Оценка индивидуального развития детей в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
статья

Егорова Надежда Михайловна

Оценка индивидуального развития детей представлена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) в разделе III пункта 3.2.3 в форме педагогической и психологической диагностики. Данный материал предназначен для педагогов и специалистов, но также может быть интересен и родителям (законным представителям).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_otsenka_individualnogo_razvitiya_detey.docx14.71 КБ

Предварительный просмотр:

Оценка индивидуального развития детей

в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

     

      Оценка индивидуального развития детей представлена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) в разделе III пункта 3.2.3 в двух формах диагностики – педагогической и психологической.

    Под педагогической диагностикой понимается такая оценка развития детей, которая необходима педагогу, непосредственно работающему с детьми, для получения «обратной связи» в процессе взаимодействия с ребенком или с группой детей. При этом согласно данной статье Стандарта такая оценка индивидуального развития детей, прежде всего, является профессиональным инструментом педагога, которым он может воспользоваться при необходимости получения им информации об уровне актуального развития ребенка или о динамике такого развития по мере реализации Программы.

    В статье предусмотрены задачи, для решения которых могут использоваться результаты педагогической диагностики:

    1. индивидуализация образования, которая может предполагать поддержку ребенка, построение его образовательной траектории или коррекцию его развития в рамках профессиональной компетенции педагога;

    2. оптимизация работы с группой детей.

    Педагог имеет право по собственному выбору или на основе консультаций со специалистами использовать имеющиеся различные рекомендации по проведению такой оценки в рамках педагогической диагностики в группе Организации, или проводить ее самостоятельно. Данные, полученные в результате такой оценки, также являются профессиональными материалами самого педагога и не подлежат проверке в процессе контроля и надзора. Та или иная степень обязательности проведения педагогом педагогической диагностики определяется Программой. При этом проведение педагогической диагностики не может быть вменено в обязанность педагогу, если не созданы условия для ее проведения, включая обеспечение специального обучения. Контроль за эффективностью деятельности педагога, которая, в том числе, может включать педагогическую оценку, может проводиться в процессе независимой оценки качества образования в Организации (подпункт 4 пункта 1.7.ФГОС ДО; статья 95 Закона).

    Психологическую диагностику индивидуального развития ребенка, проводят по мере необходимости квалифицированные специалисты – психологи и/или педагоги-психологи. Ее результаты используются для квалифицированной коррекции развития детей или для решения задач психологического сопровождения развития ребенка (группы детей).

    Для участия ребенка в психологической диагностике в обязательном порядке требуется согласие его родителей (законных представителей). Если Организация является экспериментальной площадкой (участником) относительно длительной исследовательской программы, этот факт должен быть отражен в Договоре между Организацией и родителями (законными представителями) ребенка с целью получения их информированного согласия на постоянное исследование развития ребенка.

    В соответствии с Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденным приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. №1082, ребенку с ограниченными возможностями здоровья необходимо пройти обследование на заседании психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК) и получить рекомендации.

    В соответствии с пунктом 10 вышеуказанного Положения основными направлениями деятельности комиссии являются:

     а) проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;

     б) подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;

     в) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением;

     г) оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;

     д) осуществление учета данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (ненормативным) поведением, проживающих на территории деятельности комиссии;

     е) участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.

    В соответствии с пунктом 23 Положения заключение комиссии действительно для представления в указанные органы и организации в течение календарного года с даты его подписания.

    Педагогическая оценка индивидуального развития ребёнка направлена, прежде всего, на определение наличия условий для развития ребёнка в соответствии с его возрастными особенностями, возможностями и индивидуальными склонностями. В отличие от заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК), она не призвана выявлять особенности в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление организацией художественно – эстетического направления в ДОУ в соответствии c Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования

ВведениеНа современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка.В последнее время ...

Реализация образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами дошкольного образования

В материале описаны новые требования ФГОС ДО к образовательной "Речевое развитие" и способы ее реализации....

Развитие речи в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования

Аннотация Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения. Разработан и вступил в силу Федеральный Государственн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Познавательное развитие в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования»

Настоящая рабочая программа разрабртана в соответствии с федеральным образовательным стандартом дошкольного образования и является составной частью Основной образовательной программы МБОУ ЦО № 58 &quo...