Развитие дыхательной и голосовой функции через игры и игровые упражнения
консультация по логопедии

Жарова Ирина Владимировна

Консультация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие дыхательной и голосовой функции через игры и игровые упражнения

        Дыхание – основа жизни. Правильное дыхание – основа здоровья и долголетия.  

         Различают три основные вида дыхания:

  1. реберное 

2) брюшное 

3) смешанное

          Наиболее правильным, удобным для речи является  смешанное дыхание.

        У детей дошкольного возраста механизм координации дыхания, фонации и артикуляции формируется постепенно.  

 

        Атака звука:

  • придыхательная (нарушение силы голоса; осиплый, тихий)  
  • твёрдая (реакция на что-то: нарушение тембра, силы)  
  • мягкая (физиологичный – одновременно выдыхаем и начинают колебаться голосовые складки). – НЕ ЧИТАЮ

Одной из важнейших задач коррекционно-развивающей работы с нашими детьми является выработка правильного физиологического и речевого дыхания, так как дыхание является энергетической основой нашей речи и звучания голоса. Голосовая функция человека тесно связана с дыхательной, так как с анатомической стороны и та и другая выполняются одними и теми же органами.

        Неправильное дыхание во время речи является частой причиной форсированности и неустойчивости голоса.

         В основные задачи по развитию голоса входит: развитие силы и динамического диапазона голоса, формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения, развитие мелодических характеристик голоса.

        Речевое дыхание считается неправильным, если выявляются следующие ошибки:

• подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе;

• слишком большой вдох;

• учащенность дыхания;

• укороченность выдоха;

• неумение делать незаметный для окружающих добор воздуха;

• неправильная осанка.                                        НЕ ЧИТАЮ

Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, то есть между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Вдох при речи короткий, легкий. Выдох — длительный, плавный.

        А сейчас остановимся на развитии речевого дыхания…

Цель дыхательных упражнений — научить детей быстро, бесшумно производить вдох и экономно, плавно расходовать воздух на выдохе.         

Работа носит комплексный характер. Статические и динамические дыхательные упражнения, предполагают решение следующих задач, которые вы видите на экране

  • Улучшение функции внешнего (носового) дыхания.
  • Вырабатка более глубокого вдоха и более длительного выдоха.
  • Развивать фонационный (озвученный) выдох.
  • Развивать речевое дыхание.
  • Тренировать речевое дыхание в процессе произнесения текста. НЕ ЧИТАТЬ

В ходе работы необходимо приучить детей делать вдох без напряжения, не поднимая плеч, чтобы вдох был мягким и коротким, но достаточно глубоким, а выдох длительным и плавным, без фиксации внимания на этих процессах. При этом следует постоянно напоминать детям, что говорить нужно только на выдохе.

Вся работа по коррекции дыхания осуществляется при взаимодействии следующих специалистов: логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, психолога. Для повышения эффективности следует вести эту работу систематически.

Виды работы представлены на слайде

1. Дыхательные пятиминутки

2. Специальные игры, как фрагмент логопедического занятия.

3. Дыхательные игры, как фрагмент физкультурного занятия.

4. Дидактические игры, как фрагмент занятия, проводимого воспитателем.

5. Голосовые упражнения и исполнение песен на музыкальных занятиях.

6. Использование дыхательных игр и упражнений вне занятий

7. Психологические тренинги.                        НЕ ЧИТАЮ

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Правила проведения работы по нормализации дыхания вы видите на слайде и в раздаточном материале

1. Заниматься только в проветренном помещении, до еды.

           2. Занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений;

            3. Не переутомлять ребенка, т.е. строго дозировать количество и темп упражнений, при недомогании лучше отложить занятия.

4. Не делать слишком большой вдох.

5. Следить, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею.

6. Ребенок должен ощущать движения диафрагмы, межреберные мышцы, мышцы нижней части живота.

7. Движения необходимо производить плавно, под счет. медленно.

8. Сочетать дыхательные упражнения с работой артикуляционного и голосового аппаратов.                           НЕ ЧИТАЮ                

Работа по формированию правильного физиологического и речевого дыхания у детей с речевой патологией осуществляется поэтапно.

