ПРОГРАММА родительского Клуба «Учимся быть родителями»
рабочая программа

Максименко Ольга Павловна

В  нашем дошкольном учреждении работа с родителями всегда  занимала особое место. Еще недавно педагогами и специалистами  считалось, что родителям достаточно дать разъяснения по поводу психофизических особенностей  развития «особого»   ребёнка и рекомендовать методы для  обучения и воспитания его в условиях семьи.

Ситуация изменилась   с введением в образовательные учреждения инклюзии. После проведенного нами наблюдений за  детско-родительскими отношениями родителя и ребенка с ОВЗ, мы пришли к выводу, что подход в психолого-педагогической помощи родителям детей с ОВЗ ограничивающийся только  рекомендациями  не  может  восполнить компетентность родителей в обучении и воспитании особых детей дома, в условиях семьи.  Более того, нами отмечено, что родители, переступив порог учреждения, сразу забывают, о чем шла речь на собрании с воспитателем  и специалистами. Из-за некомпетентности  родителей в вопросах воспитания «особых» детей, сильно возрастают  требования к ребенку, что не всегда соответствует адекватной  оценке способностей и возможностей ребенка с ОВЗ. Многие родители не желают принимать существующих проблем в психическом развитии своих «особых» детей и зачастую проявляют неприятие решений специалистов, что в свою очередь  нередко приводят к возникновению конфликтных ситуаций.

 Мы пришли к выводу, что причинами такого отношения к проблеме воспитания ребенка с ОВЗ  в условиях семьи могут быть специфические личностные  изменения родителей, которые не позволяют им правильно оценивать ситуацию и устанавливать отношения, как с ребенком, так и с педагогами, его обучающими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_roditelskogo_kluba_uchimsya_byt_roditelyami.docx37.71 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ   ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО  ВИДА  № 1 «ЗАГАДКА»

Принято на педагогическом совете

Протокол №1

От « 30 » декабря 2020 года

УТВЕРЖДАЮ:                                                                                                                   Заведующий МАДОУ №1 «Загадка»

________________________Моисеева Е.В.

№ приказа     881-ОД

От « 30 »    декабря  2020 год

ПРОГРАММА

родительского Клуба

«Учимся быть родителями»

Срок реализации:

3 года

Составлена на основе:

1.Методические рекомендации,  ГКУ ЦССВ «Юнона» г. Москва;

2.Интерактивная педагогика в детском саду. Методическое пособие/ Под ред. Микляевой Н.В. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

Составил:

учитель-логопед

Максименко О.П.

2020 год

г. Южно-Сахалинск

ВВЕДЕНИЕ:

Актуальность

1.Содержание работы родительского Клуба «Учимся быть родителями»……..6 стр.

2.Взаимодействие педагога и воспитателя  в контексте развития родительской компетентности в вопросах воспитания детей с ОВЗ……………………………7 стр.

3.Этапы реализации программы

 и прогнозируемые результаты по каждому этапу……………………………….8 стр.

4.Ожидаемый результат по окончанию реализации Программы родительского Клуба……………………………………………………………………………….10 стр.

5. Использованная литература……………………………………………………10 стр.

«От того, как прошло детство,

кто вел ребенка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце из окружающего

мира – от этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш»

В.А.Сухомлинский

Педагогическое просвещение – это формирование у родителей знаний и

умений по педагогическому просвещению и воспитанию своих детей

И.П. Арнаутова

Актуальность

В  нашем дошкольном учреждении работа с родителями всегда  занимала особое место. Еще недавно педагогами и специалистами  считалось, что родителям достаточно дать разъяснения по поводу психофизических особенностей  развития «особого»   ребёнка и рекомендовать методы для  обучения и воспитания его в условиях семьи.

Ситуация изменилась   с введением в образовательные учреждения инклюзии. После проведенного нами наблюдений за  детско-родительскими отношениями родителя и ребенка с ОВЗ, мы пришли к выводу, что подход в психолого-педагогической помощи родителям детей с ОВЗ ограничивающийся только  рекомендациями  не  может  восполнить компетентность родителей в обучении и воспитании особых детей дома, в условиях семьи.  Более того, нами отмечено, что родители, переступив порог учреждения, сразу забывают, о чем шла речь на собрании с воспитателем  и специалистами. Из-за некомпетентности  родителей в вопросах воспитания «особых» детей, сильно возрастают  требования к ребенку, что не всегда соответствует адекватной  оценке способностей и возможностей ребенка с ОВЗ. Многие родители не желают принимать существующих проблем в психическом развитии своих «особых» детей и зачастую проявляют неприятие решений специалистов, что в свою очередь  нередко приводят к возникновению конфликтных ситуаций.

 Мы пришли к выводу, что причинами такого отношения к проблеме воспитания ребенка с ОВЗ  в условиях семьи могут быть специфические личностные  изменения родителей, которые не позволяют им правильно оценивать ситуацию и устанавливать отношения, как с ребенком, так и с педагогами, его обучающими.

При определении форм работы с семьями детей с ОВЗ важно учитывать их особенности, поэтому мы решили  начать свою работу со сбора информации о условиях проживания ребенка с ОВЗ в семье, об отношении родителей к вопросу нарушения развития ребенка и уровня готовности родителей к сотрудничеству с педагогами учреждения. В течение прошлого 2019-2020 учебного года мы наблюдали  за 15 семьями, которые воспитывают  детей с ОВЗ и инвалидов, посещающих наше дошкольное учреждение, это дети с разной нозологией  ЗПР, РАС, ТНР и умственной отсталостью.  В своей работе мы использовали методические рекомендации,  предложенные специалистами ГКУ ЦССВ «Юнона» г Москва и  Т.Н.Волковской в журнале Дефектология. 1999. № 4. С. 66-72

На основании собранной нами информации по вопросу диагностирования исследовании детско-родительских отношений в семьях с детьми  ОВЗ нами были выбраны два наиболее важных направления:

  • изучение микросоциальных условий воспитания детей с ОВЗ;
  • определение уровня родительской  мотивации  в отношении сотрудничества со специалистами и педагогами учреждения.

        Оценивая  микросоциальные условия  семей, мы посчитали приемлемым в рассмотрении  следующих показателей:

-высокий и удовлетворительный культурный уровень,

-высшее и среднее образование у родителей,

-хорошие материально-бытовые условия,

-наличие таких вредных привычек у родителей, как курение,  

-благоприятные отношения в семье.  

Из 15 семей только четыре семьи (26,6%)  можно отнести к группе «оптимальная», восемь   (53,3%) к «удовлетворительной». Три семьи (20%) отнесены к показателю «неудовлетворительная», для определения которой рассматривались такие показатели, как:

-неблагоприятный психологический климат в семье,

-наличие вредных привычек у родителей (злоупотребление алкоголем).

Для определения   степени готовности к сотрудничеству с дошкольным учреждением, т.е.  родительской мотивации  рассматривались  высокий, средний, низкий уровни. По числу набранных баллов мы дифференцировали семьи в группы: первая группа - 12 баллов, вторая группа - 7 баллов, третья группа - 5 баллов. Соответственно,  первая группа-высокий уровень, вторая группа средний уровень, третья группа-низкий уровень.  Родители с высоким уровнем мотивации характеризовались следующими качественными показателями:

-адекватно воспринимают состояние ребенка;

-готовы к полноценному сотрудничеству с дошкольным учреждением в процессе  коррекционной и абилитационной работы;

-осознают  важность и необходимость совместной коррекционно-образовательной работы;

-проявляют  инициативу в плане сотрудничества с дошкольным учреждением,

-прислушиваются к советам и рекомендациям педагогов и специалистов и применяют полученные знания  их в общении с детьми.

Показатели по вопросу положительной мотивации  исследуемых семей  составили самую малочисленную группу – три семьи (20%).

Количество  родителей со средним уровнем мотивации - пять семей (33%). Это родители  адекватно воспринимают состояние ребенка,  не отрицают необходимости сотрудничества с дошкольным учреждением,  но   с минимальной затратой усилий с их стороны, соглашаются  со всеми доводами педагогов, но мотивируют свою пассивность недостатком времени.

Самой  многочисленной была группа родителей с низким уровнем мотивации-семь семей (46%).  Качественные отличия в характеристике этой группы родителей позволили выделить два типа низкого уровня родительской мотивации:

-первый тип - отсутствие адекватной оценки состояния своего особого ребенка, пассивная  внутренняя позиция родителей в сотрудничестве с дошкольным учреждением проявляется в непонимании необходимости коррекционной и абилитационной работы, критические замечания и предложения  не  принимаются (пять семей (55%) от общего числа родителей этой группы);

 -второй тип - несмотря на то, что родители адекватно оценивают состояния своего ребенка, у них  присутствует отрицание  важности сотрудничества,  вследствие устоявшейся позиции в отношении своих собственных возможностей к воспитанию  своего ребенка, которую считают единственно верной; к этому же типу относятся семьи, в которых доминирующая роль в воспитании ребенка принадлежала  дедушкам и бабушкам  (три семьи — 20% от общего числа родителей этой группы).

Анализ социально-психологической характеристики семей и уровней родительской мотивации  выявил:  

из 15 обследуемых семей - только одна семья характеризовалась высоким уровнем родительской мотивации, к этой группе относятся  родители, которые  адекватно воспринимают  состояние ребенка, проявляют  инициативу в плане сотрудничества с дошкольным учреждением, прислушиваются  к советам и рекомендациям и  применяют полученные знания  в общении с детьми.

         Нами было отмечено, что ни высокий образовательный уровень родителей, ни  материальная обеспеченность, ни хорошие жилищные условия, ни здоровый психологический климат в семье не могут быть факторами  адекватной позиции родителей «особых»  детей  в вопросах сотрудничества с образовательным учреждением и правильной позицией  родителей в воспитании и обучении детей. А так же наблюдения за психическим состоянием родителей «особого» ребенка выявили, признаки невротизации, поскольку наиболее значимыми стресс-факторами для многих родителей оказались проблемы ребенка, затем трудности воспитания и проблемы брака. Это проявлялось в отстранении родителей от проблем, нервозности по отношению к ребенку, а так же в  проявлении признаков беспомощности в решении внутренних семейных проблем связанных с воспитанием своего особо ребенка в семье. Многие родители находили оптимальный вариант решении всех трудностей в полном от них отстранении.  А так же, многие родители  склонны считать, что   преодолением проблем их собственного ребенка должны заниматься специалисты и педагоги учреждения, такое мнение присутствует у  12 семей (80%). Так же были родители, которые считают, что ребенок научиться что-то делать сам, и больше от него ждать нечего.

Данные нашего наблюдения подтолкнули нас к необходимости  создания условий для  оказания психолого-педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с ОВЗ с целью повышения порога их компетентности в вопросах воспитания и обучения ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях семьи.

Одной из эффективных форм поддержки семьи может стать организация на базе детского сада творческого объединения родителей, педагогов и детей. Здесь родители посредством общения друг с другом, педагогами, могут получить ответы на интересующие их вопросы, совместно находить пути решения конкретных проблем. Конечно, родители имеют возможность получить информацию в Интернете, общаться на форумах, но ничто не заменит личного эмоционального общения  друг с другом и педагогами, направленную на взаимную помощь и поддержку в воспитании детей дошкольного возраста. Ведущей и значимой целью деятельности творческого объединения, а в дальнейшем родительского Клуба должно являться сохранение психологического и физического здоровья детей и родителей, гармонизация межличностных и внутрисемейных отношений, основанных на взаимопонимании, поддержке и уважении друг друга

Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад – первый несемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается систематическое психолого – педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов во многом  зависит дальнейшее развитие ребенка.

Работа родительского Клуба «Учимся быть родителями» - это не просто форма связи семьи и дошкольного учреждения, это университет педагогической информации.

  Данная программа является одним из направлений в реализации РИП на базе МАДОУ №1 «Загадка» г. Южно-Сахалинска по теме: «Активизация родительского потенциала, как основополагающего фактора в обучении и воспитании ребенка с ОВЗ в условиях современной семьи через функционирование в ДОУ родительского

Клуба «Учимся быть родителями»

1.Содержание родительского Клуба «Учимся быть родителями»

Срок реализации программы -3 года.

Участники: педагоги дошкольного образовательного учреждения, воспитанники, родители.

Условия реализации проекта:

заинтересованность детей и родителей, целенаправленность, вариативность форм и методов, сотрудничество, открытость, системность работы.

Направления деятельности:

  1. Просветительское – предоставление информации для психолого- педагогической культуры родителей
  2. Практически действенное – повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявления творческих способностей, полноценном эмоциональном общении.

Планируем использовать разные методы:

1.Тренинги, мастер-классы, занятия-дискуссии, занятия-практикумы;

2.Консультации, индивидуальные беседы,

3.Обучение родителей совместным играм с детьми и упражнениям через практические занятия;

4.Посещение открытых занятий для родителей, День открытых дверей;

3.Семейный театр, семейные экологические акции;

4.Совместные спортивные занятия детей и родителей;

5.Музакальные праздники;

6.Совместные выставки, конкурсы рисунков, поделок;

7.Проведение праздничных мероприятий, развлечений, музыкальных конкурсов,

совместных концертов;

8.Организация «Уголков для родителей» с консультациями специалистов;

9.Нетрадиционные формы: «Субботние встречи», круглые столы с бабушками и дедушками, создание банка семей МАДОУ№1, ведение экокарты для отслеживания динамики, дистанционное сотрудничество (on-line-консультации, видеоматериалы для родителей с системой занятий, и консультации)

Цель программы: формирования  ключевых компетентностей родителей  на этапах определения проблем в воспитании и обучении детей с ОВЗ в условиях семьи через выработку единой, последовательной, перспективной стратегии поддержки семей.

Задачи проекта:

  1. Создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами.
  2. Оказание консультативной помощи родителям по вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста с особенностями в развитии.
  3. Активизация и обогащение психолого – педагогических знаний и умений  родителей.
  4. Развитие творческих способностей детей и родителей в совместной деятельности.

Обобщение и пропаганда положительного опыта семейного воспитания

Условное разделение работы с родителями:

  1. Все родители – в рамках родительских собраний по повышению педагогической и психологической культуры
  2. Группа (подгруппа) родителей -  в рамках творческого объединения по формированию навыков и умений с целью конструктивного общения и взаимодействия в системе родитель – ребенок
  3. Индивидуально – консультации, психолого – педагогическая поддержка.

2.Взаимодействие педагога и воспитателя  в контексте развития родительской компетентности в вопросах воспитания детей с ОВЗ

Работу  с родителями детей с ОВЗ  мы планируем организовать по    определенным принципы:

1.Единый  подход к процессу воспитания ребенка в ДОУ и дома;

2. Открытость дошкольного  учреждения к процессу воспитания ребенка с ОВЗ в семье и учреждении;

3.Взаимное доверие  во взаимоотношениях педагогов и родителей;

4.Уважение и доброжелательность  друг ко другу;

5.Дифференцированный  подход к каждой семье;

6.Равная ответственность  родителей и педагогов за выполнение выработанной системы обучения и воспитания детей  с ОВЗ в условиях семьи и ДОУ.

