«Роль сказки в формировании личности ребенка»
статья

Черепанова Галина Евгеньевна

Дошкольное воспитание- это краеугольный камень, на котором в дальнейшем будет построена ЛИЧНОСТЬ. О методах и формах воспитательной работы в детском саду написано огромное количество статей, методических разработок, диссертаций. Тема моей статьи - роль сказки в формировании личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pechat_1.docx38.23 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль сказки в формировании личности ребенка»

Дошкольное воспитание- это краеугольный камень, на котором в дальнейшем будет построена ЛИЧНОСТЬ. О методах и формах воспитательной работы в детском саду написано огромное количество статей, методических разработок, диссертаций. Тема моей статьи - роль сказки в формировании личности ребенка.

Возможности сказки как развивающего и психотерапевтического средства огромны. Корней Чуковский писал: «Цель сказочника  воспитать в человеке человечность- эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу как свою».

Русская педагогика всегда отмечала важную роль сказки. Так, еще в 1894 году безымянный автор статьи «Воспитательное значение сказки» признавал, что «если детям повторить хоть тысячу раз одну и ту же нравственную сентенцию, она для них все же останется мертвой буквою; но если рассказать им сказку, проникнутую той же мыслью,  ребенок будет взволнован и потрясен ею».

Не новость, что мир детства, та самая «счастливая, невозвратимая пора…»,  стремительно изменяется. Это закономерно, но,  к сожалению, часто изменяется не в лучшую сторону. Родители (социально положительные), вынужденные много работать, чтобы обеспечить благополучие своей семьи, зачастую обрекают ребенка на одиночество, а чтобы тот явно его  не ощущал, используют  палочку-выручалочку- телевизор и компьютер. Они становятся главными современными «воспитателями»… Бесспорно,  мультпродукция способна оказывать и  позитивное влияние. Но родители, а тем более воспитатели, не должны считать мультфильмы универсальной «няней». Всегда необходимо чётко осознавать влияние разных мультфильмов на психику и восприятие окружающего мира ребёнком. Если нет возможности предварительно ознакомиться с мультфильмом, то желательно хотя бы вместе с ребёнком его просматривать, чтобы иметь возможность комментировать содержание, обращая внимание на позитивные и негативные его стороны, помогая провести черту между добром и злом.

Регулярный просмотр даже хороших зарубежных мультфильмов отстраняет ребёнка от истории и культуры своей страны, своего народа. Во многих иностранных мультипликационных фильмах пропагандируются чуждые нам ценности, культура, жизненные позиции, нравственные принципы. Для многих мультфильмов характерно и откровенно деструктивное влияние на ребёнка: употребление сомнительных речевых приёмов, ругательств, оскорблений, демонстрация антисоциального поведения в привлекательном ракурсе, спорных гендерных особенностей поведения, нереалистичных образов и сексуальной нетрадиционной ориентации. Сюжеты многих мультфильмов фактически пропагандируют насилие, приоритет силы, лёгкие пути достижения социальных благ (посредством волшебства, сверхъестественной силы, ловкости, правонарушений).

Надо, чтобы, живя в мире новейших, почти фантастических технологий,  ребенок был окружен добром, красотой, счастьем. И это счастье, без которого не может вырасти настоящий, гармоничный,  хороший человек, сможем создать только мы,  взрослые люди, не машины!, и  поможет нам в этом сказка, простая наша,  родная сказка. «Не бойся сказки. Бойся лжи. А сказка? Сказка не обманет. Тихонько сказку расскажи –на свете правды больше станет», –справедливо  писал замечательный детский поэт В.Берестов.

Сказка  имеет в себе такие воспитывающие возможности, с какими не в состоянии сравниться самые мощные и современные воспитательные технологии.

Сказка полнее и ярче, чем любой другой вид народного творчества, воспроизводит мир во всей его целостности и красоте. Она дает богатейшую пищу детской фантазии, развивает воображение  эту важнейшую черту творца в любой сфере жизни. А точный, выразительный язык сказки столь близок уму и сердцу ребенка, что запоминается на всю жизнь.

Мы должны использовать тяготение дошкольников к сказке, чтобы развить, укрепить, обогатить и направить их способность к творческой мечте. Сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так  как слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу. В этом-то деятельном сочувствии детей благородным и мужественным сказочным героям и заключается основное воспитательное значение сказки. Задача воспитателя заключается в том, чтобы пробудить, воспитать, укрепить в восприимчивой детской душе эту драгоценную способность сопереживать, сострадать, и сорадоваться, без которой человек –не человек.

Знакомство со сказкой в детском саду идет поэтапно, соответственно возрасту. Маленьких детей, как правило, привлекает мир животных, поэтому им очень нравится сказки, в которых действуют звери и птицы. Дети легко запоминают их. Сказки «Репка», «Курочка-ряба», «Колобок», «Теремок» удерживают внимание ребенка особой композицией: эпизод цепляется за эпизод, нередко они повторяются с добавлением какой-либо новой подробности. Эти повторения содействуют запоминанию и пониманию.В них много действия, движения, энергии - того, что присуще и ребенку. Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом.

Недаром дети любят сказку.

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожиданье

Благополучного конца. (В.Берестов)

Детям старшего дошкольного возраста нравится волшебная сказка, в основе которой  вмешательство в жизнь человека чуда. Сказочный мир будит и развивает воображение ребенка. В сказках не бывает непоправимых жизненных бед, вместе с тем они не скрывают, что в реальном мире есть горе и  людские страдания, но все кончается благополучно благодаря чуду. Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребенка. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его мироощущения.

 Волшебная сказка с ее стойкой композицией приучает ребенка логически мыслить: события в ней разворачиваются в строгой последовательности. Сказка захватывает динамикой сюжета. Чем ближе конец, тем острее и напряженнее становятся взаимоотношения персонажей. Очень часто, подведя героя к моменту почти полного достижения цели, сказка допускает резкий поворот события к исходному положению  и вновь он начинает борьбу за торжество справедливости. Такой прием помогает ребенку понять, что для достижения цели необходимо упорство, верность долгу и стремление победить во что бы то ни стало.

Конечно же,   нельзя гарантировать, что ребенок после прочтения нескольких сказок сразу станет трудолюбивым, умным и храбрым. Необходима систематическая комплексная работа в данном направлении: чтение, разъяснения, беседы, театральные постановки, фольклорные празднества. Но эта работа воздастся сторицей, и наши дети не будут маленькими злобными зомбированными монстрами.

     .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль сказки в формировании личности дошкольника»

о значении сказок в развитии ребенка дошкольного возраста...

Конспект родительского собрания на тему: «Роль сказки в формировании личности ребенка-дошкольника»

Цель: расширение педагогического кругозора родителей; стимулирование их желания стать компетентными родителями.Задачи: показать роль сказки в формировании личности ребенка-дошкольника,Дать некоторые р...

Роль сказки в формировании личности ребенка

Неотьемлемая часть жизни дошкольников-сказка....

Роль русской народной сказки в формировании личности ребенка

Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чув...

Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. Роль родителя в формировании личности ребенка, особенности взаимодействия с ребенком в данном возрасте.

План: 1. Новообразования дошкольного возраста. 2. Ведущая деятельность. 3. Когнитивное развитие дошкольного возраста. 4. Личностная и эмоциональная сфера. 5. Кризис 7 лет. Новообразования...