консультация
консультация

Чорнопищук Наталья Викторовна

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formir-ie_polozhitelnogo_obraza_rodnogo_doma_r.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ

«ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА

РОДНОГО ДОМА».

                                                                                                                                

        

     Кризисные явления в социально-экономической, политической, культурной и других сферах жизни нашего общества обострили многие нравственные проблемы, выдвинув их в ряд наиболее актуальных. Этот процесс, что закономерно, коснулся и такого важного культурного элемента общества, как институт семьи. Всё больше представителей молодого поколения отдают предпочтение альтернативным формам брачных семейных отношений.

М. Осорина отмечает: то, что раньше было священным, полным мировоззренческого смысла, символически значимым для членов семьи, сейчас потеряло свою смысловую высоту, опустилось до уровня бытовых явлений. Из семейного быта исчезают понятия «родной дом», «священные места и предметы в нём». Они подменяются лжеценностями – дорогими вещами и украшениями интерьера. Уходят в прошлое семейные обеды, празднования, забываются семейные традиции.

З. Матейчек считает, что если дома на ребёнка не хватает времени и «дежурство нянь» при нём постоянно чередуются, а родители сами ещё незрелые и не достаточно взрослые, то ощущение родного очага у такого ребёнка вряд ли появится.

Этого допустить ни в коем случае нельзя! Вместе с тем сформированный в детстве положительно насыщенный образ родного дома становится психологическим основанием действительно нравственного человека.

Родной дом – это сложное, многогранное понятие. Оно включает в себя семью, где ребёнок родился и растёт; атмосферу домашнего очага, определяемую, прежде всего семейными традициями; дом, где он живёт; близких друзей, родственников и т.д. Постепенно понятие «родной дом» расширяется: родными становятся улица, город, край, страна. Поэтому формирование любви к родному дому, по сути, является первой ступенью гражданского воспитания человека.

Воспитывать любовь и уважение к родному дому следует с дошкольного детства. Однако некоторые родители не знают как создать тепло и уют в собственном доме, как донести до ребёнка чувство любви и привязанности к нему; другие считают, что любовь к дому – врождённое чувство и никаких усилий по его развитию не требуется. Поэтому на помощь родителям должны прийти педагоги дошкольных образовательных учреждений, которые на практике сталкиваются с противоречиями между необходимостью формирования у дошкольников положительно насыщенного образа родного дома в условиях ДОУ, с одной стороны, и недостаточной разработанностью соответствующих методик – с другой.

Понятие «родной дом» для ребёнка складывается из нескольких важнейших составляющих, к которым относятся следующие:

  • само здание, стены и крыша над головой;
  • семья, населяющая дом: родители, сёстры и братья, бабушки и дедушки и другие близкие родственники;
  • определённое постоянство окружения (люди, вещи, внешняя среда, пейзаж, природа);
  • неизменный распорядок дня, жизненный стиль, система ценностей;
  • семейный микроклимат (эмоциональный покой, чувство безопасности, домашнее тепло);
  • своё личное пространство.

Под положительно насыщенным образом родного дома мы понимаем положительно эмоциональное отражение в сознании внешнего облика здания, в котором ребёнок родился и вырос; убранства дома; окружающие его предметы и объекты; людей, часто встречающихся дома или около него, и те ощущения, которые возникают при этом; домашних животных; временную последовательность событий, происходящих в родном доме.

Основная цель – формирование положительно насыщенного образа родного дома у детей старшего дошкольного возраста, а также создание условий для становления основ патриотического сознания.

Задачами являются:

  • Создание условий для формирования у старших дошкольников положительно насыщенного образа родного дома, для выработки ценностного отношения к дому и своей семье
  • Организация мероприятий, побуждающих детей и родителей к творческому самовыражению, поддержанию традиций семьи, вызывающие желание оказывать позитивное влияние на устройство и быт родного дома.
  • Формирование знаний о семье, её родословной, об истории появления дома, быте, семейных традиций и пр.

Педагогу необходимо построить работу так, чтобы ценностные позиции, открытые ребёнку с помощью взрослых постепенно становились его собственными, «врастали» в структуру его личности, систему его личностных смыслов. Для этого необходимо создать специальные психолого-педагогические условия и определённым образом организованное учебное содержание. Неразрывно связанные компоненты – целевой, содержательный, операционно-деятельностный, контрольно-регулировочный и оценочно-результативный только в совокупности обеспечивают максимальный эффект проводимых мероприятий.

Формирование положительно насыщенного образа родного дома в условиях ДОУ у детей старшего дошкольного возраста возможно при комплексном решении следующих задач:

  1. Организация общественно-полезной деятельности ребёнка на благо своего дома и родителей.
  2. Создание ситуации переживания ребёнком чувства гордости за членов семьи и их достижения.
  3. Организация и проведение семейных праздников и других мероприятий с постепенным закреплением их как традиций семьи.
  4. Привлечение всех членов семьи к формированию у ребёнка положительно насыщенного образа родного дома.

Выделяют критерии оценки сформированности у старших дошкольников положительно насыщенного образа родного дома:

  • Наличие базовых знаний о семье, родном доме, родословной семьи, знание своего домашнего адреса и т.д.
  • Вопросы и предложения детей по поводу изучаемого материала.
  • Добровольное, инициативное участие в разнообразных видах практической деятельности дома и в ДОУ.
  • Возникновение по инициативе самих детей сюжетно-ролевых, конструктивных, творческих игр, игр-драматизаций.
  • Разрешение смоделированных жизненных ситуаций с применением знаний и навыков, полученных в ходе проведения мероприятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....