Главные вкладки

    Программа педагога-психолога по сопровождению детей в период адаптации к ДОУ
    рабочая программа (младшая группа)

    Дорогова Марина Владимировна

                                                  Содержание

    I Целевой раздел………………………………………………………….….…..3

    1.1. Пояснительная записка………………………………………………3

    1.2. Цели и задачи рабочей программы.

    1.3. Возрастные особенности детей……………………………………….3

    1.4. Планируемые результаты освоения программы…………………….6

    1.5. Оценка результатов освоения программы…………………………..6

    1.6. Методики, технологии, средства воспитания………………………6

    1.7. Содержание совместной деятельности психолога с детьми………8

    II Содержательный раздел……………………………………………………8

    2.1.Формы и приемы работы педагога-психолога с детьми в период адаптации…….…………………………………………………………………..…....8

    2.2.Взаимодействие педагога-психолога с семьями воспитанников……...……………………………………………………………16

    Литература………………………………………..…………………....…17

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1. Целевой раздел

     

    1.1. Пояснительная записка

    Программа разработана в соответствии с образовательной программой МБДОУ Детский сада №9 «Сказка города Лесосибирска» и с учетом ФГОС дошкольного образования. Отражает организацию психолого-педагогического сопровождения адаптационного процесса в группах раннего возраста.

     

    1.2. Цели и задачи реализации программы

     Цель: создание благоприятных условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

    Задачи:

    - коррекция тревожности у детей и снятие эмоционального напряжения, связанного с расставанием с близким взрослым;

    - развитие навыков взаимодействия со взрослыми (воспитатель, психолог);

    - развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

    - развитие игровых навыков в соответствии с возрастом.

    - обеспечение психолого-педагогической поддержки и повышения компетентности родителей (законных представителей) и педагогов в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ.

     

    1.3. Возрастные особенности детей раннего возраста (1 – 3х лет)

     

    На втором году жизни с появлением прямо хождения и интенсивным формированием речи, начинает развивается самостоятельность детей раннего возраста, качественные преобразования происходят в предметно-игровая деятельность, появляются элементы сюжетной игры. Общение ребенка со взрослым ещё носит ситуативно-игровой характер, начиная эпизодично переходить в стадию делового сотрудничества. Совершенствуются все познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, речь, наглядно-действенное мышление, чувственное познание действительности.

    В раннем возрасте приоритетным является обогащение сенсорного опыта детей в разных видах деятельности. Начинается усвоение сенсорных эталонов, закрепление в речи основных понятий. В процессе знакомства с предметами ребенок слышит и запоминает их название форм (кубик, шарик, маленький-большой и т.д.), одновременно воспринимая различными анализаторами (разглядывает, ощупывает предмет, стучит им, бросает и т.п.) и уточняя физические качества. С помощью взрослого ребенок упражняется в установлении сходства и различий между предметами, имеющие одинаковые названия (например, машинка – это и грузовая и легковая и др., основные её признаки – 4 колеса, кузов и т.д.).

    Дети осваивают действия с разнообразными игрушками: разбирают и собирают пирамидки, матрешки, действуют со строительным материалом и сюжетными игрушками. Эти игровые действия ребенок воспроизводит по подражанию после показа взрослого.

    Второй год жизни – это период интенсивного формирования речи. Усваиваются связи между предметом, действием и лексическим значением слов. Дети усваивают названия предметов, действий, обозначения некоторых качеств и состояний. Пассивный словарь увеличивается на столько, что ребенок способен понять взрослого на бытовом уровне без подкрепления речи показом. Активный словарь на протяжении года интенсивно увеличивается. К полутора годам он равен примерно от 20-30 слов до 100-150. В нем много глаголов и существительных, встречаются простые прилагательные и наречия (тут, там, туда и т.п.), а так же предлоги. Слова часто заменяются упрощенными не совершенными в фонетическом отношении. Однако, благодаря интенсивному развитию речи организация деятельности и поведение ребенка можно вербально контролировать, формировать и совершенствовать восприятие, в том числе составляющие основу сенсорного воспитания.

    Ребенок физически и психически развит на столько, что уже имеет возможность к  самостоятельной предметно-игровой деятельности и самообслуживанию. Малыш постепенно овладевает умением самостоятельно есть, умываться, одеваться, приобретает навыки опрятности, аккуратности.

    Ориентируется в ближайшем окружении дома и в группе. Знает называние части помещения в квартире и группе (ванная комната, кухня, балкон и т.д.), может выполнять не сложные поручения взрослых. Постепенно он привыкает соблюдать элементарные правила поведения, обозначаемые словами «можно», «нельзя», «нужно». Общение со взрослым носит не только ситуативно-игровой, а и деловой, объектно-направленный характер.

    Речь постепенно становится основным средством общения с взрослым. С другими детьми сохраняется и развивается тип эмоционального общения. Дети в основном играют рядом, начинают постепенно самостоятельно играть дуг с другом в разученные при помощи взрослого игры.

    Физически ребенок становится более ловким, совершенствуются основные движения, особенно ходьба, возрастает подвижность.

    На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее в самообслуживании и игровой деятельности.. Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления.

    Предметная деятельность развивается за счет усвоения культурных способов действия с различными предметами. В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи и активное её использование. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение.

    Словарный запас значительно возрастает. Ребенок хорошо понимает инструкцию, прочитанные книжки соответствующие возрасту. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка не только со взрослыми, а и со сверстниками. Игра приобретает новый вид, осваивается рисование и конструирование. Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами заместителями.

    Восприятие и внимание развиты уже на столько, что появляется собственно изобразительная деятельность. Через которую ребенок способен на своём  уровне воспроизвести воспринимаемый предмет.

    На третьем году жизни уже сформирован ряд сенсорных эталонов и совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету, различать мелодии, петь.

    Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с искажениями.

    Основной формой мышления является наглядно-действенное. К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно-образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т.п.

    Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом.

    Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я.  Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушение общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

     

    1. Планируемые результаты освоения программы

    По результатам успешной адаптации к ДОУ у ребенка формируются такие качества:

    - доброжелательность, общительность, эмоциональная удовлетворенность от сотрудничества  в процессе пребывания в группе с другими детьми;

    - соответствующие возрасту формы общения со взрослыми и со сверстниками, доверчивость;

    - совместная игровая деятельность.

     

    1. Оценка результатов освоения программы

    - комфортно чувствует себя в детском саду на протяжении всего времени пребывания в группе;

    - не плачет при расставании с родными, спит во время дневного сна, самостоятельно ест;

    - стремиться к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым;

     - проявляет интерес к сверстникам и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками; проявляет интерес к совместным играм с детьми;

    - ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;

    - владеет активной речью, включенной в общение; понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

     - проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).

     

    1.6. Методики, технологии, средства воспитания.

    Работа с детьми раннего возраста заключается в наблюдении за деятельностью и поведением детей, а так же проведении совместных игр.

    Необходимо придерживаться следующим правилам:

    - одни и те же игры повторяются в течение дня несколько раз;

    - при введение новой игры знакомые игры продолжают повторяться;

    - следует проводить приёмы торможения отрицательных эмоций.

     

    В адаптационный период необходимо соблюдать последовательность работы с семьей: 

    1.Знакомство. Ребенок, поступающий в ДОУ, совместно с родителями знакомится с группой, условиями пребывания, педагогами. Родителям предлагается совместное посещение группы в момент первого посещения ДОУ. Проводится анкетирование, где выясняются трудности и готовность ребенка к посещению ДОУ, а так же индивидуальные особенности ребенка.

    2. Индивидуальный режим. Для ребенка устанавливается первичный, индивидуальный режим посещения. Первые несколько дней родителям рекомендовано забирать детей до сна, постепенно время пребывания увеличивается. 

    3. Консультирование. По необходимости с родителями проводятся индивидуальные консультации по интересующим вопросам адаптации, воспитания и развития ребенка.

    .

     Лёгкая адаптация -  за 2 — 4 недели привыкает к садику:

    - без слёз и истерик заходит и остаётся в групповом помещении;

    - при обращении глядит в глаза педагогам;

    - способен обратиться за помощью;

    - идёт на контакт с ровесниками;

    - может занять себя игрой на некоторое время;

    - подстраивается под дневной распорядок;

    - адекватно реагирует на замечания и поощрения;

    - хочет в детский сад.

     

    Привыкание средней тяжести - не менее 1,5 месяцев. При этом:

    - с трудом расстаётся с матерью, плачет немного после разлуки;

    - при отвлечении забывает о расставании и включается в игру;

    - общается со сверстниками и воспитателем;

    - придерживается распорядка;

    - адекватно реагирует на замечания;

    - редко становится зачинщиком конфликтных ситуаций.

     

    Тяжёлая адаптация - продолжительность привыкания может составлять от 2 месяцев до нескольких лет. В особо тяжёлых случаях говорят о полной дезадаптации и невозможности посещения дошкольного учреждения:

    - проявляют открытую агрессию при посещении садика;

    - уходит в себя, демонстрируя полную отстранённость от происходящего;

    -  нежелание контактировать с ровесниками и взрослыми;

    - слёзы, истерики, ступор при расставании с родителями в течение долго времени;

    - отказ заходить из раздевалки в игровое помещение;

    - нежелание играть, принимать пищу, ложиться в кроватку;

    - агрессивность либо замкнутость;

    - неадекватное реагирование на обращение к нему воспитателя (слёзы или испуг).

    По истечении периода адаптации на медико-педагогическом совещании ведется анализ степени адаптации каждого ребенка.

     

    1.7. Содержание деятельности психолога

     Деятельность психолога заключается в консультировании родителей и воспитателей, а так же игры с детьми адаптационной группы. Основная задача игр проводимых психологом – формирование эмоционального контакта, доверия детей к друг другу, воспитателю, психологу. Эмоциональное общение возникает на основе совместных игровых действий, сопровождаемых улыбкой, доброжелательной интонацией.

    Вначале игры должны быть фронтальными. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места и времени их проведения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

    Детский сад  №9 «Сказка» г.Лесосибирска

    Программа педагога-психолога по сопровождению детей в период адаптации к ДОУ

                                                                           

                                                                 

     Разработала: педагог-психолог  М.В. Дорогова

     

    г. Лесосибирск 2017

                                                  Содержание

    I Целевой раздел………………………………………………………….….…..3

    1.1. Пояснительная записка………………………………………………3

    1.2. Цели и задачи рабочей программы.

    1.3. Возрастные особенности детей……………………………………….3

    1.4. Планируемые результаты освоения программы…………………….6

    1.5. Оценка результатов освоения программы…………………………..6

    1.6. Методики, технологии, средства воспитания………………………6

    1.7. Содержание совместной деятельности психолога с детьми………8

    II Содержательный раздел……………………………………………………8

    2.1.Формы и приемы работы педагога-психолога с детьми в период адаптации…….…………………………………………………………………..…....8

    2.2.Взаимодействие педагога-психолога с семьями воспитанников……...……………………………………………………………16

    Литература………………………………………..…………………....…17

    1. Целевой раздел

    1.1. Пояснительная записка

    Программа разработана в соответствии с образовательной программой МБДОУ Детский сада №9 «Сказка города Лесосибирска» и с учетом ФГОС дошкольного образования. Отражает организацию психолого-педагогического сопровождения адаптационного процесса в группах раннего возраста.

    1.2. Цели и задачи реализации программы

     Цель: создание благоприятных условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

    Задачи:

    - коррекция тревожности у детей и снятие эмоционального напряжения, связанного с расставанием с близким взрослым;

    - развитие навыков взаимодействия со взрослыми (воспитатель, психолог);

    - развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

    - развитие игровых навыков в соответствии с возрастом.

    - обеспечение психолого-педагогической поддержки и повышения компетентности родителей (законных представителей) и педагогов в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ.

    1.3. Возрастные особенности детей раннего возраста (1 – 3х лет)

    На втором году жизни с появлением прямо хождения и интенсивным формированием речи, начинает развивается самостоятельность детей раннего возраста, качественные преобразования происходят в предметно-игровая деятельность, появляются элементы сюжетной игры. Общение ребенка со взрослым ещё носит ситуативно-игровой характер, начиная эпизодично переходить в стадию делового сотрудничества. Совершенствуются все познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, речь, наглядно-действенное мышление, чувственное познание действительности.

    В раннем возрасте приоритетным является обогащение сенсорного опыта детей в разных видах деятельности. Начинается усвоение сенсорных эталонов, закрепление в речи основных понятий. В процессе знакомства с предметами ребенок слышит и запоминает их название форм (кубик, шарик, маленький-большой и т.д.), одновременно воспринимая различными анализаторами (разглядывает, ощупывает предмет, стучит им, бросает и т.п.) и уточняя физические качества. С помощью взрослого ребенок упражняется в установлении сходства и различий между предметами, имеющие одинаковые названия (например, машинка – это и грузовая и легковая и др., основные её признаки – 4 колеса, кузов и т.д.).

    Дети осваивают действия с разнообразными игрушками: разбирают и собирают пирамидки, матрешки, действуют со строительным материалом и сюжетными игрушками. Эти игровые действия ребенок воспроизводит по подражанию после показа взрослого.

    Второй год жизни – это период интенсивного формирования речи. Усваиваются связи между предметом, действием и лексическим значением слов. Дети усваивают названия предметов, действий, обозначения некоторых качеств и состояний. Пассивный словарь увеличивается на столько, что ребенок способен понять взрослого на бытовом уровне без подкрепления речи показом. Активный словарь на протяжении года интенсивно увеличивается. К полутора годам он равен примерно от 20-30 слов до 100-150. В нем много глаголов и существительных, встречаются простые прилагательные и наречия (тут, там, туда и т.п.), а так же предлоги. Слова часто заменяются упрощенными не совершенными в фонетическом отношении. Однако, благодаря интенсивному развитию речи организация деятельности и поведение ребенка можно вербально контролировать, формировать и совершенствовать восприятие, в том числе составляющие основу сенсорного воспитания.

    Ребенок физически и психически развит на столько, что уже имеет возможность к  самостоятельной предметно-игровой деятельности и самообслуживанию. Малыш постепенно овладевает умением самостоятельно есть, умываться, одеваться, приобретает навыки опрятности, аккуратности.

    Ориентируется в ближайшем окружении дома и в группе. Знает называние части помещения в квартире и группе (ванная комната, кухня, балкон и т.д.), может выполнять не сложные поручения взрослых. Постепенно он привыкает соблюдать элементарные правила поведения, обозначаемые словами «можно», «нельзя», «нужно». Общение со взрослым носит не только ситуативно-игровой, а и деловой, объектно-направленный характер.

    Речь постепенно становится основным средством общения с взрослым. С другими детьми сохраняется и развивается тип эмоционального общения. Дети в основном играют рядом, начинают постепенно самостоятельно играть дуг с другом в разученные при помощи взрослого игры.

    Физически ребенок становится более ловким, совершенствуются основные движения, особенно ходьба, возрастает подвижность.

    На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее в самообслуживании и игровой деятельности.. Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления.

    Предметная деятельность развивается за счет усвоения культурных способов действия с различными предметами. В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи и активное её использование. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение.

    Словарный запас значительно возрастает. Ребенок хорошо понимает инструкцию, прочитанные книжки соответствующие возрасту. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка не только со взрослыми, а и со сверстниками. Игра приобретает новый вид, осваивается рисование и конструирование. Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами заместителями.

    Восприятие и внимание развиты уже на столько, что появляется собственно изобразительная деятельность. Через которую ребенок способен на своём  уровне воспроизвести воспринимаемый предмет.

    На третьем году жизни уже сформирован ряд сенсорных эталонов и совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету, различать мелодии, петь.

    Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с искажениями.

    Основной формой мышления является наглядно-действенное. К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно-образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т.п.

    Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом.

    Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я.  Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушение общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

    1. Планируемые результаты освоения программы

    По результатам успешной адаптации к ДОУ у ребенка формируются такие качества:

    - доброжелательность, общительность, эмоциональная удовлетворенность от сотрудничества  в процессе пребывания в группе с другими детьми;

    - соответствующие возрасту формы общения со взрослыми и со сверстниками, доверчивость;

    - совместная игровая деятельность.

    1. Оценка результатов освоения программы

    - комфортно чувствует себя в детском саду на протяжении всего времени пребывания в группе;

    - не плачет при расставании с родными, спит во время дневного сна, самостоятельно ест;

    - стремиться к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым;

     - проявляет интерес к сверстникам и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками; проявляет интерес к совместным играм с детьми;

    - ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;

    - владеет активной речью, включенной в общение; понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

     - проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).

    1.6. Методики, технологии, средства воспитания.

    Работа с детьми раннего возраста заключается в наблюдении за деятельностью и поведением детей, а так же проведении совместных игр.

    Необходимо придерживаться следующим правилам:

    - одни и те же игры повторяются в течение дня несколько раз;

    - при введение новой игры знакомые игры продолжают повторяться;

    - следует проводить приёмы торможения отрицательных эмоций.

    В адаптационный период необходимо соблюдать последовательность работы с семьей: 

    1.Знакомство. Ребенок, поступающий в ДОУ, совместно с родителями знакомится с группой, условиями пребывания, педагогами. Родителям предлагается совместное посещение группы в момент первого посещения ДОУ. Проводится анкетирование, где выясняются трудности и готовность ребенка к посещению ДОУ, а так же индивидуальные особенности ребенка.

    2. Индивидуальный режим. Для ребенка устанавливается первичный, индивидуальный режим посещения. Первые несколько дней родителям рекомендовано забирать детей до сна, постепенно время пребывания увеличивается. 

    3. Консультирование. По необходимости с родителями проводятся индивидуальные консультации по интересующим вопросам адаптации, воспитания и развития ребенка.

    .

     Лёгкая адаптация -  за 2 — 4 недели привыкает к садику:

    - без слёз и истерик заходит и остаётся в групповом помещении;

    - при обращении глядит в глаза педагогам;

    - способен обратиться за помощью;

    - идёт на контакт с ровесниками;

    - может занять себя игрой на некоторое время;

    - подстраивается под дневной распорядок;

    - адекватно реагирует на замечания и поощрения;

    - хочет в детский сад.

    Привыкание средней тяжести - не менее 1,5 месяцев. При этом:

    - с трудом расстаётся с матерью, плачет немного после разлуки;

    - при отвлечении забывает о расставании и включается в игру;

    - общается со сверстниками и воспитателем;

    - придерживается распорядка;

    - адекватно реагирует на замечания;

    - редко становится зачинщиком конфликтных ситуаций.

    Тяжёлая адаптация - продолжительность привыкания может составлять от 2 месяцев до нескольких лет. В особо тяжёлых случаях говорят о полной дезадаптации и невозможности посещения дошкольного учреждения:

    - проявляют открытую агрессию при посещении садика;

    - уходит в себя, демонстрируя полную отстранённость от происходящего;

    -  нежелание контактировать с ровесниками и взрослыми;

    - слёзы, истерики, ступор при расставании с родителями в течение долго времени;

    - отказ заходить из раздевалки в игровое помещение;

    - нежелание играть, принимать пищу, ложиться в кроватку;

    - агрессивность либо замкнутость;

    - неадекватное реагирование на обращение к нему воспитателя (слёзы или испуг).

