2021г. Знакомство детей с Блоками Дьенеша, из опыта работы.
материал (младшая группа)

Светлана Борисовна Носова

Знакомство с Блоками Дьенеша.

Предлагаю детям волшебную коробочку. Дети с интересом разглядывают её, спрашивают:

- А что лежит в этой коробке, она такая большая и тяжёлая.

Отвечаю им:

- В этой коробке лежит сюрприз, но сначала вы сами попробуйте догадаться, что в ней лежит.

Дети начинают высказывать предложения:

- Книги, игрушки, кубики…

 Открываю коробку.

- Это фигуры геометрические.

Высыпаю их на ковёр, предлагаю рассмотреть их внимательно, назвать геометрические формы.

- Здесь есть круги, квадраты, треугольники, прямоугольники.

Предлагаю разложить геометрические фигуры по кучкам, чтобы в одной кучке лежали только круги, в другой – квадраты, в третьей – треугольники, в четвёртой – все прямоугольники. Дети начинают раскладывать по кучкам геометрические фигуры. Но вскоре они замечают, что есть синие, красные, жёлтые треугольники (квадраты, круги, прямоугольники).

Продолжая знакомиться с блоками Дьеныша, дети замечают, что фигуры разного размера, толщины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx17.9 КБ

Предварительный просмотр:

Играем в Блоки Дьеныша

В своей группе я начала знакомить детей с блоками Дьеныша ещё с прошлого года, когда малышам было по 3-4 года.

                                Вторая младшая группа

Знакомство с Блоками Дьеныша.

Предлагаю детям волшебную коробочку. Дети с интересом разглядывают её, спрашивают:

- А что лежит в этой коробке, она такая большая и тяжёлая.

Отвечаю им:

- В этой коробке лежит сюрприз, но сначала вы сами попробуйте догадаться, что в ней лежит.

Дети начинают высказывать предложения:

- Книги, игрушки, кубики…

 Открываю коробку.

- Это фигуры геометрические.

Высыпаю их на ковёр, предлагаю рассмотреть их внимательно, назвать геометрические формы.

- Здесь есть круги, квадраты, треугольники, прямоугольники.

Предлагаю разложить геометрические фигуры по кучкам, чтобы в одной кучке лежали только круги, в другой – квадраты, в третьей – треугольники, в четвёртой – все прямоугольники. Дети начинают раскладывать по кучкам геометрические фигуры. Но вскоре они замечают, что есть синие, красные, жёлтые треугольники (квадраты, круги, прямоугольники).

Продолжая знакомиться с блоками Дьеныша, дети замечают, что фигуры разного размера, толщины.

Игры:

-«Цепочка»,

- «Разложи по цвету (размеру, форме, толщине)»,

- «Домино»,

- «Найди такой же толстый, тонкий»,

- «Найди свой домик»,

- «Сделай узор»,

- «Воздушные шары»,

- «Запомни узор»,

-  «Раздели фигуры»,

- «На полянке»,

- «Пригласительный билет»,

- «Игра с одним обручем»,

- «Муравьи» и другие.

                                       

                                        Игра «Цепочка»

Педагог предлагает детям от произвольно выбранной фигуры постараться построить как можно более длинную цепочку.

Варианты построения цепочки:

а) чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины)

б) чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и форме, по толщине т т.д.);

в) чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.:

г) чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

                                     

                                        Игра «Муравьи»

Воспитатель начинает рассказ:

- В одном лесу жили-были муравьи. Они строили домики-муравейники и жили в нём. Муравейники были волшебными, разноцветными, большими и маленькими. Разноцветные муравьи могут ходить по дорожкам только своего цвета.  Большие муравьи ходили только через большие ворота, а маленькие – только через маленькие. Целый день трудились муравьишки в лесу, а к вечеру собирались у дерева, откуда начинались все дорожки, и шли к своим домикам-муравейникам.

Далее педагог предлагает поиграть в «муравьишек».

Стоят ворота большие и маленькие, от которых расходятся по три дорожки (ленты) синего, красного, жёлтого цвета. Каждая дорожка заканчивается домиком-муравейником (обруч), где лежат по 8 фигур одного цвета, но разного размера (большие и маленькие круги, квадраты, треугольники и прямоугольники). У воспитателя в руках коробочка с волшебными фигурками, которые превратят детей в муравьёв.

Дети – муравьи с большими фигурами проходят через большие ворота, с маленькими – в маленькие ворота.  По дорожке, цвету фигурки находят свой муравейник, в нём место, соответствующее форме и размеру фигурки.

