«Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями ДОУ в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования»
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Ким Любовь Игоревна

В статье "Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями ДОУ внедрения ФГОС дошкольного образования"  представлен опыт работы на логопункте, цели, направления, формы работы взаимодействия. А также прилагается   тематический план подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_uchitelya-logopeda_s_vospitatelyami.docx53.13 КБ

Предварительный просмотр:

 Сообщение из опыта работы

«Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями

  ДОУ в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования»

 

Слайд №1 Федеральный государственный Стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

В системе социальных отношений дошкольное образовательное учреждение является одной из опорных ступеней вступления ребенка с ОВЗ в общество. Поэтому первоочередной задачей педагогического коллектива дошкольной организации является разработка системы инклюзивного образования детей с особыми возможностями здоровья, создание всех необходимых условий социализации и развития с учетом особенностей речевого, психомоторного, эмоционального, социального развития детей данной категории.

 В свете реализации Федерального государственного стандарта  дошкольного образования (п.2.11.2), коррекционная работа направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей,  имеющих статус детей с ОВЗ. Разностороннее развитие воспитанником осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, особых образовательных потребностей и социальной адаптации.         

        Работа учителя-логопеда в связи с переходом к процессу обучения воспитанников в условиях инклюзивного образования  по своей структуре и функциональным обязанностям имеет отличительные особенности. Это связано в первую очередь с тем, что учитель-логопед на логопункте встраивается в образовательный процесс, а не идет с ним параллельно.

         Работа специалиста строится с учетом внутреннего расписания непосредственной образовательной деятельности дошкольной образовательной организации. График работы и расписание НОД, в соответствии с СанПин 2.4.1-3049-13 утверждается заведующим ДОУ". 

       Слайд №3Основными задачами логопедического пункта  представлены на слайде:

-своевременное выявление нарушений развития речи воспитанников;

-определение их уровня и характера;

-устранение разнообразных нарушений речи;

-профилактика более серьёзных нарушений речи у воспитанников, в том числе и нарушений письменной речи;

-консультативно-методическая  для педагогов и специалистов, родителей (законных представителей) воспитанников.

        Слайд № 4.  В течение учебного года на логопедическом пункте проводится работа по следующим  направлениям:

Представлено на слайд

-организационная;

-диагностическая;

-коррекционно-развивающая;

-профилактическая;

- научно-методическая;

-работа с родителями.

Слайд № 5   Цель совместной коррекционной работы:   тесное взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.

               Задачи:

1.создать модель коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда и педагогов;

2.обозначить основные направления взаимодействия коррекционно-развивающей деятельности специалистов;

3.разработать систему работы и формы взаимодействия логопеда и педагогов в условиях дошкольной образовательной среды, обуславливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции речевых нарушений.

       Слайд №6. 1. Модель  взаимодействия   учителя-логопеда с воспитателями в условиях с ФГОС.

      Слайд №7. Цель: обеспечение преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателя в образовательном процессе.

    Задачи:

-выработка единых подходов в образовательном процессе, обеспеченных благоприятные условия для развития ребёнка.

- обеспечение устойчивости результатов логопедической коррекции

- оптимизация деятельности воспитывающей по профилактике речевых нарушений.

Слайд №8  2.  основные направления взаимодействия                                                  Формирование представлений о факторах риска в речевом развитии, критериях и условиях благоприятного речевого развития

  •  Обучение педагогов приемам развития и коррекции речи в повседневной жизни, профилактике речевых нарушений у воспитанников
  • Разработка эффективных приемов педагогического общения с детьми, имеющими речевое нарушение.

Слайд №9. Совместные направления работы представлены на слайде.

          На данный момент есть трудности взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями групп на логопункте. Так как воспитателям не плотится 20%, как воспитателям на речевых группах. У них много своей работы. Большое количество детей. Но и заполнение разной документации. Все прекрасно знают, что на логопункте  учитель-логопед встраивается в педагогический процесс.

  Слайд №10.  Формы взаимодействия:

Обмен опытом

Семинары-практикумы

Рекомендации

Домашние тетради

Взаимопосещения

Речевые праздники

Мастер-классы

Консультации

 

          

       Как мы выстраиваем единую систему сотрудничества учителя-логопеда и воспитателей в условиях внедрения Стандарта дошкольного образования?  на данный вопрос, я  вам   расскажу из опыта работы  на логопункте о формах в реализации основных направлений «Программы коррекционно-развивающей работы»:

-организационное направление,

-диагностическое направление,

-коррекционно – образовательное направление,

-работа с родителями.        

           В нашем дошкольном учреждении оказывается специализированная коррекционная помощь на логопедическом пункте детям с речевым заключением – общее недоразвитие речи на фоне дизартрии, ФФНР, ФД, ФНР.     

           Слайд № 11.  В группе создан логопедический уголок. В котором дети выполняют артикуляционную гимнастику, упражнение на дыхание. Вместе с воспитателями используют различную картотеку:

  • Пальчиковые игры
  • Речевые игры и упражнения
  • Физкультминутки
  • Ребусы, скороговорки
  • Звуковой анализ слова
  • Позиция звука в слове
  • Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза и др.

Так же вместе с воспитателями дети играют в настольные логопедические игры.

Слайд №12  Учитель-логопед  принимает участие в семинарах-практикумах и консультациях для педагогов.

Слайд №13  Проводит совместные занятия.

Особое внимание хочется обратить на творческое взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей в области «Социально-коммуникативное развитие».  Организация, с одной стороны, индивидуализации образовательного процесса, а с другой – атмосферы сотворчества, субъектами которого являются взрослые и дети. 

Наше педагогическое сотрудничество направленно на формирование у детей первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений посредством организации детских видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения). А также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников учреждения.

Слайд № 14. В группе осуществляется совместная подготовка ко всем детским праздникам («День Знаний», «Золотая осень», «День матери», «Новый год», «Будем в Армии служить», «Праздник мам -8 Марта», «День Победы», «Праздник чистой речи»), развлечениям («Рождественские –посиделки», мини-олимпиада «Умный совёнок», «Гуляй, Масленица»),  Педагоги совместно  разрабатывают сценарии. Логопед отбирает речевой материал, отрабатывает его в индивидуальной работе, а воспитатели закрепляют и т.д.  

         Слайд № 15конкурсам, выставкам («Конкурс  Чтецов», конкурс рисунков, поделок)  

Слайд № 16. Используем новые  проектные технологии. «Маленький исследователь», «День победы», «Здравствуй Новый год»

Слайд № 17 По проектам создаются   вместе с воспитателями   мини-музеи в группе ( «Создание ёлочных игрушек», «медали ветеранов ВОВ»). Так же альбомы («Деды морозы в разных странах», «Наши ветераны ВОВ», «Народы мира») Организовываются  экскурсии детей в библиотеку, музеи, на почту.

Также проводится совместная подготовка к показу театральных постановок  как в группе, так и для   детей младших групп («Смоляной бычок», «Гуси-лебеди», «Теремок», «Под грибом»).  

         В группе висит экран звукопроизношения, для того чтобы воспитатели следили за речью детей.

Ведётся тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя.

Логопед дает воспитателям рекомендации по каждому ребенку, обращает внимание, на имеющиеся проявления сниженной или нарушенной артикуляционной, пальчиковой моторики. Также даёт упражнения по подготовке к обучению грамоте. Воспитатели и логопеды совместно планируют, организуют и реализуют коррекцию нарушенных моторных функций у детей, активно используют здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение здоровья и активного формирования здорового образа жизни воспитанников.

Логопед и воспитатели используют в образовательной деятельности методы: релаксацию, игры из серии «Здоровье» («Как беречь глаза?» «Как правильно дышать и говорить?» «Что я знаю о своем здоровье?», сказкотерапию  («Сборник артикуляционных сказок».

       

Слайд №19 Проводим совместно коллективные  собрания, открытые занятия встречи-вечера, круглые столы, тренинги, праздники, развлечения, совместные выставки, дни открытых дверей, школы для родителей, родительские конференции.

Разрабатываем «информационные стенды», папки – «передвижки», «информационные ширмы», рекламы, «памятки». Организовываем  выставки литературы, картотек,  мини-музеи  и др. Критериями эффективного использования тех или иных форм являются: проявление искреннего интереса родителей к занятиям, активное их участие в анализе педагогических ситуаций, дискуссиях, вопросы к педагогам по проблеме воспитания ребенка.

                  Учитывая специфику личностных качеств и речевых нарушений детей, взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателей направлена прежде всего на преодоление сложного речевого нарушения у ребенка и, параллельно, развитие таких личностных качеств, которые будут способствовать адекватной коммуникации, социализации будущих школьников или другими словами: развитие инициативности, самостоятельности, уверенности в себе, воображения, физических качеств, волевых усилий, любознательности, умения выражать свои мысли, чувства и желания, строить речевое высказывание в ситуации общения и т.д. 

     Большинство дошкольников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать воспитанников, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.

Таким образом, творческое взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей логопункта, Взаимодействие воспитателей и учителя-логопеда способствует эффективным, качественным изменениям в речевом развитии детей, профессиональной подготовке педагогов .позволяет строить коррекционно-образовательный процесс в соответствии с разработанной «Программой коррекционно-развивающей работы», добиваться высоких показателей в коррекции речевых нарушений и развития личностных качеств будущих первоклассников.

.Разработаны  «Тетради  совместной коррекционно-образовательной работы  логопеда и воспитателя». Тетради содержат речевой и игровой материал по разделам коррекционной работы.

Таблица «Тетрадь  совместной коррекционно-образовательной работы  логопеда и воспитателя  »

дата

 

 Задание учителя-логопеда

Ф.И. ребёнка

примечание

1.Тема недели. Смотрим картотеку лексических тем. (лексика, грамматика, связная речь, пальчиковая гимнастика,

2. Развитие   фонематического восприятия).

3. Работа по звукопроизношению.

4.Развитие мелкой моторики.

Лексическая тема:   «здоровей-ка»

Инструкция воспитателя

Выполняемые действия

1. Развитие общей моторики

2. Развитие мелкой моторики

3. Развитие артикуляционной моторики

4. Развитие фонетико-фонематического восприятия

5. Развитие лексико-грамматического строя речи

6. Развитие связной речи

 

2. «Тетрадь связи». Еженедельно (2-3 раза в неделю) учитель-логопед информирует и направляет деятельность воспитателя  в проведении совместной образовательной деятельности. Дает задания  по автоматизации звуков, на закрепление  лексико-грамматического категорий, разных видов рассказывания, вызывающих у конкретного ребенка или подгруппы детей значительные трудности.

3.Проводим посещение занятий педагогов. Если занятие проводится группой, воспитатель присутствует на занятии логопеда и наоборот. Присутствующие педагоги активно участвуют в ходе занятия, подключаются к организации сюрпризных,  игровых сюжетов,  к работе с КТ, помогают детям в индивидуальной работе.

4.Проводим интегрированные итоговые занятия, приглашаем родителей. На занятии используем несколько видов деятельности по разным образовательным областям. Игровая форма занятия, участие двух- трех педагогов очень нравится детям. Вот в марте для родителей была встреча с воспитателем, учителем-логопедом и психологом. Дети вместе с родителями ходили по станциям в гости к учителю-логопеду, где были проведены элементы игр по подготовке к обучению грамоте, к воспитателю, где было проведено задание на мелкую моторику, к психологу – игры на развитие мышления.

5.Разрабатываем и используем в работе картотеки, альбомы по разным разделам коррекционной работы.

6.Логопед разрабатывает «логопедические памятки» для воспитателей.

         

                         

                                        Тематический план работы

Подготовительной группы

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

                 диагностика

Осень-это хорошо или плохо?

Дары осени

(овощи,

Фрукты)

5 неделя

Дары осени (грибы)

Наша группа

Я и мои друзья

Октябрь

Перелетные птицы

Уборка урожая

( хлеб, труд взрослых

осенью)

Неделя здоровья

Дружат люди всей Земли (традиции, образ жизни россиян и людей других стран)

Ноябрь

Если бы я был президентом Волшебной страны Детства

( символика страны)

Мальчики и девочки- два разных мира

(+обязанности,

профессии)

Неделя правовых знаний

Подготовка животных к зиме

Декабрь

Домашние животные

Как приходит зима

Мир зимней одежды и обуви

Новый год в разных странах

Мастерская Деда Мороза

Январь

Каникулы

Разноцветные настроения

(эмоциональный мир людей)

Животные Севера и жарких стран

История книги

Февраль

Кто я, какой я?

( интерес к событиям своего детства, будущего)

Знаменитые люди малой Родины

Российская Армия

Моя семья

Март

Моя прекрасная леди

Транспорт

Мебель, Посуда

Русские народные промыслы

5 неделя

Земноводные и пресмыкаю-

  щиеся

Апрель

Весна в окно стучится

Загадки космоса

Комнатные растения

Дорожная безопасность

Май

Праздник Победы

Насекомые

Деревья и кустарники

Скоро в школу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ С СЕМЬЁЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.

В соответствии с новым законом  «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения пол...

Программа сопровождения педагогических работников в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования

Программа сопровождения педагогических работников в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования...

консультация для педагогов и родителей:"Физическая готовность детей к школьному обучению в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования"

Всех нас интересует: "Как будет учиться ребенок?" Этот вопрос волнует и педагогов и родителей, но в первую  очередь нужно знать , а готов ли ребенок к школьному обучению. Готов ли в первую очеред...

Проектирование образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования

Современные подходы к организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста на занятиях Современное общество ставит перед образованием задачу формирования универсальных способностей, лич...

" Реализация регионального компонента в образовательном процессе в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования». - ХМАО-Югра

Доклад по теме " Реализация регионального компонента в образовательном процессе в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования" - ХМАО-Югра...

Формы работы музыкального руководителя с родителями в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования

Формы работы музыкального руководителя с родителями в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования...

Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ с семьей в условиях реализации ФГОС.

Ни для кого не секрет что семья -   это первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания....