Консультация для воспитателей ДОУ "Качественные изменения в речевом развитии детей 2-3 лет"
консультация

Туманова Елена Владимировна

О работе воспитателя по организации целесобразной речевой среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx14.21 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей ДОУ

«Качественные изменения в речевом развитии детей 2-3 лет»

Возраст от двух до трех лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главным средством установления контактов с окружающими, выражения мыслей, переживаний становится язык, а внеречевые формы играют вспомогательную роль. Качественные изменения в речевом развитии детей связаны с расширением их контактов с окружающим миром людей, вещей, природы.

Задача воспитателя в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи. Эта главная задача предполагает воспитание умений: понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.

Представления, навыки, умения

Развитие связной речи. Решение основной задачи – развитие разговорной речи детей – предполагает работу воспитателя по организации целесообразной речевой среды. Для детей этого возраста наиболее предпочтительным является индивидуальное общение со взрослым. В таком общении ребенок осваивает следующие умения:

 - понимать обращенную к нему речь сначала с опорой на наглядность, а постепенно и без нее;

 - реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя;

 - относить к себе речь взрослого, обращенную к группе людей, понимать ее содержание и реагировать в соответствии с ним;

 - вступать в контакт со сверстниками и детьми других возрастов для достижения взаимопонимания;

 - задавать вопросы, сообщать об эмоционально значимых фактах, просить разрешения и т.п.

Ребенок осваивает первые уроки культуры общения: умение употреблять речевые формы вежливого общения (здороваться, прощаться, благодарить), использование дружелюбного, спокойного тона общения.

        В процессе общения у ребенка появляются первые умения монологической речи – рассказывать об эмоционально значимых событиях, используя высказывания из двух-трех предложений.

Развитие словаря. Третий год жизни характеризуется активным и быстрым развитием словаря, в который входят:

 - названия предметов, включенных в круг действий детей и доступных для наблюдения в ближайшем окружении;

 - названия действий с предметами, некоторых особенностей предметов: крупные части, размеры, цвет (4 цвета), некоторые другие особенности (теплый, чистый и т.п.);

 - названия некоторых трудовых действий, орудий, необходимых в труде (няня налила в чашку компот, мама выстирала и выгладила платье, ножницами режут бумагу и т.п.);

 - названия собственных действий (собрал игрушки, вымыл и вытер руки, надела колготки, рисую, играю, танцую и т.п.);

 - имена близких людей (родственников, воспитателей, няни, музыкального руководителя).

Грамматическая правильность речи. Освоение структуры простого предложения; использование системы окончаний существительных, прилагательных, глаголов для выражения рода, числа,  падежа, времени;  использование в речи слов с суффиксами уменьшительности, ласкательности, увеличительности (-чик, - щик, -енок, -онок, -ищ).

Звуковая культура речи. Воспитание звуковой культуры речи на третьем году жизни тесно связано с овладением детьми новыми словами, с правильным произношением гласных и простых согласных звуков, использованием общеречевых умений (речевого дыхания, темпа и ритма речи, дикции и др.). Ребенок учится: воспринимать и воспроизводить звуковой образ слова, передавать его ритм, говорить спокойно, не крикливо, в среднем темпе; правильно пользоваться речевым дыханием (говорить на выходе), воспроизводить ритм стихотворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста"

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – наши старые и ...

Консультация для воспитателей "Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей "Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста"...

Консультация для воспитателей на тему: "Методы речевого развития детей младшего дошкольного возраста".

Речь малыша начинает формироваться с первых моментов жизни. Для того чтобы речевое развитие происходило гармонично и равномерно, родителям нужно стать активными участниками этого процесса. Внимание к ...

Консультация для воспитателей "Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста"

Консультация знакомит воспитателей с влиянием загадок на речь детей, также знакомит с методикой обучения составлению загадок....

Консультация для воспитателей на тему «Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста»

Наиболее благоприятным периодом для усвоения речи является младший дошкольный возраст. В этот период возрастает речевая активность, накапливается словарь, удлиняются и усложняются речевые высказывания...

Консультация для воспитателей «Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей "Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста"...

Консультация для воспитателей "«Создание условий для речевого развития детей в группах комбинированной направленности».

Речевая  развивающая  среда – это,  особым  образом  организованное  окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка....