«Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями ДОУ в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования»
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
В статье "Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями ДОУ внедрения ФГОС дошкольного образования" представлен опыт работы на логопункте, цели, направления, формы работы взаимодействия. А также прилагается тематический план подготовительной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_uchitelya-logopeda_s_vospitatelyami.docx | 53.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение из опыта работы
«Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями
ДОУ в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования»
Слайд №1 Федеральный государственный Стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
В системе социальных отношений дошкольное образовательное учреждение является одной из опорных ступеней вступления ребенка с ОВЗ в общество. Поэтому первоочередной задачей педагогического коллектива дошкольной организации является разработка системы инклюзивного образования детей с особыми возможностями здоровья, создание всех необходимых условий социализации и развития с учетом особенностей речевого, психомоторного, эмоционального, социального развития детей данной категории.
В свете реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования (п.2.11.2), коррекционная работа направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей, имеющих статус детей с ОВЗ. Разностороннее развитие воспитанником осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, особых образовательных потребностей и социальной адаптации.
Работа учителя-логопеда в связи с переходом к процессу обучения воспитанников в условиях инклюзивного образования по своей структуре и функциональным обязанностям имеет отличительные особенности. Это связано в первую очередь с тем, что учитель-логопед на логопункте встраивается в образовательный процесс, а не идет с ним параллельно.
Работа специалиста строится с учетом внутреннего расписания непосредственной образовательной деятельности дошкольной образовательной организации. График работы и расписание НОД, в соответствии с СанПин 2.4.1-3049-13 утверждается заведующим ДОУ".
Слайд №3Основными задачами логопедического пункта представлены на слайде:
-своевременное выявление нарушений развития речи воспитанников;
-определение их уровня и характера;
-устранение разнообразных нарушений речи;
-профилактика более серьёзных нарушений речи у воспитанников, в том числе и нарушений письменной речи;
-консультативно-методическая для педагогов и специалистов, родителей (законных представителей) воспитанников.
Слайд № 4. В течение учебного года на логопедическом пункте проводится работа по следующим направлениям:
Представлено на слайд
-организационная;
-диагностическая;
-коррекционно-развивающая;
-профилактическая;
- научно-методическая;
-работа с родителями.
Слайд № 5 Цель совместной коррекционной работы: тесное взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.
Задачи:
1.создать модель коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда и педагогов;
2.обозначить основные направления взаимодействия коррекционно-развивающей деятельности специалистов;
3.разработать систему работы и формы взаимодействия логопеда и педагогов в условиях дошкольной образовательной среды, обуславливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции речевых нарушений.
Слайд №6. 1. Модель взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями в условиях с ФГОС.
Слайд №7. Цель: обеспечение преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателя в образовательном процессе.
Задачи:
-выработка единых подходов в образовательном процессе, обеспеченных благоприятные условия для развития ребёнка.
- обеспечение устойчивости результатов логопедической коррекции
- оптимизация деятельности воспитывающей по профилактике речевых нарушений.
Слайд №8 2. основные направления взаимодействия Формирование представлений о факторах риска в речевом развитии, критериях и условиях благоприятного речевого развития
- Обучение педагогов приемам развития и коррекции речи в повседневной жизни, профилактике речевых нарушений у воспитанников
- Разработка эффективных приемов педагогического общения с детьми, имеющими речевое нарушение.
Слайд №9. Совместные направления работы представлены на слайде.
На данный момент есть трудности взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями групп на логопункте. Так как воспитателям не плотится 20%, как воспитателям на речевых группах. У них много своей работы. Большое количество детей. Но и заполнение разной документации. Все прекрасно знают, что на логопункте учитель-логопед встраивается в педагогический процесс.
Слайд №10. Формы взаимодействия:
Обмен опытом
Семинары-практикумы
Рекомендации
Домашние тетради
Взаимопосещения
Речевые праздники
Мастер-классы
Консультации
Как мы выстраиваем единую систему сотрудничества учителя-логопеда и воспитателей в условиях внедрения Стандарта дошкольного образования? на данный вопрос, я вам расскажу из опыта работы на логопункте о формах в реализации основных направлений «Программы коррекционно-развивающей работы»:
-организационное направление,
-диагностическое направление,
-коррекционно – образовательное направление,
-работа с родителями.
В нашем дошкольном учреждении оказывается специализированная коррекционная помощь на логопедическом пункте детям с речевым заключением – общее недоразвитие речи на фоне дизартрии, ФФНР, ФД, ФНР.
Слайд № 11. В группе создан логопедический уголок. В котором дети выполняют артикуляционную гимнастику, упражнение на дыхание. Вместе с воспитателями используют различную картотеку:
- Пальчиковые игры
- Речевые игры и упражнения
- Физкультминутки
- Ребусы, скороговорки
- Звуковой анализ слова
- Позиция звука в слове
- Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза и др.
Так же вместе с воспитателями дети играют в настольные логопедические игры.
Слайд №12 Учитель-логопед принимает участие в семинарах-практикумах и консультациях для педагогов.
Слайд №13 Проводит совместные занятия.
Особое внимание хочется обратить на творческое взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей в области «Социально-коммуникативное развитие». Организация, с одной стороны, индивидуализации образовательного процесса, а с другой – атмосферы сотворчества, субъектами которого являются взрослые и дети.
Наше педагогическое сотрудничество направленно на формирование у детей первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений посредством организации детских видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения). А также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников учреждения.
Слайд № 14. В группе осуществляется совместная подготовка ко всем детским праздникам («День Знаний», «Золотая осень», «День матери», «Новый год», «Будем в Армии служить», «Праздник мам -8 Марта», «День Победы», «Праздник чистой речи»), развлечениям («Рождественские –посиделки», мини-олимпиада «Умный совёнок», «Гуляй, Масленица»), Педагоги совместно разрабатывают сценарии. Логопед отбирает речевой материал, отрабатывает его в индивидуальной работе, а воспитатели закрепляют и т.д.
Слайд № 15конкурсам, выставкам («Конкурс Чтецов», конкурс рисунков, поделок)
Слайд № 16. Используем новые проектные технологии. «Маленький исследователь», «День победы», «Здравствуй Новый год»
Слайд № 17 По проектам создаются вместе с воспитателями мини-музеи в группе ( «Создание ёлочных игрушек», «медали ветеранов ВОВ»). Так же альбомы («Деды морозы в разных странах», «Наши ветераны ВОВ», «Народы мира») Организовываются экскурсии детей в библиотеку, музеи, на почту.
Также проводится совместная подготовка к показу театральных постановок как в группе, так и для детей младших групп («Смоляной бычок», «Гуси-лебеди», «Теремок», «Под грибом»).
В группе висит экран звукопроизношения, для того чтобы воспитатели следили за речью детей.
Ведётся тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя.
Логопед дает воспитателям рекомендации по каждому ребенку, обращает внимание, на имеющиеся проявления сниженной или нарушенной артикуляционной, пальчиковой моторики. Также даёт упражнения по подготовке к обучению грамоте. Воспитатели и логопеды совместно планируют, организуют и реализуют коррекцию нарушенных моторных функций у детей, активно используют здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение здоровья и активного формирования здорового образа жизни воспитанников.
Логопед и воспитатели используют в образовательной деятельности методы: релаксацию, игры из серии «Здоровье» («Как беречь глаза?» «Как правильно дышать и говорить?» «Что я знаю о своем здоровье?», сказкотерапию («Сборник артикуляционных сказок».
Слайд №19 Проводим совместно коллективные собрания, открытые занятия встречи-вечера, круглые столы, тренинги, праздники, развлечения, совместные выставки, дни открытых дверей, школы для родителей, родительские конференции.
Разрабатываем «информационные стенды», папки – «передвижки», «информационные ширмы», рекламы, «памятки». Организовываем выставки литературы, картотек, мини-музеи и др. Критериями эффективного использования тех или иных форм являются: проявление искреннего интереса родителей к занятиям, активное их участие в анализе педагогических ситуаций, дискуссиях, вопросы к педагогам по проблеме воспитания ребенка.
Учитывая специфику личностных качеств и речевых нарушений детей, взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателей направлена прежде всего на преодоление сложного речевого нарушения у ребенка и, параллельно, развитие таких личностных качеств, которые будут способствовать адекватной коммуникации, социализации будущих школьников или другими словами: развитие инициативности, самостоятельности, уверенности в себе, воображения, физических качеств, волевых усилий, любознательности, умения выражать свои мысли, чувства и желания, строить речевое высказывание в ситуации общения и т.д.
Большинство дошкольников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать воспитанников, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.
Таким образом, творческое взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей логопункта, Взаимодействие воспитателей и учителя-логопеда способствует эффективным, качественным изменениям в речевом развитии детей, профессиональной подготовке педагогов .позволяет строить коррекционно-образовательный процесс в соответствии с разработанной «Программой коррекционно-развивающей работы», добиваться высоких показателей в коррекции речевых нарушений и развития личностных качеств будущих первоклассников.
.Разработаны «Тетради совместной коррекционно-образовательной работы логопеда и воспитателя». Тетради содержат речевой и игровой материал по разделам коррекционной работы.
Таблица «Тетрадь совместной коррекционно-образовательной работы логопеда и воспитателя »
дата
| Задание учителя-логопеда | Ф.И. ребёнка | примечание |
1.Тема недели. Смотрим картотеку лексических тем. (лексика, грамматика, связная речь, пальчиковая гимнастика, 2. Развитие фонематического восприятия). 3. Работа по звукопроизношению. 4.Развитие мелкой моторики. |
Лексическая тема: «здоровей-ка»
Инструкция воспитателя | Выполняемые действия |
1. Развитие общей моторики | |
2. Развитие мелкой моторики | |
3. Развитие артикуляционной моторики | |
4. Развитие фонетико-фонематического восприятия | |
5. Развитие лексико-грамматического строя речи | |
6. Развитие связной речи |
2. «Тетрадь связи». Еженедельно (2-3 раза в неделю) учитель-логопед информирует и направляет деятельность воспитателя в проведении совместной образовательной деятельности. Дает задания по автоматизации звуков, на закрепление лексико-грамматического категорий, разных видов рассказывания, вызывающих у конкретного ребенка или подгруппы детей значительные трудности.
3.Проводим посещение занятий педагогов. Если занятие проводится группой, воспитатель присутствует на занятии логопеда и наоборот. Присутствующие педагоги активно участвуют в ходе занятия, подключаются к организации сюрпризных, игровых сюжетов, к работе с КТ, помогают детям в индивидуальной работе.
4.Проводим интегрированные итоговые занятия, приглашаем родителей. На занятии используем несколько видов деятельности по разным образовательным областям. Игровая форма занятия, участие двух- трех педагогов очень нравится детям. Вот в марте для родителей была встреча с воспитателем, учителем-логопедом и психологом. Дети вместе с родителями ходили по станциям в гости к учителю-логопеду, где были проведены элементы игр по подготовке к обучению грамоте, к воспитателю, где было проведено задание на мелкую моторику, к психологу – игры на развитие мышления.
5.Разрабатываем и используем в работе картотеки, альбомы по разным разделам коррекционной работы.
6.Логопед разрабатывает «логопедические памятки» для воспитателей.
Тематический план работы
Подготовительной группы
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | ||||
Сентябрь | диагностика | Осень-это хорошо или плохо? | Дары осени (овощи, Фрукты) | 5 неделя Дары осени (грибы) | |||
Наша группа | Я и мои друзья | ||||||
Октябрь | Перелетные птицы | Уборка урожая ( хлеб, труд взрослых осенью) | Неделя здоровья | Дружат люди всей Земли (традиции, образ жизни россиян и людей других стран) | |||
Ноябрь | Если бы я был президентом Волшебной страны Детства ( символика страны) | Мальчики и девочки- два разных мира (+обязанности, профессии) | Неделя правовых знаний | Подготовка животных к зиме | |||
Декабрь | Домашние животные | Как приходит зима | Мир зимней одежды и обуви | Новый год в разных странах | Мастерская Деда Мороза | ||
Январь | Каникулы | Разноцветные настроения (эмоциональный мир людей) | Животные Севера и жарких стран | История книги | |||
Февраль | Кто я, какой я? ( интерес к событиям своего детства, будущего) | Знаменитые люди малой Родины | Российская Армия | Моя семья | |||
Март | Моя прекрасная леди | Транспорт | Мебель, Посуда | Русские народные промыслы | 5 неделя Земноводные и пресмыкаю- щиеся | ||
Апрель | Весна в окно стучится | Загадки космоса | Комнатные растения | Дорожная безопасность | |||
Май | Праздник Победы | Насекомые | Деревья и кустарники | Скоро в школу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ С СЕМЬЁЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения пол...
Программа сопровождения педагогических работников в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования
Программа сопровождения педагогических работников в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования...
консультация для педагогов и родителей:"Физическая готовность детей к школьному обучению в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования"
Всех нас интересует: "Как будет учиться ребенок?" Этот вопрос волнует и педагогов и родителей, но в первую очередь нужно знать , а готов ли ребенок к школьному обучению. Готов ли в первую очеред...
Проектирование образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования
Современные подходы к организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста на занятиях Современное общество ставит перед образованием задачу формирования универсальных способностей, лич...
" Реализация регионального компонента в образовательном процессе в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования». - ХМАО-Югра
Доклад по теме " Реализация регионального компонента в образовательном процессе в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования" - ХМАО-Югра...
Формы работы музыкального руководителя с родителями в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования
Формы работы музыкального руководителя с родителями в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования...
Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ с семьей в условиях реализации ФГОС.
Ни для кого не секрет что семья - это первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания....