Взаимодействие учителя – логопеда с родителями в условиях реализации ФГОС.
консультация
В настоящее время взаимодействие учителя - логопеда с семьями детей, имеющих речевые недостатки, является наиболее актуальной. Актуальность темы заключается в том, что современным родителям необходима постоянная, квалифицированная помощь учителя – логопеда для решения проблем речевого развития ребенка - логопата.
Коррекционная работа с дошкольниками, имеющими нарушения речи, является длительным процессом, требующим многократных усилий со стороны логопеда. Поэтому наша работа имеет большой объем и строится в разных направлениях. Важным условием успешной коррекционной работы с детьми-логопатами по исправлению речевых недостатков является работа с семьей. Семья – это самое первое и самое главное, что окружает ребенка. При обучении и воспитании детей, на мой взгляд, очень важно найти взаимосвязь с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_s_roditelyami.docx | 21.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила: учитель-логопед
ДС №6 «Василек»
Е.А.Гараева
Взаимодействие учителя – логопеда с родителями в условиях реализации ФГОС.
В настоящее время взаимодействие учителя - логопеда с семьями детей, имеющих речевые недостатки, является наиболее актуальной. Актуальность темы заключается в том, что современным родителям необходима постоянная, квалифицированная помощь учителя – логопеда для решения проблем речевого развития ребенка - логопата.
Коррекционная работа с дошкольниками, имеющими нарушения речи, является длительным процессом, требующим многократных усилий со стороны логопеда. Поэтому наша работа имеет большой объем и строится в разных направлениях. Важным условием успешной коррекционной работы с детьми-логопатами по исправлению речевых недостатков является работа с семьей. Семья – это самое первое и самое главное, что окружает ребенка. При обучении и воспитании детей, на мой взгляд, очень важно найти взаимосвязь с родителями.
Очень часто родители отстраняются от работы по исправлению речевых нарушений у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Родители испытывают трудности, потому что не могут найти свободного времени для занятий с ребенком дома и не знают, как заниматься. Низкая осведомленность родителей в вопросе патологии и коррекции речи, недооценка важности раннего выявления речевых дефектов и начала своевременного воздействия на них, говорят о необходимости совместной работы с семьей на всех этапах коррекции. Бывает так, что семья замечает проблему, только если у ребенка речь отсутствует или имеется грубое нарушения в произношении отдельных звуков, чаще соноров - Л или Р. Работа же логопеда чаще сводится в их понимании только к введению в речь отсутствующего звука. Поэтому одной из задач в моей работе является организация помощи родителям при решении проблем речевого развития детей.
Важно, объяснить родителям, что оптимизировать коррекционный процесс поможет правильно организованная совместная работа. Систематическая работа в ДОУ и дома ускорит автоматизацию звуков, поможет в закреплении лексических тем. У ребенка выработается установка на успех, так как он сам заметит значительные улучшения собственного произношения.
Как показывает опыт работы родители не всегда умеют создать необходимые условия для развития личности ребенка и его речи. Это побуждает нас искать разные формы работы с родителями, в результате которых они смогут в дальнейшем создавать условия для развития личности ребенка, его речи, мышления, памяти и других психических процессов.
Формы работы учителя – логопеда с родителями по преодолению речевых недостатков разнообразны.
Традиционные формы взаимодействия учителя – логопеда с родителями:
- родительские собрания;
- консультирование;
- беседы;
- опросы, тестирование, анкетирование;
- уголки для родителей в группах и в кабинете логопеда;
- домашние задания;
- информационные буклеты;
- семинары – практикумы, мастер – классы и т.д.;
- посещение родителями логопедических занятий.
Современные формы работы учителя – логопеда с родителями с
использованием ИКТ:
- показ презентаций;
- использование сайта детского сада, личного сайта, ватсап.
Остановлюсь на некоторых, на мой взгляд, более эффективных формах работы с родителями, которые использую я в своей практике.
Взаимодействие с родителями я осуществляю с помощью коллективной, индивидуальной и наглядной форм работы.
Коллективные формы работы детского сада с семьей – это собрания, мастер-классы, консультирование, семинары, посещение логопедических занятий.
Групповые родительские собрания я провожу 2 раза в год по результатам диагностики, а также по запросу родителей или воспитателей. Темы собраний определяются в зависимости от возраста детей, например, во 2 младшей группе - «Речевые нормы и отклонения», в средней группе –«Приемы обогащения словарного запаса», в старшей – «Речевые игры дома», в подготовительной – «Звуковая культура речи». Родительские собрания помогают объединить родителей, активно включиться в процесс воспитания детей, нацелить их на помощь. Также провожу общие родительские собрания в форме мастер- классов – «Логопедические игры на кухне», и семинара практикума, например: «Специфика обучения и воспитания детей в комбинированной группе. Роль семьи в преодолении речевых нарушений». Семинары – практикумы и мастер –классы устанавливают партнерские отношения с родителями, повышают педагогическую компетентность родителей, все это происходит в игровой форме. Родители, играя с логопедом и друг с другом, будут играть с ребенком.
На индивидуальных консультация с родителями детей, у которых были выявлены речевые нарушения, знакомлю с особенностями речевого нарушения их ребенка в деликатной форме, как с ним заниматься, на что в первую очередь следует обратить внимание.
Консультации предполагают теоретическое осведомление родителей по тому или иному вопросу. Консультации должны проводиться чётко, просто и конкретно, чтобы родителям было легко понять смысл излагаемого.
