзником в этом непростом деле - постижении себя - должен стать для ребенка взрослый.

    Во втором разделе: «Что Я могу?» представлены игры, занятия и тренинговые упражнения, которые помогут ребенку познать внутренний мир чувств и состояний, научиться анализировать их и управлять ими.

    В третьем разделе: «Я и другие» совместная деятельность педагога и детей направлена на поиск ребенком своего места в обществе сверстников, выделение своего «Я», противопоставление себя другим, занятие активной позиции в разнообразных социальных отношениях, где его «Я» выступает наравне с другими.

    Организация занятий по данному направлению иметь как самостоятельный, так и «включенный» характер.

    Для детей средней группы рекомендуется проводить игры и упражнения, включая их в другие виды занятий по курсам: «синтез искусств», «окружающий мир», а также раз в месяц проводить итоговую игру-занятие. Его целью является выявление результативности формирования у детей опыта самопознания, уровня самоотношения; возможна коррекция личностных затруднений дошкольников.

    В старшем дошкольном возрасте проводится одно занятие в неделю, наряду с играми и игровыми упражнениями, беседами с детьми на темы, связанные личностными и нравственными переживаниями. Тренинговые упражнения организуются регулярно с целью снятия тревожности, страхов детей, преодоления ими неуверенности в общении со сверстниками, взрослыми.

    В отличие от традиционных учебных занятий наши встречи с детьми проводятся в свободной форме: дети могут свободно перемещаться по комнате, занимать удобное положение на ковре, на стульях. Учитывая, что занятия строятся на использовании разнообразных игр, релаксационных упражнений, практически исключается умственная перегрузка.

    Часть материала мы используем в процессе самостоятельной деятельности детей, что не означает организации дополнительных занятий. В ходе игр и деятельности по собственному выбору воспитатель корректно управляет ею, не нарушая ее задуманного хода. И в то же время умело пользуется ситуациями, в которых фиксирует внимание детей на их чувствах и поступках, отношении к окружающему предметному и социальному миру. Часть занятий, к примеру, блока «Мир чувств, мир эмоций», по усмотрению педагога, может быть организована в форме вечеров развлечений, а также включена в другие занятия по дошкольной подготовке.

    В результате работы дети знают:

    • что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции);
    • что родители есть не только у людей, но и у животных и растений;
    • название эмоциональных состояний человека;

    • собственные возможности и характерные особенности;

    • способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого;

    • что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, какие существуют возможные решения конфликтов.

     Дети могут:

    • понимать друг друга, осознать собственную ценность и ценность других людей;

    • проявлять уверенность в отношениях со сверстниками и взрослыми;

    • видеть друг в друге сходные черты и различия;

    • проявлять эмпатию и толерантность;

    • описывать свое настроение, понимать настроение других;

    • осознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам;

    • выражать свои чувства и понимать чувства другого;

    • пользоваться терминами, обозначающими различные эмоциональные состояния человека;

    • делиться своими переживаниями, сокровенными чувствами, впечатлениями;

    • анализировать и оценивать конфликтные ситуации, правильно реагировать на них;

    • находить конструктивное решение конфликта.

    Практика показывает, что достижение коррекционного эффекта в результате специальных занятий с ребенком в детском саду, само по себе не гарантирует переноса позитивных изменений в повседневную жизнь малыша, облегчения процесса адаптации. Требуется вовлечение в эту деятельность всех участников образовательного процесса, но именно педагог-психолог может стать тем «ангелом-хранителем», который может и должен осуществить эту миссию в развитии ребенка!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности педагогического сопровождения детей в период адаптации к условиям детского сада, программа, условия и правила его организации

    В работе описаны особенности педагогического сопровождения детей в период адаптации к условиям детского сада, программа, условия и правила его организации....

    Рабочая программа сопровождения детей в период адаптации к ДОУ

    В программе отраженны организация  и реализация работы педагога-психолога в период адаптации детей к детсому саду...

    Программа психолого - педагогического сопровождения детей в период адаптации к ДОУ " В детский сад без слёз"

    Педагогическая деятельность с малышами в период адаптации к дошкольному учреждению....

    «Современные технологии психолого-педагогического сопровождения ребенка в период адаптации к ДОУ»

    В документе представлен материал по сопровождению детей младшего дошкольного возраста в период адаптации к ДОУ....

    Комплексное психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение ребёнка в период адаптации к детскому саду.

    Материал представляет систему работы всего коллектива ДОУ по комплексному сопровождению ребёнка, поступившего в детский сад.  Адресован педагогам, психологам и всем специалистам, работающим в ДОУ...

    Программа педагога-психолога по сопровождению детей в период адаптации к ДОУ

                                                СодержаниеI Целевой раздел…&hell...