    По истечении периода адаптации на медико-педагогическом совещании ведется анализ степени адаптации каждого ребенка.

    1.7. Содержание деятельности психолога

     Деятельность психолога заключается в консультировании родителей и воспитателей, а так же игры с детьми адаптационной группы. Основная задача игр проводимых психологом – формирование эмоционального контакта, доверия детей к друг другу, воспитателю, психологу. Эмоциональное общение возникает на основе совместных игровых действий, сопровождаемых улыбкой, доброжелательной интонацией.

    Вначале игры должны быть фронтальными. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места и времени их проведения.

    II  Содержательный раздел.

    2.1. Формы и приемы работы педагога-психолога с детьми в период адаптации

    Мероприятие

    Цель

    1

    Игра «Кукла Маша»

    Установление доверительных отношений со взрослыми.

    Ход игры.

     Психолог приносит новую куклу. Она здоровается с детьми, гладит каждого по голове. Взрослый просит детей по очереди подержать куклу за руку. Кукла предлагает потанцевать. Психолог ставит детей в кружок, берет куклу за одну руку, другую дает ребёнку и вместе с детьми двигается по кругу вправо и влево, напевая простую детскую мелодию.

    2

    Пальчиковая игра «Моя семья»

    Развитие навыков общения

    Ход игры.

    Знаю я, что у меня

    Дома дружная семья:

    Это - мама,

    Это - я,

    Это - бабушка моя,

    Это - папа,

    Это - дед.

    И у нас разлада нет.

    3

    Игра «Наши уточки»

    Развивать желание совершать подражательные и самостоятельные  игровые действия

    Ход игры.

    Пять утят плывут вперёд,

    На берегу их мама ждёт,

    Но только четверо утят

    Вернулись к мамочке назад.

    Четверо утят плывут...

    Трое утят плывут...

    Двое утят плывут...

    Вот один плывёт вперёд,

    На берегу его мама ждёт,

    И сразу пятеро утят

    Вернулись к мамочке назад.

    4

    Игра «Прилетела птичка»

    Развитие внимания к сверстникам

    Ход игры.

    Психолог приносит птичку-свистульку, привлекая внимание детей, демонстрирует, как птичка поёт. Называет по имени одно из детей, предлагает подуть в свистульку, затем называет другого ребёнка.

    5

    Подвижная игра «Мячик»

    Развитие двигательной активности.

    Ход игры. Ребенок изображает мяч, прыгает на месте, а психолог, положив на его голову ладонь, приговаривает: «Друг веселый, мячик мой. Всюду, всюду он со мной! Раз, два, три, четыре, пять. Хорошо мне с ним играть!» После этого «мячик» убегает, а взрослый ловит его.

    6

    Игра «Разноцветные прищепки»

    Коррекция эмоциональной сферы, обогащение сенсорного опыта.

    Ход игры. Фигурки зверей из картона разного цвета и набор цветных прищепок. Дети прищепки прицепляют к фигуркам зверей соответствующего цвета.

    7

    Игра «Кролик»

    Доверительных отношений со сверстниками

    Ход игры

    Маленький кролик

     с большими ушами,

    Розовым носом,

    Смешными усами

    Норку глубокую роет себе

    Сильными лапками

    в мягкой земле.

    Чистит он шёрстку себе

    Или спит.

    Кролик ушами всегда шевелит

    Слышит шаги и лисиц, и волков,

    Прячется в норку свою от врагов

    8

    Игра «Иди ко мне»

    Развитие умения подражания, улучшение настроения

    Ход игры. Психолог отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок подходит, взрослый его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший  Вася пришел! Игра повторяется.

    9

    Пальчиковая игра «Гвозди»

    Развитие моторики

    Ход игры.

    Бом, бом, бом, бом,

    По гвоздям бьём молотком.

    Гвозди не вбиваются,

    Только загибаются.

    Значит, клещи надо взять,

    Будем гвозди вырывать.

    Я тянул, тянул, тянул,

    Все я гвозди разогнул.

    10

    Игра «Собираем игрушки»

    Побуждать принимать воображаемую ситуацию, соблюдая правила

    Ход игры. Пригласите ребенка помочь вам собрать разбросанные игрушки, в которые он играл. Сядьте рядом с малышом, дайте в руки игрушку и вместе с ним положите ее в коробку. Затем дайте другую игрушку и попросите самостоятельно положить ее в коробку. Пока вы складываете игрушки, напевайте что-нибудь вроде: «Мы игрушки собираем, мы игрушки собираем! Тра-ля-ля, тра-ля-ля, их на место убираем».

    11

    Психогимнастика «Шагают звери»

    Развитие эмоциональной сферы

    Ход игры. Дети идут по кругу за психологом, изображая походку разных животных.

    12

    Этюд «Солнышко и дождик»

    Настрой на доброжелательный лад

    Ход игры. Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в «окошко» (отверстие спинки стула). Психолог говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по всей площади. По сигналу «Дождик! Скорее домой!» бегут на свои места и присаживаются за стульями. Игра повторяется.

    13

    Игра «Чудесный мешочек»

    Развитие внимания, речи

    Ход игры. В мешочке разные игрушки не большого размера, которые психолог рассматривает и ощупывает вместе с детьми, прежде, чем положить их в мешочек. Дети по очереди опускают в мешочек руку, берут одну игрушку и не вынимая её из мешочка угадывают.

    14

    Пальчиковая игра «Пальчики»

    Развитие мелкой  моторики рук, коррекция эмоциональной сферы

    Ход игры.

    Этот пальчик хочет спать.

    Этот пальчик лег в кровать,

    Этот пальчик чуть вздремнул.

    Этот сразу же уснул.

    Этот крепко-крепко спит

    и тихонечко сопит.

    Солнце красное взойдет,

    утро ясное придет,

    Будут птички щебетать,

    будут пальчики вставать!

    15

    Дыхательная гимнастика «Подуй на шарик, подуй на вертушку»

    Улучшение функций внешнего дыхания

    Ход игры. На уровне лица ребенка подвешивается воздушный шарик, а перед ним на стол кладут вертушку. Психолог показывает, как надо дуть на воздушный шарик, чтобы он высоко взлетал, и предлагает ребенку повторить действие. Затем взрослый дует на вертушку, чтобы она завертелась, ребенок повторяет.

    16

    Прослушивание песенок

    Коррекция эмоциональной сферы, сплочение детского коллектива

    Ход игры. Дети прослушивают детские песенки, подпевают вместе с психологом.

    17

    Игра «Прячем мишку»

    Развитие доверительных отношений, умения играть в группе

    Ход игры. Психолог прячет знакомую ребенку большую игрушку (например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Говоря: «Где мишка?», ищет его вместе с ребенком. Когда малыш найдет игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам психолог, громко произнося «ку-ку!» Когда ребенок найдет его, он перебегает и прячется в другом месте. В конце игры взрослый предлагает спрятаться ребенку.

    18

    Игра «Чего не стало»

    Развитие зрительного внимания

    Ход игры. На столе 3-5 игрушек, психолог просит детей закрыть крепко глазки и убирает одну из игрушек. Дети открывают глаза и угадывают какой игрушки не стало.

    19

    Игра «Поезд»

    Формирование чувства доверия и уверенности в себе

    Ход игры. Психолог: «Я – паровоз, а вы – вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», - говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Взрослый ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.

    20

    Психогимнастика «Разные настроения»

    Снятие эмоционального напряжения и коррекция настроения

    Ход игры. Дети идут по кругу за психологом, изображая походку людей с разным настроением (как ходят грустные люди, веселые, испуганные и т.д.).

    21

    Дыхательное упражнение  «Воздушный шарик»

    Расслабление мышц, снятие телесных зажимов

    Ход игры. Дети сидят на стульчиках, подносят к губам руку и имитируют надувание воздушного шарика. Будем шарик надувать, Будем с шариком играть. Шар воздушный, надувайся,

    Шар воздушный, раздувайся. Надувайся большой. (Хлопают в ладоши) Да не лопайся! Шар воздушный улетел. (Поднимают руки вверх, покачивают ими из стороны в сторону.) Да за дерево задел. (Медленно приседают, произнося: «Ш-ш-ш-ш».)

    И… лопнул.

    22

     «Передай колокольчик»

    Знакомство детей

    Ход игры. Дети сидят на стульях полукругом. В центре стоит психолог с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит: «Тот кого я позову, будет звонить в колокольчик. Таня, иди, возьми колокольчик». Девочка становится на место взрослого, звонит в колокольчик и приглашает другого ребенка, называя его по имени (или показывая рукой).

    23

    Пальчиковая игра «Шалун»

    Снятие физического напряжения, улучшение настроения

    Ход игры.

    Наша Маша варила кашу

    Кашу сварила, малышей кормила.

    Этому дала, этому дала,

    Этому дала, этому дала,

    А этому - не дала.

    Он много шалил,

    Свою тарелку разбил.

    24

    Упражнение «Вежливые слова»

    Развитие навыков эффективного общения, сплочение группы

    Ход игры. 

    Здравствуйте, ладошки!

    (Дети вытягивают руки, поворачивая ладонями вверх-вниз.)

    Хлоп-хлоп-хлоп!

    (Три раза хлопают в ладоши.)

    Здравствуйте, ножки!

    (Дети выполняют «пружинку».)

    Топ-топ-топ!

    (Топают ногами.)

    Здравствуйте, щеки!

    (Гладят ладонями щеки.)

    Плюх-плюх-плюх!

    (Три раза слегка хлопают по щекам.)

    Пухленькие щечки!

    (Делают круговые движения кулачками по щекам.)

    Плюх-плюх-плюх!

    (Три раза слегка ударяют кулачками по щекам.)

    Здравствуйте, губки!

    (Покачивают головой вправо-влево.)

    Чмок-чмок-чмок!

    (Три раза щелкают губами.)

    Здравствуйте, зубки!

    (Качают головой вправо-влево.)

    Щелк-щелк-щелк!

    (Три раза щелкают зубами.)

    Здравствуй, мой носик!

    (Гладят нос ладонью.)

    Бип-бип-бип!

    (Три раза нажимают на нос указательным пальцем.)

    Здравствуйте, гости!

    (Протягивают руки вперед, ладонями вверх.)

    Привет!

    (Приветственно машут рукой над головой.)

    25

    Игра «Прикосновения»

    Помощь психическому и мышечному расслаблению, повышение тактильной восприимчивости

    Ход игры. 

    Дети сидят на полу по кругу, по команде психолога поворачиваются к соседу с права и прикасаются к названной части тела (рука, нога, ушко и т.д.)

    26

    Пантомима «Что делал зайчик?»

    Коррекция тревожности, развитие эмоциональной сферы

    Ход игры. 

    Психолог читает стишок, обращаясь к каждому ребенку. Дети показывают, что делал зайчик.

    Зайчик, зайчик, где ты был?

    Этот зайчик в лес ходил.

    Этот зайчик воду пил.

    Этот зайчик суп варил.

    Этот зайчик спал в постельке.

    Этот плавал в быстрой речке.

    27

    Психогимнастика «Смешинка»

    Обогащение эмоциональной сферы детей путем позитивных переживаний

    Ход игры. 

    Если стало вдруг кому-то, (потирают кулачками глазки- плачут)

    Очень грустно почему-то,

    И не знаешь – как же быть? (пожимают плечами)

    Как его развеселить?

    Мы возьмем стакан смешинок, (имитируют приготовление пирога)

    Громкий хохот из корзинок, («пекут пирожки»)

    Рассыпного смеха ложку

    И хихиканья немножко.

    Их веселкой размешай, (круговые движения кулачками)

    В тонкий юмор раскатай, (движения ладошек от себя-к себе)

    Обваляй все в прибаутках, («пекут пирожки»)

    Запекай в горячих шутках.

    Кто попробует кусочек –

    Непременно захохочет!( весело смеются)

    28

     «Покатаемся на лошадке»

    Тактильный контакт со взрослым развитие эмпатии

    Ход игры. Педагог сажает ребенка на лошадку-качалку и говорит: « Маша едет на лошадке, (произносит тихим голосом) нно-нно».

    Ребенок повторяет тихо: «Нно-нно». Взрослый: «Чтобы лошадка бежала быстрее, громко скажи ей: «Нно-нно, беги, лошадка!» (Сильнее раскачивает ребенка.) Малыш повторяет фразу вместе с психологом, затем самостоятельно. Взрослый добивается, чтобы ребенок произносил звук «н» протяжно, а все звукосочетание - громко и четко.

    29

    Игра «Передай колокольчик»

    Сплочение группы детей, развитие речи

    Ход игры. Дети сидят на стульях полукругом. В центре стоит психолог с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит: «Тот кого я позову, будет звонить в колокольчик. Таня, иди, возьми колокольчик». Девочка становится на место взрослого, звонит в колокольчик и приглашает другого ребенка, называя его по имени (или показывая рукой).

    30

    Пальчиковая игра «Белочка»

    Развитие внимания, моторики рук

    Ход игры.

    Сидит белка на тележке,

    Продаёт свои орешки;

    Лисичке-сестричке,

    Воробью, синичке,

    Мишке косолапому,

    Заиньке усатому.

    31

    Игра «Позови»

    Коррекция настроения

    Ход игры. Дети сидят на стульях. Психолог рассматривает вместе с ними новый яркий мяч. Вызывает одного ребенка и предлагает поиграть – покатать мяч друг другу. Затем говорит: «Я играла с Юлей. Петя, с кем ты хочешь играть? Позови». Мальчик зовет: «Соня, иди играть».

    32

    Релаксация «Солнечный зайчик»

    Улучшение настроения, развитие доверительных отношений к взрослым

    Ход игры. Представь, что на макушке у него сидит пушистенький солнечный зайчик. Солнечными лапками он гладит тебя по волосам. Улыбнись солнечному зайчику! А зайчик посидел на лбу, пощекотал носик, дотронулся до щёчек и прыгнул на подбородочек! Погладь зайчика аккуратно, чтобы не спугнуть! А теперь солнечный зайчик прыгнул на правую ручку – пробежался от пальчиков до плеча и обратно. Перепрыгнул на левую - пробежался от пальчиков до плеча и обратно. Перепрыгнул на живот. А с живота на ноги. Пробежался по правой ноге, пробежался по левой, перепрыгнул на пяточки и пощекотал их. Затем солнечный зайчик отправляется в обратный путь – прыгнул на животик, на подбородочек и устроился удобно на макушке. Попрощался и прыгнул к себе домой – на солнышко!

