«Коллекционирование как средство познавательного развития детей дошкольного возраста»
статья (средняя группа)

Шамшурина  Наталья Владимировна

Познавательная деятельность личности всегда связана с каким–нибудь объектом, задачей, всегда целенаправленна, - в первую очередь на те объекты и явления, которые имеют жизненное значение и интересны для личности. Коллекционирование – это эффективный способ поддержки детской самостоятельности и инициативы, развития познавательной активности, который может сделать жизнь ребенка в детском саду более осмысленной и интересной, а процесс взаимодействия с родителями воспитанников — более эффективным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное   учреждение детский сад  № 52   Колпинского района  Санкт-Петербурга

«Коллекционирование как средство познавательного развития детей дошкольного возраста»

                                                                                                    Подготовила:

                                                                                                     Шамшурина Н.В.

                                                СПб, Колпино

                                                          2021г.

Коллекционирование (от лат. collectio — собирание, сбор) — деятельность, в основе которой лежит собирание коллекции, то есть систематизированное собирание каких-либо объектов (как правило, однородных или объединённых общностью темы, представляющих научный, художественный, литературный интерес). Это одно из древнейших увлечений человека.

       Откуда же вообще появилось коллекционирование? Метаморфозы практики коллекционирования описаны во многих работах, их происхождение прослеживается с доисторических времен. В литературе по истории искусства можно встретить отсылку к появлению первых коллекций в Древнем Египте. В гробницах фараонов и жрецов возрастом III — II тысячелетий до нашей эры были найдены собрания предметов, помещенных туда при погребении: от коллекций, мумифицированных жуков-скарабеев, до предметов декоративного искусства. Но, скорее всего, речь идет об одном из первых проявлений кураторского подхода к формированию загробных коллекций. Первое и осознанное собирание предметов искусства началось еще в древней Греции, а само слово «коллекция» пришло позже, из Древнего Рима.  В  1388 году в Китае был издано первое руководство для коллекционера по приобретению и управлению предметами искусства — «Основные критерии древностей». В Европе появилась первая корпоративная коллекция – на протяжении десяти веков Ватикан формировал у себя уникальную коллекцию предметов искусства.

    В России собирание картин и художественных предметов начато в необыкновенно широких размерах императрицей Екатериной II, не щадившей средств на приобретение предметов. Даже в такие трудные для государства моменты, как война с Турцией и пугачевское восстание, Екатерина II не упускает случая пополнить коллекции. Знаток коллекционной деятельности Степан Петрович Яремич  рассказывал об увеличении век от века числа коллекционеров и серьезных коллекций живописи в России.

   Но все это массовое собирательство и коллекционирование  в России прервалось в 1917 году с приходом большевиков на долгие годы. Коллекционирование в нашей стране уничтожалось, т.к. не вписывалось в систему советских ценностей. Причины две. Первая: главный порок любого коллекционирования – это наличие инстинкта собственника, скупой рыцарь. Вторая : коллекционер – это всегда хранитель памяти прошлого. Мы этот мир разрушили до основания не затем, чтобы его вспоминать. Поэтому в тридцатые годы в СССР были закрыты все сообщества коллекционеров, а ряд выдающихся коллекционеров был репрессирован. Только в 1957 году официально было разрешено создавать сообщества коллекционеров. Помог в этом Всемирный фестиваль молодежи в Москве. Наши идеологи решили показать оттаявшую в хрущевскую оттепель страну всему миру, и впервые была проведена выставка предметов из частных коллекций. Но, созданное тогда Всесоюзное общество коллекционеров контролировалось органами советской власти до окончания жизни этой власти. Именно тогда был создан образ коллекционера, который с удовольствием поддерживался СМИ – некий чудак, часто старик или просто пожилой человек, у которого с годами освободилось время от созидательного труда, и он начал собирать всякую ерунду.

