ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья (старшая группа)

Бордовская Елена Николаевна

важность самооценки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samootsenka.docx30.2 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ

У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Актуальность формирования самооценки у старших дошкольников обусловлена тем, что современное общество предъявляет все более повышенные требования к человеку как к личности, предполагающей ее высокую сознательность и требовательность, как к себе, так и к окружающим.                    

 В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает понимать себя, как личность, на данном этапе ребенку необходимо помочь сформировать базу для развития самосознания и правильной самооценки.  Именно от самооценки будет зависеть гармоничен ли индивид в социуме и насколько успешно он может строить отношения с окружающими людьми. Следовательно, самооценка не только влияет на эффективность и успех деятельности индивида в настоящее время, но и предопределяет последующее формирование самого человека как личности.  

В дошкольном возрасте самооценка имеют скорее эмоциональный характер, которая проявляется в оценке предметных и внешних данных («А мне купили куклу», «А зато у меня есть вот что», «У меня новые туфли, а у тебя таких нет» и т.п.). Практика показывает, что для формирования самооценки на ребенка воздействует оценка окружающих его людей: друзья, родители, педагоги. У ребенка постепенно накапливаются представления о своих возможностях путем получаемого опыта, например, в творческой деятельности, в общении со взрослыми и друзьями; учится оценивать своих друзей, окружающих, их поступки.

 Как не игра может оказать влияние на формирование положительной самооценки дошкольника, например, театрализованная деятельность. Эта творческая деятельность насыщенно эмоциональная, что привлекает детей. Она приносит детям истоки творчества, принимая руководство взрослого, не замечая его,  позволит  преодолеть «эгоцентризм»: учатся соотносить собственную позицию с другими возможными позициями,  координировать в игре различные точки зрения: ролевых отношений в игре, собственной роли и роли партнера в игре-драматизации, действий с предметами в соответствии с игровыми и реальными значениями, своей позиции с позицией партнера по игре. Также замечено, что в театрализованных играх наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике его развития психических процессов. Также театрализованная игра является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка, формирования положительной самооценки.

Несмотря на то, что игры-драматизации предполагают произвольное воспроизведение сюжета в соответствии со сценарием, дошкольник может выбрать сам вид театра, а если он участвует в драматизации он выбирает сам роль, ему предоставляется возможность самому подобрать необходимые атрибуты для раскрытия образа героя, сам учится подбирать интонации в монологе или диалоге, мимику, жесты, т.е. создает образ при помощи комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Если сюжет требует музыкальное сопровождение, то на помощь приходит педагог, который поможет подобрать музыку или музыкальный фрагмент для раскрытия характера героя, а дошкольник в свою очередь с небольшой помощью педагога может через импровизацию придумать небольшую музыкально-ритмическую композицию.  Импровизация для дошкольника сложный процесс исполнения, который формируется от нескольких месяцев до 2 лет, ребенок преодолевает в себе неуверенность, стеснительность, скованность движений. Т.к. импровизацию использую активно на практике, сделала вывод, что объяснений педагога не достаточно, поэтому необходимо активное участие педагога в импровизации, то есть создать эмоционально-комфортную обстановку.

         Таким образом, при систематической работе, направленной на развитие положительной самооценки, в 5 лет ребенок может определить поступки других или литературных персонажей, а к 6-7 годам дошкольник может мотивировать самооценку, объяснить, что получилось или не получилось, почему…Но к 7 годам уже имеет представления о своих способностях и возможностях, не только с позиции творчества, но и с позиции умственных возможностей и нравственных качеств, адекватно их оценивает. Кроме понимания своих качеств, старшие дошкольники могут понимать мотивы своих и чужих действий.

В объяснении действий других людей, ребенок порой отталкивается от своих интересов и ценностей, то есть от имеющейся своей собственной позиции. Постепенно дошкольник осознает не только свои моральные качества, но и переживания, эмоции. Дошкольника старшего возраста начинают интересовать и определенные психические процессы, характерные для него самого.

