Статья "Значение сказки в формировании личности ребенка"
статья по художественной литературе на тему

Химич Светлана Анатольевна

Статья знакомит с таким понятием как "Сказка", современные сказочные герои могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на поведение, психику, нравственное развитие детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_skazki.docx20.8 КБ

Предварительный просмотр:

ЗНАЧЕНИЕ СКАЗКИ

В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

Химич Светлана Анатольевна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно — речевому направлению развития детей №43 «Журавушка» города Лесосибирска»

Сказка — порождение фантазии. Народная сказка — творчество народа. Литературная сказка — плод авторского гения.

Сказки рассказывают о разных странах, национальных обычаях, нравах, особенностях природы, животного мира. В разных сказках много общего — любовь к ребёнку, внимание к его заботам и увлечениям, любовь к миру, населенными красивыми и добрыми существами. Как сказал А.С. Пушкин без знания сказок самое блестящее воспитание и образование неполноценно. « Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» И хотя поэт имел в виду устное народное творчество, его слова справедливы и в отношении сказки литературной, ибо она вышла из сказки народной и тоже есть плод свободной игры фантазии.

Сказка — это выдумка, воплощенная в художественных образах. Сочетание в сказке сказочного и волшебного, реального и обыденного делает её двуплановой, одинаково интересной и детям и взрослым. Ребёнка привлекают невероятность, сказочность событий, очарование вымысла, победа добра над злом, быстрая смена событий. Взрослого волнуют стоящие за сказочной схемой сложные человеческие отношения, глубокая философия, приметы подлинной жизни с её радостями и разочарованиями, правдой и ложью.

Сказка насыщена тончайшими психологическими оттенками, её герои переживают целую гамму чувств — от любви, доброты, сострадания до презрения, ненависти.

Широкой популярностью у детей пользуется сказочная литература с элементами нонсенса: парадокса, неожиданности, алогизма, видимой бессмыслицы, поэтической «чепухи».

Литературная сказка в наши дни многолика. Её называют «фантастическая книга», «фантастическая повесть», «фантастический рассказ», «современная литературная сказка».

Форма общения со сказкой у современных детей изменилась. Общение со СМИ стало для них повседневностью, а рассказчика сказок - маму или бабушку заменила техника. Телевизор в этом поединке с книгой без труда вышел победителем: смотреть зрелище легче и интереснее. Ребёнок чаще сидит у телевизора, компьютера, чем с книгой.

Однако в последнее время все больше ощущается ностальгия по прошлому. Сказки вызывают у ребёнка напряженное внимание к зачаровывающим описаниям чудес, необычайных событий, оказывают сильное эмоциональное воздействие. Ребёнок спрашивает себя: Кто я? Откуда произошел? Как возник мир? Как появились животные? В чем смысл жизни? Эти жизненно важные вопросы осмысливаются малышом не абстрактно. Он думает о собственной защите и убежище. Есть ли вокруг него какие — то еще добрые силы, кроме родителей? А сами родители — являются ли они доброй силой? Что происходит с ним самим? Сказки дают ответы на эти животрепещущие вопросы.

Детское сознание наделяет игрушки, животных, различные предметы определенными человеческими характерами, основываясь на их «внешности» или «поведении» и проводя аналогию с внешностью и поведением реальных людей. Вот и в сказке человек может превратится в животное или камень (Царевна -лягушка, Аленький цветочек и.т.д.) и наоборот. Тем достовернее кажется малышу сказка.

Ребёнку необходимо, чтобы его страхи были персонализированы. Драконы, чудовища, ведьмы, в сказках олицетворяют трудности, проблемы, которые нужно преодолеть. Разрешение сказочных конфликтов способствует преодолению страха, ведь образность сказок подсказывает ребёнку возможность победы над собственной боязливостью. Воспитание, в основу которого положена идея — держать ребёнка подальше от злого, страшного, ведет к угнетению психики, но не к преодолению опасностей и страхов.

Сказки независимо от пола и возраста их героев, имеют большое психологическое значение для детей разного возраста, мальчиков и девочек, поскольку облегчает смену идентификаций в зависимости от проблем волнующих ребенка.

Ребёнок легко входит в непривычную для него сказочную обстановку, мгновенно превращаясь в Королевича или Белоснежку, и вместе с тем также свободно переключается на прозаическую повседневность. Малыш интуитивно чувствует, что сказки не реальны, но в то же время допускает, что это могло происходить и в действительности. Так проявляется двойственность литературных переживаний ребенка: ощущение сказочного в реальном, обыденном и реального в сказочном, волшебном.

Кроме ожидания необычайного, чудесного, волшебного, детскому возрасту присуща еще одна потребность. Ребёнок хочет подражать окружающим его сильным, смелым, умным взрослым, но ему это не всегда удается. В сказке же всё возможно. Маленький мальчик (девочка), смелый и находчивый, выходит победителем из всех испытаний. Он может перелететь за тридевять земель в тридесятое царство и победить дракона о трех головах. Большие и малые мечты ребёнка осуществляются в мире сказки, которой он сопереживает, когда слушает или рассказывает свой собственный вариант её. Иными словами, малыш как бы реализует свои неосознанные желания, не всегда выполнимые в жизни.

У детей из — за их социально зависимого положения часто бывают всякого рода огорчения, терпят крах их устремления, намерения, поступки, что обычно компенсируется ребёнком в мечтах, в воображении. Сказка создает прекрасную основу для этой компенсационной потребности, приводя всё непременно к счастливому концу. Сказки полны героями и ситуациями, способными дать толчок процессам идентификации и отождествления, с помощью которых ребёнок может косвенным путем осуществить свои мечты, компенсировать свои мнимые и подлинные недостатки.

Дело в том, что детское видение мира, образ мышления детей и психологическая специфика сказок характеризуется тесным родством в своем тяготении к противоположностям, крайностям. Сказочные образы не амбивалентны, как это свойственно человеческим характерам в реальной жизни. Там один брат глуп, другой умен, одна сестра трудолюбива и прилежна, другая ленива и.т.п. В сказках противоборствуют лишь чрезвычайно сильные и очень слабые, великаны и карлики. В восприятии и оценках литературных произведений детьми преобладают полярности, «белые» и «черные» тона. Вот почему «детям нужны сказки», ведь в лучших своих образах они нравственно чисты и не оставляют после себя «дурного, не нравственного впечатления». Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек не человек. Ибо цель сказочников - «воспитывать в ребёнке человечность — эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радости другого, переживать чужую судьбу как свою».

Большое внимание этой работе уделял В.А.Сухомлинский. Он подчеркивал, что «сказка — это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребёнка, его чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший его этап — инсценирование.

Творчество, в нашем случае «сказочное» базируется на игре. Максимальное обогащение работы со сказкой элементами игровой деятельности заложит более глубокие основы литературного воспитания, облегчит переход из детского сада в школу, создаст фундамент для дальнейшего его обучения и развития.

Сейчас появилось множество современной детской литературы. Дети видят другие истории с другими героями, у которых они учатся быть добрыми и справедливыми, помогать друг другу, заботиться о братьях наших меньших. В этих сказочных книгах они видят другие образы, которые борются со злом, восстанавливая справедливость. Это «Человек — Паук», « Черепашки ниндзя», «Спайдермэн» и.т.д.

Часто по телевизору дети видят не то, что хотелось бы нам взрослым,  («Звездные войны», «Фантастические монстры», «Симпсоны», «Семейка придурков»).  Это могут быть сказочные истории, которые не всегда могут научить чему — то хорошему, поэтому родителям и педагогам нужно чётко определить какие передачи можно смотреть детям, а какие нет. Потому что, когда дети постоянно видят отрицательный пример перед глазами, они невольно начинают подражать этим «героям». Происходит нарушение (дисбаланс) правильного восприятия что хорошо, а что плохо. А когда дети часто видят перед глазами положительный пример, да еще когда взрослый похвалит этого героя, ребенок обязательно захочет быть похожим на него. А это значит, что нужно как можно чаще показывать, читать сказки (книги) с таким сюжетом, где ребёнок может научиться чему-то хорошему, доброму. Захочет стать сильным и смелым. Будет стараться быть справедливым и воспитать в детях положительные качества.

Мы провели исследование по сказкам с детьми нашего детского сада, с целью выявления влияния СМИ на развитие детей, оно проходило в виде викторины по сказкам. Поскольку дети знают много сказок (старых и новых), то на вопросы отвечали не всегда так, как подумали бы мы, взрослые. Вот некоторые из них:

  1. В какой сказке поцелуй девушки превращает Чудовище в прекрасного юношу?

Ответ: «Аленький цветочек»

Ответ некоторых детей: «Красавица и Чудовище»

  1. Он кровожадный, он беспощадный, он злой разбойник …

Ответ: «Бармалей»

Ответ некоторых детей: «гоблин».

  1. Личность во всех отношениях серая, в сказках часто бывает злодеем, а иногда и жертвой.

Ответ: «волк»

Ответ некоторых детей: «Том и Джерри»

  1. Какое имя носит королевич, нашедший свою невесту спящей и разбудивший ее?

Ответ: «Елисей»

Ответ некоторых детей: Филипп «Спящая красавица», Принц из «Белоснежка и семь гномов»

  1. Какая девочка всегда носила головной убор одного цвета?

Ответ: «Красная шапочка»

Ответ некоторых детей: «Синяя шапочка»

Таким образом, исследование показало, что современные сказочные герои могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на поведение, психику, нравственное развитие детей.

Список литературы:

  1. Кузьменкова Е., Рысина Г.Воспитание будущего читателя: Литературно — художественное развитие детей 3-5 лет.-М.: Чистые пруды, 2005. 32с.
  2. 2.Составитель Иванова Э.И. Расскажи мне сказку... : Литературные сказки для детей: Книга для воспитателей детского сада, детей мл.шк. Возраста, родителей. - М.: Просвещение,1993.
  3. 3.Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста. Харьков «Фолио» , 1997.
  4. Курочкина Н.А.Детям о книжной графике. - Спб: - пресс, 2000. - 190с
  5. 5.Гурович Л.М., Береговая Л.Б. , Логинова В.И. , Пирамида В.И. Ребёнок и книга: Пособие для воспитателя детского сада / Изд.3-е, испр. И доп .- спб .: Издательство «Детство — пресс», 2004. - 128с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние сказки на формирование личности. (Нравственное воспитание ребенка дошкольного возраста посредством сказок)

Приобщение детей дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям посредством сказок....

Конспект родительского собрания на тему: «Роль сказки в формировании личности ребенка-дошкольника»

Цель: расширение педагогического кругозора родителей; стимулирование их желания стать компетентными родителями.Задачи: показать роль сказки в формировании личности ребенка-дошкольника,Дать некоторые р...

Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка.

Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка....

«Роль сказки в формировании личности ребенка»

Дошкольное воспитание- это краеугольный камень, на котором в дальнейшем будет построена ЛИЧНОСТЬ. О методах и формах воспитательной работы в детском саду написано огромное количество статей, методичес...

Роль сказки в формировании личности ребенка

Неотьемлемая часть жизни дошкольников-сказка....

Сказка как средство формирования личности ребенка дошкольного возраста.

Презентация "Сказка как средство формирования личности ребенка дошкольного возраста"....

Роль русской народной сказки в формировании личности ребенка

Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чув...