Рекомендации по адаптации ребёнка к ДОУ
консультация

Седова Оксана Александровна

Как родителям готовить ребёнка к поступлению в ДОУ. Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в ДОУ. Готовить ребенка к временной разлуке с родителями и дать понять ему, что это неизбежно только потому, что он уже большой. Учить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsiya.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по адаптации ребёнка к ДОУ

Как родителям готовить ребёнка к поступлению в ДОУ:

- Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с ДОУ.

- Заранее узнать у участкового врача, какой тип адаптации возможен у ребенка по прогностическим критериям и своевременно, принять меры при неудовлетворительном прогнозе.

- Как можно раньше провести оздоровительные или корригирующие

мероприятия, которые назначил врач.

- Заранее узнать все новые моменты в режиме дня ДОУ и ввести их в режим дня ребенка дома.

- Как можно раньше познакомит малыша с детьми в ДОУ и воспитателями в группах, куда он в скором времени пойдет.

- Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в ДОУ.

- Учить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.

- Не угрожать ребенку ДОУ как наказанием за детские грехи, а также за его непослушание.

- Готовить вашего ребенка к временной разлуке с Вами и дать понять ему, что это неизбежно только потому, что он уже большой.

- Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в ДОУ.

- Всё время объяснять ребенку, что он для Вас, как и прежде дорог и любим.

Как нужно родителям вести себя с ребенком, когда он впервые начал посещать ДОУ.

- Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.

- Создать спокойный бесконфликтный климат для него в семье.

- Щадить его ослабленную нервную систему.

- Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему.

- На время прекратить походы в гости.

- Намного сократить просмотр телевизионных передач.

- Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.

- Не кутать ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.

- Создать в выходные дни дома для него режим такой же, как в ДОУ.

- Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за капризы.

- При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу.

- При выражении невротических реакций оставить малыша на несколько дней дома и выполнить все предписания врача.

Приемы, облегчающие ребенку утренние расставания.

1. Научитесь прощаться с ребенком быстро. Не затягивайте расставание. Ребенок почувствует ваше беспокойство за него, и ему будет еще труднее успокоиться.

2. Положите малышу в кармашек какую-нибудь памятную вещицу, которая будет напоминать о вас и о том, как сильно вы его любите.

3. Никогда не пытайтесь ускользнуть незаметно от ребенка, если хотите, чтобы он вам доверял.

4. Придумайте забавный ритуал прощания и строго придерживайтесь его,

Например: всегда целуйте ребенка в щечку, а потом нежно потритесь носиками или что-нибудь подобное.

5. Не пытайтесь подкупить ребенка, чтобы он остался в детском саду за новую игрушку.

6. Четко дайте ребенку понять, что какие бы истерики он ни закатывал, он все равно пойдет в детский сад. Если вы хоть раз ему уступите, в дальнейшем вам будет уже гораздо сложнее справиться с его капризами и слезами.

Степени адаптации и их характерные признаки:

Легкая адаптация

Ребенок спокойно входит в групповую комнату, внимательно осматривается, прежде чем остановит свое внимание на чем-либо. Вступает в контакт по своей инициативе. Умеет занять себя сам, использует в игре предметы - заместители, его речь хорошо развита, настроение бодрое или спокойное. Ребенок адекватно реагирует

на одобрения и замечания. Родители доверяют своему ребенку, не контролируют его поминутно, не опекают его, не указывают, что ему нужно делать, поддерживают малыша в случае необходимости.

Адаптация средней тяжести:

Ребенок вступает в контакт, наблюдая за действиями воспитателя.

Напряженность первых минут постепенно спадает, ребенок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения. Родители часто не

доверяют ребенку, пытаются дисциплинировать малыша, делают ему замечания.

Тяжелая адаптация:

Контакт с ребенком удается установить только через родителей. Малыш

переходит от одной игрушки к другой, ни на чём не задерживаясь. Не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. Замечание или похвала педагога оставляют ребенка или безучастным, либо он пугается и бежит за поддержкой к родителям. Родители либо игнорируют потребности ребенка, либо опекают его во всем, находясь с ним в полном слиянии.

Первые признаки того, что ребенок адаптировался:

- Хороший аппетит,

- спокойный сон,

- охотное общение с другими детьми,

- адекватная реакция на любое предложение воспитателя,

- нормальное эмоциональное состояние.

Желаю Вам успешной адаптации!