I этап.

Цель: улучшение функции внешнего дыхания ребенка.        

На первом этапе дети приобретают навыки носового дыхания, осваивают первичные приемы дыхательной гимнастики – происходит подготовка к развитию  смешанного типа дыхания.

 

Пример 1. Упражнение «Бегемотик». Ребенок, находящийся в положении сидя, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый дает инструкцию: «Сядьте удобно, спинки прямые, положите ладонь на живот и почувствуйте, как он поднимается, когда Вы вдыхаете, и опускается, когда Вы выдыхаете. Дышим носом!» и сопровождает действия ребенка рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики,

То животик поднимается, то животик опускается.   ИГРАЕМ

II этап.

Цель: выработка у детей более глубокий вдох и более длительный выдох. (работа над звукопроизношением)

Дети приобретают навыки плавного и длительного выдоха через рот, тренируют силу выдоха.

Пример 1. Используются иллюстрации со сказочными сюжетами. Например, «Помоги ёжику найти грибы» или эпизод «Встреча колобка с лисой» из сказки «Колобок» представлен в следующем виде: на картинке изображена лиса перед пустым пеньком, а плоскостной колобок накладывается на пенек. Предлагается «спасти колобка». Ребенок делает вдох через нос и плавным выдохом через рот сдувает колобка с пенька. Аналогично можно использовать сюжеты других  сказок.        

Пример 2. Плыви, кораблик!

Пример 3. Упражнение «Лети пёрышко». Ребенок кладет на ладонь легкую пушинку, делает вдох через нос и начинает, медленно выдыхая через рот, поддувать вверх пёрышко (снежинку, пушинку, листочек и т.д.), упражнение можно сопровождать музыкой.

Предлагаю поиграть…. Представьте, что у вас на ладони пёрышко (пушинка, листик, снежинка – кому что больше нравится)…….

Формировать длительную и плавную воздушную струю на выдохе помогает тактильный контроль:

  • наматывание нитки на клубок;
  • поднесение тыльной стороны ладони ко рту;
  • движение руками по графическим схемам: горки, дорожки, спирали.

III этап.

Цель: развитие фонационного выдоха.

На этом этапе дети знакомятся со звуковыми дыхательными играми. Сначала тянутся гласные звуки, с изменением силы голоса, с разной интонацией. Затем – согласные звуки. Для упражнений берутся только те звуки, которые ребенок правильно произносит.

Звуковые дыхательные игры могут выполняться ребенком ежедневно, как элемент зарядки в детском саду и дома. Эти игры могут быть включены в занятия по формированию правильного звукопроизношения.

Пример 1. Игра «Обезьянка». Проводится перед зеркалом. Взрослый говорит детям: «Представьте, что на вас смотрит обезьянка и все за вами повторяет». Можно мимикой изобразить радость, удивление, обиду и произносить на выдохе гласные звуки: [О] - удивились; [У] - обиделись; [А] - обрадовались.

Пример 2. Игра «Большой – маленький» (твёрдость – мягкость звуков). Детям показываются парные предметные картинки "большой – маленький". Объясняется, что большой воздушный шар спускает воздух со звуком [Ф], а маленький – [Ф’] и предлагается воспроизвести звуки поочередно на выдохе. Другие варианты парных картинок: пожарный шланг и душевой шланг ([С], [С’]), ветряная мельница и комнатный вентилятор ([В], [В’]).

IV этап

Цель: развитие речевого дыхания.        

На четвёртом этапе дети сначала обучаются в процессе выдоха произносить слоги и отдельные слова, затем фразы, поговорки и скороговорки.

На первых занятиях используется невербальная инструкция: быстрое движение руки с раскрытой ладонью вверх, означающее начало быстрого вдоха через рот. По мере того, как дети начинают самостоятельно выполнять вдох перед речью, количество таких инструкций сокращается.

Пример 1.  Игра «Дразнилка».

