Главные вкладки

    Статья для родителей:"Значение семьи для формирования позитивной самооценки дошкольника".
    статья

    Рокицкая Оксана Геннадьевна

    Ребенок оценивает себя так, как оценивают его окружающие, и прежде всего родители. Родители так же формируют у ребенка определенные личностные ценности, идеалы, эталоны, на которые следует равняться, намечают планы, которые необходимо выполнить, определяют стандарты выполнения тех или иных действий.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Значение семьи для формирования позитивной самооценки дошкольника.

          Старший дошкольный возраст характеризуется, прежде всего, тем, что происходит базисное становление самооценки и наиболее значимое влияние на формирование детской самооценки оказывают родители. Представления о том, каким должен быть ребенок (родительский образ ребенка), формируется еще до рождения малыша и определяет стиль воспитания в семье. Руководствуясь собственными представлениями о том, каким должен быть ребенок, родители оценивают его реальную деятельность и поведение. Усвоенные от родителей оценки становятся собственными оценками ребенка. Ребенок оценивает себя так, как оценивают его окружающие, и прежде всего родители. Родители так же формируют у ребенка определенные личностные ценности, идеалы, эталоны, на которые следует равняться, намечают планы, которые необходимо выполнить, определяют стандарты выполнения тех или иных действий. Если они реалистичны и соответствуют возможностям ребенка, то достижение целей, реализация планов, способствуют формированию позитивного образа «Я» и положительной самооценки. Если же цели и планы нереалистичны, стандарты и требования завышены, то неуспех приводит к потере веры в себя, формированию заниженной самооценки и негативного образа «Я».

    Что же такое, самооценка?

    Самооце́нка — представление человека о важности своей личности и деятельности среди других людей; оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто. (Википедия)

    С. Л. Рубинштейн (Россия) считал её стержнем самосознания и показателем уровня развития каждого отдельного человека и одним из главных условий превращения индивида в личность.

    Самооценка – это то, как личность оценивает себя, свои возможности, качества и место среди других людей.

    Если обобщить работы отечественных и зарубежных психологов, самооценку можно определить как личностное образование, формирующееся под влиянием внешних факторов и саморазвития, регулирующее поведение человека и отражающее своеобразие его внутреннего мира.

    Самооценка ребенка формируется под воздействием факторов:

    • Влияние родителей, их оценка и личный пример;
    • Средства массовой информации, информационные технологии;
    • Социальное окружение;
    • Образовательные учреждения (дошкольные, средние и т.д.);
    • Воспитание;
    • Особенности личности самого ребенка, уровень его интеллектуального развития;
    • Направленность личности ребенка и уровень его притязаний.

    И формирование самооценки проходит следующие этапы:

    1. Недифференцированное отношение ребенка к оценке его поступков со стороны взрослых; появление дифференцированного отношения к оценкам взрослых своих поступков;
    2. Появление способности самостоятельно оценивать свои поступки;
    3. Появление способности к самооценке не только поступков, но и различного рода эмоциональных состояний;
    4. Появление способности к самосознанию.

    Самооценка бывает:

    - устойчивая;              -неустойчивая;

    -адекватная;                -неадекватная (завышенная, заниженная)

    Дети с заниженной самооценкой недооценивают себя по сравнению с тем, что они в реальности представляют, видят в себе только негативные качества, часто испытывают неуверенность в своих силах, мнительность, пассивность, обидчивость, ранимость, замкнутость, все это приводит к трудностям в общении, взаимодействии между детьми и взрослыми, мешает устанавливать контакты.

    Дети с завышенной самооценкой приписывают  себе зачастую только хорошие, положительные качества, переоценивая себя, отличаются самоуверенностью, высокомерием, бестактностью, безразличны к мнению других. Все эти качества отрицательно воспринимаются ровесниками.

    Адекватная и неадекватная самооценка делится на две группы: устойчивая и неустойчивая. Устойчивая самооценка – это та, которая не меняется под воздействием каких либо факторов, с трудом исправляется. Неустойчивая самооценка более подвижна, ее возможно корректировать. Самооценка старшего дошкольника характеризуется неустойчивостью, и, потому хорошо поддается воздействию, в результате чего увеличиваются возможности направленного формирования самооценки.