Исполнение детьми определенных ролей в играх предоставляют ребенку возможность согласовать свои действия с другими игроками, формирует способность к сопереживанию и развивает чувство коллективизма. В игре у детей удовлетворяется потребность в признании и формируется самопознание. Игра – это модель социальных отношений, в которой проецируются формы поведения дошкольника.

Участие дошкольников в спектаклях, играх-драматизациях - это мотив для достижения успеха, стать лучшим. И тут важно донести до детей, что каждая роль – это главная роль и важная.  

Использование игр-драматизаций на занятиях способствуют выявлению творческих способностей и развитию личностно-творческого потенциала, формированию адекватной самооценки у ребенка, развитию умения принимать самостоятельные решения, формирует навыки саморегуляции и коррекции эмоциональной сферы. Игра учит детей уважать, любить, сочувствовать, сопереживать, развивает рефлексию, формирует у них чувство собственного достоинства.

Для повышения уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста можно предложить проведение небольших игр, в которых участие детей должно быть добровольным. Детей нужно заинтересовать, увлечь, но, ни в коем случае не заставлять.

Игра «Твои поступки»

Цель: развивать способность оценивать себя, и своих сверстников.

Педагог предлагает ребенку или небольшой подгруппе детей ситуации, которые они должны соотнести со своим поведением. Ситуации могут быть самыми разными, их можно придумать, а можно взять из жизни ребенка. Роли других персонажей можно взять на себя. Примерные ситуации:

В садике началась подготовка к спектаклю, на главную роль хотел твой друг/подружка, а роль досталась другому ребенку. Твой друг очень огорчился. Как ты его будешь успокаивать?

Папа принес 3 яблока: тебе и брату /сестре. Как ты будешь делить яблоки? Почему?

Твой друг попросил поиграть твоей любимой игрушкой, а отдал ее сломанной. Как ты поступишь в этой ситуации?

Ребята во дворе играют в очень интересную и увлекательную игру, а ты немного опоздал на нее. Ты попросил, чтобы тебя взяли в игру. Как поступишь, если тебя не примут?

Игра-задание «У меня не получилось, потому что…»

Цель: развивать у детей умения оценивать свое выполненное задание, учить анализировать причины, которые повлияли на его неудачное выполнение, формировать навыки самоконтроля, соотносить результаты выполненного задания с целью самого задания.

Содержание: После выполнения задания, детям предлагается проанализировать выполненное ими задание, закончив предложение словами: «У меня не получилось, потому что…» или «У меня получилось, потому что…». Затем ребенок должен отметить, что помешало выполнению его задания, т.е. сделать отметку в круге под нужной картинкой.

Картинки:

Часы – не хватило времени;

? – неправильно понял задание;

Игрушка – отвлекался; О – неинтересное задание; ! – трудное задание.

Задание проводится как с одним ребенком, так и с группой детей на занятии. Точно по такому же принципу можно предложить детям рассказать, что помогло им при выполнении этого задания (например: помог друг, я хорошо понял задание, я не отвлекался и т.д.).

Игра «Подари карточку»

Ход игры: Взрослый вместе с детьми в течение нескольких занятий рисует карточки с рисунками, соответствующими положительным качествам. С детьми необходимо обсудить, каждое изображение, чтобы все понимали его значение. Например, карточка с изображением улыбающегося человечка может символизировать веселье, с изображением двух одинаковых конфет – доброту, гиря – сила, флажок - честность и т.д. Каждому ребенку выделяется 5-8 карточек. По сигналу воспитателя дети закрепляют на спине товарищей (при помощи скотча) ту карточку, если считают, что он обладает этим качеством. По сигналу воспитателя дети прекращают игру и снимают со спины карточки. Во время обсуждения можно спросить у детей, что приятнее дарить хорошие карточки или получать самим. Чаще всего дети говорят, что нравится дарить, и получать. Тогда воспитатель может обратить внимание детей на тех, кто получил совсем мало карточек или не получил совсем. Как правило, при повторном проведении игры, детей, у которых мало карточек не остается.

