Методика руководства сюжетно - ролевой игрой в дошкольной организации.
методическая разработка (младшая группа)

Валичева Саида Залимхановна
Руководство сюжетно ролевыми играми требует от воспитателя большого 
мастерства и педагогического такта. 
Планируя  работу  по  руководству  сюжетно ролевыми  играми  детей, 
педагогу  необходимо  предусматривать  обогащение  содержания  игры, 
расширение  игрового  опыта  детей.  Большое  внимание  педагог  должен 
уделять  развитию  творческих  способностей  детей,  формированию 
положительных взаимоотношений
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика руководства сюжетно - ролевой игрой в дошкольной организации.

Руководство сюжетно ролевыми играми требует от воспитателя большого

мастерства и педагогического такта.

Планируя  работу  по  руководству  сюжетно ролевыми  играми  детей,

педагогу  необходимо  предусматривать  обогащение  содержания  игры,

расширение  игрового  опыта  детей.  Большое  внимание  педагог  должен

уделять  развитию  творческих  способностей  детей,  формированию

положительных взаимоотношений.

  Руководство  сюжетно ролевой  игрой  в  дошкольном  учреждении

осуществляется в двух  основных направлениях:

Косвенное  руководство (без  вмешательства  воспитателя  в  игру,  направленное на обеспечение опыта детей).

 Сюда входят:

• наблюдения;

• целевые прогулки;

• экскурсии

• беседы;

• чтение художественной литературы;

• просмотр кино, видеофильмов;

• занятия (особенно речевые)

• рассмотрение иллюстраций;

• ознакомление с атрибутами, предметами - заменителями и способами их

использования;

• организация игрового пространства (подбор, изготовление своими руками);

• игры (конструктивные, дидактические, подвижные)

• изобразительная деятельность;

• игры- имитации;

• мнимые «телефонные разговоры»;

• придумывание историй для планирования игры, например, «Придумаем

историю о больной девочке и то, как помог необычный чай»

•  «домашние  задания»,  которые  приучают  ребенка  к  самостоятельному

поиску  информации  («Как мама убирает. Что делает сначала, что

потом»).

Прямое руководство (с вмешательством в игру).

  Самое сложное и важное – обдумать задачи и приемы воспитания детей в

игре: как способствовать объединению детей, как научить распределять роли,

доводить  до  конца  задуманное.  При  этом  ставятся  задачи  как  ко  всему

коллективу, так и к отдельным детям.

  Первое  условие  успешного  руководства  играми  – умение  наблюдать  за

детьми,  понять  их  игровые  замыслы,  их  переживания.  Это  не  просто:

ребенок,  особенно  в  младшем  дошкольном  возрасте,  не  всегда  может,  а

иногда  не  хочет  делиться  с  взрослыми  своими  намерениями.  Педагогу

необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко

достигается в том случае, если педагог относится к детской игре серьезно, с

искренним интересом, без обидного снисхождения, к которому дети весьма

чувствительны. Такому педагогу дети охотно рассказывают о своих планах,

обращаются к нему за советом и помощью.

  Особенно сложна роль педагога в ходе развития сюжета игры. Во время

подготовки к ней, когда дети еще не вошли в свои роли, когда сюжет игры

только намечается, педагог с уважением относится к замыслу участников,

может давать им советы, руководить их поведением, как взрослый детьми.

Иное  дело  в  ходе  игры,  когда  неосторожным  вмешательством  можно

разрушить  созданный  ребенком  образ.  Далеко  не  всегда  дети прислушиваются к советам взрослых во время игры. Педагог не может быть

равнодушным зрителем, он выражает сочувствие матери, у которой заболела

дочка,  с  интересом  слушает  рассказ  моряков  об  опасных  трудностях  их

путешествия. Такой педагог может дать совет относительно дальнейшего

развития игры, и ребенок прислушивается к его словам, особенно когда к нему обращаются как к действующему лицу. «Маме можно посоветовать

пойти с больной дочкой к врачу». Такие советы обогащают замысел игры.

  Наиболее  эффективным  способом  руководства  является  участие  самого

педагога  в  игре.  Через  выполняемую  им  роль,  игровые  действия  он

воздействует на развитие содержания игры, помогает включению в нее всех

детей, особенно робких, застенчивых, пробуждает в них уверенность в силах своих . Я принимаю непосредственное участие во многих играх, часто совсем

не главную, эпизодическую. Но и в этой роли можно незаметно руководить

игрой,  направлять  ее,  будить  воображение  детей,  в  результате  чего

возникают новые эпизоды, о которых дети сами раньше не догадывались.

Например, в роли зрителя в театре  спрашиваю, где продаются билеты, и

таким образом, навожу на мысль сделать кассу; как покупатель в магазине  

спрашиваю о таких товарах, которые продавцы еще не приготовили – завтра

они наверняка появятся на прилавке.

  Еще  один  важный  компонент  сюжетно- ролевой  игры -использование

предметов,  представляющих  уменьшенную  копию  реальных  вещей  и

созданных  специально  для  организации  игры  ребенка,  и  предметов-

заместителей.

  В  руководстве  детей  большое  место  занимает  косвенные  приемы

руководства, чтобы не мешать ребенку, самостоятельно играть, т.к. только

самостоятельная сюжетно - ролевая игра в наибольшей степени способствует

развитию ребенка.

  Руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдения за

самостоятельной сюжетно - ролевой игрой детей. Воспитатель  должен  как  можно  чаще  ставить  ребенка  в  позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности у детей.

  Руководя  игрой,  воспитатель  не  должен  подавлять  инициативы,

самостоятельности  ребенка.  Важно,  чтобы  в  игре  ребенок  фантазировал,

строил, творил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов Методика организации и руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста

Консультация для педагогов Методика организации и руководствасюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста      Старший воспитатель Орлова Светлана Васильевна...

МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРОЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Совместную сюжетную игру следует организовывать в отрезки времени, отведенные режимом для свободных занятий детей. Наиболее удобно это делать перед полдником и после него, когда малыши находятся в пом...

Методика руководства сюжетно/ролевыми играми детей младшего возраста. Планирование игр. Включение инновационных технологий в организацию сюжетно/ролевых игр.

На примере сюжетно/ролевой игры «Знакомство с улицей» младшей группы, предложены игровые ситуации с их задачами. Указаны педагогические мероприятия в организации сюжетно-ролевой игры. Информация о стр...

Консультация для педагогов "Методик организации и руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста

Консультация для педагогов "Методик организации и руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста...

МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРОЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Овладение игровыми умениями в раннем возрасте (1,5-3 года)....