Психолого педагогические аспекты сопровождения детей с ЗПР
статья по коррекционной педагогике

Полякова Екатерина Александровна

В статье рассматривается актуальность проблемы организации обучения детей с ЗПР в условиях общеобразовательных учреждений. Затрагиваются основные вопросы организации психолого-педагогического сопровождения учащихся с ЗПР в условиях требований федерального государственного образовательного стандарта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР

Аннотация: в статье рассматривается актуальность проблемы организации обучения детей с ЗПР в условиях общеобразовательных учреждений. Затрагиваются основные вопросы организации психолого-педагогического сопровождения учащихся с ЗПР в условиях требований федерального государственного образовательного стандарта.

Ключевые слова: задержка психического развития, особенности детей с ЗПР, адаптация, развитие, психолого-педагогическое сопровождение.

Сегодня в основополагающем законе РФ «Об образовании» закреплены государственные гарантии на получение образования лицам с отклонениями в развитии. Так, статья 2 гласит: «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [3]. Статья 5 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» регламентирует значимые моменты сопровождения детей с ОВЗ следующим образом: «создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» [3].

Проблема обучения детей с задержкой психического развития достаточно актуальна и решением ее занимаются многие специалисты и практики. Так, например Блинова Л.Н., Матвеева О.А., Королева Ю.А. и другие исследовали мотивацию к учебной деятельности у детей с ЗПР. А такие специалисты, как Наследов А. Д. и Защиринская О. В. разработали диагностический комплекс, направленный на изучение коммуникативных навыков и познавательных способностей у младших школьников с ЗПР.

Различные проведенные исследования показывают, что школьная адаптация детей с ЗПР будет наиболее успешна при индивидуализации обучения и обучении по специальной (коррекционной) программе, так как учителям необходимо приспособить детей не только к школьной, но и к социальной среде. Не менее важно эффективное психолого-педагогическое сопровождение, направленное на создание условий, чтобы ребенок почувствовал себя уникальным, поверил в свои разносторонние способности.

Для понимания общего подхода в работе с детьми, имеющими задержку психического развития, необходимо понимать их особенности развития. Познавательная активность и обучаемость, так тесно связанные между собой, снижены и ведут к неуспеваемости учеников с ЗПР, так как в основе познавательных процессов слабо развиты такие функции, как: мышление, восприятие, запоминание. В исследованиях дефектологов и специалистов в области педагогической психологии констатировалась сниженная продуктивность детей с задержкой развития. К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере такими мыслительными операциями, как: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение и сравнение. Речь детей с ЗПР обладает рядом особенностей и развивается с отставанием от возрастной нормы. Нарушения речевого аппарата проявляются в неправильном звукопроизношении, скудном активном словаре, у таких детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, слухоречевая память снижена. Они гораздо лучше запоминают наглядный материал, чем вербальный, а на переработку информации им требуется больше времени.

Таким детям очень сложно делать усилия над собой, проявлять волю, они часто показывают отсутствие регуляции собственного поведения. Отмечается незрелость эмоционально-волевой сферы и регуляции поведения. Отсутствуют навыки самоконтроля после получения результата. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения отчасти не сбалансированы, в результате чего школьник либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо наоборот - скован, слезлив, заторможен.

Характерным признаком младших школьников с задержкой развития является недостаточная готовность к обучению в школе. Дети с ЗПР гораздо дольше предпочитают игру ведущей мотивацией, а их учебные интересы формируются долго. Умение сосредоточиться на задании, переключать внимание, проявлять усидчивость, работать по образцу – все стороны произвольного внимания не развиты или на низком уровне, что не позволяет ребенку полноценно погружаться в учебную деятельность: ребенок быстро устает, истощается не только от физической, но и от умственной нагрузки.

Активное, рабочее состояние детей с ЗПР, во время которого они способны усвоить учебный материал весьма кратковременно. Чаще всего такие дети способны работать на уроке всего 15-20 минут, а затем у них наступает умственное и физическое утомление и интерес к занятиям пропадает. В состоянии истощения резко снижается внимание и возникают необдуманные, импульсивные действия, поэтому в работах появляются исправления и ошибки. При этом переключаться с одного вида деятельности на другой для младшего школьника также является сложной задачей. В целом дети с ЗПР тяготеют к механической работе, не требующей умственных усилий: изготовление несложных поделок, составление задач по образцу с изменением лишь предметных и числовых данных [2]. Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показывает, что дети с ЗПР отстают по ряду качественных и количественных показателей, поэтому необходимо создавать условия эффективного сопровождения с целью позитивной школьной адаптации.  

Согласно ФГОС НОО ОВЗ в школах дети с задержкой психического развития обучаются по варианту 7.1 и 7.2. Дети могут обучатся по адаптированным общеобразовательным программам в коррекционных классах и в рамках инклюзивных классов.  К работе с детьми, имеющими с ЗПР важно привлекать опытных специалистов, педагогов, имеющих высокую профессиональную компетентность, высокий уровень профессиональной квалификации, прошедших фундаментальные курсы повышения квалификации по работе с детьми с ОВЗ.

Психологическое сопровождение детей с ЗПР, педагогов, родителей отражает содержание запросов, задачи, поставленные участниками школьной жизни. Психологическое сопровождение детей с ЗПР ведется в аспекте диагностики, профилактики, социально-психологического консультирования детей и взрослых. Программа психологической коррекции является непрерывным психологическим сопровождением детей и взрослых в школьной ситуации развития. Вся деятельность, составляющая программу психологического сопровождения, имеет выраженный практико-ориентированный характер (развитие умений и навыков в области общения, самообладания, взаимоотношений, познания и т. д.) и предстает в различных формах психологических развивающих занятий. Программа психологического сопровождения детей с ЗПР направлена на создание условий для проявления и развития личностных «устремлений» [1]. Участие в коррекционно-развивающих занятиях, тренингах, играх дает возможность в той или иной мере разрешать проблемы в области социальных взаимоотношений, затрагивающих сферу контактов в детском коллективе, улучшать отношения со взрослыми детей, имеющих повышенный уровень тревожности, замкнутых, с агрессивными реакциями и другими способами защиты. И, наконец, работа с подростками - это всегда разрешение проблем, связанных с освоением неких социальных норм, развитием социально-психологической компетентности, а также помощь в создании жизненной стратегии и в выборе профессии.

Таким образом, на современном этапе развития общества инклюзивное обучение детей с ОВЗ становится нормой и стремится развивать методологию сопровождения, направленную на защиту прав ребенка с особыми потребностями. Анализ современных психолого-педагогических исследований, посвященных проблеме обучения и воспитания детей с ЗПР, позволил сделать вывод о том, что психологическое сопровождение направлено на  развитие индивидуальных психологических ресурсов ученика в соответствии с объективными требованиями общества. Эта цель может быть реализована комплексным взаимодействием психолога и других специалистов, педагогов и родительской общественности.

Список литературы

1. Защиринская О. В. Психология детей с задержкой психического развития. М. : Речь, 2003 - 168 с.

2. Мамайчук И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. СПб. : Речь, 2004 - 352 с

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. Информационный портал: Консультант плюс. // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические аспекты речевого развития детей раннего возраста

В этой статье освещены психолого-педагогические аспекты речевого развития детей раннего возраста . Статья предназначена для воспитателей детских садов, а также для родителей....

Психолого - педагогический аспект реабилитации детей после кохлеарной имплантации

После медико-технологического вмешательства ребенку требуется система реабилитационных мероприятий, которая должна осуществляться комплексно. В работу должны включаться разные специалисты : сурдопедаг...

Сценарий педагогического совета по теме: «Психолого – педагогические аспекты гендерной социализации детей дошкольного возраста»

Представлен сценарий педагогического совета по теме «Психолого – педагогические аспекты гендерной социализации детей дошкольного возраста» в форме аукциона...

Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ...

Психолого-педагогические аспекты сопровождения личностного развития детей

Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка приобретает особую актуальность сегодня, в период радикальных изменений, происходящих в системе российского образования.Психолого-пе...