    33

    Игра «Строим домик для Тузика»

    Развитие внимания, эмпатии, воображения

    Ход игры. Из строительного материала по показу психолога дети строят домик для игрушки.

    34

    Игра «К нам приходят гости»

    Развитие навыков совместных игровых действий

    Ход игры. В кукольном уголке готовим обед, накрываем на стол, встречаем гостей.

    35

    Упражнение «Тух-тиби-тух»

    Коррекция агрессии, развитие эмоциональной сферы

    Ход игры. Психолог предлагает детям показать, как они сердятся, топают ногами, при этом надо громко кричать «Тух-тиби-тух».

    36

    Игра «Собираем пирамидки»

    Развитие сенсорного восприятия, внимания, речи

    Ход игры. Психолог предлагает детям разобрать и собрать пирамидки, называя цвета колец и выбирая каждый раз большое кольцо из оставшихся.

    37

    Игра «Что звучит?»

    Развитие слухового внимания, речи

    Ход игры. На столе разложены разные шумовые инструменты, психолог показывает детям, как они звучат. Затем дети закрывают глаза, психолог вызывает звук одним из инструментов, дети угадывают.

    38

    Игра «Рисуем каракули»

    Развитие фантазии, моторики рук

    Ход игры. Психолог предлагает детям попробовать, как рисуют карандаши или кисточка при этом следит, чтобы дети правильно держали инструмент.

    39

    Занятие «Матрешки»

    Развитие речи, сенсорных навыков

    Ход игры. Расставь матрешек по росту, разбери и собери матрешку, найди одинаковых матрешек, найди домик матрешки.

    40

    Подвижные игры

    «Лови мяч»

    Развитие координации движений, умения слушать команды

    Ход игры. Дети в парах кидают и катают мяч друг другу.

    41

    Пальчиковые игра «Домик»

    Улучшение настроения, развитие мелкой моторики рук и речи.

    Ход игры.

    Под грибом - шалашик-домик,

    Там живет веселый гномик.

    Мы тихонько постучим,

    В колокольчик позвоним.

    Двери нам откроет гномик,

    Станет звать в шалашик-домик.

    В домике дощатый пол,

    А на нем - дубовый стол.

    Рядом - стул с высокой спинкой

    На столе - тарелка с вилкой.

    И блины горой стоят -

    Угощенье для ребят.

    42

    Танцы

    Коррекция эмоциональной сферы

    Ход игры. Под детскую музыку дети повторяют за психологом танцевальные движения.

    2.2. Взаимодействие педагога-психолог с семьями воспитанников

    Взаимодействие  с родителями производить через наглядно – информационную пропаганду, индивидуальные и групповые консультации и носит  характер сотрудничества. Принцип взаимодействия с родителями носит целенаправленный, систематичный, плановый характер, дифференцировано с учетом специфики каждой семьи,  с соблюдением доброжелательности и открытости.

    Литература

    1. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Издат, 2014.- 189с.
    2. Бондаренко Е.А. О психическом развитии ребенка. - СПб.: Феникс, 2004. - 342с.
    3. Ватутина, Н.Д. Ребенок поступает в детский сад. / Н.Д.Ватутина - М.: Сфера, 2013. - 158с
    4. Веракса А.Н., Гуторова Н.Ф. «Практический психолог в детском саду»
    5. Лебединская К.С. Место адаптации в процессе социализации. - М.: Учитель, 2009. - 218с.
    6. Широкова Г.А., Жадько Е. Г «Практикум для детского психолога». - СПб.: Феникс, 2011. - 78с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности педагогического сопровождения детей в период адаптации к условиям детского сада, программа, условия и правила его организации

    В работе описаны особенности педагогического сопровождения детей в период адаптации к условиям детского сада, программа, условия и правила его организации....

    Рабочая программа сопровождения детей в период адаптации к ДОУ

    В программе отраженны организация  и реализация работы педагога-психолога в период адаптации детей к детсому саду...

    Программа педагогической поддержки семьи и ребенка в период адаптации к ДОУ

    Программа педагогической поддержки семьи и ребенка в период адаптации к ДОУ...

    Программа психолого - педагогического сопровождения детей в период адаптации к ДОУ " В детский сад без слёз"

    Педагогическая деятельность с малышами в период адаптации к дошкольному учреждению....

    «Современные технологии психолого-педагогического сопровождения ребенка в период адаптации к ДОУ»

    В документе представлен материал по сопровождению детей младшего дошкольного возраста в период адаптации к ДОУ....