В контексте  данных принципов    нельзя не отметить тот факт, что сотрудничество педагогов и семей взаимовыгодно и жизненно необходимо. За годы работы с родителями мы пришли к выводу, что для развития компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения ребенка главным источником информации является сам педагог. Родитель зачастую именно в педагоге находит условия для собственного профессионального роста,   в этом случае возрастает роль  воспитателя, компетентного в обучении и воспитании детей с ОВЗ. В связи с этим в нашем учреждении уже не первый год  реализуется наставническая деятельность,  цель которой заключается в  научно-методической помощи  педагогам, их профессионального роста в вопросах инклюзии.

Правила работы:

  1. Искреннее уважение к участникам проекта.
  2. Общение не во вред, а во благо.
  3. Тактичность и объективность.

Проект реализуется в три этапа:

  1. Подготовительный.
  2. Основной.
  3. Заключительный.

3.Этапы реализации программы  и прогнозируемые результаты по каждому этапу

 В работе с детьми ОВЗ и их родителями педагогами нашего учреждения уже  накоплен определенный опыт организации психолого-педагогического сопровождения, который мы планируем расширить через реализацию программы родительского Клуба «Учимся быть родителями»

  В своей работе по оказанию  психологической помощи родителям, имеющим детей с ОВЗ, мы пришли к выводу, что  необходимо соблюдать  принцип  последовательности. На основании этого принципа  мы планируем организовать свою работу в три этапа:

1 этап Ознакомительный

Цель: выявление проблем конкретной семьи в обучении и воспитании  ребенка с ОВЗ, ознакомления с его семьей, определение уровня мотивации родителей к принятию психологических  услуг и уровня взаимодействия с педагогами  ребенка.

Результаты этапа:

-установлен контакт с родительской аудиторией;

-родители ознакомлены с разнообразием психологических, логопедических услуг;

-родители привлечены к психолого-педагогическому консультированию и участию в занятиях.

Целевые ориентиры работы: систематическое посещение родителями занятий, составление банка семей, воспитывающих детей с ОВЗ, участие родителей в  индивидуальных формах работы.

2 этап Коррекционно-развивающий

Данный этап предполагает знакомство родителей с приемами саморегуляции,  обучение эффективному общению и управления стрессом.

Цель: формирование и развитие у родителей навыков самостоятельной регуляции и психоэмоционального состояния, а так же эффективного реагирования в стрессовых ситуациях, совершенствование навыков общения (в том числе и эффективного взаимодействия с его особым ребенком).

Целевые ориентиры  работы:

-у родителей выявлены сферы психики, нуждающиеся в коррекции и саморегуляции;

-родители ознакомлены со способами саморегуляции;

-родители смотивированы к самостоятельному использованию полученных знаний и навыков;

-выявлены проблемы педагогов в общении с родителями и проблемы в детско-родительских отношениях;

-у родителе развиты навыки, необходимые для эффективного общения со своим особым ребенком;

-родители смотивированы к использованию приобретенных знаний и умений как необходимых в развитии и воспитании ребенка с особыми потребностями в домашних условиях.

-3 этап Контрольный

Цель: подведение итогов и анализ проделанной работы.

Задачи:

-провести повторную диагностику семей детей с ОВЗ (анкетирование родителей, анализ динамики их психологического состояния и состояния детско-родительских отношений);

-осуществить сравнительную диагностику  начала и конца  исследования;

- выявить статистическую результативность.

Целевые ориентиры  работы: повышение уровня образования в вопросах обучения и воспитания детей с ОВЗ, повышение уровня удовлетворенности родительской аудиторией психолого-педагогическим услугами, оказанными педагогами и специалистами учреждения.

5.Ожидаемый результат по окончанию реализации Программы родительского Клуба:

- повысилась психолого-педагогическая культура родителей, изучение ими самих себя, своей семьи, своих отношений с окружающими людьми, своих знаний по вопросам воспитания и развития детей с особыми образовательными потребностями в условиях семьи;

-обновились семейные отношения ребенок-родитель-педагог, которые  определяются понятиями «сотрудничество», « взаимодействие», «рефлексия».

