Консультация для родителей " О пользе экспериментальной деятельности для детей среднего возраста"
консультация (средняя группа)

Утекова Антонина Исмаиловна

"Детское экспериментирование -это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей , направленная на получение новых сведений и новых знаний" ( Н .Н. Поддъяков).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «О пользе экспериментальной деятельности для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)».

 «Расскажи -и я забуду ,

Покажи –и я запомню ,

Дай поробовать –и я пойму»

(Конфуций).

Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются. В свете данного аспекта особую значимость приобретает детское экспериментирование. Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Оно может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования. Вместе с тем, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.

Введению термина «экспериментирования» наука обязана Ж. Пиаже: он проанализировал значение этой деятельности для детей и подростков, доказал, что достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами.

Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Детское экспериментирование тесно связано с другими видами

деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить

свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение

знаний способствует развитию речи). Не требует особого доказательства

связь экспериментирования с формированием элементарных

математических представлений. Во время проведения опыта постоянно

возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму

и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную

значимость и способствует их осознанию. В то же время владение

математическими операциями облегчает экспериментирование.

Необходимо также учитывать особенности экспериментирования в разных возрастных группах.

Экспериментальная деятельность детей среднего дошкольного возраста.

У детей средней группы (4 – 5 лет) появляются первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим – для обеспечения безопасности и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырёхлетнего ребёнка быстро затухает. В этой возрастной группе можно проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, дети изучают свойства воды , снега, песка и т .п

Можно провести следующие эксперименты:

  1. «Тонет,не тонет»- в тазик с водой опускаем предметы из различных материалов.( вода выталкивает более легкие предметы).
  2.  «Поднимающаяся вода»-ставим три стакана в ряд ,в 1 и 3 нальем  подкрашенную гуашью воду (красный и синий) .Свернуть две салфетки и опустить концы в стаканы. Наблюдать ,как вода из стаканов будет набираться и смешиваться в пустом стакане.
  3. «Вода-соль ,сахар и песок»-три стакана с теплой водой ,в каждый стакан кладем по 1 ложке соли .сахара и песка. Размешиваем и наблюдаем за взаимодействием воды с природными материалами.
  4. «Научи яйцо плавать»-стакан с пресной водой и стакан с соленой водой, опускаем яйцо  и наблюдаем .(Соленая вода выталкивает яйцо и он плавает на поверхности, не опускаясь на дно).
  5. «Вкус воды»- в разные стаканы налить воду (4 стакана ),в одном –прокипяченная чистая вода ,во втором –подсоленная ,в третьем –подслащенная, в четвертом –кислая(лимонная), дать попробовать.
  6. «Соломинка –пипетка» - трубочка для коктейля ,2 стакана ,один пустой ,второй с водой.Опускаем соломинку в воду .При помощи соломинки перельем воду из полного стакана в пустой.
  7. «Мыльные пузыри» -2 миски с водой ,жидкое  мыло и трубочка для коктейля .Дуем в трубочку ,наблюдаем и  сравниваем количество и качество пузырьков.
  8. «Дружба красок» - берем 3 стакана с водой  и три банки  цветной гуаши(красный ,синий, желтый). В первом стакане смешиваем красный и желтый, во втором-  синий и красный ,в третьем -желтый и зеленый. Наблюдаем за полученными цветами.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Советы по проведению игр» для детей среднего возраста

Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки.Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Мои советы могут помочь  род...

Консультация для родителей «Советы по проведению игр» для детей среднего возраста

Для ребёнка дошкольного возраста  игра является  ведущей  деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.С накоплением жизненного опыта, под вл...

Консультация для родителей "О пользе театрализованной деятельности для детей дошкольного возраста".

Консультация для родителей о роли театрализованной деятельности и театрального искусства в формировании личности ребенка....

Консультация для родителей «Воспитание культурно-гигиенических навыков и детей среднего возраста»

Консультация для родителейТема: «Воспитание культурно-гигиенических навыков и детей среднего возраста»...

Консультация для родителей «О пользе овощей для питания детей дошкольного возраста»

laquo;О пользе овощей для питания детей дошкольного возраста»...