Рекомендации для педагогов, направленные на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка

Конструирование, рисование, моделирование, лепка, а также такие виды детской деятельности, как драматизация, игры могут успешно применяться в обучении детей для совершенствования психических процессов, в том числе воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_pedagogov.docx22.14 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Начальная школа-детский сад №14»

Рекомендации для педагогов, направленные

на развитие воображения

у детей старшего дошкольного возраста

Старший воспитатель

Мелешкина Т.В.

Декабрь, 2017 г.

Конструирование, рисование, моделирование, лепка, а также такие виды детской деятельности, как драматизация, игры могут успешно применяться в обучении детей для совершенствования психических процессов, в том числе воображения.

Для того, чтобы деятельность представляла собой эффективное средство совершенствования творческого воображения, она должна отвечать принципам развивающего обучения, которые предполагают, что обучение должно вести за собой совершенствование, при этом ориентироваться на элементы способностей, еще не совсем сформированные, но должны сформироваться при данном обучении.

Одно из средств активизации детей – это наглядное и словесное поощрение их деятельности со стороны педагога, введение элемента соревновательности на занятиях. Значительное внимание необходимо акцентировать на формировании проблемных ситуаций, постановке логических задач, которые предполагают неоднозначность исполнения, предоставлять детям конкретную самостоятельность.

Система работы по совершенствованию творческого воображения должна формироваться на принципах развивающего обучения, на основе деятельностного подхода, а также на нижеуказанных положениях:

1) Создание операциональных элементов творческого воображения с помощью совершенствования у детей способностей к комбинированию, переконструированию элементов опыта (т.е. комбинаторных навыков). Спонтанное совершенствование данных навыков происходит довольно медленно, поэтому работа по их целенаправленному созданию выходит на первый план в обучении. Внимание необходимо акцентировать на формировании у детей операции – реконструкция на основе «включения», которая позволяет вариативно применять один и то же элемент для формирования разных образов.

2) Создание структурных компонентов творческого воображения с помощью обогащения эмоционально-чувственного опыта детей, расширения кругозора, повышения объема их представлений об окружающей действительности.

3) Формирование условий для создания комбинаторных механизмов воображения: постановки логических задач, проблемных ситуаций, неоднозначность решения которых стимулирует деятельность воображения .

Специалисты ищут успешные пути и средства совершенствования воображения в разных видах деятельности и, каждый педагог знает: способность детей придумывать, сочинять, рисовать требует целенаправленного и систематического совершенствования и заключается в развитии воображения, то есть формировании новых образов на материале прошлого восприятия.

Доказано, что  изобразительная деятельность совершенствует:

1) образное мышление - творческой профессии;

2) эстетическое восприятие, учит рассматривать эстетические свойства предметов, красоту и разнообразие формы, сочетания оттенков и цветов;

3) воображение, без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность и развивающиеся на основе комбинированные образы;

4) эмоциональное отношение к объектам эстетического характера (жизнь, искусство, природа) - удовлетворение в деятельности потребностей ребенка: коммуникативных и интеллектуальных;

5) владение способами деятельности – свобода и независимость в творческом проявлении.

Совершая творческое воображение в изобразительной деятельности, развиваются познавательные процессы, способность к творчеству, создается личность ребенка .

Итак, педагогам необходимо использовать следующие занятия, которые разбиты на 2 блока (простые и сложные).

Первый блок состоит из следующих занятий: «Набрызг», «Печать от руки», «Кляксография», «Монотипия», «Волшебные картинки». Данный блок занятий направлен на то, чтобы создать у детей умение рассмотреть различные образы в получившемся изображении. Также данные занятия способствуют созданию способа включения, в связи с тем, что данные техники предоставляют возможность детям при рисовании добавлять (додумывать, дорисовывать) к получившемуся рисунку разные элементы, получая новый образ.

Второй блок включает в себя более сложные техники нетрадиционного рисования: «Печатка», «Рисование по сырой бумаге», «Рисование по мятой бумаге», «Тампонирование», «Цветные ниточки», «Граттаж», «Рисование свечой». К примеру, такие техники, как рисование по мятой и по сырой бумаге,  заставляли детей размышлять над тем, что именно можно нарисовать на каждой из этих бумаг.

Длительность занятий, на которых детей следует ознакомить с нетрадиционными техниками рисования – 20-25 минут. Занятия необходимо проводить 2-3 раза в неделю.

Занятие 1. «Набрызг». Зубной щеткой набрать краску, а стекой проводить по поверхности щетки к себе.

Занятие 2. «Печать от руки». Обмакнуть часть или всю ладонь в краску и оставить на бумаге отпечаток. Можно «раскрасить» ладонь в цвета. К отпечатку ладони, например, добавить отпечаток одного или двух пальцев в различных комбинациях.

Занятие 3. «Монотипия». Нарисовать половину круга на правой стороне бумаги, согнуть пополам, левой стороной прижать и разгладить.

Занятие 4. «Кляксография». Поставить яркую кляксу. Трубочкой подуть на нее.

Занятие 5. «Печатка». Взять ластик, нарисовать на торце рисунок и срезать все ненужное. Печатка готова. Прижать ее к подушечке краской, затем к листу бумаги.

Занятие 6. «Рисование по сырой бумаге». Будут необходимы влажные салфетки, емкость с водой. Намочить бумагу и разместить ее на влажной салфетке (чтобы бумага не высохла). Взять акварельный мелок и нарисовать что-нибудь.

Занятие 7. «Рисование по мятой бумаге». Смять аккуратно лист бумаги, развернуть, нанести краску.

Занятие 8. «Цветные ниточки». Длина нити 25-30 см, окрасить их в разные цвета, выложить на одной стороне сложенного пополам листа. Концы ниток вывести наружу. Прижать стороны листа, разгладить, не снимая ладонь с бумаги. Правой рукой выдернуть нити. Развернуть.

Занятие 9. «Рисование восковыми мелками или свечой». Краска скатывается с поверхности, по которой провели восковым мелком или свечой. Берем большой тампон с краской или флейцевую кисть, ведем по листу - на цветном фоне формируется рисунок.

Занятие 10. «Тампонирование». Сделать тампон из куска поролона или марли. Штемпельная подушка – это палитра. Набрать краску и легкими прикосновениями к бумаге рисовать что-либо легкое, пушистое, воздушное.

Занятие 11. «Граттаж». Нанести цветной фон акварелью на бумагу, подсушить. Весь фон в полном объеме затереть воском, свечой или парафином. Налить черной гуаши, добавить немного шампуня и тщательно перемешать. Покрыть данной смесью парафиновый лист. «Холст» готов. Взять заостренную палочку и процарапать рисунок.

Занятие 12. «Рисование мыльной пеной». Намылить поролоновую губку и выжать из нее пену в тарелочку. На листе бумаги карандашом нарисовать контур. На карандашный рисунок наложить чистое оргстекло. Мыльной пеной раскрасить на стекле рисунок, лежащий под стеклом. Кисточкой взять пену и опустить в акварельную краску необходимого цвета. Рисовать раскрашенной пеной на стекле, дать ей высохнуть. Чистый лист бумаги слегка смочить водой и влажной стороной наложить на оргстекло, прижать, после этого оторвать от стекла.

Список литературы

  1. Алабина Л.В. Сборник упражнений и дидактических игр: Учебно-методическое пособие. - М.: Педагогика, 2013. – 243 с.
  2. Алябьева Е.А. Игры для детей 4-7 лет: развитие речи и воображения. - М.: ТЦ Сфера, 2015. – 128 с.
  3. Боровик О. В. Развитие воображения. - М.: ООО «ЦГЛ «РОН», 2015. - 112 с.
  4. Ильина М.В. Воображение и творческое мышление: Психодиагностические методики. - М., 2014.

  5.Косякова О.О. Детская психология. - Ростов н/д: Феникс, 2015. - 362 с.

6.  Мануйленко З. В. Развитие воображения у детей дошкольного возраста в игре // Дошкольное воспитание. - 2014.  №7.  С. 33-41.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста Дети и театр».

«Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста Дети и театр»....

Картотека игр направленных на развитие социализации детей старшего дошкольного возраста

Картотека игр направленных на развитие социализации детей старшего дошкольного возраста...

Брошюра «Социо - игровая технология» Картотека игр, направленных на развитие социализации детей старшего дошкольного возраста.

laquo;Социо - игровая технология» Картотека игр, направленных на развитие социализации детей старшего дошкольного возраста.«Сделать серьёзное занятие для ребенка занимательным -  пер...

Картотека игр, направленных на развитие социализации детей старшего дошкольного возраста (по В.М. Букатову)

1 правило: используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников».2 правило: Смена лидерства.3 правило: Обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен.4 пра...

Дидактические игры, направленные на развитие внимания детей старшего дошкольного возраста

Осуществлению  работы, направленной на развитие внимания детей старшего дошкольного возраста помогут дидактические игры, которые имеют простое содержание, несложную инструкцию и интересны д...

Рекомендации для педагогов. Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста для снятия напряжения и обучения конструктивному выходу гнева

Игры направленные на снятие снятие негативных переживаний и отреагирование агрессивных тенденций....