Консультация на тему: «Типы родителей и возможные варианты взаимодействия с ними»
консультация

 Новицкая Ольга Вадимовна

Психотипы и способы взаимодейтсвия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация21.99 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему:

«Типы родителей и возможные варианты взаимодействия с ними»

Уже давно в педагогических кругах стала известной фраза «Не так сложно работать с детьми, как трудно общаться с их родителями».

В предыдущей части нашей встречи вы привели массу примеров, как нелегко бывает добиться взаимопонимания с родителями: кто-то отмахивается от советов воспитателя, кто-то избегает родительских собраний, другие начинают обвинять педагога во всех проблемах и т.д.

Но необходимо также понимать, что в непростых жизненных ситуациях мы все можем стать «трудными» для окружающих нас людей. Для того чтобы хотя бы немного минимизировать проблемы во взаимодействии педагогов и родителей, необходимо знать возможные причины возникновения этих проблем:

  1. Как родители, так и педагоги могут испытывать трудности во взаимодействии, например, из-за возрастных и половых различий.
  2. Барьером во взаимодействии может стать уровень образования.
  3. Педагоги и родители могут испытывать трудности во взаимодействии из-за плохого физического и (или) эмоционального состояния.
  4. Родитель и педагог могут напоминать друг другу по внешним и (или) внутренним качествам человека, взаимодействие с которым ранее носило негативный характер.
  5. Психологические типы педагога и родителей могут быть трудносовместимыми, что может осложняться недостаточной гибкостью и недостаточной компетентностью.

В процессе взаимодействия педагога с родителем важным оказывается всё: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию партнера по общению. Поэтому педагогу важно знать типы родителей, их особенности и уметь с ними правильно взаимодействовать, т.к. высокая техника педагогического общения – это ведущая составляющая педагогического мастерства.

Существует множество классификаций типов родителей, предлагаю рассмотреть самые основные часто встречающиеся типы портретов родителей (В. В. Ткачева):

1. Родитель авторитарного (импульсивно-инертного) типа:

 

Этот тип родителей характеризуется активной жизненной позицией, стремлением руководствоваться своими собственными убеждениями вопреки уговорам и рекомендациям со стороны (советам родственников, педагогов, специалистов). Такие родители направляют свои усилия на поиски лучшего ДОУ, педагогов и т.д. Они обладают умением не видеть преграды на своем пути. Создают родительские ассоциации, ищут союзников, идут напролом, часто не видят и не слышат ни себя, ни собеседника.

Отрицательные качества этой категории родителей:

  • неумение сдерживать свой гнев и раздражение;
  • отсутствие контроля за импульсивностью собственных поступков;
  • склонность к участию в ссорах и скандалах;
  • откровенное противопоставление себя социальной среде (специалистам, педагогам, администрации и т.д.).

Девиз данного типа родителей: «Пусть общество приспосабливается к нам и нашим детям, а не мы к ним».

Рекомендации по взаимодействию с родителем авторитарного (импульсивно-инертного) типа:

  • Не следует отвечать гневом на гнев – это только накалит обстановку: гораздо лучше приложить все усилия, чтобы сохранить в такой ситуации невозмутимость и позитивный настрой.
  • Правильная внутренняя позиция, т.е. не позволяйте себе думать: «Да как он смеет так со мной разговаривать?» - эти мысли лишь сильнее разожгут ваше недовольство. Вместо этого прикажите себе сохранять спокойствие и уверьте себя, что справитесь с ситуацией.
  • Постарайтесь, сохраняя объективность понять мотивы такого поведения родителя (посмотрите на ситуацию его глазами). Возможно раздражение вызвано вовсе не вами, а какой-то другой ситуацией, событием, которое вывело его из себя.
  • Останавливайте родителя спокойно, с невозмутимым лицом, не говорите прямо, что он не прав. Говорите кратко, по делу, ясно, спокойно, уверенно, так чтобы чувствовалась ваша сила.
  • Обсуждайте ситуацию только после того, как родитель успокоился.
  • Переключите энергию родителя на поиск выхода из проблемы. Попробуйте выработать общую точку зрения на причины случившегося и наметьте общую стратегию, чтобы подобное не повторилось.
  • Не избегайте общения после конфликта.

2. Родитель невротичного (тревожно-сензитивного) типа:

В личности невротичных родителей доминируют истерические, тревожно-мнительные и депрессивные черты. Это проявляется в стремлении избегать трудных жизненных ситуаций, отказе от решения проблем. Сохраняется тревожный фон настроения, присутствуют излишние опасения, всё воспринимают в трагических красках. Этому типу родителей свойственна пассивная личностная позиция. Всегда всем недовольны, во всем разочарованы. Видя проблему, они не стремятся к самостоятельному ее преодолению. Считают, что нет выхода из создавшегося положения. Оправдывают собственную бездеятельность отсутствием прямых указаний со стороны специалистов, педагогов, администрации: «А нам никто не говорил… Мы ничего не знали…».

Девиз данного типа родителей: «Пусть всё идет в жизни, как идет».

Рекомендации по взаимодействию с родителем невротичного (тревожно-сензитивного) типа:

  • Внимательно выслушивайте жалобу родителя, задавая при этом уточняющие вопросы, выясняя детали переживаний и самочувствия родителя. Это поможет снизить повышенный уровень тревожности подобных родителей, успокоит и стабилизирует их.
  • Покажите, что вы понимаете проблему. Такому родителю важно, чтобы его услышали и поняли.
  • В разговоре используйте местоимения «мы», «у нас». Это будет для родителя поддержкой, что он не один.
  • Спокойное, уверенное поведение педагога создаст у родителя ощущение стабильности и защищенности.

3. Родитель психосоматического типа:

 

Это самая многочисленная категория родителей. Проявляются черты, присущие родителям как первой, так и второй категории. Эти родители эмоционально более лабильны, чем два других типа. Они участвуют в деятельности ДОУ, повышают свой образовательный уровень и т.д. Им свойственны частые смены настроений (от радости, до депрессии). Они не устраивают скандалов и ссор, в большинстве случаев ведут себя корректно, сдержанно, а иногда замкнуто. Проблема, чаще скрывается от посторонних

взглядов ими изнутри. Если у невротических – слезы, истерики, у авторитарных – скандалы, агрессия, окрик, то у психосоматичных родителей – внутренние переживания.

Девиз данного типа родителей: «Мы можем положить собственное здоровье на алтарь жизни ради своего ребенка».

Рекомендации по взаимодействию с родителем психосоматического типа:

  • Данный тип родителей могут стать помощниками, союзниками для педагога. Важно направить их энергию в нужное русло.

 

Рекомендации по взаимодействию

  1. Родитель авторитарного (импульсивно- инертного) типа:

  • Не отвечайте гневом на гнев – это только накалит обстановку.
  • Правильная внутренняя позиция. Сохраняйте спокойствие и уверьте себя, что справитесь с ситуацией.
  • Постарайтесь, сохраняя объективность понять мотивы такого поведения родителя (посмотрите на ситуацию его глазами).
  • Останавливайте родителя спокойно, с невозмутимым лицом, не говорите прямо, что он не прав. Говорите кратко, ясно, спокойно, уверенно, так чтобы чувствовалась ваша сила.
  • Обсуждайте ситуацию только после того, как родитель успокоился.
  • Переключите энергию родителя на поиск выхода из проблемы. Попробуйте выработать общую точку зрения на причины случившегося и наметьте общую стратегию, чтобы подобное не повторилось.
  • Не избегайте общения после конфликта.

2. Родитель невротичного (тревожно-сензитивного) типа

  • Внимательно выслушивайте жалобу родителя, задавая при этом уточняющие вопросы, выясняя детали переживаний и самочувствия родителя. Это поможет снизить повышенный уровень тревожности подобных родителей, успокоит и стабилизирует их.
  • Покажите, что вы понимаете проблему. Такому родителю важно, чтобы его услышали и поняли.
  • В разговоре используйте местоимения «мы», «у нас». Это будет для родителя поддержкой, что он не один.

- Спокойное, уверенное поведение педагога создаст у родителя ощущение стабильности и защищенности.

3. Родитель психосоматического типа

- Данный тип родителей может стать помощниками, союзниками для педагога. Важно направить их энергию в нужное русло.

Практикум

Уважаемые коллеги, предлагаю попробовать себя в роли подобных родителей.

(Участники из групп «Родители» вытягивают карточки с названием типа родителей и описанием ситуации, которую необходимо обсудить и обыграть совместно с педагогами (родитель-воспитатель; родитель-администрация). На обсуждение ситуации дается 3-5 минут. После этого участники презентуют свое выступление. По завершении проигрывания ситуации происходит обсуждение и дача рекомендаций по взаимодействию с подобного типа родителями).

Ситуации для проигрывания:

  1. Родитель предъявляет претензию воспитателю: моему ребенку не дали стихотворение на утреннике.
  2. Родитель предъявляет претензию администрации (заместителю заведующего по УВР): воспитатель не отследил вещи ребенка после прогулки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: "Послание родителям от детей".

Если в вашей семье не ладятся отношения между взрослыми и детьми, если вы не можете найти взаимопонимание с ребенком или избавить его от комплексов, если у ваших детей проблемы со сверстниками, если н...

Консультация на тему: Бдительные родители. Какие недостатки речи ребенка должны вас беспокоить!»

Если ребенок в 2-2,5 года совсем не говорит или говорит мало слов, это обычно вызывает тревогу родителей, и они обращаются к врачу.Ну, а если ребенок говорит много, но плохо? Нередки случаи, когда мал...

Консультация на тему: "Советы родителям по обучению рисованию"

Советы родителям по обучению рисованию.Рисование — одно из любимых занятий дошкольников. Детское рисование включает в себе большие возможности для развития ребёнка. Начиная обучать малыша рисованию, р...

Консультация на тему: "Роль родителей в организации двигательного режима на прогулке в холодный период"

Консультация на тему: "Роль родителей в организации двигательного режима на прогулке в холодный период"...

Консультация для воспитателей с элементами практикума «Типы родителей и возможные варианты взаимодействия с ними»

Уже давно в педагогических кругах стала известной фраза: «Не так сложно работать с детьми, как трудно общаться с их родителями».Когда я общаюсь с вами, вы приводите массу примеров, как нел...