Главные вкладки

    Комплексное психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение ребёнка в период адаптации к детскому саду.
    методическая разработка по теме

    Туманова Наталья Михайловна

    Материал представляет систему работы всего коллектива ДОУ по комплексному сопровождению ребёнка, поступившего в детский сад.  Адресован педагогам, психологам и всем специалистам, работающим в ДОУ. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл soprovozhdenie_rebyonka_pri_adaptatsii.docx19.4 КБ

    Предварительный просмотр:

    Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение ребёнка в период адаптации.

    Психолого-педагогическое медико-социальное (ППМС) сопровождение индивидуального развития ребёнка в образовательном процессе – это система профессиональной деятельности различных специалистов по созданию условий принятия субъектом оптимальных решений для развития личности и успешного обучения в ситуациях педагогического взаимодействия.

    Сопровождение в образовательном процессе могут обеспечить воспитатель ДОУ, психолог, методист… Но более эффективное использование метода ППМС сопровождения развития ребёнка может быть осуществлено на базе специально созданной в образовательном учреждении службы ППМС-сопровождения.

    Анализ опыта служб сопровождения в школе позволяет вычленить основные направления деятельности службы на современном этапе.

    Это оказание помощи в решении проблем:

    • Формирования здорового образа жизни;
    • Личностных проблем развития ребёнка;
    • Выбора образовательного маршрута;
    • Преодоления затруднений в обучении.

    Каждое из этих направлений требует разработки с точки зрения анализа проблемы, а также программно-методического обеспечения и комплексного подхода специалистов службы. И в первую очередь специалисты рассматривают состояние здоровья ребёнка как исходную позицию в решении всех остальных проблем развития:

    • Создания условий для адекватного выбора ребёнком и родителями образовательного маршрута на всех этапах образовательного процесса (выборе ДОУ, поступлении в 1-ый класс, при переходе из 3-го класса и т.д.)
    • Оказания помощи родителям и ребёнку в выборе образовательного маршрута. Опираясь на индивидуальные особенности и состояние здоровья ребёнка;
    • Изменения образовательного маршрута в процессе сопровождения развития ребёнка в связи с возникшими проблемами, трудностями, состоянием здоровья;
    • Оказания помощи ребёнку, изменившему образовательный маршрут, в адаптации к новым условиям.

    Основная работа в данном направлении ведётся методом индивидуального сопровождения.

    Индивидуальное сопровождение развития ребёнка направлено на всестороннее развитие его задатков и способностей, а также созданию условий к их развитию.

    Задачу дифференцированного подхода к воспитанникам помогает решить всесторонняя диагностика, которая даёт возможность получать данные о характере и динамике психического развития, о личностных особенностях ребёнка, о состоянии его здоровья и социального благополучия.

    Поэтому первым этапом деятельности по сопровождению развития ребёнка является сбор информации о ребёнке. Это первичная диагностика соматического, психического, социального здоровья ребёнка. При этом используется широкий спектр различных методов: тестирование, анкетирование родителей и педагогов, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности ребёнка и документации образовательного учреждения.

    Второй этап – анализ полученной информации. На основе анализа определяется, сколько детей нуждаются в неотложной помощи, каким детям необходима психолого-педагогическая поддержка, кому необходима социальная помощь…

    Третий этап: совместная выработка рекомендаций для ребёнка, педагога, родителей, специалистов; составление плана комплексной помощи для каждого воспитанника.

    Четвёртый этап: консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребёнка.

    Пятый этап: решение проблем, то есть выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.

    Шестой этап: анализ выполненных рекомендаций каждым участником сопровождения (Что удалось? Что не получилось? Почему?)

    Седьмой этап: дальнейший анализ развития ребёнка. (Что мы делаем дальше?)

    Все этапы условны, т.к. у каждого ребёнка свои особенности и своя проблема, требующая в её решении индивидуальный подход.

    На основании представленных этапов метода индивидуального сопровождения предлагаем следующий алгоритм действий педагогов в процессе сопровождения ребёнка в период его адаптации к ДОУ:

    При приёме одного или группы новичков в группу раннего возраста воспитатель совместно с администрацией ДОУ составляет план поступления детей с таким расчётом, чтобы в каждую возрастную группу поступало не более 2-х детей в неделю.

    Психолог совместно с воспитателями проводит изучение особенностей развития каждого ребёнка для прогнозирования процесса адаптации и выработки рекомендаций родителям малыша.

    Диагностическая информация собирается методом бесед с родителями, анкетирования, изучения истории развития ребёнка.

    Выявленные особенности ребёнка и стиля семейного воспитания позволяют выбрать оптимальные индивидуальные рекомендации по подготовке ребёнка к поступлению в ДОУ.

    На первых консультациях планируются первые посещения ребёнком детского сада (от первого знакомства с воспитателем, группой, и первой совместной часовой прогулки до постепенного увеличения времени пребывания в группе на 2-3 часа, и впоследствии до полного времени пребывания)

    Приём ребёнка в детское учреждение осуществляет ст. медсестра, психолог и воспитатель, который собирает всю информацию о ребёнке и его особенностях.

    В первые дни и до момента полной адаптации педагог ведёт постоянные наблюдения за ребёнком, что отражается в «листе адаптации» (Приложение 2).

    Воспитатель совершенно по иному строит свои отношения с новичками: обязательно соблюдает принцип постепенности во всех режимных моментах – уменьшает дозировку обрушившейся на ребёнка новизны; увеличивает эмоционально-личностный и тактильный контакт с ребёнком; старается минимизировать негативные эмоциональные переживания ребёнка, которые ослабляют защитные функции организма; учитывает домашние привычки ребёнка; речь взрослого должна быть особенно спокойна и ласкова; не допускается в период адаптации перевод ребёнка в другую группу или учреждение, отменяется проведение всех закаливающих процедур.

    В первые дни пребывания ребёнка в коллективе воспитатель постоянно  держит его в поле зрения, поближе к себе, т.к. ребёнок переживает острую потребность в общении со взрослым, даже незнакомым. Взрослый обязан успокоить плачущего малыша, т.к. длительный плач ослабляет защитные силы организма и в период привыкания, безусловно, вреден.

    Воспитатель обязательно создаёт у ребёнка установку на дальнейшую деятельность перед самим действием: «Пойдём посмотрим как водичка течёт и помоем ручки».

    При возникновении сложностей и признаках дезадаптации воспитатель сразу сообщает ст. медсестре и психологу.

    Эффективность сопровождения представляется целесообразным определять не только по частным данным психологической, педагогической, медицинской диагностики, но и некоторым более общим показателям:

    • Удовлетворённость ребёнка и родителей пребыванием в учреждении;
    • Уверенность ребёнка (тенденция к формированию позитивной, адекватной Я-концепции);
    • Способность ребёнка к сотрудничеству с другими детьми и со взрослыми;
    • Успешность в овладении адекватными возрастному этапу и особенностям ребёнка видами деятельности.

    Необходимость анализа эффективности ППМС – сопровождения требует использования метода катамнеза (оценки актуальных характеристик ребёнка при переходе его в другое учреждение).

    Представляется целесообразным сбор катамнеза организовать через полгода после перевода ребёнка (с целью оценки характера его краткосрочной адаптации), а затем раз в год (с целью оценки долгосрочной адаптации и динамики развития).

    Задачи изучения катамнеза:

    1. Оценка характера и времени адаптации ребёнка к новым условиям обучения с выводом о степени его социальной адаптированности.
    2. Оценка уровня усвоения знаний в динамике для уточнения характера базовых знаний, данных ребёнку в учреждении.
    3. Оценка психического и соматического статуса ребёнка с выводом о результатах учебно-воспитательной, коррекционной и лечебной работы, проведённой с ним в учреждении, об эффективности той или иной тактики сопровождения.
    4. Обеспечение преемственности и последовательности работы с ребёнком (что ни в коем случае не умаляет важности подробного оформления психолого-педагогических характеристик и медицинских документов), т.к. происходит обмен дополнительной информацией между специалистами разных учреждений.

    Примерная схема сбора катамнеза:

    1. Фамилия, имя ребёнка.
    2. Возраст на момент сбора катамнеза.
    3. Соматический статус.
    4. Психический статус.
    5. Уровень усвоения знаний, приоритетные интересы к разным видам деятельности.
    6. Характер адаптации ребенка, по мнению специалистов учреждения, в которое он поступил.
    7. Характер адаптации ребенка, по мнению родителей.
    8. Увлечения.

    Основная информация поступает от специалистов, работающих с ребёнком. Прежде всего, педагога.  Функция сбора катамнеза может быть возложена на любого специалиста службы сопровождения педагогического профиля. При необходимости уточнения информации возможно привлечение представителя администрации.

    В процессе адаптации важным этапом является беседа с родителями. Следует помнить об этичном отношении к ним в процессе общения. Откажитесь от прямых вопросов о возможном обострении у ребёнка основного заболевания. Необходимо использовать дипломатичные вопросы:

    «Как себя чувствует ребёнок?», «Чем болел последнее время?», «Наблюдается ли у врачей и что они говорят?»

    Анализ катамнеза выпускников учреждения целесообразно проводить с участием всех специалистов службы сопровождения, например, в ходе педагогического совета. Система сопровождения ребёнка-дошкольника, опираясь на общую концепцию в практике работы каждого ДОУ, адаптируется и конкретизируется в   соответствии  с особенностями контингента детей и условий их воспитания.

    Основными показателями завершения процесса адаптации ребёнка к ДОУ являются:

    1. Общение ребёнка со взрослым;
    2. Хороший аппетит;
    3. Отсутствие боязни пространства;
    4. Ориентировочная активность;
    5. Сон;
    6. Эмоционально-положительный настрой;
    7. Речевая активность;
    8. Общение ребёнка со сверстниками.

    Лёгкая степень адаптации: 1→2→3→4→5→6→7→8.

    Средняя степень адаптации: 1→2→5→4→6→8→7→3.

    Тяжёлая степень адаптации: 1→5→2→4→6→7→8→3.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Как помочь ребёнку в период адаптации к детскому саду

    В статье расказываеться о том,как сделать переход от дома к детскому саду более лёгким....

    Ваш ребёнок и Вы в период адаптации к детскому саду

    Скоро Вам вместе с вашим малышом предстоит начать новую жизнь. Чтобы малыш вступил в неё радостным, общительным, повзрослевшим, предлагаю несколько рекомендаций....

    Консультация для родителей " Как помочь ребёнку в период адаптации к детскому саду"

    У каждой мамы задолго до  момента поступления в  детский сад возникает страх и неуверенность: как, такой домашний, единственный и любимый малыш останется без меня в незнакомой для него обста...

    Консультация для педагогов: "Как помочь ребёнку в период адаптации к детскому саду."

    Период адаптации ребёнка к детскому саду - это сложная жизненная ступенька для ребёнка, родителей и педагога....

    Организация психолого- педагогического сопровождения в период адаптации к детскому саду (ГМО педагогов-психологов)

    Адаптационный период – очень сложное время как для детей, поступающих впервые в детский сад, так и их родителей  и педагогов.Помочь ребенку быстро и безболезненно привыкнуть к детскому саду...