 Игра повторяется несколько раз.  Дети меняются фигурками.

                                   

                                     

                                         Игра «На полянке»

Дети-пчёлки летают на поляне, на которой лежат разноцветные цветы и на каждом цветочке лежит блок. «Пчёлки» собирают урожай мёда и несут его в улей. Дети с собранными блоками подходят к столу и кладут все блоки на стол.  «Пчёлкам предлагается навести в улье порядок – разложить блоки по какому-либо признаку. Воспитатель задаёт вопросы; как можно разложить блоки, по какому признаку?

( По цвету, по форме, по размеру.

                              Средняя группа

В этом году я продолжила играть с детьми с блоками Дьеныша в игры.

Ввела усложнение: кодовые карточки.

В начале года познакомила  детей с кодовыми карточками.  Кодовые карточки – это карточки, на которых условно обозначены свойства блоков: цвет, форма, размер, толщина.

Знакомству с кодовыми карточками помогли игры:

- «Карусель»,

- «Поезд»,

- «Цветы»,

- «Разноцветные шары»,

- «Волшебный ключик»,

- «Дерево» и другие.

                                        Игра «Карусель»

Воспитатель предлагает детям покататься на карусели. Но для этого нужно приобрести билеты.  

1 вариант. Дети покупают билеты – геометрические фигуры, дают фигуре характеристику по четырём признакам: форма, цвет, размер, толщина и занимают место на карусели.

2 вариант. Дети покупают билеты (кодовые карточки) и занимают место на карусели согласно купленному билету. Если ребёнок ошибается, то карусель не заводится.  Дети совместно исправляют ошибку. Катаясь на карусели, поют песню:

 Еле – еле, еле – еле

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом

                              Всё бегом, бегом, бегом.

 

                                        Игра «Цветы»

Воспитатель предлагает вырастить весенние цветы.

Дети делятся на три группы, и по схеме делают цветы, дают им названия: подснежник, тюльпан, нарцисс.

   

                                       Игра «Поезд»

Воспитатель предлагает детям купить билеты и занять места в настоящем поезде, составленном из стульчиков, согласно купленным билетам.

Билетами являются блоки, а каждое место обозначено кодовой карточкой. Можно наоборот.

Детям очень нравится играть в такие игры.  А сейчас, весной,  когда ребята хорошо усвоили свойства геометрических фигур, научились пользоваться кодовыми карточками, я начала  знакомить с кодом, обозначающим знак отрицания «не»:

- Не квадрат, значит круг, или треугольник, или прямоугольник;

- Не красный, значит синий, или жёлтый, или зелёный;

- Не большой, значит маленький и т. п.

Играем в игры:

- «Определи и разложи по цвету»,

- «Найди и разложи по форме».

                                     Литература

Панова Е.Н.

                   Дидактические игры – занятия в ДОУ

                                (младший возраст)

Панова Е.Н.

                   Дидактические игры-занятия в ДОУ

                                (старший возраст)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для педагогов по использованию "Блоков Дьенеша" в своей работе.

Статья и конспекты занятий с использованием "Блоков Дьенеша" в среднем,старшем и в подготовительном к школе возрасте....

Мастер-класс для родителей средней группы «Звездочки» по знакомству с логическими блоками Дьенеша «Давайте вместе поиграем»

Цель данного мастер-класса - повысить компетентность родителей в вопросах развития математических способностей детей. Познакомить родителей с логическими блоками "Дьенеша" и научить использовать их в ...

Использование блоков Дьенеша в образовательной работе с детьми средней группы

В данной статье рассматривается влияние блоков Дьенеша на развитие интеллектуальных способностей дошкольников среднего возраста...

Знакомство с логическими блоками Дьенеша «Давайте вместе поиграем»

Мастер-класс  для родителей  средней группы...

Мастер - класс для родителей средней группы по знакомству с логическими блоками Дьенеша «Влияние развивающих игр на интеллектуальное развитие дошкольников»

Мастер - класс для родителей средней  группы по знакомству с логическими блоками Дьенеша «Влияние развивающих игр на интеллектуальное развитие дошкольников»...

Мастер-класс для родителей подготовительной группы по знакомству с логическими блоками Дьенеша

Мастер-класс для родителей подготовительной группы по знакомству с логическими блоками Дьенеша"Использование игровых технологий для развития интеллектуальных и творческих способностей у детей дош...