Логопед знакомит родителей с некоторыми логопедическими приемами в работе с детьми. Родители получают представление о развитие слухового внимания, правильной артикуляции звуков у ребёнка, о его умении пользоваться правильным звуком в речи. Наиболее популярные темы консультирования – «Что такое артикуляционная гимнастика?», «Пальчиковые игры», «Игры на развитие правильного речевого выдоха», «Закрепление поставленного звука в домашних условиях».
Для родителей периодически оформляю «уголки логопеда» с подборкой теоретического и практического материала по речевому развитию детей дошкольного возраста.
Особо значимыми в работе являются индивидуальные формы работы ДОУ с семьей – это анкетирование, беседы, тетрадь домашних заданий. Такая форма позволяет мне установить более тесный контакт с родителями.
При помощи анкетирования легко устанавливается состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. По полученным анкетным данным учитель – логопед делает вывод, ведется ли работа в семье по преодолению речевых нарушений и насколько родители заинтересованы в получении положительного результата. Каждый родитель должен хорошо знать особенности развития своего ребенка, уметь правильно подойти к нему.
Об особенностях семейного воспитания, потребностях родителей в педагогических знаниях я узнаю с помощью бесед. Беседа с родителями направлена на то, чтобы дать им минимум знаний об особенностях воспитания детей - логопатов, некоторые навыки работы с ними.
Важной формой взаимодействия с родителями является тетрадь домашних заданий. Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости домашних занятий с детьми, имеющими различные нарушения речи. Материал, который изучается за неделю на занятиях, дается домой для закрепления в виде различных упражнений. Стараюсь включать задания не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков, на развитие внимания и памяти, каждое задание дополняется упражнениями для развития моторики.
Так же использую в работе проектные работы, например «Радужная неделя», цель которого была укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства психологического и речевого воздействия на дошкольников.
Ежедневно, в течении этой недели, дошкольники приходили в одежде определенного цвета, согласно цвету дня.
Понедельник – желтый, вторник – зеленый, среда – белый, четверг – синий, пятница – красный. В течении всей недели мы провели мероприятия с каждой возрастной группой.
В желтый понедельник и вторник проводилась психологическая акция «Радуга настроений» для всех участников образовательной деятельности. В результате чего выяснилось, что дети, родители, и сотрудники приходят в наш детский сад с отличным настроением.
С помощью родителей двух средних групп «Звездочки» и «Ладушки» была организованна выставка родительских работ «Познакомьтесь – это Я». А во второй младшей группе «Карапузы» выставка работ «Мой портрет в лучах солнца». В рамках проекта проводилось интеллектуально – спортивное мероприятие «Папа, мама, я - дружная семья!».
В процессе обучения и воспитания детей, стараюсь привлекать их к участию в конкурсах, викторинах, олимпиадах: интернет конкурсы на сайтах «Лисенок», «ФГОС онлайн», «Мир олимпиад». В мае прошел конкурс проектных работ среди детей с ОВЗ по теме «Знакомство с русскими писателями и поэтами». При проведении конкурсов важно родителям объяснить, что участие детей в конкурсах, способствует развитию речевых способностей детей, развитие речевой культуры, приобретение опыта публичных выступлений воспитанников.
Так же активная работа ведется на сайде детского сада, вк группа «Василек», «Сождружество», и индивидуальные беседы -личные звонки и информирование через ватсап (отправляю видео задания и упражнения, детям редко посещающим детский сад)
Взаимодействие учителя-логопеда с семьей является важной составляющей коррекционно-образовательного процесса, так как тесный контакт логопеда и родителей - важнейшее условие высокой эффективности коррекционной работы. Поэтому в любой форме работы с родителями важно найти и выделить те пути взаимодействия, которые будут способствовать максимальной продуктивности общей коррекционной работы.
Совместная работа детского сада и семьи дает положительные результаты, надо отметить тот факт, что логопед приобретает в лице родителей дополнительных помощников в своей работе.
Спасибо за внимание !!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие учителя - логопеда с родителями в условиях реализации ФГОС ДОУ.
Аннотация. В статье раскрываются проблемы во взаимодействии учителя – логопеда с родителями детей, имеющих нарушения речи, рассмотрены эффективные формы взаимодействия учителя – логопеда и родителей. ...
Современные формы взаимодействия учителя-логопеда и родителей в условиях логопункта при реализации ФГОС ДО.
Презантация...
Деятельность учителя-логопеда в ДОО в условиях реализации ФГОС.
Деятельность учителя-логопеда в ДОО в условиях реализации ФГОС...
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в условиях введения ФГОС
С введением ФГОС ДО родители становятся активными участниками коррекционно-образовательного процесса, они могут:•влиять на содержание и расписание внепрограммной деятельности;• помогать в ор...
Современные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями в условиях реализации ФГОС ДО
Сотрудничество с родителями в условиях логопедического пункта представляет собой систему активного взаимодействия детей, родителей, воспитателей и учителя-логопеда, направленную на преодоление речевых...
Выступление на педагогическом совете ДОУ «НАГЛЯДНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»
Детский сад и семья-основные институты социализации детей. Сотрудничество и взаимодействие их необходимо для всестороннего развития личности ребёнка, хотя воспитательные функции различны.В нашем ...
Взаимодействие учителя – логопеда с родителями в условиях реализации ФГОС
Взаимодействие учителя – логопеда с родителями в условиях реализации ФГОС...