Пример 2. Игра «Эхо». Дети делятся на две команды и встают в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей громко произносит звук (слог, слово), а другая повторяет его тихо. Рекомендуется употреблять гласные звуки и их сочетания, открытые слоги, двух- и трехсложные слова без стечения согласных: «А. АУ. МАМА. КУБИКИ.»

Пример 3. «Поезд» Дети произносят слово "мама" (ставится 1-й вагончик), а затем предлагается произнести слово "мыла" (ставится 2-й вагончик). Аналогично произносятся фразы из трех, четырех слов, разучиваются поговорки и скороговорки.

Например при автоматизации [Щ]. Щегол. Щегол щебетал. Щегол щебетал в роще. Щегол щебетал в цветущей роще. Щегол щебетал в цветущей роще, а щеглёнок пищал. Щегол щебетал в цветущей роще, а щеглёнок пищал в зеленеющей чаще. 

V этап.

Цель: тренировка речевого дыхания в связной речи        

        На заключительном этапе развитие речевого дыхания и голосоведения осуществляется в связной речи в ходе различных игр и упражнений на координацию речи и движения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правила проведения работы по нормализации дыхания 1. Заниматься только в проветренном помещении, до еды 2. Не переутомлять ребенка, т.е. строго дозировать количество и темп упражнений, при недомогании лучше отложить занятия 3. Не делать слишком большой вдох 4. Следить, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею 5. Ребенок должен ощущать движения диафрагмы, межреберные мышцы, мышцы нижней части живота 6. Движения необходимо производить плавно, под счет. медленно 7. Сочетать дыхательные упражнения с работой артикуляционного и голосового аппаратов Виды работы 1. Дыхательные пятиминутки (перед завтраком, после дневного сна…) 2. Специальные игры, как фрагмент логопедического занятия 3. Дыхательные игры, как фрагмент физкультурного занятия 4. Дидактические игры, как фрагмент занятия, проводимого воспитателем 5. Голосовые упражнения и исполнение песен на музыкальных занятиях. 6. Использование дыхательных игр и упражнений вне занятий (утренняя гимнастика, прогулки, развлечения) 7. Психологические тренинги Этапы работы I этап Цель: улучшение функции внешнего дыхания ребенка В процессе занятий дети получают знания о том, что: дышать надо носом; нельзя поднимать плечи при вдохе; в дыхании должен активно участвовать живот. II этап Цель: выработка у детей более глубокого вдоха и более длительного выдоха В процессе занятий дети получают знания об основных дыхательных процессах: вдох и выдох и о том, что силу выдоха можно тренировать. Дети приобретают навыки плавного и длительного выдоха через рот, тренируют силу выдоха. III этап Цель: развитие фонационного (озвученного) выдоха Внимание детей направляется на звучание голоса в процессе выдоха. IV этап Цель: развитие речевого дыхания Этот этап является базовым в логопедической работе по планированию и формированию речевого высказывания. Дети сначала обучаются в процессе выдоха произносить слоги и отдельные слова, затем фразы из двух, а далее из трех-, четырех слов, поговорки и скороговорки. V этап Цель: тренировка речевого дыхания в процессе произнесения текста

Слайд 2

На лужайке На зелёной на лужайке Заиграла балалайка (стоят лицом в круг, изображают игру на балалайке) Заиграла дудочка, Дудочка - погудочка (изображают игру на дудочке) В сарафане красненьком Заплясала Настенька. (пляшут) Весёлые движения Я люблю играть в футбол, Забивать в ворота гол (имитация удара ногой по мячу) Я играю в баскетбол, (имитация броска мяча в кольцо) И, конечно, в волейбол. (имитация паса в волейбол) Полёт на шаре Все дети во сне летают (дети поднимаются на носочки и тянут руки с мячом вверх) К звездам полететь мечтают Мы подрастаем, пока летаем (дети двигаются по кругу с мячами в руках) Мы подрастаем, пока мечтаем (дети поднимаются на носочки, тянутся мячом вверх и делают вращения вокруг себя) Дом Стук -стук- постук, раздается где то стук. Молоточки стучат, строят домик для зайчат - Вот с такою крышей, (ладошки над головой) Вот с такими стенами, (ладошки около щёчек) Вот с такими окнами, (ладошки перед лицом) Вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом) И вот с таким замком! (сцепили ручки) Облако Беленькое облако (округленные руки перед собой) Поднялось над крышей (поднять руки над головой) Устремилось облако (подтянуться руками вверх) Выше, выше, выше ( плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону) Ветер это облако Зацепил за кручу. Превратилось облако в грозовую тучу. (руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть) Развитие дыхательной и голосовой функции через игры и игровые упражнения

Слайд 3

Каждый человек, а тем более тот, кто использует голос профессионально, должен знать срочные меры, необходимые при появлении признаков простуды, и своевременно принимать их. Это так называемая доврачебная помощь. Ф. Г. Тагирова (1988) предлагает следующие мероприятия. 1. Горячие ножные ванны первые три дня (если нет противопоказаний для тепловых процедур). В более поздние сроки такие ванны уже бесполезны. 2. Горчичники на область грудины, спины, икр и подошв. 3. Домашние ингаляции — заварить кипятком одну-две столовые ложки листьев эвкалипта, шалфея или ромашки, добавить туда пять таблеток валидола. Сосуд с содержимым накрыть воронкой из толстой бумаги, узкое ее горлышко взять в рот и дышать, пока жидкость горячая. После тепловых процедур нельзя выходить на холодный воздух. В настоящее время в аптеках имеется широкий выбор ингаляторов, которыми можно пользоваться. Полезны полоскания горла раствором ромашки, шалфея, эвкалипта, календулы. На один стакан кипятка берется столовая ложка травы, настаивается около часа. Полоскать следует теплым настоем через каждые 2 ч. Благотворно действует на слизистую оболочку глотки сок красной свеклы: выжать сок, сделать его раствор из расчета две чайных ложки на стакан теплой воды и полоскать им горло. Другой способ приготовления полоскания — измельчить небольшую свеклу, заварить ее стаканом кипятка, тепло укрыть настой, чтобы он лучше настоялся, или приготовить его в термосе. Теплый, но не горячий настой использовать для полоскания в течение дня. Многие жалуются на постоянную или периодическую сухость в горле. Такие ощущения иногда возникают после длительной голосовой нагрузки, а у некоторых они постоянны, если ранее была операция по удалению миндалин. Люди часто без совета специалиста закапывают в нос масло. Несмотря на безобидность таких манипуляций следует знать, что нельзя закапывать облепиховое масло. Оно вызывает еще большую сухость, так как показано для лечения мокнущих ран. Даже при тяжелых формах ларингита его применяют лишь в смеси с другими маслами. Поэтому для смягчения горла надо употреблять оливковое, персиковое масло, масло шиповника. Лаврова Е.В. Логопедия. Основы фонопедии


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД из опыта работы по теме: «Формирование коммуникативной компетенции дошкольников посредством развития диалога через игры и игровые упражнения»

ДОКЛАДиз опыта работыпо теме:«Формирование коммуникативной компетенции дошкольников посредством развития диалога через игры и игровые упражнения»...

Описание опыта работы по теме "Приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками через игры и игровые упражнения"

В данной работе я описала как приобщить детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками через игры и игровые упражнения"...

Семинар - практикум для воспитателей на тему: «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения»

Цель семинара – практикума: Формирование  мотивации  у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического восприятия через использование игр, игров...

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ ЧЕРЕЗ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Я предлагаю игры и игровые упражнения, направленные на активизацию речевого развития дошкольников....

Семинар – практикум для педагогов по теме: «Развитие фонематического восприятия через игры и игровые упражнения у детей дошкольного возраста»

Формирование  мотивации  у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического восприятия через использование игр, игровых упражнений....

Развитие физических качеств у дошкольников в плавании через игры и игровые упражнения на воде.

Плавание и упражнения в воде являются эффективным средством физического воспитания и закаливания организма ребенка. Плавание гармонично развивает и укрепляет организм человека, способствует увеличению...