Реализация экологических проектов в ДОУ
статья

Французова Татьяна Ивановна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                   детский сад № 58                                                                                                                  Колпинского  района Санкт – Петербурга

 

 

 

 

 

 

 

«Реализация экологических проектов в  ДОУ»

 

 

 

 

                                                      Составитель:

воспитатель1-й  квалификационной категории                                                                          Французова Татьяна Ивановна

                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Колпино

Реализация экологических проектов в  ДОУ

 

В настоящее время проблема состояния окружающей среды чрезвычайно актуальна и привлекает к себе всё больше внимания. Экологическое воспитание необходимое условие преодоления негативных последствий деятельности человечества на окружающую среду, а также является фактором формирования экологической культуры.

Именно на этапе дошкольного детства дети получают базовые знания и эмоциональные впечатления о природе, у них формируются основы экологического сознания и начальные элементы экологической культуры. Воспитателями ДОУ реализуются различные формы работы с детьми по формированию экологической культуры: беседы, наблюдения, экологические игры, знакомство с произведениями художественной литературы и пр.

 Все вышеуказанные формы работы можно удачно сочетать, используя метод проектов, который на сегодняшний день, считается наиболее успешным решением задач воспитания экологической культуры дошкольников.

Зарождение метода проектов произошло во второй половине 19 века на базе концепции «прагматической педагогики» американским педагогом Джоном Дьюи. Учёный выделил два наиболее важных условия для достижения эффективности метода проектов:

1. Содержание образования должно строиться «вокруг человека», поэтому темы проектов должны основываться на интересах детей (к жизни общества, к природе и т. д.).

2. Необходимость взаимодействия детей и окружающей среды, так как оно является источником возникновения идей проектов.

Экологический проект – это способ формирования собственного опыта ребёнка, и развития его как личности. Метод проектов используется для решения определённых задач в процессе исследования.

По длительности проекты могут быть краткосрочными (1-3 дня в младших группах,  от одной недели до одного  месяца для детей постарше; средней продолжительности (2-4 месяца) и долгосрочными (учебный год). Длительность проектов зависит от масштаба решаемых задач, от возраста и возможностей детей, а так же от содержания образовательных программ ДОУ.

Участники экологических проектов получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Совместная проектная деятельность помогает родителям воспитанников, вовлеченных в неё, освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в семейном воспитании детей, а также даёт возможность общения с детьми как с равноправными партнёрами.

Однако, для успешной проектной деятельности требуется серьёзная подготовка к организации проектирования, а также методическое, дидактическое и материальное обеспечение.

Как правило, проект, проводящийся в ДОУ, включает в себя следующие этапы:

1.Подготовительный (В этот этап входят постановка цели и задач, определение методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.)

2.Исследовательский (Этот этап заключается в поиске ответов на поставленные вопросы выбранными способами.)

3.Обобщающий, итоговый  (В этот этап входят обобщение результатов работы в различных формах, их анализ, закрепление знаний, формулировка выводов.).

При оформлении проведённых проектов, педагоги, как правило, используют следующую примерную структуру проекта в ДОУ:

1. Постановка задач, которые мы хотим решить в результате проектной деятельности. Обоснование значимости и актуальности поставленной задачи, необходимости нестандартного поиска её решения.

2. Раскрытие замысла, описание того, каким путём мы собираемся решить поставленную задачу.

3. Поиск нового пути решения поставленной задачи.

4. Реализация проекта (подробное описание исследовательского этапа).

5. Рефлексия (сравнение целей, которых изначально пытались достичь и полученных результатов).

В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме этого открываются большие возможности в организации совместной познавательно- практической деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

В ходе реализации экологических проектов, кроме привычных форм работы (наблюдений, рассматривания экологических объектов, дидактических игр, чтения природоведческой литературы) можно использовать такие мероприятия, как: экологические акции, путешествия по экологической тропе, экологический тренинг, экологические диспуты,  экологический букварь, выставки поделок из природного материала, экологическая почта и т. д.

Акция – это социально значимое, комплексное, событийное мероприятие, имеющее протяженность во времени. Экологическая акция проходит под определённым девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки). В содержание акций входят праздники, развлечения, викторины, выставки, конкурсы, посвящённые объектам акции.

Экологическая тропа – вид экологического проекта позволяющий сформировать представления об окружающих природных явлениях, экологической обстановке микрорайона, наличии животных и растений. Маршрут тропы должен быть определен заранее с намеченными остановками и объектами для наблюдений.

Экологический тренинг – создание модели взаимоотношений людей и природы путем ролевой игры и анализа с позиции экологических норм, способствует формированию экологически грамотной деятельности в природе, развитию мотивации экологического поведения.

Экологические диспут – обсуждение ситуаций, отражающих некорректное отношение человека к природе, с целью закрепления правил поведения в природе.

Экологический букварь помогает пробудить интерес к слову, обозначающему объекты живой и неживой природы. Экологический букварь может содержать загадки, кроссворды, игры со словами, звуками, логические задачи.

Выставки поделок из природного материала позволяют сформировать навыки исследовательской деятельности, научить видеть необычное в привычном, эмоционально реагировать на увиденное.

Экологическая почта – форма организации разных видов экологической деятельности детей, обусловленная перепиской с воображаемым персонажем.

При реализации работы с экологическим проектом, прежде всего, необходимо вызвать интерес детей к исследуемой проблеме.

Для этого естественно - научные знания о природе лучше всего передавать детям в форме игры (игры - путешествия, сюжетно-ролевой игры и т. д.; обучающих ситуаций с привлечением любимых литературных персонажей. Это необходимо для создания благоприятного эмоционального фона у детей и быстрого усвоения ими нового материала.

Работа в рамках проекта должна проводиться регулярно. При этом важной задачей педагога является поддержание интереса детей к исследуемой проблеме, их любознательности.

Работа над проектом может быть осуществлена в полном объёме, только при вовлечении в неё родителей. Как показывает опыт, большинство из них оказывают педагогам помощь, исследуя выбранную проблему вместе с детьми, что делает работу над проектом более плодотворной и качественной.

Не стоит забывать и о том, что начиная работу над экологическим проектом, желательно обогатить предметную эколого-развивающую среду в группе. Например , создать уголок природы, содержащий зону цветов, с необходимыми видами комнатных растений; мини-лабораторию, способствующую развитию у детей познавательной активности; коллекцию семян фруктовых деревьев и кустарников, овощных культур; библиотеку с красочными книгами для расширения экологических знаний и кругозора дошкольника; игры экологического характера, позволяющие закрепить знания детей по экологическому образованию и многое другое.

Метод проектов –  это замечательное средство в деле экологического воспитания дошкольников, формирования у них экологической культуры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_ekologicheskih_proektov_v_dou.docx22.01 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                   детский сад № 58                                                                                                                  Колпинского  района Санкт – Петербурга

«Реализация экологических проектов в  ДОУ»

                                                      Составитель:

воспитатель1-й  квалификационной категории                                                                          Французова Татьяна Ивановна

                                         

г. Колпино

Реализация экологических проектов в  ДОУ

В настоящее время проблема состояния окружающей среды чрезвычайно актуальна и привлекает к себе всё больше внимания. Экологическое воспитание необходимое условие преодоления негативных последствий деятельности человечества на окружающую среду, а также является фактором формирования экологической культуры.

Именно на этапе дошкольного детства дети получают базовые знания и эмоциональные впечатления о природе, у них формируются основы экологического сознания и начальные элементы экологической культуры. Воспитателями ДОУ реализуются различные формы работы с детьми по формированию экологической культуры: беседы, наблюдения, экологические игры, знакомство с произведениями художественной литературы и пр.

 Все вышеуказанные формы работы можно удачно сочетать, используя метод проектов, который на сегодняшний день, считается наиболее успешным решением задач воспитания экологической культуры дошкольников.

Зарождение метода проектов произошло во второй половине 19 века на базе концепции «прагматической педагогики» американским педагогом Джоном Дьюи. Учёный выделил два наиболее важных условия для достижения эффективности метода проектов:

1. Содержание образования должно строиться «вокруг человека», поэтому темы проектов должны основываться на интересах детей (к жизни общества, к природе и т. д.).

2. Необходимость взаимодействия детей и окружающей среды, так как оно является источником возникновения идей проектов.

Экологический проект – это способ формирования собственного опыта ребёнка, и развития его как личности. Метод проектов используется для решения определённых задач в процессе исследования.

По длительности проекты могут быть краткосрочными (1-3 дня в младших группах,  от одной недели до одного  месяца для детей постарше; средней продолжительности (2-4 месяца) и долгосрочными (учебный год). Длительность проектов зависит от масштаба решаемых задач, от возраста и возможностей детей, а так же от содержания образовательных программ ДОУ.

Участники экологических проектов получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Совместная проектная деятельность помогает родителям воспитанников, вовлеченных в неё, освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в семейном воспитании детей, а также даёт возможность общения с детьми как с равноправными партнёрами.

Однако, для успешной проектной деятельности требуется серьёзная подготовка к организации проектирования, а также методическое, дидактическое и материальное обеспечение.

Как правило, проект, проводящийся в ДОУ, включает в себя следующие этапы:

1.Подготовительный (В этот этап входят постановка цели и задач, определение методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.)

2.Исследовательский (Этот этап заключается в поиске ответов на поставленные вопросы выбранными способами.)

3.Обобщающий, итоговый  (В этот этап входят обобщение результатов работы в различных формах, их анализ, закрепление знаний, формулировка выводов.).

При оформлении проведённых проектов, педагоги, как правило, используют следующую примерную структуру проекта в ДОУ:

1. Постановка задач, которые мы хотим решить в результате проектной деятельности. Обоснование значимости и актуальности поставленной задачи, необходимости нестандартного поиска её решения.

2. Раскрытие замысла, описание того, каким путём мы собираемся решить поставленную задачу.

3. Поиск нового пути решения поставленной задачи.

4. Реализация проекта (подробное описание исследовательского этапа).

5. Рефлексия (сравнение целей, которых изначально пытались достичь и полученных результатов).

В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме этого открываются большие возможности в организации совместной познавательно- практической деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

В ходе реализации экологических проектов, кроме привычных форм работы (наблюдений, рассматривания экологических объектов, дидактических игр, чтения природоведческой литературы) можно использовать такие мероприятия, как: экологические акции, путешествия по экологической тропе, экологический тренинг, экологические диспуты,  экологический букварь, выставки поделок из природного материала, экологическая почта и т. д.

Акция – это социально значимое, комплексное, событийное мероприятие, имеющее протяженность во времени. Экологическая акция проходит под определённым девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки). В содержание акций входят праздники, развлечения, викторины, выставки, конкурсы, посвящённые объектам акции.

Экологическая тропа – вид экологического проекта позволяющий сформировать представления об окружающих природных явлениях, экологической обстановке микрорайона, наличии животных и растений. Маршрут тропы должен быть определен заранее с намеченными остановками и объектами для наблюдений.

Экологический тренинг – создание модели взаимоотношений людей и природы путем ролевой игры и анализа с позиции экологических норм, способствует формированию экологически грамотной деятельности в природе, развитию мотивации экологического поведения.

Экологические диспут – обсуждение ситуаций, отражающих некорректное отношение человека к природе, с целью закрепления правил поведения в природе.

Экологический букварь помогает пробудить интерес к слову, обозначающему объекты живой и неживой природы. Экологический букварь может содержать загадки, кроссворды, игры со словами, звуками, логические задачи.

Выставки поделок из природного материала позволяют сформировать навыки исследовательской деятельности, научить видеть необычное в привычном, эмоционально реагировать на увиденное.

Экологическая почта – форма организации разных видов экологической деятельности детей, обусловленная перепиской с воображаемым персонажем.

При реализации работы с экологическим проектом, прежде всего, необходимо вызвать интерес детей к исследуемой проблеме.

Для этого естественно - научные знания о природе лучше всего передавать детям в форме игры (игры - путешествия, сюжетно-ролевой игры и т. д.; обучающих ситуаций с привлечением любимых литературных персонажей. Это необходимо для создания благоприятного эмоционального фона у детей и быстрого усвоения ими нового материала.

Работа в рамках проекта должна проводиться регулярно. При этом важной задачей педагога является поддержание интереса детей к исследуемой проблеме, их любознательности.

Работа над проектом может быть осуществлена в полном объёме, только при вовлечении в неё родителей. Как показывает опыт, большинство из них оказывают педагогам помощь, исследуя выбранную проблему вместе с детьми, что делает работу над проектом более плодотворной и качественной.

Не стоит забывать и о том, что начиная работу над экологическим проектом, желательно обогатить предметную эколого-развивающую среду в группе. Например , создать уголок природы, содержащий зону цветов, с необходимыми видами комнатных растений; мини-лабораторию, способствующую развитию у детей познавательной активности; коллекцию семян фруктовых деревьев и кустарников, овощных культур; библиотеку с красочными книгами для расширения экологических знаний и кругозора дошкольника; игры экологического характера, позволяющие закрепить знания детей по экологическому образованию и многое другое.

Метод проектов –  это замечательное средство в деле экологического воспитания дошкольников, формирования у них экологической культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественно- эстетическое развитие детей через реализацию экологических проектов.

доклад к облостному экологическому семинару, с элементами мстер-класса....

Основные этапы реализации экологического проекта в I младшей группе.

Основные этапы реализации экологического проекта в таблице....

Статья на тему: "Экологическое воспитание детей посредством реализации экологических проектов"

Статья на тему: "Экологическое воспитание детей посредством реализации экологических проектов"...

Кожуунный конкурс "Экология предмет-интересно или нет", проводимом в рамках реализации экологического проекта "зеленая планета- сохраним и приумножим"

Проект "Хойдан алыр ыдыктыг соок кажык" "Эти удивительные  астрагалы"Воспитанник: Сарыглар Чингис ОмаковичРуководитель:Кужугет Чойганмаа Ховен-ооловна...

Социальное партнерство с родителями в рамках реализации экологического проекта "Природа – наш дом"

Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью дошкольного образования, а введение Федерального государственного образовательного стандарта придаёт этому направлению работы новую...

Социальное партнерство с родителями в рамках реализации экологического проекта "Природа – наш дом" (презентация).

Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью дошкольного образования, а введение Федерального государственного образовательного стандарта придаёт этому направлению работы новую...