Психологический тренинг с элементами Арт-терапии «Эмоции». Для учащихся ИЗО МБУДО «ДШИ».
материал по коррекционной педагогике

Цели: профилактика и коррекция тревожности, разрядка эмоционального напряжения, формирование положительной Я -концепции, повышение уверенности в себе, развитие эмпатии, выработка позитивного самоотношения. Развитие коммуникативных навыков. Улучшение  в коллективе эмоционального и психологического климата.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологический тренинг с элементами Арт-терапии «Эмоции».

Для учащихся ИЗО МБУДО «ДШИ».

Подготовила педагог-психолог Злобина А.О

Цели: профилактика и коррекция тревожности, разрядка эмоционального напряжения, формирование положительной Я -концепции, повышение уверенности в себе, развитие эмпатии, выработка позитивного самоотношения. Развитие коммуникативных навыков. Улучшение  в коллективе эмоционального и психологического климата.

Ход  занятия.

I Вводная часть.

Наше занятие будет посвящено  одной из удивительных  сторон жизни человека - человеческим  эмоциям, переживаниям. Мы будим учиться понимать эмоциональные состояния как свои, так и окружающих  нас людей.

II  Основная часть.

  Представьте себе человека, который не умеет смеяться, улыбаться, плакать, грустить, сердиться. На что похож такой человек? Такой человек напоминает не столько живое существо, сколько робота, машину.

 В разные моменты жизни мы то радуемся, то огорчаемся, то печалимся.

-  Какие эмоции вы можете назвать? Радость, печаль, страх, удивление, грусть, восхищение-все это разнообразные эмоции, то есть наши переживания.

- Что же мы выражаем с помощью эмоций? С помощью эмоций мы выражаем свое отношению к  событиям, к людям, к делу, которым занимаемся, к самим себе.

   

Итак, какие эмоции способен проявлять человек? ( положительные и отрицательные).

Упражнение по арт-терапии «Волшебные зеркала».

Цель: формирование положительной Я -концепции, повышение уверенности в себе, снижение тревожности.

Процедура. Участникам предлагается нарисовать себя в 3-х зеркалах, но не простых, волшебных:
в первом – маленьким и испуганным, во втором – большим и весёлым, в третьем – небоящимся ничего и сильным.

Вопросы:
1. Какой человек выглядит симпатичнее?
2. На кого ты сейчас похож?
3. В какое зеркало ты чаще всего смотришься в жизни?
4. На кого ты хотел бы быть похож?
5. Какие ощущения у тебя возникали в процессе рисования 3-х рисунков?

Как вы думаете, влияют ли наши эмоции на нашу деятельность, выполняемые нами дела? Какие эмоции выполняют нам успешно учиться? (удивление; радость познания, успеха; восхищение достижениями людей).

 - Какие эмоции мешают нам успешно учиться? (страх, зависть, печаль, грусть).

Почему? Приведите примеры из собственного опыта.

 - как вы считаете, влияют ли наши эмоции на то, как окружающие воспринимают и относятся к нам? Приведите примеры. Действительно, люди читают наши эмоции; наши эмоции влияют на то, хотят ли другие общаться с нами или нет. Постоянно сердитый человек, раздраженный и вечно всем недовольный скорее вызовет к себе негативное отношение, общаться и вместе работать с ним не хочется. Нас притягивают люди жизнерадостные, излучающие добро, радость.

- Как еще люди  выражают свои эмоции? Свои эмоции можно выразить с помощью слов.  Приведите примеры. Выражают эмоции и с помощью жестов, позы.

Также наши эмоции мы можем выразить при помощи интонации. Представьте себе, что весь класс переносится на машине времени в другой мир, где разговаривают только длинными гласными, например: Аааааа, Ееееее, Иииии…. Люди, разговаривающие на этом языке, могут выражать свои чувства только разным произнесением этих звуков. Попробуйте показать, как люди этой страны говорят, что они счастливы Выразите так другие чувства : страх, грусть, любовь, волнение, гордость.

 

Сейчас мы будем работать в парах. Покажите, как вы сердитесь друг на друга. Покажите это выражение лица бровями, взглядом, сжатыми губами.

  А теперь покажите как вы рады друг другу. Возьмитесь за руки, закройте глаза и покажите, как вы рады друг другу только жестами, пожатием рук. Откройте глаза, покажите радость не только жестами, но и взглядом, улыбкой.

 Давайте обобщим, что же мы узнали о способах проявления эмоций.

- Мы узнали с вами, что наши эмоции влияют на отношение с окружающими, на успешность в любом деле. Как вы думаете, всегда ли нужно проявлять свои эмоции? В каких случаях этого не стоит делать? Почему? Приведите примеры, когда нужно управлять своими эмоциями.

III Заключение.

-Какое значение имеют в нашей жизни?

- Нужно ли управлять нашими эмоциями?

- Может ли человек не испытывать эмоции?

У нашей личности очень много сторон. Мы все неповторимы и уникальны. У нас есть положительные и отрицательные качества.

Упражнение «Черты характера»

У каждого из нас свой характер, свои положительные качества.
Перед вами список качеств, ваша задача – выбрать пять, которыми бы вы могли охарактеризовать себя.
Список качеств: аккуратный, бережливый, бесстрашный, вежливый, великодушный, веселый, внимательный, доброжелательный, гордый, жизнерадостный, ласковый, любознательный, милосердный, мягкий, надежный, находчивый, решительный, ответственный, оптимистичный, отважный, спокойный, умный, честный.
Вот и еще одно упражнение помогло вам раскрыть свои черты. 

В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, в волшебном лесу, где поют свои дивные песни удивительные птицы, росли... Деревья-Характеры. Это были необычные деревья. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко-далеко за горами.
У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре главные ветви, а от них - множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам. У каждого Дерева-Характера эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою характерную особенность.

На одном Дереве-Характере ветвь Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому что была ветвью Правдивости, а на другом была скручена кольцом Лжи. Где-то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюбленностью, где-то прогибалась до земли от своей Приниженности, а где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу как воплощение Достоинства. Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость.

Очень разные Деревья-Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Характерами трескалась земля - такими они были тяжелыми, зато легкие Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь - от корней до кроны - покрытые иголками, и потому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками - это были прямые Характеры. Даже бензопила не смогла бы распилить твердые Характеры, а мягкие Характеры были настолько податливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и стелющиеся по земле.

Так не похожи были Деревья-Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по-разному, верно?
Порой налетала в волшебную долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья-Характеры: иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. Были и такие, что не склонялись даже под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви - ветви Отношения к себе, Отношения к людям, Отношения к делу и Отношения к вещам.

У каждого человека в этом волшебном лесу есть его собственное Дерево-Характер, которое своим видом отражает присущий ему характер. Многие люди хотели бы побывать там, посмотреть, выглядит их Дерево-Характер. Но попасть в этот волшебный лес не может никто...

2. Упражнение «Ассоциации» (10-15 мин)

Цель: Упражнение усиливает чувство группы, включение всех участников в работу, создает положительный эмоциональный настрой.

Необходимые материалы: краски, кисточки, карандаши, мелки, бумага, стаканчики для воды, цветная бумага, журналы, ножницы, клей, фломастеры, маркеры.

Ход работы: Упражнение «Ассоциации». Группа делится на пары. Каждый участник на листе бумаги рисует на своего партнера ассоциации (если бы он был цветом, предметом, животным, музыкальным направлением, то каким?). На эту работу отводится 10 минут. Когда ассоциации готовы, можно с их помощью представить своего партнера. Для составления ассоциативного ряда можно воспользоваться готовыми образами, вырезав их из журнала и наклеив на бумагу.

Упражнение «Что в твоем сердце?»

Не торопитесь, возьмите приятные вам художественные материалы (карандаши, мелки, фломастеры, краски) и внимательно к себе прислушайтесь.
Наполните нарисованное сердце теми эмоциями, чувствами переживаниями, которые живут в вашем сердце.

Ваше сердце могут наполнять разные эмоции, чувства и состояния, постарайтесь идентифицировать и записать на бланке.

Подумайте, почему данное чувство именно в этом месте, почему оно соседствует с вот таким. Может быть там получился целый сюжет, может быть общая картина вам что-то напоминает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический тренинг для педагогов: «Учимся управлять эмоциями»

Цель тренинга:Сплочение коллектива и создание благоприятного эмоционального фона.Задачи:1.создание комфортного психологического климата в группе;2.проверка уровня развития профессионально значимых сво...

Интеллектуально - психологическая игра с элементами песочной терапии "В гармонии с природой" для родителей воспитанников ДОУ

Игра представлена в формате взаимодействия с родителями в педагогической песочнице, что является одним из актуальных направлений в современном дошкольном образовании. В ходе игры спользуются авторские...

Тренинг с элементами арт-терапии

Познакомить участников тренинга с арт-терапевтическими технологиями и их применением в практике. Создать положительный эмоциональный климат у педагогов, используя виды арт-терапии (изотерапию, ск...

Конспект игрового тренинга с элементами арт-терапии (рисование песком на стекле) «Песочные картинки» (старшая группа)

Конспект игрового тренинга с элементами арт-терапии (рисование песком на стекле) «Песочные картинки» (старшая группа)...

Психологический тренинг с элементами сказкотерапии «Снимаем маски»

Обучение педагогов, родителей способу познания себя и внутренних особенностей своих детей через сказкотерапию....