Деятельность учителя-логопеда в ДОО в условиях реализации ФГОС.
статья по логопедии

Кудрявцева Светлана Владимировна

Деятельность учителя-логопеда в ДОО в условиях реализации ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деятельность учителя-логопеда в ДОО в условиях реализации ФГОС.

Произошедшие в последние годы изменения в нашей стране повлекли за собой изменения в системе образования. Принят новый «Закон об образовании в РФ», а в соответствии с его требованиями разработаны и утверждены Федеральные Государственные Образовательные Стандарты дошкольного образования.

Поддержка разнообразия детства через создание условий развития способностей каждого ребенка, вот в чем основная мысль ФГОС ДО. Дать возможность развиваться ребенку в характерном для него темпе. Современные дети отличаются от нас, поэтому, все сложнее наладить взаимодействие ребенка с родителем, ребенка с педагогом, ребенка с обществом.

В соответствии с ФГОС ДО педагогический коллектив ДОУ сам выбирает основную образовательную программу, парциальные программы, технологии, формы, методы и приемы работы и  создает свою модель педагогического процесса.

Нас интересует модель коррекционно-развивающей деятельности в ДОУ. Задачей этой целостной системы является организация образовательной деятельности ДОУ как системы, обеспечивающей высокий, надёжный уровень речевого и психического развития дошкольника, которая включает следующие аспекты:  диагностический, профилактический  и коррекционно- развивающий. Создание такой системы возможно только при сотрудничестве различных  специалистов.  При наличии в дошкольном образовательном учреждении детей с ОВЗ ( с тяжелыми речевыми нарушениями и др.), в основную образовательную программу ДОУ парциально включаются программы,  в которых  учитываются все специфические особенности обучения и развития данных детей, как то подвижность сроков  усвоения учебного материала,  специальные подходы, методы и приемы, направленные на освоение образовательной программы.  Возможна  адаптация общеобразовательной программы, для успешного  усвоения знаний детьми  с ограниченными возможностями здоровья.

Эффективность коррекционной работы зависит от сотрудничества всех специалистов, от комплексного подхода к решению данной задачи. Поэтому так важно взаимодействие медиков, психологов, педагогов.

В группах для детей с особыми возможностями здоровья основной задачей коррекционной работы  является собственно  коррекция недостатков в  развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания им помощи в усвоении общеобразовательной программы.

В современной коррекционной педагогике  в условиях реализации ФГОС учитель-логопед  решает  задачи,  ориентируясь на зону ближайшего развития каждого ребенка, учитывая  его психолого-возрастные и индивидуальные возможности, интересы; организуя такие виды деятельности, которые стимулируют речевое развитие, мышление, фантазию. Учитель-логопед постоянно находится во взаимосвязи с семьями воспитанников, способствуя непосредственному вовлечению их в образовательный процесс, оказывает им консультативную помощь.

Сегодня для успешной деятельности учитель-логопед должен обладать способностью к решению нестандартных ситуаций, готовностью к изменениям, быть  ответственным и самостоятельным в принятии решений, изучать разработанные нормативные документы, проводить анализ своей работы и вносить в неё необходимые изменения.

Своей деятельности  учителям-логопедам важно ориентироваться на  показатели деятельностного подхода стандартов:
- придание социально и личностно значимого характера результатам образования ;
- усвоение знаний детьми более гибкое и прочное;
- повышение мотивации и интереса к учению;
- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий.


Компонентами логопедического сопровождения являются:
- профилактика речевых нарушений;

- логопедическая диагностика;

- коррекция речевых дефектов;
- формирование всех сторон речи;
- развитие невербальных психических функций;
- развитие эмоционально-волевой сферы;
- формирование нравственных установок ребёнка.

Направления деятельности учителя логопеда в дошкольном образовательном учреждении: диагностическое, коррекционно-развивающее, информационно-просветительское, консультационное.

Задачами  диагностического направления являются:

-своевременное выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи;

- раннюю диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

 -комплексный сбор сведений о ребенке на основе диагностической информации: изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей, социализация ситуации развития и условий семейного воспитания, адаптивные возможности уровня социализации, систематический разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития, анализ успешности коррекционно-развивающей работы;

- обследование речи детей, с целью определения индивидуального коррекционного плана;

В коррекционно-развивающее направление включается:

-выбор оптимальных коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения для развития ребенка с ОВЗ,  соответствующих  его особым образовательным потребностями;

- организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;;
-работа в составе психолого-медико-педагогического консилиума;
-проведение промежуточной коррекционной диагностики, отслеживание динамики развития детей.

 

К информационно-просветительскому (методическому) направлению относятся :

-различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, печатный материал, -проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально – типологических особенностей различных категорий детей с ОВЗ. В этом направлении широко используются информационно-обучающие средства и приемы, которые способствуют повышению логопедической грамотности, как педагогов, так и родителей.

-повышение профессиональной компетентности.
-выступления на МО учителей-логопедов;

- проведение открытых логопедических занятий;

-выступления на родительских собраниях;
- публикации статей в СМИ, участие в форумах на логопедических сайтах;  
-работа по теме самообразования;
- осуществление преемственности по вопросам речевого развития детей между ДОУ и школой;
- пополнение кабинета новинками методической литературы, изготовление и обновление наглядных пособий.

Консультативная работа включает:  

-выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ОВЗ, единых для всех участников образовательного процесса ;

-консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально- ориентированных методов и приемов работы детей с ОВЗ;  

-консультационную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ОВЗ.

 

Совместная деятельность специалистов спланирована так, что педагоги при построении системы коррекционной работы,  строят свою деятельность с ребёнком на основе общих педагогических принципов не обособляя, а дополняя и углубляя влияние каждого. Целями коррекционного обучения определяются организация, методические приёмы и содержание занятий,  с учётом знаний и умений, накопленного детьми в процессе коррекционной работы учителя-логопеда по разделам программы. Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, подгрупповые, фронтальные формы работы, а так же самостоятельную деятельность ребёнка с ОНР в специально организованной среде. Учитель-логопед  является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы, составляет совместно с другими специалистами комплексно-тематический план, ведет собственно коррекционную работу по развитию всех речевых компонентов, способствует логопедизации режимных моментов и непосредственно организованной образовательной деятельности, помогает личностному росту ребёнка, формированию уверенного поведения,  адаптации в обществе, а в дальнейшем – успешному обучению в школе

В рамках новых стандартов обозначенные цели, задачи, направления деятельности учителя-логопеда напрямую отражаются в системе коррекционно-логопедического сопровождения детей. Таким образом, стратегия  деятельности учителя-логопеда сопряжена с обновленными стандартами и проходят основной линией взаимодействия специалистов системы общего образования.

Сегодня к деятельности современного учителя-логопеда стандарт дошкольного образования предъявляет особые требования: он обязан нести позитивное настроение в общении с детьми, коллегами, родителями позволяющее наладить коммуникативные связи, противостоять стрессовым ситуациям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ С СЕМЬЁЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.

В соответствии с новым законом  «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения пол...

«Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями ДОУ в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования»

В статье "Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями ДОУ внедрения ФГОС дошкольного образования"  представлен опыт работы на логопункте, цели, направления, формы работы взаимодействия. А так...

Опыт работы по реализации инновационного образовательного проекта "Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ФГОС ДО"

Опыт работы по реализации инновационного образовательного проекта "Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ФГОС ДО"...

Афиши и билеты к опыту работы по реализации проекта "Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ФГОС ДО"

Афиши и билеты к опыту работы по реализации проекта  "Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ФГОС ДО"...

Презентация к опыту работы по реализации инновационного образовательного проекта «Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ФГОС ДО»

Презентация к опыту работы  по реализации инновационного образовательного проекта «Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ...

Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ с семьей в условиях реализации ФГОС.

Ни для кого не секрет что семья -   это первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания....

Проблема взаимосвязи и преемственности в работе учителей-логопедов ДОУ и школы в рамках реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования

ДОКЛАД на семинаре для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений и работников ДОУ «Преемственность в работе ДОУ и начальной школы в условиях введения  ФГОС» в Ресурсно...