     Что представляет собой коллекционер на самом деле, и какова роль коллекционирования в развитии человечества, или человека отдельно взятого. Исследование самого феномена коллекционирования в нашей стране всего ОДНО! Причем это исследование стало достоянием нашей культуры в далеком 1927 году. Именно тогда в Ленинграде тиражом в 500 экземпляров была издана крохотная книжка Михаила Николаевича Куфаева «Библиофилия и библиомания. Психофизиология библиофильства».  В Европе же, это давно понятный, хорошо разветвленный на подтемы раздел культурологии, в рамках которого ведутся исследования и печатаются статьи и книги.

      Итак, коллекционер  - это человек, в первую очередь любящий вещь. Любое собирательство начинается с порождения коллекционером своих смыслов для вещей, которые и становятся его предметом собирательства. Но коллекционирование не следует рассматривать как обычное накопление материальных благ. Коллекционировать не значит запасаться вещами, а коллекция не имущество, которое подлежит потреблению, и не обычное вложение капитала. Коллекционирование – это активность, наделяющая ценностью. Материальные объекты перестают быть просто полезными вещами, инструментами. В коллекции объекты наделяются эстетикой, художественной, познавательной ценностью. Становятся исключительными предметами.

      Коллекции играли и продолжают играть свою роль в построении социального статуса их владельцев. Именно в этой культуре коллекционирование и коллекции выступают проявлением познавательного интереса. Сьюзан М. Пирс указывала, что коллекционирование характерно для периода детства, и что дети используют коллекции как инструмент для создания связей между собой. Среди взрослых коллекционирование и коллекции также конструируют и определяют межчеловеческие связи с другими, конструируют социальные взаимодействия. По мнению Пирс, коллекции помогают коллекционеру изменить восприятие других, а также восприятие себя другими.

    В коллекции находит отражение воображение коллекционера, в то же время, оно, вместе с миром предметов, в любом случае, её стимулирует. Как в процессе селекции, отбора очередных экземпляров, размещении в пространстве выражается креативность собирателя, способность обнаруживать удивительные взаимосвязи между вещами, индивидуальным образом упорядочивать действительность.

    Следствия коллекционерского воображения можно увидеть, например, наблюдая способы объединения предметов между собой и выставления их в домашнем пространстве, которое они часто заполняют почти до отказа. Здесь коллекционер имеет шансы продемонстрировать свою креативность. Экспозиции коллекций в показывают, как их можно использовать для раскрытия индивидуальности и воображения коллекционера, а также то, каким образом они их стимулируют. Процесс размещения коллекции в пространстве  является одним из способов её организации.

     Несмотря на то, что эстетический опыт кажется самым важным в коллекции, не  менее большое значение имеет познавательный опыт. Ребенок может начать что-либо коллекционировать неосознанно, спонтанно. Купила мама, например, одну машинку из Хотвилс, потом другую, из этой же серии, потом ещё. И ребенок вдруг осознал, что у него уже несколько машин определённого вида, только он, в силу возраста, ещё не знает, что это мини-коллекция. Возможно, ребёнок остановится на том, что есть, а может, захочет продолжать собирать машины. Он может продолжать собирать предметы одной серии, а может создавать собрание, подходящее по размеру, цвету, или иным, понятным одному ребенку, параметрам. Если ребёнок школьник, он может начать искать информацию о коллекционируемых предметах, а если ребёнок дошкольник, то родителям необходимо помочь ему в поисках информации, и донести её до ребенка в доступной форме. Таким образом получается, что развивается познавательный интерес не только у ребёнка, но и у родителей. Возможно родители и сами увлекутся идеей коллекционирования, и тогда возникнут общие интересы с ребёнком, что будет способствовать большему сближению и доверительным отношениям с ним.

    Что можно коллекционировать? Когда я начала работу над этой статьей, не знала с чего начать. Но, глаза боятся, а руки делают. Оказывается, видов коллекций такое множество, что перечислять можно очень долго. Коллекционирование с ребёнком можно начать с наблюдения за его интересами, предложить узнать или рассказать о интересующих его предметах больше. А возможно, направить его деятельную активность в нужное вам русло. Ведь дети еще не знают, чего они хотят на самом деле, они только познают мир, и стараются попробовать как можно больше. Наша задача дать информацию.

    Коллекционирование несет в себе также и важную образовательную функцию. В процессе создания коллекции, так или иначе, приходится сталкиваться с недостатком знаний о предмете вашего интереса. Поэтому, большинство коллекционеров, проводят много времени за изучением истории и различных фактов, связанных с интересующей их темой. Так, нумизматика предполагает не только покупку монет, но и исследование выпуска и обращения денежных знаков в разные исторические периоды. И даже не слишком интересуясь историей, вряд ли вы приобретете в свою коллекцию монету, не выяснив кем, когда и в каких реалиях она была отчеканена.

Создание коллекции способствует знакомству с новыми людьми, имеющими общие интересы. Поиск новых экземпляров – это занятие непростое. Многие редкие вещи просто невозможно найти в свободной торговле, однако их можно купить или даже обменять только у таких же коллекционеров, как и вы сами. Сталкиваться с «себе подобными» также приходится, когда вы ищите новую информацию или нуждаетесь в совете, относительно своей коллекции. Общение с людьми, которые разделяют ваши интересы – это всегда полезный фактор в любой деятельности, а также и приятное общение.

   Если сравнивать коллекционирование с другими видами деятельности, то можно отметить еще одно преимущество – оно подходит любому, даже очень занятому человеку. В отличии от изучения языков или занятиями различными видами спорта, коллекционирование не требует регулярной затраты сил и времени. Вы сами можете решать, как много внимания и энергии уделять созданию коллекции. И даже в течение долгого периода вы не могли уделить внимание своему хобби – коллекции это вряд ли навредит.

     Однако, если вы  начали создавать с ребенком какую-либо коллекцию, необходимо следить, чтобы этот интерес не выходил за грани разумного. Бывает и так, что коллекционеры, в стремлении завладеть какой-то вещью, переступали закон. Есть и негативные чувства, такие, как тоска по желанному предмету, жажда очередных вещей, которой иногда сопутствует чувство вины, а, возможно, утаивание новых приобретений от тех, кто дорог, гнев и печаль из-за того, что не удалось преуспеть в соперничестве перед другими или из-за получения поддельного экземпляра, наконец, страх потерять коллекцию. Наша с вами задача направлять, объяснять, что невозможно в жизни всегда получать желаемое.

     Коллекционирование как хобби, это отличный выбор. Впрочем, даже если человек не задумывался стать коллекционером, он может являться таковым, сам того не зная. Предметы уходящей эпохи, в том числе мебель и одежда с каждым годом становятся дороже. Часто можно встретить объявления об их скупке. Почти в каждой семье есть реликвия, передающаяся по наследству от предыдущих поколений. Это может быть икона или крестик, обручальное кольцо бабушки или фронтовая медаль дедушки. Встречались предметы действительно достойные музейной выставки. Поэтому, если присмотреться – коллекционер есть в каждом, просто кто-то занимается этим профессионально.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Сказки - средство познавательного развития детей дошкольного возраста"

Для чего нужны нам сказки?    Что в них ищет человек?       Может быть, добро и ласку.           Может бы...

Театр как средство познавательного развития детей дошкольного возраста

Ознакомить родителей с театральными играми как средством познавательного развития детей дошкольного возраста.Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомлен...

«Мини-музей как средство познавательного развития детей дошкольного возраста»

Мини-музеи ДОУ соответствуют содержанию образовательной программы дошкольного образования ДОУ и помогают реализовать ее общие задачи, а также задачи отдельных разделов программы. Внедрение музейно-пед...

ЛЭПБУК как средство познавательного развития детей дошкольного возраста

Лэпбук — инновационная форма работы познавательно–исследовательской деятельности....