              В дошкольном возрасте огромное влияние на самооценку оказывают родители. Опыт, который ребенок приобретает в семье, сохраняется на долгие годы. Поэтому тема воспитания в семье интересна для ученых и практиков в области психологии и социологии. Ребенок на этом возрастном этапе готовится принять новую социальную роль – роль школьника, для которой имеют значение следующие качества: анализ, самоконтроль, оценивание себя и других, способность к принятию чужих оценок. В.Э. Пахальян (московский ученый) в своей работе исследовал связь между принятой формой общения в семье и степенью адекватности и устойчивости самооценки ребенка. Им было выделено два типа общения: доверительное и регламентированное (формально-ролевое общение, содержание и средства которого регламентированы социальными ролями, «родитель-ребенок»). Важно отметить, что адекватная и устойчивая самооценка наблюдалась у детей, которые имели доверительные отношения с родителями. В то время как дети, воспитывающиеся в семьях с регламентированным типом общения, часто обладали неустойчивой и неадекватной самооценкой. Можно предположить, что для развития позитивной самооценки ребенка необходима эмоциональная заинтересованность родителей в том, что важно ребенку. При этом взрослые должны устанавливать четкие, ясные правила, регулирующие поведение, и дающие возможность воспитываться самостоятельности ребенка. Ребенок этого возраста в определенных ситуациях уже способен сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как «надо» (хочется посмотреть мультики, но мама просит сходить в магазин).

    Ощущение самоценности может сложиться в той семье, где царит любовь, где дети и взрослые уважают и понимают друг друга, где общение доверительно, где ошибки служат для получения опыта, где ребенок чувствует себя нужным и любимым. Такой является зрелая, благополучная семья. В неблагополучной  семье дети часто несчастны, здесь правила безжалостны, чрезмерная критика, страх наказания. Очевидно, что в такой семье у детей самооценка занижена. На развитие самооценки влияют правила установленные в семье. Имеются семьи, в которых принято говорить только о хорошем, положительном, правильном, следовательно, проблемы настоящей жизни не обсуждаются. Любые запреты такого рода порождает обман со стороны детей, отчужденность, ненависть по отношению к родителям. Повышенная беспомощность и враждебность зарождает низкую самооценку.

    В работах отечественных психологов были исследованы влияние самооценки на восприятие, представление, решение интеллектуальных задач, определены приемы формирования адекватной самооценки, а в случае ее искаженного развития – способы ее преобразования через воспитание. Дети старшего дошкольного возраста по большей части оценивают себя позитивно, а неудачи связывают со сложившимися обстоятельствами. Для ребенка значимо не просто общение, а общение со взрослыми. Доброжелательное отношение к ребенку со стороны взрослых становится одним из существенных условий его развития. Через стремление к исполнению общественно важной и общественно оцениваемой деятельности у ребенка старшего дошкольного возраста рождается понимание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может. В конечном счете, все выше описанное, очевидно влияет на базисное построение самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебная программа "Формирование позитивной самооценки у дошкольников"СОГЛАСИЕ"

    Заниженная самооценка может привести к нарушению поведения ребенка. Проявления негативной самооценки могут быть самые разные: от снижения работоспособности, до проявления агрессии.Негативная самооценк...

    Статья «Значение семьи в формировании личности».

    Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полны...

    Значение имиджа в формировании позитивного образа педагога

    В современном мире детский сад является не просто детским учреждением, а скорее организацией, которое предоставляет образовательные услуги, конкурирует с другими организациями своего профиля. И жизнес...

    Консультация для родителей: "Роль семьи в формировании игровой деятельности дошкольников".

    Советы родителям о методах и условиях, необходимых для успешного формирования игровой деятельности у дошкольников....

    Картотека игр для формирования позитивной самооценки ребенка и снижения уровня тревожности.

    Систематизированный набор игр, позволяющий формировать позитивную самооценку и снижать высокий уровень тревожности  у детей....

    Консультация для родителей "Значение пения в формировании общей музыкальности дошкольников"

    Консультация для родителей "Значение пения в формировании общей музыкальности дошкольников"...