Консультация для родителей

«Использование нетрадиционных техник рисования в детском саду и дома»

 «Каждый ребёнок - художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста» (Пабло Пикассо) Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественной. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и, прежде всего рисование. Рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, даёт возможность закрепить знание о цвете, форме. В процессе рисования у ребёнка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия. Речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как: 1. Повышается тонус коры головного мозга. 2. Развиваются речевые центры коры головного мозга. 3. Стимулируются развитие речи ребенка. 4. Согласовывают работу понятийного и двигательного центров речи. 5. Способствуют улучшению артикуляционной моторики. 6. Развивается чувство ритма и координацию движений. 7. Подготавливается рука к письму. 8. Поднимается настроение ребенка. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ (ПАЛЬЦЕВОЙ) МОТОРИКИ. Ученые – психологи, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь. Конечно, развитие мелкой моторики – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом. Тонкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды. Все виды моторик заключаются в методике « Пальчиковой гимнастики» . Пальчиковая гимнастика должна проводиться каждый день по 5 минут дома с родителями и в детских учреждениях с педагогами. Родителям рекомендуется вместе с детьми раскладывать пуговицы в зависимости от их признаков: по цвету, по форме, по размеру; складывать из пуговиц или бусинок различные узоры. Учить ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, зашнуровывать или расшнуровывать шнурки. Также рекомендуются разнообразные игры с мозаикой, кубиками, которые способствуют формированию тонкой моторики. Эффективно проводить различные виды изобразительной деятельности, лепку на разные темы в зависимости от поставленных целей. Большое значение в мелкой моторике имеет правильное обращение с ножницами. Ребёнок должен правильно держать и вырезать как чёткие линии (геометрические фигуры) так и извилистые линии и силуэты. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, – говорящие дети. Если мышцы пальцев напряжены, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышление будет затруднено. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливают почву для последующего формирования речи. Наблюдательный взрослый знает, как при изготовлении поделок вместе с пальчиками ходуном ходит и язык малыша. Но почему бы ему не двигаться попусту, а произносить слова, фразы, обговаривая совершаемую деятельность? Внешняя речь пока точнее и последовательнее формирующейся внутренней речи. Произнесенное вслух слово к тому же быстрее запоминается. Да и взрослый получает возможность контроля за высказыванием ребенка. Развивая мелкие, дифференцированные движения рук, мы способствуем лучшему речевому развитию ребенка. Тренировку пальцев рук уже можно начинать в раннем возрасте. Массаж играет большую роль, стимулирующее воздействие массажных щеток изменяет функциональное состояние коры головного мозга, усиливает ее регулирующую и координирующую функции. Мелкую моторику рук развивают: • Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку; • Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать – разжимать, выливать – наливать, насыпать – высыпать, проталкивать в отверстия; • Рисование карандашами (фломастерами, кистью) ; • Застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д. Мелкую моторику развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.) . Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы ребенка, развивают мышцы. Ребенок, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику. Огромную помощь ещё оказывают подвижные игры на воздухе : -во первых , чем больше ребёнок двигается тем лучше полушария обогащаются кислородом, а следовательно это благотворно влияет на все рецепторы головного мозга; -во вторых во время игры дети разговаривают и тем самым обогащают свой словарный запас; -в третьих в играх также закрепляются движения руками, т. е. укрепляется крупная моторика. Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой, и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария. В настоящее время практически у 80% населения мира лучше развито левое полушарие мозга. Оно отвечает за логическое мышление, анализ, изучение языков. А правое полушарие отвечает за интуицию, творчество, фантазию, восприятие искусства и музыки. Вся наша система образования направлена на развитие левого полушария – оно ориентировано на изучение языка, математики, анализа, логики. А искусству и музыке уделяется крайне мало времени как второстепенным дисциплинам. При таком подходе правое полушарие, образно говоря, атрофируется из-за неиспользования. Кроме того, большая часть людей с младенчества активнее пользуется правой рукой, игнорируя левую, что тоже создает перекос в сторону левого полушария. Кстати, замечено, что левши, как правило, более творческие люди, поскольку у них достаточно хорошо развито правое полушарие, лучше, чем у праворуких сверстников. Сам ребёнок – не беспомощная "соломинка на ветру", не робкая травинка на асфальте. Ребёнок от природы наделен огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут ему быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и догадываться! Чем «умнее» руки, тем умнее ребенок. Приобретая игрушки для развития мелкой моторики у детей, важно помнить, что только совместная деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат. Изображение в рисунках создается с помощью разнообразных материалов. Художники в своём творчестве используют различные материалы: разнообразные мелки краски, уголь, сангину, пастель и многое другое. И в детское творчество так же необходимо включать разные краски (гуашь, акварель), тушь, мелки, учить детей пользоваться этими изобразительными материалами в соотношении с их средствами выразительности. Опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить не забываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, - это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, разыграть в сложной ролевой игре эмоциональные различные состояния, а вот понять, что есть красота, и научиться выражать себя в изобразительной деятельности – дар, о котором можно только мечтать, но этому можно и научить. Нам взрослым, необходимо развить в ребёнке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Следует помнить: если восприятие прекрасного не будет подкреплено участием ребёнка в созидании красоты, то, как считают, в ребёнке формируется «инфантильная восторженность». Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию начиная с младшего дошкольного возраста, надо использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков. Какие нетрадиционные способы рисования можно использовать дома? Кляксография, рисование солью, рисование пальцами. Мыльными пузырями, разбрызгиванием т.д. Разве вам неинтересно узнать, что получится, если рисовать тряпкой или скомканной бумагой? Рисовать можно как угодно и чем угодно! Лёжа на полу, под столом, на столе. На листочке дерева, на газете. Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. А из каракуль и мазни в конце концов вырисовывается узнаваемый объект –Я. Ничем незамутнённая радость удовлетворения от того, что и «это сделал Я – всё это моё!». Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво. Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни. Разнообразие изобразительных материалов делает изобразительную деятельность более привлекательной, интересной, а по мере овладения разными материалами у детей формируется своя манера изображения. Один из любимых детьми способов нетрадиционного рисования – рисование солью. Она обладает не только интересными декоративными возможностями, но и весьма удобна в обращении. Любят дети рисовать и…мыльными пузырями. Рисовать можно способом выдувания. А ведь можно рисовать и зубной щёткой, и ватой, и пальцем, ладонью, тампоном, мятой бумагой, трубочкой гоняя краску (каплю) по листу бумаги, печатать разными предметами, создавать композиции свечкой, помадой, ступнями… Дерзайте, фантазируйте! И к вам придёт радость – радость творчества, удивления и единения с вашими детьми. Рисовальное искусство обладает многообразием техник и их нужно использовать в работе с детьми. Использование различных материалов обогащает детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, повысит эстетическую сторону рисунка. Виды и техники нетрадиционного рисования Нетрадиционные изобразительные виды и техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе. Виды и техники нетрадиционного рисования:  Рисование: - пальцами (ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу); - ладошкой (ребенок окрашивает ладошку с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге); - пёрышком (пёрышки различного размера опускаются в гуашь, затем проводятся по листу); - нитками (ниткография) (нужно опустить нитки в краску, чтобы они пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Затем уложить нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрыть чистым листом бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги); - монотипия (ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные. После рисования части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка); - рисование методом тычка (нужно взять любой подходящий предмет, например ватную палочку, опустить ее в краску и точным движением сверху вниз сделать тычки по альбомному листу); - рисование мыльными пузырями (опустить трубочку в смесь (гуашь, мыло) и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Чистый лист бумаги прикоснуть к пузырям, как бы перенося их на бумагу); - рисование на мокрой бумаге (нужно намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов); - восковые мелки + акварель (восковыми мелками рисуется предмет или образ, затем сверху покрывается акварелью); - свеча + акварель - граттаж (ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок); - набрызг (ребенок набирает краску на зубную щётку и ударяет ею о картон, который держит над бумагой, краска разбрызгивается на бумагу); - тычок жесткой (щетина) полусухой кистью (ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге); - солью; - песком; - опилками; - углём; - манкой и т.д.  Оттиск: - поролоном (поролоновую губку обмакнуть в гуашь, затем, ставя печатки, разукрашивать предмет); - мятой бумагой (смять тонкий лист бумаги, обмакнуть его в краску и осторожно, ставя печатки, разукрашивать предмет); - пенопластом; - пробкой, - листьями или печатками из ластика (ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка) и т.д.  Кляксография: - обычная (в процессе рисования сначала получают спонтанные изображения, затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом); - с трубочкой (на сухой фон внизу нанести каплю темной краски (черная, коричневая или зеленая), затем подуть из трубочки на каплю, как будто толкая её вперед); - с ниточкой.  Печать: - по трафарету (на чистый лист бумаги наложить трафарет, опустить губку в краску, затем прижать ее к бумаге, где траферетный рисунок); - шишкой, колоском и др. (ребенок покрывает шишку или колосок краской, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка)

Занятие по cенсорике

Тема: «Чудесный мешочек».

Задачи: Научить детей раскладывать предметы по форме, называя его: шарик, кирпичик, кубик. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать доброжелательное отношение к своим друзьям и интерес к занятию. Материал: два набора геометрических форм, чудесный мешочек.

Ход: На занятие приходит Гномик с чудесным мешочком.

Гномик: - Здравствуйте, дети, я хочу сегодня поиграть с вами. А вы хотите? - Ребята посмотрите, что я вам принес?

(достает геометрические формы, дети рассматривают их, называют и выставляют на столе). 

Гномик: - А еще в чудесном мешочке у меня есть что-то. - Только надо взять рукой, не смотреть и на ощупь определить, что это такое и положить рядом с таким же лежащим на столе.

Физкультминутка: 

Утром гномы в лес пошли (шаг на месте) 

По дороге гриб нашли (наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе) 

А за ним-то раз, два, три (наклоны туловища из стороны в сторону) Показались ещё три! (руки вперёд, затем в сторону)

И пока грибы срывали, (наклоны вперёд, руки к полу)

Гномы в садик опоздали (руки к щекам и покачать головой)

Побежали, заспешили (бег на месте)

И грибы все уронили! (присесть) 

Гномик: - Катя, достань из мешочка вот такую фигуру.

(Дети ищут ту же фигуру, которую показывает воспитатель, более сильным дает словесное указание, что взять).

После игры дети благодарят Гномика и приглашают прийти еще.

"Способы развития сенсомоторных компонентов психической деятельности ребенка"

В структуре психической деятельности человека различают три основные группы компонентов: психические процессы, свойства и состояния. 1. Психические процессы составляют основу психической деятельности: (ощущения, восприятия, память и др.). 2. Психические свойства – это качества личности: характер, темперамент. 3. Психические состояния человека – устойчивая структурная организация всех компонентов психики. Одним из основновополагающих процессов является сенсомоторное воспитание . Сенсомоторика — чувство, ощущение и — двигатель) — область изучения взаимодействия сенсорных и моторных (двигательных) компонентов в психической деятельности. Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсомоторное развитие является одной важной частью единого планомерного развития и воспитания дошкольников. Особая роль в сенсорном развитии детей отводится предметно-игровой форме обучения. Занятия по сенсорному развитию начинают со знакомства с цветом и формой предметов. Для начала используют яркие цвета и простые признаки формы предмета: длинный, короткий, большой, маленький, круглый, квадратный, треугольный, и др. На следующих этапах обучения цветовая палитра и форма предметов усложняются, добавляются различные возможности ими оперировать (складывать их между собой, нанизывать, вставлять и т.д.). Сенсорные игрушки учат мыслить, запоминать, анализировать, синтезировать, обобщать, экспериментировать и т.д., что в свою очередь значительно развивает умственные способности детей. Сегодня в магазинах можно встретить множество игрушек и книг, которые влияют на сенсорное развитие детей. Однако родителям необходимо понимать, что и книги, и игрушки являются лишь дополнительными средствами и не могут полностью заменить исследования реального мира, а также общение с окружающими. Дети очень любознательны и легко присоединяются к деятельности взрослых. Объясняя свои действия и рассказывая об окружающих предметах и явлениях (например, во время прогулки, приготовления пищи, игр и др.), взрослые помогают развиваться сенсорным способностям малышей. Для сенсорного развития ребенка важно, чтобы он научился сопоставлять данные, которые его мозг получает от различных органов чувств, и объединять их в единое целое. То есть, например, показывая малышу цветок, надо использовать все возможные органы чувств, которые можно задействовать в данной ситуации: рассказать о цвете, форме и дать понюхать. В раннем детстве – восприятие и зрительно-двигательные действия, остаются очень несовершенными. Однако складывается новый тип внешних ориентировочных действий – примеривание, а позднее – зрительное соотнесение предметов по их признакам; Начиная со второго года, ребенок под влиянием взрослых может действовать одним предметом на другой. В связи с этим, изменяется его восприятие. На данной генетической ступени становится возможным предвидение... В дошкольном возрасте восприятие - это особая познавательная деятельность, имеющая свои цели, задачи, средства и способы осуществления. К старшему дошкольному возрасту обследование приобретает характер экспериментирования, Сенсорное развитие следует осуществлять в тесном единстве с психомоторным развитием. Чтобы взять предмет одной рукой, ребенок должен быть уже «моторно готовым» к этому. Если он не может схватить предмет, то не сможет и ощутить его. Только при бимануальном (двумя руками) ощупывании предмета происходит его пространственное изучение. Развитие моторики обеспечивает развитие других систем. Для того чтобы эффективно определять форму, объем и размер предмета, ребенок должен иметь хорошо развитые скоординированные движения мышц обеих рук, мышц глаз и мышц шеи. Таким образом, три г р у п п ы м ы ш ц о б е с п е ч и в а ю т ф у н к ц и ю в о с п р и я т и я . Известно, что точность движений при обследовании предметов достигается путем развития мелкой моторики кисти руки, формированием глазодвигательных (зрительно-моторных) координаций; для полноценной пространственной ориентировки следует владеть своим телом, осознавать расположение отдельных его частей (головы, рук, ног и др.) в статическом и динамическом режимах — таких примеров можно привести множество. Крупная моторика - это совокупность действий для выполнения какой-либо задачи. Бег, ползание, прыжки, ходьба, наклоны и т.д. - все это относится к крупной моторике. Если, например, перед ребенком стоит задача - поднять упавшую игрушку. Он сначала подойдет к ней, наклонится, протянет руку, возьмет игрушку, выпрямится - вот сколько действий ребенок сделает, что бы игрушка очутилась у него в руках. Все эти действия относятся к крупной моторике. Крупная моторика это основа, вначале ребенок осваивает крупную моторику, а потом к ней постепенно добавляются навыки мелкой моторики. Мелкая моторика - это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы. Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание - это все мелкая моторика. Мелкая моторика развивает творческие способности у ребенка. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Давно известна зависимость речи от степени подвижности пальцев рук (в виду близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга, возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию). Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с десятимесячного возраста. Систематические упражнения по тренировке движения пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, «мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребёнка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. При выполнении мелких движений пальцев рук происходит ещё и давление кончиков пальцев, а импульсы от них активизируют незрелые клетки коры головного мозга, «отвечающие» за формирование речи ребёнка. В социализированных движениях это движения пальцев руки и элементов артикуляционного аппарата. Движения рук управляются несколькими механизмами: А) чувствительность пальцев обеспечивает восприятие формы, веса, температуры, шероховатости, твёрдости и мягкости предметов; Б) механизм регуляции тонуса и силы сокращения мышц позволяет выполнять движения точно и быстро; В) кинетическая (двигательная) память обеспечивает автоматизацию навыков; Г) зрение и мышление позволяют ребёнку ориентироваться в расположении предметов в пространстве, оценивать их параметры; выполнять целенаправленные движения; планировать и исправлять ошибки. Чем старше становится ребёнок, тем большую роль приобретает влияние мелких движений пальцев рук на формирование его психических процессов. Так, учёные установили, что уровень психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности тонкой моторики рук. Урунтаева Г. А. следующим образом описывает три периода сенсомоторного развития ребенка, которые обуславливают взаимовлияние на нормативное формирование восприятия, моторики и высших психических функций, в частности, речи. Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, воздействие на которые влечет воздействие на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Регулярные игры с пальчиками и продуктивная деятельность улучшают умственные способности ребёнка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечнососудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. Японская акупунктура – тому подтверждение. На кистях рук расположены множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по адаптации ребёнка к детскому саду

Рекомендации родителям по адаптации ребёнка к детскому саду...

Рекомендации родителям по успешной адаптации ребёнка к условиям детского сада

рекомендации по успешной  адаптации  в детском саду...

Рекомендации родителям по адаптации ребёнка в детском саду. Типичные ошибки родителей.

Данные рекомендации помогут родителям избежать некоторых ошибок в период адаптации ребёнка в новой обстановке....

Памятка для родителей "Рекомендации по адаптации ребёнка".

Памятка для родителей "Рекомендации по адаптации"....

Буклет " Рекомендации родителям. Адаптация ребёнка в ДОУ"

Буклет " Рекомендации родителям. Адаптация ребёнка в ДОУ"...