Главные вкладки

    Статья на тему:
    Статья «Значение семьи в формировании личности».

    Сулименко Надежда Владимировна

    Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_znachenie_semi_v_formirovanii_lichnosti.doc31 КБ

    Предварительный просмотр:

    Статья «Значение семьи в формировании личности».

    Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.

    Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку оно дает ребенку всю гамму чувств, широчайший круг представлений о жизни. Кроме того, его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным, воспитанием. Уникальность домашнего воспитания объясняется, прежде всего, его первичностью, особой значимостью близких взрослых в жизни ребенка в силу его биологической и психологической зависимости от них. Процесс воспитания оптимизируется благодаря развитию у малыша ценных потребностей, какими являются потребности в общении, в получении новых впечатлений (позднее - в познании), в двигательной активности, в признании в любви и т.д. Далеко не любые взрослые и не любая обстановка благоприятны для развития ребенка. У оторванного от родителей  и помещенного в условия детдома ребенка снижается общий психический тонус, ухудшаются эмоционально-познавательные взаимодействия и, как результат, тормозится интеллектуальное развитие. Чем раньше ребенок отрывается от родительской семьи, чем дольше и в большей изоляции он находится в учреждении, тем более выражены деформации по всем направлениям его психического развития (Й. Лангмейер, З. Матейчик, С. Ю. Мещерякова, В. С. Мухина, Е. О. Смирнова). Родители и близкие люди, («интимный круг общения» (А. Н. Леонтьев)) удовлетворяют потребность малыша быть защищенным, любимым. Их эмоциональный образ запечатлевается в его сознании иногда на всю жизнь. И если малыш - желанный и любимый и его близкие излучают любовь и ласку, то к их воспитательным воздействиям он особенно чувствителен. Вот почему в качестве первого и очень важного фактора ученые называют глубоко эмоциональньй, интимный характер семейного воспитания. Оно строится на кровном родстве, и его «проводниками» являются родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие, нежность) детей к родителям (Ю. П. Азаров, И. В. Гребенников, Т. А. Маркова, А. В. Петровский, А. Г. Харчев и др.).

    Однако это не единственный фактор, обеспечивающий действенность, силу, стойкость семейного воспитания. В исследовании Т. А. Марковой находим обоснование ещё двух факторов:

    постоянство и длительность воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемость из дня в день;

    наличие объективных возможностей для включения детей в бытовую, хозяйственную, воспитательную деятельность семьи.

    Чтобы дополнить характеристику уникальности семейного воспитания, отметим, что, будучи малой группой, семья наиболее полно соответствует требованиям постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта. При этом следует учесть, что семья не однородна. В ней представлены различные по возрасту, полу, профессии  «подсистемы». Это позволяет ребенку наиболее широко проявлять свои возможности, быстрее и полнее реализовать потребности (Ю. П. Азаров, И. В. Гребенников, А. Г. Харчев). Первым учителем для ребенка, как правило, является мать. Затем будет детское общество, школа, много других людей - квалифицированных и неквалифицированных. Но больше всего он научится от тех людей, которых будет любить, уважать, к которым будет хорошо относиться. (З. Матейчек)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Роль семьи в формировании личности ребенка

    предлагаю вашему вниманию статью "Роль семьи в формировании личности ребенка"...

    статья: "Значение игры в формировании личности ребенка"

    В данной статье раскрывается значение игры, как ведущей деятельности ребенка в дошкольном детстве....

    Статья на тему: "Значение конструирования в формировании личности ребенка"

    А. С. Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и к...

    статья "Роль семьи в формировании личности ребёнка"

    СтатьяРоль семьи в формировании личности ребенка     Подготовила: воспитатель Кулакова Инна АлександровнаЛичностями не рождаются, ими становятся. Личность ребенка формируется ...

    Статья "Значение сказки в формировании личности ребенка"

    Статья знакомит с таким понятием как "Сказка", современные сказочные герои могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на поведение, психику, нравственное развитие детей....