Жанры педагогического общения
статья

Основой сложного процесса обучения является два вида деятельности – деятельность педагога и деятельность обучаемого.

Педагогический диалог – это типизированное речевое построение, модель, отражающая специфические условия и цели общения...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhanry_pedagogicheskogo_obshcheniya.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

ЖАНРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Основой сложного процесса обучения является два вида деятельности – деятельность педагога и деятельность обучаемого. Главной составляющей процесса обучения является урок – основная форма организации работы в школе. Каждый урок решает конкретную образовательную задачу и характеризуется целостностью и завершенностью. Урок – это этап в формировании знаний, навыков учащихся, всестороннее их развитие.

Каждый урок состоит из определенных этапов, каждый из которых решает свою задачу. Важнейший из них – объяснение нового материала. На данном этапе с целью развития мышления и  коммуникативных навыков, как правило, используется педагогический диалог.

Педагогический диалог – это типизированное речевое построение, модель, отражающая специфические условия и цели общения учителя и учащегося на уроке, как жанр педагогического общения.

Знания, необходимые для создания педагогического диалога:

  1. Знание совокупности экстралингвистических факторов.  

К экстралингвистическим факторам в учебном диалоге следует отнести обстановку, в которой протекает общение, содержательно-тематическую сторону коммуникации, функции и социально-коммуникативные отношения участников (адресанта – адресата) общения.

  1. Знание типичных структурно смысловых частей диалогического текста, то есть его логический каркас, развитие темы, соотношение между аналитическими, событийными и оценочными компонентами текста.
  2. Знание специфики речевой организации педагогического диалога в различных учебных ситуациях. Педагог должен учитывать насколько учащиеся ориентируются в теме, каков их уровень знаний.

На этапе объяснения педагогический диалог представляет собой текст, отражающий процесс общения учителя и учащихся на уроке. В объяснительной речи учителя могут присутствовать как «устные» и разговорные» компоненты так и научно- популярные и учебные стили.

Основными признаками педагогического диалога на этапе объяснения являются: информативность, тематическое единство, целостность, стилистическое и интонационное единство, связность, завершенность.

Основной текстовой категорией является информативная категория.

Виды информации:

 - содержательно-фактуальная. Как видно из названия, такая информация содержит факты о событиях.

- содержательно-концептуальная, содержит понимание автором фактов и событий и взаимосвязи между ними, описанными средствами содержательно -фактуальной информации.

Если текст можно озаглавить, выделить «смысловое ядро», можно говорить о тематическом единстве или тематической целостности текста – еще одним важным текстовым признаком.

Различают три структурносмысловые части:

  1.  Зачин (начальный этап диалога) -  чаще всего включает вступительное слово учителя, специальные задания, направленные на установление связей с ранее изученным, а также формулировку проблемы, требующей разрешения.;
  2. Средняя часть (этап середины диалога) является наиболее объемной и содержательной, включает в себя сам процесс разрешения проблемы.
  3. Концовка (этап завершения диалога)– это разрешение проблемы и обобщение, подведение итогов.

Композиционное членение диалогического текста на структурносмысловые части помогают осуществлять специфические речевые средства, называемые композиционными сигналами. Примеры композиционных сигналов указаны в таблице 1.

                                                                                                                                                               Таблица 1.

Зачин

Средняя часть

Заключительная часть

- вспомним тему прошлого урока;

 – мы с вами уже говорили, что…;  

– мы знаем, что…;  

– вы уже знаете, что…;  

– сегодня на уроке мы повторим…;  

– прежде чем начать новую тему, вспомним…;

– повторим тему...;

– прежде чем озвучить тему урока, послушайте стихотворение…;

– запишите новую тему и определите задачи....

– начинаем рассуждать так…; – самое главное в нашей проблеме – это…;

– именем прилагательным называется…;

 – определение звучит так…;

 – первая часть проблемы может быть сформулирована и записана так…;

 – переходим к главному. Обратите внимание на то, что…;

 – подчеркнем главную информацию…;

 – обратите внимание на пример. Он подтверждает основную мысль о том, что…

– итак, мы повторили…;

– таким образом, мы с вами назвали…;

– подведем итог…;

– сделаем вывод…;

– следовательно…

Следующий жанр- это доклад – персоналия.

Персоналия (лат. personalia — личные сведения)  – речь идет о жизни известной персоны в той или иной области.

Основными компонентами жанра персоналии являются:

- краткие биографические сведения

-  указание даты и места проживания

- достижения в профессиональной деятельности (должности)

- гражданская позиция

- информация о семье

- о семейных ценностях

- отношения с сослуживцами

- вероисповедание

- характеристика поступков

- комментарии современников и т.д.

Оживляют доклады-персоналии рассказы о самых ярких фактах жизни лиц, а смешные происшествия в их жизни делают героев ближе и доступнее.  

Приведем для примера вставки мемуарного характера:

– Особый интерес вызывает период жизни нашего героя с… по …. год.   Современники вспоминают ….

 –  О неординарности личности нашего героя свидетельствует…. Об этом говорят все, кто хоть раз встречался с этим человеком.

– Современники говорили о нашем герое так...

 – На пике славы наш герой оказался, благодаря…

 – Трагические события, произошедшие с нашим героем в… году, предопределили его дальнейшую судьбу…

 – Личная жизнь нашего героя была насыщенной… .    

Педагогическая характеристика

Педагогическая характеристика – вид текста аргументативного типа, где обосновываются оценочные суждения об ученике или группе учеников путем приведения в качестве доказательств наблюдений над поведением, учебой и т.д.

Характеристика имеет структуру текста-рассуждения, где в тезисах отмечаются качества характера, особенности личности ребенка (группы детей), а аргументами являются конкретные факты жизни, поведения ученика(-ов); в качестве заключения выступают психолого-педагогические выводы, рекомендации, советы.

Виды школьных характеристик в связи с уточнением сферы применения указаны в таблице 2.

                                                                                                 Таблица 2.

Вид характеристики, ее элементы

Сфера применения

Письменный текст в деловом стиле

Для государственного учреждения

письменные и устные тексты с  элементами разговорного и публицистического стилей

Отношения учитель- ученик, учитель – родитель.

психологическое исследование

научной сфере общения

 

Характеристики существуют также в жанрах портретного очерка, письма-рекомендации, письма-напутствия, дневниковой записи и т.д. (см.: Педагогическое речеведение : словарь-справочник. Изд. 2-е, испр. и доп. М., 1998).

Типичные компоненты содержания школьных характеристик:

– краткое упоминание о семье;

– указание на вероисповедание;

– духовное развитие;

– способности;

 – прилежание;

– любознательность;

 – круг интересов;

– нрав (характер);

– поведенческие особенности;

 – уровень дисциплинированности;

 – уровень воспитанности;

– волевые качества;

 – уровень подверженности влиянию других;

 – отношение к критике;

– отношение к учебе;

 – отношения со сверстниками;

– отношения со старшими;

– отношения с родителями;

 – отношение к общественной работе;

– социально-психологическая направленность;

– физическое развитие;

– опрятность;

 – бережливость;

– цели и устремления;

– общая психологическая характеристика;

– уровень интеллектуального развития;

– уровень притязаний;

– положение, место и роль в коллективе.

Опорные конструкции характеристики положительного ученика:

– Ф. И. обучается в МОУ … с … класса. За это время показал хороший уровень успеваемости по основным предметам. Среди школьных предметов отдаёт предпочтение … дисциплинам. Ежегодно принимает участие в школьных и районных предметных олимпиадах; ежегодно имеет призовые места.

Ф.И. активно участвует в общешкольных мероприятиях и общественной жизни класса, мероприятиях патриотического характера.

В классе Ф.И. пользуется авторитетом и уважением со стороны одноклассников, отношения с одноклассниками дружеские. Ф.И. обладает спокойным и уравновешенным характером, тактичен и коммуникабелен.

Ф.И. воспитывается в полной семье. Воспитан, вежлив, доброжелателен. Всегда опрятен, подтянут. Взаимоотношения в семье тёплые и доброжелательные. Родители обеспечивают комфортные условия для полноценного обучения и воспитания сына.

Ф.И. посещает секцию … занимает призовые места в районных и городских соревнованиях.

Физически здоров. Вредных привычек не имеет.

К уголовной и административной ответственности не привлекался.

Опорная конструкция характеристики трудного выпускника:

Ф.И. обучается в … с… класса. Состоит на внутришкольном учете с … класса за нарушения дисциплины. Состав семьи Ф.И.: мать – … отец... В настоящее время родители проживают раздельно. Иван проживает с матерью на съемной квартире. Мать … работает … в …. Отец не участвует в воспитании, материально не помогает, злоупотребляет спиртными напитками.

Ф.И. внешне опрятен, хорошо одет, имеет все необходимые школьные принадлежности и учебники, предоставленные ему в пользование школой.

Успеваемость Ф.И. по основным предметам низкая. Отношение к процессу обучения отрицательное, мотивация отсутствует. Домашние задания выполняет редко. На замечания учителей  реагирует неадекватно. Конфликтный, вспыльчивый, неуравновешенный. Имеет завышенную самооценку. В течение последних… лет обучения допускал многочисленные нарушения дисциплины на уроках и внеурочное время, грубое отношение к одноклассникам. Имело место высказывание в нецензурной форме на уроке.., нецензурная брань в адрес одноклассников. Уклоняется от участия в общешкольных мероприятиях. Общественные поручения выполняет неохотно. К общественному имуществу относится неуважительно.

Физически развит. Посещает … секцию.

В бродяжничестве, воровстве, употреблении алкоголя и ПАВ в школе не был замечен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое общение

Выступление для воспитателей на семинаре...

Стили педагогического общения. Общение родителей с детьми.

В данном реферате я  разбирала разные стили педагогического общения, общения родителей с детьми....

Стили педагогического общения. Общение родителей с детьми.

В данном реферате я  разбирала разные стили педагогического общения, общения родителей с детьми....

Педагогическое общение как особый вид творчества

Педагогический процесс - это взаимодействие между педагогом и учащимися. А значит, от того, каков характер общения, может зависеть и результат педагогической работы....

Статья. Виды общения. Функции педагогического общения.

Общение и как важно через общение правильно взаимодействовать с детьми....

Психолого - педагогические основы общения. "Условия оптимизации педагогического общения".

Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. Именно в общении происходят восприятие, понимание и оценка человека человеком. Целью педагогиче...

Выступление на педагогическом совете "Конфликты в педагогическом общении"

Понятие и сущность педагогического конфликта, причины возникновения и методы урегулирования....