-у родителей сформировались навыки анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, находить выход из сложившихся трудностей;

-повысился уровень родительской компетентности в вопросах благополучного воспитания и развития своего «особого» ребенка в условиях семьи;

-осознание родителями значимости своей педагогической деятельности, актуализация позиции родителей, которая способна оказать влияние на формирование личности ребенка;

-установлены партнерские отношения между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями и воспитателями;

-расширены возможности понимания собственного ребенка;

-улучшена рефлексия своих взаимоотношений с ребенком;

Наша работа не ставит целью достижение высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в ней – помочь  родителям проявить их собственные потенциальные возможности в общении со своими «особыми» детьми и  личным примером, через совместную деятельность сформировать у них навыки коррекции и абилитации детей с ОВЗ в условиях семьи.

6.Используемая литература:

  1. Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет: диагностика, тренинги, занятия / авт.- сост. Коробицына Е.В.- Волгоград:Учитель,2009.
  2. Родительские собрания / авт.- сост. Кыласова Е.Л. (и др.).- Волгоград: Учитель,2013.
  3. Интерактивная педагогика в детском саду. Методическое пособие/ Под ред. Микляевой Н.В. – М.: ТЦ Сфера, 2012
  4. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями/ авт.- сост. Москалюк О.В., Погонцева Л.В.- 2-е изд.-Волгоград: Учитель,2012.
  5.  Родительские собрания в детском саду: /авт.- сост. Чиркова С.В.- М.: ВАКО,2011
  6. Детский сад и семья/ под ред. Марковой Т.А.-М.: Просвещение, 1981
  7. Воспитателю о работе с семьей: Методическое пособие для детского сада / Загик Л.В. и др.: Просвещение,1989
  8. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.- М.: ТЦ Сфера,2009
  9. Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно- образовательного процесса в ДОУ. Часть 1- М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008
  10. Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно- образовательного процесса в ДОУ. Часть 2- М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008
  11. Арнаутова Е.П. Социально – педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях /Детский сад от А до Я-2004
  12. Махов Ф.С. Кого мы растим: Беседы о материнском и отцовском воспитании / -М.: Профиздат,1989


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заседание родительского клуба "Учимся быть терпимыми"

Родители. Родителей. Родителям... Можно сколько угодно склонять это слово, действенным заклинанием, приносящим плоды для улучшения взаимоотношений между образовательными учреждениями и семьями воспита...

Программа родительского клуба «Школа первоклассных родителей»

Программа родительского клуба«Школа первоклассных родителей» Форма проведения: родительский клубАудитория: родители детей, посещающих подготовительную группу.Целью работы является повышение компе...

Проект «Родительский клуб «Учусь быть родителем».

Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад – первый не семейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается систематическое ...

РИП по теме:« Активизация родительского потенциала, как основополагающего фактора в обучении и воспитании ребенка с ОВЗ в условиях современной семьи через функционирование в ДОУ родительского Клуба «Учимся быть родителями»

Наше учреждение имеет опыт работы в  инклюзивной деятельности уже не первый год, однако мы столкнулись  с проблемой отстранения родителей, которые воспитывают ребенка с ОВЗ  от  жи...

ПОЛОЖЕНИЕ родительского Клуба «Учимся быть родителями»

Общие положения 1.1. Настоящее Положение регулирует деятельность родительского Клуба «Учимся быть родителями» (далее Клуб).1.2. Клуб является дополнительным компонентом обра...

Программа родительского клуба "Школа первоклассных родителей!

Программа была написана для работы с родителями  подготовительной группы. Для подготовки детей к школе....

Программа семейного клуба «Учимся дружить» Название: Программа семейного клуба «Учимся дружить» Работа с родителями вновь прибывших детей. 2019-2020год

Программа  семейного клуба «Учимся дружить». 1. Паспорт программы.Наименование программы «Учимся дружить» программа семейного клуба в условиях ДОУЦель программы:...