РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ ЧЕРЕЗ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
статья (старшая, подготовительная группа)

Я предлагаю игры и игровые упражнения, направленные на активизацию речевого развития дошкольников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ ЧЕРЕЗ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Для того чтобы заниматься развитием речи Вашего ребенка, вовсе не обязательно усаживать ребенка за стол, создавать атмосферу урока. Существует много игр, в которые можно играть с малышом по дороге в детский сад, на прогулке, в транспорте.

Кроме этого, играя с ребенком, вы создаете дружеские доверительные отношения с Вашим малышом.

В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и себя самого, свое место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.

Речь является необходимым компонентом общения. Именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

Если самостоятельная речь у детей старшего дошкольного возраста находится на высоком уровне, то они в общении со взрослыми и сверстниками проявляют умение слушать и понимать обращенную речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно их задавать. Умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребенка к школьному обучению.

Я предлагаю игры и игровые упражнения, направленные на активизацию речевого развития дошкольников. Хочу заметить, что при проведении любой игры нужно помнить золотое правило - ребенку должно быть интересно и комфортно.

Игры на развитие звуковой культуры речи у детей 5-7 лет

Для развития речи у дошкольников подходят различные игры и упражнения на формирование фонетического слуха, умение правильно определить место звука в слове, словосочетании, предложении, либо подобрать слова с заданным звуком. Развивают речь у детей 5-6 лет игры и упражнения на определение количества слогов в слове или на развитие умения подобрать слова с заданным количеством слогов.

Игра на развитие речи «Придумай слово»

В процессе игры ребенок должен придумать слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством слогов, по схеме и т. д. Например, Нужно придумать как можно больше слов на звук [м] или [м']. И ребенок будет изо всех сил стараться придумывать слова. Но здесь необходимо учитывать один момент: если ребенок в силу каких-то причин не может подобрать слово, то нужно прийти ненавязчиво на помощь ребенку.

Игра на развитие речи «Строим цепочку»

Папа или мама придумывает любое слово. Затем ребенок должен придумать слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова. И так далее, пока не дойдут до первого игрока. В этой игре на первом этапе родители активно помогают ребенку правильно произнести слово (вместе с ними), выделяя очень четко последний звук в слове.

Игра на развитие речи «Ловушка»

Родители предлагают ребенку «открыть ловушки», т. е. приготовить руки. Папа или мама дает задание ребенку: если в слове услышишь заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т. е. хлопнуть в ладоши.

Игра на развитие речи «Поймай слог»

Папа или мама «бросает» ребенку слог, а он должен «превратить» его в слово.

Например: ПА — папа, ма — мама, ку — кукла, ар — арбуз и т. д.

Игровое упражнение «Раздели правильно»

Папа или мама говорит ребенку, что сейчас мы разделим слово на слоги. Для этого наши руки превратятся на время в «топорики». Далее нужно произнести слово правильно, при этом хлопая в ладошки и считая, сколько раз хлопнули, столько в слове и слогов.

Игровое упражнение «Назови самое короткое слово»

Назвать ребенку ряд слов (3 – 4 слова), например, снег, сосулька, проталина, весна, а ребенок должен назвать самое короткое слово.

Игровое упражнение «Назови самое длинное слово»

Назвать ребенку ряд слов (3 – 4 слова), например, утюг, холодильник, часы, пылесос, а ребенок должен назвать самое длинное слово.

Подготовила: воспитатель Кискина И.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД из опыта работы по теме: «Формирование коммуникативной компетенции дошкольников посредством развития диалога через игры и игровые упражнения»

ДОКЛАДиз опыта работыпо теме:«Формирование коммуникативной компетенции дошкольников посредством развития диалога через игры и игровые упражнения»...

Повышение познавательно - речевого развития детей младшего дошкольного возраста в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

Повышение познавательно - речевого развития детей младшего дошкольного возраста в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом. В настоящее время растет число не гово...

Семинар - практикум для воспитателей на тему: «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения»

Цель семинара – практикума: Формирование  мотивации  у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического восприятия через использование игр, игров...

Статья "Психомоторное развитие детей 4-5 лет в играх и игровых упражнениях с мячом"

Статья из сборника научных работ студентов, посвяшенный к 145-летию МПГУ.  "Проблемы дошкольного образования в научных исследованиях студентов"...

Семинар – практикум для педагогов по теме: «Развитие фонематического восприятия через игры и игровые упражнения у детей дошкольного возраста»

Формирование  мотивации  у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического восприятия через использование игр, игровых упражнений....