Современные подходы к художественно-эстетическому развитию дошкольников
методическая разработка

Зайцева Елена Васильевна

В методической разработке представлена в соответствии с ФГОС дошкольного образованияОО "Художественно-эстетическое развитие"(основные понятия, цели, задачи и условия реализации ФГОС ДО) Современные программы и технологии организации художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста(цели, задачи, формы, способы, методы и средства)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно-эстетическое развитие(основные понятия, цели, задачи и условия реализации ФГОС ДО) Современные программы и технологии организации художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста(цели, задачи, формы, способы, методы и средства) Составила старший воспитатель ГБДОУ № 5 Пушкинского района Санкт-Петербурга Зайцева Е.В.

Слайд 2

В соответствии с ФГОС дошкольного образования (пункт 2.6) художественно-эстетическое развитие предполагает: — развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; — становление эстетического отношения к окружающему миру; — формирование элементарных представлений о видах искусства; — восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; — стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; — реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Слайд 3

Основные понятия: Восприятие искусства - это психический процесс осознанного, личностного, эмоционального постижения и осмысления произведения искусства. Художественно-эстетическая деятельность – это деятельность, связанная с формированием у детей основ эстетического вкуса и творческих способностей. Этот вид деятельности способствует развитию эстетических чувств. Эстетические чувства – это субъективное переживание оценочного отношения к эстетическому предмету, явлению. Творческая деятельность - это такая форма деятельности человека, при которой создаётся что-то новое, ранее не существовавшее.

Слайд 4

В области художественно-эстетического развития ребенка основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для: развития у детей интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества; развития способности к восприятию музыки, художественной литературы, фольклора; приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла.

Слайд 5

Целевые ориентиры дошкольного образования проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; к окончанию дошкольного возраста должен проявлять развитое творческое воображение, проявлять самостоятельность в изобразительной деятельности, эмоционально откликаться на произведения искусства.

Слайд 6

Художественно-эстетическое развитие

Слайд 7

В программах дошкольного образования выделяются основные разделы ОО «Художественно-эстетического развитие» Приобщение к искусству Изобразительная деятельность: -Рисование Лепка -Аппликация Конструктивно-модельная деятельность Музыкальная деятельность Театрализованная деятельность(театрализованные игры)

Слайд 9

Комплексные программы: «От рождения до школы» «Детство» «Вдохновение» 21 образовательная программа Сайт : https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/184-obrazovatelniye-programmi-doshkolnogo-obrazovaniya

Слайд 10

Парциальные программы по художественно-эстетическому развитию дошкольников: «Цветные ладошки» (И.А Лыкова); «Цвет творчества» (Н.В. Дубовская ) «Красота. Радость. Творчество» (Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина ); «Воспитание ребенка - дошкольника развитого, образованного, смекалистого, инициативного, неповторимого, коммуникативного, активного. Модуль «В мире прекрасного» (Л.В. Куцакова , С.И. Мерзлякова); "Природа и художник" (Т.А. Копцева ); «Гармония развития» (Д.И. Воробьева) и др.

Слайд 11

Примерный перечень парциальных программ, педагогических технологий, методических пособий по дошкольному образованию «Кругозор» культурно-образовательная программа. Автор Подгорнова С.В. Программа «Умные пальчики» Конструирование в детском саду Автор: И.А Лыкова Программе интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста « Фанкластик : весь мир в руках твоих». Автор: И.А Лыкова ( https://fanclastic.ru/doshkolnoe-obrazovanie.html ) Конструирование и художественный труд в детском саду. Автор: Л.В. Куцакова Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ

Слайд 12

Основные формы взаимодействия педагога с детьми : 1. По развитию эстетической восприимчивости: — восприятие и наблюдение за объектами и явлениями окружающей действительности; — рассматривание (прослушивание) произведений искусства; — творческие диалоги по сравнению или сопоставлению произведений искусства. 2. По формированию эстетического сознания: – беседы, рассказы; — экскурсии; — прогулки с наблюдениями; — игровые обучающие ситуации. 3. По приобщению к различным видам художественно-эстетической деятельности: — показ способа действия; — упражнения-тренинги; — совместная продуктивная деятельность. 4. По развитию художественно-творческих способностей: — проблемные ситуации; — творческие игровые ситуации.

Слайд 13

Педагогические и образовательные технологии, обеспечивающие успешность реализации программ художественно-эстетического воспитания: 1) технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с ребенком 2) технология проектной деятельности проекты 3) технология исследовательской деятельности 4) информационно-коммуникационные технологии 5) технология деятельностного метода «Ситуация» (И. А. Лыкова) 6) технология индивидуализации образования 7 ) технология интеграции живописи, декоративно-прикладного искусства, музыки, литературы. 8) технология фасилитации

Слайд 14

М етоды художественно-эстетического воспитания а ) информационно-рецептивные (наблюдение, обследование предметов и игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, прослушание и исполнение музыкальных произведений, игра на музыкальных инструментах, слушание литературных текстов, беседы, демонстрация способов разных видов художественно-эстетической деятельности); б ) репродуктивные (упражнения, работа с наглядными пособиями, стимулирующая многократное повторение действий); в ) исследовательские, эвристические, методы проблемного изложения (художественное экспериментирование, кляксография , ниткогра-фия , рисование пластилином, оттиски, пальцевая и ладонная техника, проблемные ситуации в процессе прослушивания музыкальных и литературных произведений, творческое рассказывание, детское книгоиздательство, метод проектирования и др.); г ) операторного освоения сенсорных процессов, познания художественно-образного начала, импровизации в творчестве (моделирование, экспериментирование, создание эвристических и поисковых ситуаций).

Слайд 15

Основные условия для художественно-эстетического развития дошкольников: Развивающая предметно-пространственная среда (Центр искусства и много другое…) Посещение музеев, театра, выставок Взаимодействие с социальными партнерами Взаимодействие с семьей

Слайд 17

H 2 O

Слайд 18

Фасилицированная беседа по картине (программа «Кругозор» автор С.В.Подгоронова раздел «Образ и мысль») Фасилитация – от английского слова fa c ili tate – облегчать, помогать, способствовать.

Слайд 19

Содержание работы по изобразительной деятельности

Слайд 20

Ознакомление дошкольников с искусством Направления в работе по развитию у детей художественного восприятия: развитие отзывчивости к языку изобразительного искусства, накопление сенсорного и эмоционального опыта детей, знакомство их со средствами выразительности, характерными для того или иного вида искусства; развитие умения выразить свое отношение к событиям, изображенным в произведении, связать увиденное с собственным опытом; расширение объема знаний и представлений об искусстве. Методы ознакомления: -Восприятие произведения искусства; - Беседа с детьми; Вопросы к детям; Дидактические игры и упражнения; Экскурсия на выставку или в музей; Рассказ педагога или искусствоведа; Организация тематической или общей выставки; Практическая деятельность дошкольников.

Слайд 21

Методы обучения изобразительной деятельности Информационно-рецептивные (наглядный и словесный) - экскурсии и прогулки; -видео, слайды, интернет-ресурсы; -натура (общая, индивидуальная); -обследование предмета; образец; -показ способов действия (общий, частичный, поэтапный, сопутствующий); -анализ детских работ; -объяснение, указание, пояснение; -вопросы к детям (поисковые со средней группы); -художественное слово; -поощрение; -игровой – сюрпризные моменты.

Слайд 22

Методы обучения изобразительной деятельности Репродуктивный (практический) -индивидуальная работа с детьми вне занятий; -использование дидактических игр вне занятий; -индивидуальные упражнения на занятиях. Исследовательский Ребенок проводит исследование: -какой взять фон, форму и формат бумаги; -какие лучше использовать изобразительные материалы; -как можно получить разнообразные материалы; -как можно получить разнообразные цвета и оттенки; - как лучше расположить предметы на листе бумаги; -как интересней и выразительней изобразить тот или иной предмет. Метод проблемного обучения (в полном объеме используется в школе) В дошкольных учреждениях детей приучают находить решения на поставленные перед ними задачи Эвристический (ближе к исследованию) Проведя определенные исследования, ребенок совершает открытие.

Слайд 23

Детский дизайн В дизайн-деятельности развиваются: — образные представления (образное мышление, воображение и др.); — личностные качества (самостоятельность, инициатива); — умение планировать свою деятельность, устанавливать связь между действием и результатом; — мелкая моторика; — сенсорика (чувство цвета, формы); — художественно-эстетические представления.

Слайд 24

Детский дизайн Основные методы и приемы работы: — наблюдение в природе и окружающей среде; — активизация внимания дошкольников на форме, цвете, материале предметов и объектов; — активизация внимания дошкольников на композиции и замысле художественного произведения; — демонстрация и рассматривание образцов художественного творчества; — обыгрывание готовых изображений, поделок, оформлений.

Слайд 25

Робототехника Основные приемы обучения робототехнике : Конструирование по образцу Конструирование по модели Конструирование по заданным условиям Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам Конструирование по замыслу

Слайд 26

«Искусство может заставить вас взглянуть на вещи совершенно иным образом, оно может дать вам силы взлететь» «Искусство поможет открыть ум ребенка и чем раньше вы познакомите его с искусством, тем лучше, потому что это вдохновит его на создание чего-то уникального» Ромеро Бритто

Слайд 27

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Реализация современных подходов к художественно – эстетическому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования"

Презентация "Реализация современных подходов к художественно – эстетическому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования"...

Современные подходы к художественно-эстетическому развитию дошкольников

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Ведь человек будущего должен быть созидателем, с развитым...

Современные подходы к художественно эстетическому развитию дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО

laquo;Истоки творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем бол...

Современные подходы к художественно-эстетическому развитию дошкольников

В статье говорится о современных методах и приемах. используемых  для художественно - эстетического развития детей....

Консультация для педагогов на тему: «Современные подходы к художественно-эстетическому воспитанию дошкольников по ФОП»

Цель: активизация творческого потенциала педагогов, расширение знаний о методах и приемах работы с детьми по развитию творческих способностей воспитанников.Задачи: повышение компетентности педагогов в...

Консультация для педагогов «Современные подходы к художественно-эстетическому развитию дошкольников»

laquo;Истоки творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: че...