Игра «Поздравительное интервью»

Цель игры: предоставить ребенку возможность побыть в центре внимания и рассказать о себе самое лучшее, чтобы повысить самооценку.

Ход игры. Воспитатель объявляет детям, что у одного из них сегодня день рождения. Нужно вывести именинника в интервью, чтобы узнать о нем как можно больше. Задайте ребенку следующие вопросы:

Какое самое интересное событие произошло у тебя за этот год?

С кем ты успел подружиться за год?

Чему ты научился за год?

В какой ситуации тебе пришлось проявить смелость?

Чего бы тебе хотелось достичь к следующему году?

Представленные игры не только повышают самооценку детей, но и способствуют сплочению группы, обстановка в группе становится более комфортной и доброжелательной.

Игра влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и воображения. Также игра организует чувства ребенка и влияет на его поступки. Игра помогает ребенку усвоить общественный опыт. Кроме того, в игре ребенок активно общается со сверстниками, что значительно расширяет его умения общения [45].

В результате игры детское самоощущение через самооценивания проходит несколько этапов: «Я хочу, но боюсь»; «Я попробую – вдруг получится»; «У меня получилось! Я хочу попробовать еще раз»; «Меня похвалил воспитатель, значит, у меня действительно хорошо получилось»; «Я хочу поиграть в другие игры, вдруг я выиграю»; «Я выиграл, значит, я многое могу! У меня все получится!».

Следовательно, правильность оценивания старшим дошкольником своих действий во многом зависит от оценок взрослого. В то же время, полная сформированная самооценка позволяет детям критически подходить к оценкам окружающих. 

Игра «Конкурс хвастунов»

Цель: развивать способность оценивать себя, и своих сверстников.

Содержание. Дошкольнику предлагается расхвалить себя, свои знания, свои умения, свою внешность, свои поступки, и т.д.

Например, «Я красивая», «Я умная», «Я добрая», «Я помогаю взрослым» и т.д. в конце игры выбирается самый лучший «хвастун». Педагог отмечает соответствие хвастовства, с образом «хвастуна».

Игра «Мой подарок для тебя!»

Цель: повышение самооценки ребенка.

Содержание. Ведущий распределяет детей на пары и говорит: «Возьмите за руки своего партнера. Ребята, подумайте, что бы вы подарили друг другу. Почему именно этот подарок? Теперь предлагаю вам нарисовать и подарить свой подарок».

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема выступления на методическом объединении "Формирование личности ребенка в театрализованной деятельности".

Тема выступления на методическом объединении "Формирование личности ребенка в театрализованной деятельности"...

формирование личности ребенка в театрализованной деятельности

каков ребенок в игре, таков он будет в работе, когда вырастит.......

Формирование доброжелательных отношений средствами театрализованной деятельности

Статья о том, как можно формировать доброжелательные взаимоотношения средствами театрализованной деятельности....

Паспорт проекта "Формирование коммуникативных способностей через театрализованную деятельность"

Для развития коммуникативных навыков воспитанников посредством театрализованной деятельности, мной представлен паспорт проекта в виде таблицы, где в кратком виде даются основные разделы проекта....

Самообразование."Формирование творческой личности средствами театрализованной деятельности"

Цель: Расширять рамки традиционного рационального мировосприятияСоздать благоприятную творческую среду для развития фантазии, воображения, совершенствования речевой культуры,поведенческих навыковПомоч...

Непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми с ОНР по формированию ЗОЖ с использованием театрализованной деятельности

Цель. Формирование представления у детей о пользе овощей и фруктов для здоровья человека;Закреплять название овощей, их обобщающее понятие....